Конспект, анализ УМК Гармония

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ УМК 1 классами

1.Образовательная система «Гармония» представлена системой учебников (заключение Российской академии образования № 01-5/7д-801 от 25.10.2011г. стр.1, стр.2):

  1. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина. Букварь.

  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык.

  3. О. В. Кубасова. Литературное чтение.

  4. В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева. Французский язык.

  5. Н. Б. Истомина. Математика.

  6. Н. К. Нателаури, С. С. Маранин. Информатика и ИКТ.

  7. О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Окружающий мир.

  8. Н. М. Конышева. Технология.

  9. Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев. Изобразительное искусство.

  10. М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. Музыка.

  11. Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. Физическая культура.

  12. Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники, учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения планируемых результатов образования.

umk-garmoniya.ru/index.php

2. В учебниках реализуется деятельностный подход :

  • планирование своих действий, осознанно их выполнять, осуществление самоконтроля (итоговый и пошаговый), самооценка.

  • активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

  • организация совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;

  • обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Этому служат, имеющиеся в учебниках алгоритмы для работы над различными видами деятельности; памятки для обучения какому-либо действию; описание последовательности работы и др.

3.Имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

Учебники содержат вопросы проблемного характера, предполагающие высказывание обучающимися противоположных точек зрения, поэтому на уроках возникают дискуссии, требующие поиска детьми аргументов (в тексте, в жизненном опыте) для обоснования собственной точки зрения. Вопросы к текстам постоянно сопровождаются подвопросами «Почему?», заданиями «Поясни свое мнение», что предполагает поиск обучающимися аргументов в изучаемых текстах.

4. Структура учебников обеспечивает индивидуальную, групповую, парную, коллективную формы организации УД. Методический аппарат учебников (например, чтения) содержит разнообразные задания, выполнение которых предполагает индивидуальную работу обучающихся (словесное, музыкальное и графическое рисование, составление плана текста, все виды пересказа и др.), групповую деятельность (напр., игра «Радиотеатр», игра «Театр»), а также коллективную, фронтальную формы выполнения заданий (беседа, конкурсы чтецов, работа с книжной выставкой…). На обеспечение индивидуальной работы кроме учебников направлены имеющиеся в данном комплекте рабочие тетради и тесты.

5. Система разнообразных форм организации УД:

Задания в учебниках и в рабочих тетрадях расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрена поэтапная отработка способов действий. Кроме того, в выполнении заданий прослеживается постепенный переход от совместной формы выполнения (с учителем и сверстниками) ко все более самостоятельной. Непосредственно в начале обучения детям в учебниках предоставлена бо́льшая методическая помощь, чем впоследствии, что предполагает постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

6. Например, УМК по чтению обеспечивает выполнение предметных результатов, поскольку содержит упражнения, вопросы и задания, направленные на формирование всех необходимых компонентов читательской самостоятельности. В нем есть специальные упражнения и задания для формирования навыка чтения (осознанности, правильности, беглости и выразительности чтения); умений работы с различными по жанрам художественными и познавательными текстами (анализ содержания и образных средств языка, выделение главного и второстепенного, составление плана и различных видов пересказа, выделение ключевых слов и мн. др.); умения ориентироваться в мире книг (работа с обложкой, титульным листом, прикнижной аннотацией, каталогом и т.п.). Достижение метапредметных результатов обеспечено самой сущностью учебного предмета, поскольку чтение, являясь одним из видов речевой деятельности, представляет собой ведущий способ сбора и освоения информации, в том числе и при использовании компьютерных технологий. Кроме обучения различным видам чтения (творческому, ознакомительному, поисковому, просмотровому, изучающему), в учебнике предусмотрены задания, формирующие различные способы обработки информации, например:

  • выделение ключевых слов (с 1 кл.),

  • выделение главного (с 1 кл.),

  • составление плана (с 1 кл.),

  • ранжирование информации (со 2 кл.),

  • пересказ прочитанного (подробный - с 1 кл., творческий - со 2 кл., выборочный - с 3 кл., краткий - с 4 кл.)

  • сжатие информации (с 3 класса) и т.д.

7. В УМК учтены личностные и социальные интересы современных детей. Это выражается в подборе учебного материала. Материалы, составляющие учебник, соответствуют возрастным возможностям обучающихся, с интересом читаются ими. Этому способствует разнообразная тематика, охватывающая различные аспекты внутреннего мира детей и современной им действительности.

