- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике с использованием сингапурских методик
Урок по информатике с использованием сингапурских методик
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кострина Е.Н. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по информатике с использованием сингапурских методик.
Учитель: Кострина Елена Николаевна
Место работы: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат им. Хапаева В.А.» Республика Татарстан
Тема: Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal.
Класс: 9
Цели урока.
Образовательные: познакомить учащихся с операциями целочисленного деления (div) и деления по модулю (mod) в среде программирования Turbo Pascal.
Развивающие: формирование умения анализировать, учить выделять главное, выполнять четкий грамотный просчет по фрагментам программ.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, четкость и самостоятельность при принятии решений.
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование: презентация по теме урока с основными понятиями и для проверки самостоятельной работы учащихся, раздаточный материал с заданиями, компьютеры с ПО Turbo Pascal, проектор, интерактивная доска.
Дидактические методы и методики: беседа, диалог, проблемные ситуации, мозговая атака, передача знаний, конспектирование, анализ, точность, объективность, критический взгляд, обобщение, взаимообучение и взаимоконтроль, алгоритмизация, упражнение.
Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап. Организационный момент.
Цель: Мотивация учащихся на восприятие материала.
Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке информатики. Сегодня у нас урок изучения нового материала. Обратите внимание на экран.
Слайд 2.
На доске записаны два выражения 138:3 и 139:3. Выполните вычисления.
Какие числа у вас получились? Слайды 3-4
Первым ответом я довольна. Для решения второго примера разберем ситуацию.
Слайд 5.
Мама пришла в магазин и купила 139 тетрадей в клетку на весь учебный год. У нее 3 детей школьников. Она должна разделить тетради поровну. Вопрос сколько тетрадей получат школьники?
Время подумать 5 сек. Теперь обсуждаем и записываем решение примера на листочке (10 сек).
Попрошу ответить на поставленный вопрос 3 ученик 2 стола. (46 тетрадей) А сколько тетрадей останется? (1).
Слайд 6.
Значит, 139:3=46 (ост.1)
Слайд 7.
Обратим внимание, на примеры 138:3=46 и 139:3=46(ост.1).
- Подумайте 5 сек, что общего у этих примеров и в чем различие. Обсудите 10 сек. Выслушаем номера 2.
Назовем компоненты, при делении.
Что появляется в записи второго примера?
Как вы думаете, можем ли мы записать первый пример как второй.
Слайд 8.
Итак, мы выполнили с вами операцию деление.
Что мы можем получить в результате деления?
Слайд 9.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами целочисленного деления и деления по модулю (т.е. получение остатка от целочисленного деления) в Turbo Pascal. Запишите тему урока в тетрадь.
138:3=46 139:3=46,333…
Оба примера на деление
делимое, делитель, частное
остаток
Да,
138:3=46 (ост. 0)
целую часть и остаток от деления
записывают
III этап. Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с оператором целочисленного деления и деления по модулю.
Слайд 10
1) Операция целочисленного деления обозначается словом - div.
Данная операция возвращает целую часть числа, а дробную отбрасывает.
Рассмотрим примеры:
Вещественное
(обычное) деление
Целочисленное
деление
11/5=2.2
11 div 5=2
15/5=3.0
15 div 5=3
2/3=0.666666…
2 div 3=0
25/10=2.5
25 div 10=2
37/10=3,7
37 div 10=3
12/10=1,2
12 div 10=1
Характерная особенность операции Div: при делении числа N на 10 она всегда отбрасывает последнюю цифру числа N.
2) Рассмотрим другую операцию: деление по модулю или получение остатка от целочисленного деления. Она обозначается словом - mod.
Слайд 11.
Данная операция производит целочисленное деление, отбрасывает целую часть этого деления и возвращает остаток от данного деления.
Слайд 12.
Выполним задание, применив технологию RallyCoach
(работа в парах) - приложение 1.
На выполнение данной работы вам отводиться 2 минуты - слайд 13.
Проверим выполненное задание - слайд 14.
