- Преподавателю
- Информатика
- КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ» ТИПЫ АЛГОРИТМОВ: ЛИНЕИНЫЕ, РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ И ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ
КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ» ТИПЫ АЛГОРИТМОВ: ЛИНЕИНЫЕ, РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ И ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ковалева Е.Г. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В 7 «Л» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ» АВТОР: КОВАЛЕВА ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ ЮГУ «ГИМНАЗИЯ №46», ГОРОД АЛМАТЫ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА: ДАННЫЙ УРОК ПОСВЯЩЕН ИЗУЧЕНИЮ УЧАЩИМИСЯ ПОНЯТИЙ АЛГОРИТМ, ИСПОЛНИТЕЛЬ, ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ И ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМ АЛГОРИТМОВ. ТИПЫ АЛГОРИТМОВ: ЛИНЕИНЫЕ, РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ И ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ
7 класс «Л»
ИНФОРМАТИКА 2 четверть 2урок
ТЕМА
«ТИПЫ АЛГОРИТМОВ: ЛИНЕИНЫЕ, РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ И ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ».
ЦЕЛЬ
Сформировать понятия о типах алгоритмов, решение задач и построение блок-схем алгоритмов.
ОЖИДАЕМЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
Ученики рассказывают (каждый) определения алгоритмов и формы их записи. Знают этапы решения задач на ПК. Знают элементы блок-схемы Различают типы алгоритмов. Решают логические задачи и строят блок- схемы линейных алгоритмов.
ОЦЕНИВАНИЕ
Суммативное оценивание за ответы на вопросы и работу на ПК. Взаимооценивание, формативное оценивание (смайлики). Рефлексия.
РЕСУРСЫ
Раздаточный материал для учащихся конспект «Алгоритм-2», карточки с заданиями.
ЗАНЯТИЕ.
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Проверка готовности учащихся к уроку, раздаточного материала.
Проверка готовности оборудования.
Приветствие. Проверьте рабочие места и необходимые принадлежности для занятия.
На прошлом уроке мы изучали "Алгоритмы и исполнители", сегодня мы познакомимся с понятием "тип алгоритма", научимся определять тип алгоритма, повторим ранее изложенные понятия, будим читать алгоритмы на языке блок-схем, будем составлять алгоритмы. Тема урока: "Типы алгоритмов".
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Задание 1. Прежде, чем перейти к новой теме, мы, вспомним основные определения и выполним некоторые задания по карточке «Алгоритм-2» (метод вставь пропущенные слова). Индивидуальная работа (взаимопроверка).
Задание 2. ЗАДАЧА ПЕРЕВОЗЧИК. Выполнить алгоритм решения в виде инсценировки. (Выбрать Перевозчика, волка, козу и капусту, прикрепить эмблемы). Давать команды исполнителям, т.е. составит алгоритм переправы будет Перевозчик? Волка нельзя оставлять вместе с козой, а козу с капустой.
Задание З. Алгоритм "Ханойская башня". Ученики, работая в парах, будут переносить пирамидку с 1-го стержня на 3-й, большое кольцо запрещается класть на маленькое и количество ходов должно быть как можно меньше. Кто первый решит задание результат демонстрирует на доске. (демонстрация на доске).
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Ребята сколько существует алгоритмов?(множество).
Все ли они разные? (нет).
Что общего есть в алгоритмах? (анализируют).
Как классифицировать алгоритмы ( делить их на типы) ? (по содержанию и порядку действий на линейные, разветвляющиеся и циклические).
Работают самостоятельно, записывают в тетради определение линейного, разветвляющегося, циклического алгоритма (по карточкам «Алгоритм-2»)
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ - ЭТО АЛГОРИТМ, В КОТОРОМ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПО ПОРЯДКУ.
РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ - ЭТО АЛГОРИТМ, В КОТОРОМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ.
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ - ЭТО АЛГОРИТМ, В КОТОРОМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ И ЧАСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПОВТОРЯЕТСЯ
Блок следования (для линейных алгоритмов).
Блок разветвления (для разветвляющихся алгоритмов).
Блок цикла (для циклических алгоритмов).(В каждом случае проговорить определения каждого типа).
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Задание 4. Составить словесный алгоритм «Определение большего из двух чисел».
СТРОЯТ АЛГОРИТМ В ВИДЕ БЛОК-СХЕМЫ НА ДОСКЕ (В ТЕТРАДИ) И НА ПК.
-
ФИЗМИНУТКА.
Вы сейчас будите, в роли исполнителей?
Вот ваша система команд (на доске): поднимите руки, опустите руки, встаньте, сядьте, посмотрите вверх, посмотрите вниз, посмотрите вправо, посмотрите влево.
(Будьте внимательны, команды можно давать неправильно).
- поднимите руки;
- встаньте;
- поднимите руки;
- опустите руки; встаньте; сядьте;
- посмотрите на потолок;
- посмотрите в окно ;
- посмотрите на дверь;
посмотрите вверх, посмотрите вниз,
- посмотрите на доску;
- садитесь; улыбайтесь;
посмотрите вправо, посмотрите влево
Молодцы, вы хорошие исполнители. (формальное оценивание - смайлики)
6. РАБОТА В ГРУППАХ.
Задание в группах по 3-4 человека:
дайте название, определите тип и результат выполнения алгоритма.
1. линейный.
2. разветвляющийся.
3. циклический.