8. Подробный методический аппарат учебников содержит вопросы и задания не только обучающего характера; часть из них используется учителями для оценки достижений обучающихся. Кроме того, оцениванию результатов обучения способствует применение на уроках рабочих тетрадей, входящих в данный УМК. В тетрадях, помимо текущих заданий, позволяющих проверять качество усвоения учебного материала, имеются проверочные работы к изученным разделам.

Наиболее эффективны для прослеживания динамики личных тестовые задания, входящие в УМК. Они составлены для каждого года обучения и снабжены методическим приложением для учителя, содержащим не только ответы на тесты, но также систему оценивания, соответствующую разным этапам формирования самостоятельности учащихся. Здесь же имеются «Листы контроля», заполнив которые учитель увидит картину всего класса в целом по наиболее существенным параметрам обучения.

9. 1) Личностные.

а) Смыслообразование. («Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? Задай этот вопрос своим близким» - 1 кл., «Для чего (для кого) учишься ты?» - 2 кл.)

б) Нравственно-этические. («Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»? - 3кл., «Можно ли согласиться со Сказочником, что «стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого»?; «Что остается на Земле после людей?» - 3 кл.)

в) Самопознание и самоопределение. («Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом» - 3 кл.; «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?» - 3кл.; «Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с тобой происходили неприятности?» - 3 кл.; «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?» - 4 кл.)

2) Регулятивные.

а) Целеполагание, планирование. («Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?» - 2-4 классы)

б) Прогнозирование. («Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ» - 3 кл.; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?» - 3 кл.)

в) Контроль (волевая саморегуляция). («Что ты делаешь, когда на душе плохо? Как ты выходишь из этого состояния?» - 4 кл.; «Составь план той части, которая посвящена князю Владимиру. Постарайся не упустить ничего важного» - 4 кл.)

г) Коррекция. («Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование) - 2, 3 кл.; «Проверь, всё ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана» - 4 кл.)

д) Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет). («Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого» - 2, 3, 4 кл.; «Перечитай текст и отметь то новое, что ты узнал о деревьях русского леса» - 4 кл., «Перечитай статью и отметь то, что тебе непонятно» - 4 кл.)

3) Общепознавательные.

а) Общеучебные. («Найди и прочитай, почему мы зовем Россию - отечеством, - родиной, - матерью» - 2 кл.; «Перечитай текст и на полях отметь одной вертикальной чертой те фрагменты, в которых описывается Зевс, двумя вертикальными чертами описание Олимпа» - 4 кл.; «Из статьи, рассказывающей о ели, выбери опорные слова (подчеркни их в тексте или выпиши). Перескажи статью о ели по опорным словам» - 4 кл.; «Выбери из текста и прочитай только то, что относится к теме «Космос и животные» - 4 кл.; «Кратко перескажи. При подготовке к пересказу пользуйся памяткой…» - 4 кл. и т.д.)

б) Логические. («Что объединяет две последние сказки?» - 2 кл.; «Что Сент-Экзюпери считает в людях важным, а что - нет?»; «Почему автор так серьезно отнесся к проблеме баобабов? Не подразумаевает ли он под баобабами нечто важное, имеющее отношение к человеку? Что именно?»; «В следующей части сказки прочитай о путешествиях Маленького принца и подумай, чем отличается каждый из обитателей астероидов» - 4 кл.)

4) Коммуникативные.

а) Планирование учебного сотрудничества. («Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию» - 3, 4 кл.; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется - используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими» - 4 кл.; «Выпиши непонятные слова из этого текста на отдельные карточки и, по мере узнавания их смысла, заполняй эти карточки. На одном из уроков поделись с одноклассниками собранным материалом» - 4 кл.)

б) Постановка вопросов. («Поставь вопросы к статье. Для этого: - перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; - сформулируй вопросы; - задай вопросы одноклассникам» - 4 кл.; «Придумай вопросы на тему: «Что из чего». Если можешь - отвечай на них. Много ответов ты найдешь в познавательной литературе» - 4 кл.)

