- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма»
Конспект урока по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Килымнык О.В. |
Дата | 11.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Алгоритм, свойства алгоритма. 9 класс. УМК Угринович Н.Д.
Цели урока:
-
сформулировать понятие алгоритма,
-
выделить свойства алгоритма и способы представления алгоритмов;
-
сформировать умение строить блок-схемы алгоритмов на примере жизненных ситуаций,
Ход урока:
-
Оргмомент
-
Проверка домашнего задания (работа по карточкам)
-
Изучение нового материала: (конспект материала в тетради)
Понятие алгоритма так же фундаментально для информатики, как и понятие информации.
Само слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль - Хорезми (787 - 850). Им были предложены приемы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приемы назвали алгоритмами, от латинского написания имени аль - Хорезми - Algorithmi. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.
Давайте попробуем сформулировать понятие алгоритм.
(ответы учащихся)
Алгоритм - конечная последовательность понятных для исполнителя действий, выполняемая со всевозможными исходными данными и направленная на получение результата.
Учащиеся выделяют в определении ключевые слова (последовательность действий, исполнитель, результат). Делают вывод, что отсутствие одного из элементов превращает алгоритм в бессмысленный набор действий.
Кто может быть исполнителем? Одушевленные или неодушевленные объекты.
Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд. Команды которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя - СКИ.
Система команд исполнителя (СКИ) - это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.
Среда исполнителя - обстановка, в которой функционирует исполнитель.
Свойства алгоритма:
-
Дискретность (прерывность, раздельность) - разбиение алгоритма на шаги;
-
Понятность - каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю;
-
Результативность - получение результата за конечное число шагов;
-
Массовость - использование алгоритма для решения однотипных задач.
-
Детерминированность - четкая последовательность команд.
Обсуждение каждого пункта, определение их необходимости для существовоания алгоритма.
-
Закрепление материла:
Работа учащихся со слайдом. Предложены несколько исполнителей, для каждого из которых надо назвать СКИ и среду исполнителя.
Динамическая пауза
Учащиеся выполняют последовательность действий, представленных на экране.
Задание 1
Моргните глазами три раза. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите вправо. Посмотрите влево. Моргните три раза
Задание 2.
-
Сожмите ладони в кулак
-
Разожмите ладони
-
Сделайте пять круговых движений кистями рук в одну сторону
-
Сделайте пять круговых движений кистями рук в другую сторону
По окончанию выполнения учащиеся делают вывод о разных способах записи алгоритма: словесное описание, план действий.
Существует также графический способ записи алгоритма, который называется блок-схема (запись определения в тетради)
Используются геометрически фигуры для обозначения, каких - либо команд, называемых блоками.
Начало, конец алгоритма
Ввод, вывод данных
Последовательность команд, действия
Условие
С помощью стрелок обозначается движения по алгоритму.
-
Самооценка
-
Рефлексия
-
Применение полученных знаний
Задача: исполнить команды алгоритма при а=1, b=2, с=3
-
умножить b на b. результат записать в R1 ; {R1=4}
-
умножить а на с, результат записать в R2; {R2=3}
-
умножить 4 на R2. результат записать в R3; {R3=12}
-
вычесть R3 из R1. результат записать в d (d= -8)
Восстановим формулу вычисления: d=Rl-R3=b*b-4*R2:=b2-4ac
Что получается? (дискриминант квадратного уравнения. )
Это пример формального исполнителя алгоритма.
Задача2 Нарисовать блок-схему для возведения любого целого числа в квадрат.
-
Самооценка
-
Рефлексия
-
Подведение итогов:
- интересна ли Вам тема урока?
- что особенно впечатлило?
Куда можно применить данную тему?
Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока.
Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а учеников думающих и умеющих рассуждать.
Оценки за работу на уроке …
Всем спасибо за урок. Урок окончен.
Домашнее задание:
Параграф 4.1.1, 4.1.2.
Построить в тетради блок-схему алгоритма «Вставка таблицы в Word »