Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Класс: 8 Предмет: Информатика и ИКТ

Раздел: Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Тема урока

Файл и файловая система

Планируемый результат

Предметные

Знать:

-понятия: файл, расширение, тип файла, имя файла, ярлык, файловая система;

Общие представления о хранении файлов.

Уметь:

- осуществлять основные операции над файлами - классифицировать файлы по типу и назначению

- составлять дерево файловой системы;

- отслеживать путь по файловой системе

Метапредметные

Коммуникативные - умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

Регулятивные-

Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

познавательные - умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Личностные

Личностные- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, ответственного отношения к учению, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Основные термины и понятия

Файл, расширение, тип файла, имя файла, каталог, файловая система

Проблема урока

Нужно ли задавать расширение, создаваемому файлу?

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся


Что делают?

УУД



Что делать? (сделать?)

Орг. момент

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

Учатся приветствовать в соответствии с этикетными нормами

Личностные: самоорганизация

Актуализация знаний

- Прежде чем записать в тетради тему сегодняшнего урока ответьте на вопросы:

-Что такое программное обеспечение компьютера? (совокупность всех программ, установленных на компьютере)

-А для чего нам необходимы программы? (для обработки различных данных)

-Что такое данные? (данные - это информация, представленная в пригодном для компьютера виде - двоичном коде)

-Какие вы знаете виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео)

-А как вы думаете, где в компьютере хранятся все программы и данные (в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках)

-Посредством чего осуществляется хранение информации на дисках? (файлов)

-Запишем тему урока «Файл и файловая система»

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему в тетрадь.

Познавательные: выделять существенную информацию из слов учителя. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

-Вспомните, что называется файлом?

-Как и для любого объекта, главной характеристикой файла является что?

-Из каких элементов состоит имя файла?

- На что указывает расширение файла?

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают определение файла в тетрадь.

Регулятивные: ставить и

формулировать для себя новые

задачи в познавательной

деятельности;

Предметные: строить логическое рассуждение, умозаключение

и делать выводы, умение структурировать материал

Планирование

Организует планирование. Предлагает закончить предложение:

1.Знать…

2.Уметь…


Регулятивные: Самостоятельно планировать пути достижения целей

«Открытие нового знания»

- Как вы различаете файлы в их разнообразии?

-Из каких элементов состоит имя файла?

- Какие правила присвоения имен файлам вы знаете?

(демонстрируется слайд с правилами присвоения имени файлам:

  1. Разрешается использовать до 255 символов.

  2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского.

  3. Разрешается использовать пробелы и другие символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"<>|.

  4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.)

Работа с таблицей «Расширение

файлов» (таблица демонстрируется на сайде)

Тип

Значение

.exe, .com

Исполняемые файлы (запускает программу)

.sys, .drv

Системные файлы

.doc, .txt

Файл содержит текстовую информацию

.bmp, .jpg, .gif

Файл содержит графическую информацию

.avi

Файл содержит видеоизображение

.wav, .mp3, .mid

Файл содержит звуковую информацию

.bac, .pas

Файлы на языке программирования

.zip, .rar

Архивные

Задание 1: Вычеркните недопустимые имена файлов:

1) Index*.doc

2) Lin?exe

3) kyky.bmp

4) A.b.txt

5) Comp.doc

6) .gif

7) Work/x.ppt

8) Con.gif

9) Ура!.txt

10) 12>13.rar

- На что указывает расширение файла?

Задание 2. На рабочем столе найдите папку «Урок файлы» (В папке Урок файлы находятся файлы:

1. Файл игра.exe

2. Файл игра.txt

3. Файл игра.bmp

4. Файл игра.avi

5. Файл игра.wav)

Определите файл, в котором может быть записан текст инструкции к игре (2 - текстовая информация).

Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 - программа).

Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3 - графическая информация).

Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация).

Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).

- Может ли пользователь упорядочить файлы, хранящиеся на компьютере? Каким образом?

- На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Учитель демонстрирует примеры полных имен файлов:)

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

Задание 3. Напиши полные имена файлов:

Письмо, Море, Интересный фильм Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Задание 4. Постройте дерево каталогов. C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

(Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.)

-Какие действия можно выполнить с файлами и папками? (создать, удалить и т.д.) (Учитель раздает карточки с инструкцией по выполнению действий с папками, файлами).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Услышав имя текстового файла - закройте глаза, звукового - откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt.

Услышав имя папки - встаньте на правую ногу, имя файла - на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 8 а класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc.

- Итак, мы изучили основные моменты, касающиеся имени и адреса файла, а теперь переходим к новому понятию - файловая система.

Демонстрация презентации «Файловая система»

Отвечают на вопросы учителя.


Слушают, запоминают.




Один учащийся выполняет задание на доске, остальные на карточках.




Слушают учителя, отмечают какие типы файлов им известны.







Выполняют задания индивидуально на компьютерах.







Отвечают на вопросы учителя. Записывают определение файловой системы в тетрадь.












Учащиеся записывают примеры полных имен в тетрадь. Называют в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.


Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.










Слушают, запоминают.

Коммуникативные: - умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

Регулятивные: - умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

Предметные: - умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Применение нового знания

Практическая работа.

  1. На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.

  2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.

  3. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки.

  1. C:\Информатика\Урок\Конспект.doc

  2. C:\Новый год\Елки2.mp3

  3. C:\Рисунки\Пингвин.jpg

  1. Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Елки1, 3) в Птицы.

  2. В тетрадях постройте получившееся дерево каталогов.

Выполняют практическую работу, при необходимости обращаются к учителю за помощью.

Предметные: Уметь применять полученные знания на практике. Умение выделять необходимую информацию, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: Умение работать в группе.

Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Соотнесение выполненного задания с образцом. Внесение при необходимости коррективы.

Контроль и коррекция результатов

- Подведем итог:

- Вся информация на дисках хранится в…?

- На содержимое файла указывает…?

- Расширение файлу задает та программа, в которой был…?

- Файлы объединяются в…?

- Каталоги (папки) в свою очередь также можно объединять в …?

- Набор соглашений, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях называется…?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами:

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Рефлексия

- Продолжите фразы:

сегодня я узнал…

у меня получилось легко…

Было трудно…

Делают выводы.

Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения




















общее и различное в традиционном уроке формирования знания и уроке «открытия» нового знания








Структура урока формирования и совершенствования знаний:


Структура урока «открытия» нового знания,


  1. Организационный этап

1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.


2) этап актуализации и пробного учебного действия;

  1. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.


3) этап выявления места и причины затруднения

  1. Актуализация знаний.


4) этап построения проекта выхода из затруднения

  1. Введение новых знаний.

5) этап реализации построенного проекта;

6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;


7) Оперирование знаниями в новых ситуациях

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;


  1. Обобщение и систематизация знаний.

8) этап включения в систему знаний и повторения;


  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


  1. Определение и разъяснение домашнего задания



© 2010-2022