Конспект урока по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма»

"Описание материала: Урок информатики в 9 классе. УМК Угринович Н.Д Цель урока: формировать знания о понятии «алгоритм» Задачи урока: Образовательные: сформулировать понятие алгоритма выделить свойства алгоритма и способы представления алгоритмов Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать знания, выделять главное развивать творческую активность учащихся Воспитательные: воспитывать интерес к знаниям воспитывать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор План урока: Орг...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Алгоритм, свойства алгоритма. 9 класс. УМК Угринович Н.Д.


Цели урока:

  1. сформулировать понятие алгоритма,

  2. выделить свойства алгоритма и способы представления алгоритмов;

  3. сформировать умение строить блок-схемы алгоритмов на примере жизненных ситуаций,

Ход урока:


  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания (работа по карточкам)

  3. Изучение нового материала: (конспект материала в тетради)


Понятие алгоритма так же фундаментально для информатики, как и понятие информации.

Само слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль - Хорезми (787 - 850). Им были предложены приемы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приемы назвали алгоритмами, от латинского написания имени аль - Хорезми - Algorithmi. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.

Давайте попробуем сформулировать понятие алгоритм.

(ответы учащихся)

Алгоритм - конечная последовательность понятных для исполнителя действий, выполняемая со всевозможными исходными данными и направленная на получение результата.

Учащиеся выделяют в определении ключевые слова (последовательность действий, исполнитель, результат). Делают вывод, что отсутствие одного из элементов превращает алгоритм в бессмысленный набор действий.

Кто может быть исполнителем? Одушевленные или неодушевленные объекты.

Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд. Команды которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя - СКИ.

Система команд исполнителя (СКИ) - это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

Среда исполнителя - обстановка, в которой функционирует исполнитель.

Свойства алгоритма:

  1. Дискретность (прерывность, раздельность) - разбиение алгоритма на шаги;

  2. Понятность - каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю;

  3. Результативность - получение результата за конечное число шагов;

  4. Массовость - использование алгоритма для решения однотипных задач.

  5. Детерминированность - четкая последовательность команд.

Обсуждение каждого пункта, определение их необходимости для существовоания алгоритма.

  1. Закрепление материла:

Работа учащихся со слайдом. Предложены несколько исполнителей, для каждого из которых надо назвать СКИ и среду исполнителя.

Динамическая пауза

Учащиеся выполняют последовательность действий, представленных на экране.

Задание 1

Моргните глазами три раза. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите вправо. Посмотрите влево. Моргните три раза

Задание 2.

  1. Сожмите ладони в кулак

  2. Разожмите ладони

  3. Сделайте пять круговых движений кистями рук в одну сторону

  4. Сделайте пять круговых движений кистями рук в другую сторону

По окончанию выполнения учащиеся делают вывод о разных способах записи алгоритма: словесное описание, план действий.

Существует также графический способ записи алгоритма, который называется блок-схема (запись определения в тетради)

Используются геометрически фигуры для обозначения, каких - либо команд, называемых блоками.

Начало, конец алгоритма


Ввод, вывод данных


Последовательность команд, действия


Условие

С помощью стрелок обозначается движения по алгоритму.


  1. Самооценка

  2. Рефлексия

  3. Применение полученных знаний

Задача: исполнить команды алгоритма при а=1, b=2, с=3

  1. умножить b на b. результат записать в R1 ; {R1=4}

  2. умножить а на с, результат записать в R2; {R2=3}

  3. умножить 4 на R2. результат записать в R3; {R3=12}

  4. вычесть R3 из R1. результат записать в d (d= -8)

Восстановим формулу вычисления: d=Rl-R3=b*b-4*R2:=b2-4ac

Что получается? (дискриминант квадратного уравнения. )

Это пример формального исполнителя алгоритма.

Задача2 Нарисовать блок-схему для возведения любого целого числа в квадрат.


  1. Самооценка

  2. Рефлексия

  3. Подведение итогов:

- интересна ли Вам тема урока?

- что особенно впечатлило?

Куда можно применить данную тему?

Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока.

Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а учеников думающих и умеющих рассуждать.
Оценки за работу на уроке …
Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Домашнее задание:

Параграф 4.1.1, 4.1.2.

Построить в тетради блок-схему алгоритма «Вставка таблицы в Word »


© 2010-2022