в) Построение речевых высказываний. («Придумай свою небывальщину» (загадку, считалку) - 1 кл., «Придумай продолжение этой истории» - 2, 3 кл.; «Придумай сказку по подобной сюжетной схеме» - 3 кл., «Придумай другую сказочную историю с персонажами этой сказки» - 3 кл.; «Подготовь сообщения об Олимпе и Зевсе» - 4 кл., «Найди описание скафандра. Представь, что ты учитель и должен интересно и понятно рассказать ученикам о скафандре. Подготовься и расскажи» - 4 кл.)

г) Лидерство и согласование действий с партнером. («Распределите с одноклассниками роли и проведите игру «Радиотеатр» («Театр») - 2-4 классы)

10. Детям предлагаются задания на поиск информации, стимулируется их обращение к познавательной литературе, регулярно даются задания на поиск материалов по определенным параметрам. Методическим аппаратом учебников и рабочих тетрадей, начиная с 1 класса, предусмотрено обучение учащихся ориентировке в мире книг по обложкам, титульному листу, оглавлениям, аннотациям. Во 2 классе этому посвящен специальный раздел «В мире книг», где закладываются основы читательской самостоятельности. Учебники содержат алгоритмы и памятки, в опоре на которые учащиеся могут самостоятельно осваивать определенные программой способы учебных действий.

11. Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие памятки, имеющиеся в учебнике. Кроме того, на выработку привычки к самоконтролю влияют такие упражнения, регулярно встречающиеся в учебнике и в рабочей тетради, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также рекомендация использования методического приема «Чтение до первой ошибки». Чтобы учащиеся приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), они регулярно включаются в контрольно-оценочную деятельность, на что направлены такие вопросы учебника: «Как ты думаешь…?», «Как ты оцениваешь …?», «Согласен ли ты с мнением? Обоснуй свой ответ», «Как бы ты поступил?», «Оцени своё выступление: что получилось, а что нет? Что оказалось трудным?», «Нравится ли тебе твоё сочинение? Чем именно? Что хотелось бы переделать?» и т.п. Формированию действия контроля (самоконтроля) способствует использование входящих в данный УМК тестов. Сборник тестов для каждого года облучения начинается со статистического листа «Мои результаты», который заполняется в течение учебного года по мере прохождения тестирования.

12. Главное средство мотивации УМК по чтению - содержащиеся в нем интересные, близкие детям произведения и посильные задания. В учебниках имеются пословицы, формирующие мотивацию («Книга - лучший друг», «Ученье - свет, а неученье - тьма» - 1 кл., «Учение - путь к умению», «Чтение - вот лучшее учение» - 2 кл. и т.п.). В учебниках находится много произведений на тему школы, обучения. Вопросы и задания направлены на создание мотивации к чтению, обучению, например: «Назови свою любимую книгу. Чем она тебе нравится?» (1 кл.); «Для кого и для чего учишься ты?» (2 кл., после рассказа В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится»).

13. Методический аппарат учебников содержит разнообразные задания, выполнение которых предполагает групповую деятельность. Кроме того, в рамках учебного сотрудничества проводятся беседы, конкурсы, работа с выставками, обсуждение творческих работ учащихся. Социальному развитию детей способствует чтение и обсуждение поучительных сказок, басен, рассказов на тему дружбы и товарищества (Л. Н. Толстой «Два товарища», В. Росин «Друзья познаются в беде», Е. Пермяк «Самое страшное», А. Барто «Рыцари» и мн. др.), знакомство с повестью А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и с рядом других произведений соответствующей тематики.

14. Достаточное количество разнообразных творческих заданий, входящих в учебник, содержат задания, стимулирующие творчество учащихся. На страницах учебника имеются вопросы и задания, которые способствуют виртуальному «присвоению» детьми человеческого опыта, тем самым способствуя их развитию. Во-первых, это вопросы и задания учебника, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, а во-вторых, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии, типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?»; и т.п.

Для обеспечения дифференцированного подхода при обучении в учебники введен значок, который обозначает задания факультативного характера, предназначенные для хорошо подготовленных учащихся. Они выполняются по желанию. Обеспечению индивидуальной работы с учащимися способствуют входящие в данный УМК рабочие тетради и тесты.

15. Нет.

16. В математике недостаточно заданий на отработку ЗУН.

17. Не изменились, т.к. данный УМК был изначально составлен под требования, которые позднее были прописаны в ФГОС.



© 2010-2022