Вещественное
(обычное) деление
Целочисленное
деление
Деление по модулю
11/5=2.2
11 div 5=2
11 mod 5=1
15/5=3.0
15 div 5=3
15 mod 5=0
9/4=2,25
9 div 4=2
9 mod 4=1
7/3=2.333333…
7 div 3=2
7 mod 3=1
17/3=5,6666
17 div 3=5
17 mod 3=2
25/10=2.5
25 div 10=2
25 mod 10=5
12/10=1,2
12 div 10=1
12 mod 10=2
37/10=3,7
37 div 10=3
37 mod 10=7
48/10=4,8
48 div 10=4
48 mod 10=8
Характерная особенность операции Mod: при делении числа N на 10 она всегда оставляет последнюю цифру числа N.
За успешную работу поблагодарим друг друга, сказав соседу по плечу «Спасибо за сотрудничество!» - слайд 15.
Запомните!!! Операции Div и Mod работают только с целыми числами!
IV этап. Первичное закрепление новой темы.
Цель: Первичная проверка усвоения теоретического материала.
Слайд 16.
-
Выполним структуру Fan-N-Pick (веер) - приложение 2.
Слайд 17 - на эту работу вам отводиться 5 минут
Задания:
-
Определите значение целочисленной переменной с после выполнения следующего фрагмента программы.
a:=11;
b:=a mod 4;
a:=a+24;
c:=a div b;
-
Определите значение выражения x после выполнения фрагмента программы.
x:=7;
z:=3*x+1;
y:=z mod 4;
x:=z div y;
-
Определите значение выражения e после выполнения фрагмента программы.
b:=18;
a:=(b+8) mod 7;
e:=b div a;
-
Определите значение выражения a после выполнения фрагмента программы.
a:=15;
b:=(a+4) mod 3;
c:=a-b;
a:=c div a;
А теперь проверим результаты.
Встанут те участники команды, которые находили значение переменной С.
Я прошу пройти к доске участника, у кого день рождение летом.
Встанут те участники команды, которые находили значение переменной Х.
Я прошу пройти к доске участника, кто выше.
Встанут те участники команды, которые находили значение переменной E.
Я прошу пройти к доске участника, кто проснулся сегодня раньше.
Встанут те участники команды, которые находили значение переменной А.
Я прошу пройти к доске участника, у кого день рождения ближе всего к празднику Новй год.
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Поблагодарим друг друга за работу - поаплодируем - слайд 18.
V этап. Формирование умений и навыков.
Слайд 19.
Задача: Дано натуральное двузначное число а. Найти сумму и произведение цифр данного числа, а также вывести новое число, в котором цифры числа а «поменялись» местами.
Исходные данные: a - двузначное число
Искомый результат: S-сумма, P-произведение, n - число, в котором цифры «поменялись» местами.
Промежуточные величины: а1 - первая цифра двузначного числа, а2 - вторая цифра двузначного числа.
Вопрос к учащимся: Какого типа будут все переменные в задаче? Почему?
- Как поменять местами цифры в двузначном числе?
Хорошо.
Какими способами мы можем записать решение данной задачи?
Слайд 20.
Каждый стол будет выполнять один из способов записи. Я даю вам время подумать и записать свое решение (1 минута). Выполняем.
Начиная с участника под номером один, вы начинаете высказывать свои мнения, обсуждаете и выполняете командную работу на альбомном листе - 3 минуты - слайд 21.
Прошу участников под номером четыре с каждого стола записать решение на доске.
Задача остальных - внимательно посмотреть запись других команд.
Проговаривают примеры
2 минуты
Проговаривают примеры
тип integer
5 минут
Один решает у доски с объяснением
На алгоритмическом языке, в виде блок-схемы, на языке программирования
VI этап. Практическая работа учащихся на компьютере.
Цель: Закрепить полученные знания на практике.
Ввод, отладка, тест программы.
Оказываю индивидуальную консультацию и помощь учащимся.
Выполняют практическую работу за ПК.
Один учащийся за моим ноутбуком.
VII этап. Итог урока.
Цель: Проверить степень усвоения теоретического и практического материала.
Подвожу итоги урока, выставляю и комментирую оценки учащихся (по возможности индивидуально).
VIII этап. Домашнее задание.
Выучить основные понятия по теме урока из тетради.
6