4. циклический.
5. разветвляющийся.
6. линейный.
7. разветвляющийся.
8. циклический.
9. разветвляющийся.
Формальное оценивание - хорошо, отлично, посредственно.
7. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Задание 5.Ребята, а какого типа алгоритм переправы? (линейный), а алгоритм "Ханойская башня"? (линейный).
-
РАБОТА НА ПК.
Составить алгоритм (Задание 5 алгоритм "Ханойская башня"? ) в виде блок схемы в тетради и по одному члену команды на ПК в программе Paint. (Работа в группах).
-
УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ.
Самостоятельная работа учащихся - суммативное оценивание.
-
РЕФЛЕКСИЯ.
1. Что такое алгоритм? Приведите примеры по типам алгоритмов. 2. Что такое исполнитель алгоритма? 3.Что такое система команд исполнителя? 4.Свойства алгоритма.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выучить теоретический материал в тетради, придумать примеры алгоритмов.
-
Написать алгоритм «Сказка» в виде блок-схемы.
Составить алгоритм «Определение большего из трех чисел»» в виде блок-схемы.
Результаты обучения для учеников (А)
Знают основные определения алгоритмов. Различают типы алгоритмов
Результаты обучения для учеников (В)
Знают этапы решения задач на ПК и элементы блок-схемы. Смогут написать линейный алгоритм в виде блок-схемы.
Результаты обучения для учеников (С)
Смогут решить логическую задачу, составить разветвляющийся и циклический алгоритм.
«АЛГОРИТМ-2» (конспект основных понятий)
АЛГОРИТМ - это предписание действий, направленных на решение поставленной задачи.
Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика
ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА - это , которые выполняют действия по алгоритму.
СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) - это все команды, которые
В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
1 (хорошо представлять решение задачи)
2 (решить математически)
3 (разработать решения задачи)
4.СОСТАВЛЕНИЕ (Составление на языке )
5 И ТЕСТИРОВАНИЕ (проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)
6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием,
получают результаты решения поставленной задачи.)
СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:
-
) - исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;
-
) - алгоритм должен быть разбит на шаги;
-
) - каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным ;
-
) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов:
-
) - алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:
• - записывается на естественном языке;
• - изображения из графических символов;
• - условный алгоритмический языке;
• - тексты на языках ;
ЭЛЕМЕНТЫ БЛОК-СХЕМЫ
БЛОК НАЧАЛА ИЛИ КОНЦА АЛГОРИТМА.
БЛОК ВВОДА ИЛИ ВЫВОДА ДАННЫХ
БЛОК ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
БЛОК УСЛОВИЯ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СТРЕЛКИ
ТИПЫ АЛГОРИТМОВ
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ - ЭТО АЛГОРИТМ, В КОТОРОМ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПО ПОРЯДКУ.
РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ - ЭТО АЛГОРИТМ, В КОТОРОМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ.
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ - ЭТО АЛГОРИТМ, В КОТОРОМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ И ЧАСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПОВТОРЯЕТСЯ.
Для выполнения следующего задания объединитесь в группы по 3-4 человек
Задание 4. Составить словесный алгоритм «Определение большего из двух чисел».
Задание 5. Нарисовать блок-схемы алгоритмов в тетради. Чья группа готова?
(Представитель от группы отвечает поставленные вопросы). Использовать ПК.( алгоритм "Ханойская башня"? )
Задание на дом.
1.Составить алгоритм «Определение большего из трех чисел»» в виде блок-
схемы.
2.Написать алгоритм «Сказка» в виде блок-схемы. (На право пойдешь коня потеряешь, налево пойдешь смертью умрешь, прямо пойдешь друга найдешь)
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ОБЪЕДИНИТЕСЬ В ГРУППЫ ПО 3-4 ЧЕЛОВЕК
ЗАДАНИЕ : ДАЙТЕ НАЗВАНИЕ, ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП И РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ АЛГОРИТМА.
-
Достать ключ.
Вставить ключ в замочную скважину.
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
Вынуть ключ.
-
Встать, одеться, умыться.
Если портфель не собран, то собрать, иначе позавтракать.
Идти в школу.
-
Налить в чайник воду.
Зажечь спичку.
Поднести спичку к горелке.
Открыть кран газовой горелки.
Поставить чайник на плиту.
Ждать, пока вода закипит.
Выключить газ.
-
Найти первое предложение.
Перевести его.
Записать перевод в тетрадь.
Пока текст не закончился Найти следующее предложение;
Перевести его;
Записать перевод в тетрадь.
-
Снять трубку;
Если есть гудок, то набрать номер;
Если длинные гудки, то подождать полминуты;
Если приятель ответил, то сказать «Привет!»;
Рассказать новости;
Послушать новости приятеля;
Сказать: «До свидания».
Повесить трубку.
-
Выйти из дома.
Повернуть направо.
Пройти 2 квартала до автобусной остановки.
Сесть в автобус №22, идущий к центру города.
Проехать 3 остановки.
Выйти из автобуса.
-
Если знаки множителей одинаковы, то сообщить, что произведение положительно.
-
Подойти к реке.
Войти в реку.
Сесть в лодку.
Плыть, пока не станет мелко.
Выйти из лодки.
Идти по дну, пока не выйдешь на другой берег.
-
Измерить температуру;
Если температура выше 37°, то вызвать врача, иначе пойти в школу.