Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН, КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТЕМИРТАУ

Разработка интегрированного занятия по теме: «Энергосбережение».

(Информатика + Экология)

Подготовили: Учитель ОСШ№16

Маринченко Марина Васильевна - учитель информатики

Цель: помочь учащимся в осознании социальной, практической и личностной значимости энергосбережения.

Задачи: познакомить учащихся с проблемами неразумного использования энергии и способами энергосбережения; способствовать развитию экологического мировоззрения, творческих способностей, логического мышления, умения работать на компьютере, анализировать, систематизировать материал, делать выводы; содействовать в воспитании всесторонне развитой личности, экологичного отношения к природе, коммуникативной культуры.

Тип занятия: изучение нового материала с элементами практикума.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Компьютерные программы: Activstudio, Paint, Power Point.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Психологическая установка.

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались на занятии, в котором соединятся несколько предметов - это экология, информатика, литература. Во время работы нужно быть внимательными и активными, уметь слушать друг друга, помогать и сотрудничать друг с другом, правильно выражать свои мысли.

  1. А) Введение учащихся в содержание темы урока.

- Вы обратили внимание на то, что на доске у нас не записана тема нашего занятия. Мы откроем её с помощью двух несложных, но интересных заданий. Первое задание - загадки (с использованием презентации Power Point).

Для того чтобы учащиеся открыли тему урока, а также в целях разминки, успешности, учащиеся выполняют следующие задания:

Загадки: учащиеся отгадывают предложенные им загадки и на интерактивной доске появляются изображения предметов.

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк-

Загорелся огонёк.

Я вдыхаю много пыли

Чтобы вы здоровы были.

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

Есть ящик уникальный,

С рожденья музыкальный.

Он играет и поёт

Никогда не устаёт.

Жить без него я не могу,

Очень я его люблю.

Я пишу, а он читает

И ошибки исправляет.

Песни, музыка, кино-

Всё хранится у него.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь,

А слышно там.

По полотняной стране,

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живёт.

- Вот пред вами приборы, которые вы отгадали с помощью загадок. У каждого ли в доме есть эти приборы? Скажите, что необходимо, для того чтобы эти приборы работали? (Электрическая энергия)

На интерактивной доске появляется часть темы - «Энергия» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)» выполнена в программе для интерактивной доски Activstudio).

Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение

- Для того чтобы открыть вторую часть темы вам предлагаются пословицы разделённые пополам. Ваша задача, работая за компьютерами в парах соединить эти пословицы по смыслу. (Не создавая шума, сядьте за компьютеры по два человека.)

Пословицы: учащимся предлагаются пословицы, разделённые на две части, которые нужно соединить по смыслу. Задание выполняется в парах на компьютерах.

После окончания работы провести проверку. Правильные ответы будут показаны на интерактивной доске.

- У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Activstudio под названием «Пословицы» (флипчарт «Пословицы» выполнен в программе для интерактивной доски Activstudio). Запускаем его. Перед Вами в верхней части экрана расположены первые части пословиц. Они выделены синим цветом. В нижней части экрана расположены вторые части пословиц. Они выделены розовым цветом. Ваша задача - соединить обе части пословицы воедино.

Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение

Бережливость / дороже богатства.

Бережливая вещь/ два века проживёт.

Копейка рубль бережёт, / а рубль стережёт.

Чужое береги / пуще своего.

Лучше свое поберечь,/ чем чужое прожить.

Днём фонарь/ не нужен.

Капля мала, / а по капле море.

-Дайте объяснение, в чём заключается смысл данных пословиц?

На интерактивной доске появляется вторая часть темы - «Бережливость» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)» выполнена в программе для интерактивной доски Activstudio).

Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение

Итак, мы открыли два слова Энергия + бережливость. Какое слово можно образовать из этих двух слов? Энергосбережение.

Учащиеся по смыслу двух этих слов отгадывают тему урока: «Энергосбережение».

(На интерактивной доске открывается тема урока- «Энергосбережение» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)»).

Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение

Б) Постановка целей занятия.

В) Актуализация прежних знаний учащихся. Мотивация учащихся:

- Какие виды энергии присутствуют в ваших квартирах?

- Нужно ли человеку беречь эти виды энергии? Почему?

- Что может произойти на нашей планете, если человек неразумно будет использовать энергию?

  1. Теоретический материал

А) Вступительное слово учителя о значении энергосбережения.

- Каждый день мы все используем энергию различными способами. Она расходуется на обогрев наших домов, освещение, приготовление пищи на газовых и электрических плитах, расходуется в машинах. С одной стороны, это широкое использование энергии означает, что мы можем жить с большими удобствами, но с другой стороны, при этом возникают проблемы.

Те источники энергии, которые мы используем - нефть, уголь, газ - настолько загрязняют окружающую среду, что это серьёзно беспокоит людей со всех уголков нашей планеты. В результате деятельности человека в атмосфере увеличивается концентрация так называемых «парниковых газов». Основными «парниковыми газами», являются - двуокись углерода (СО2), метан (СН4), хлорфторуглероды (ХФУ), озон (О3), закись азота (N2O).Накопление этих газов в атмосфере нарушает естественный температурный баланс на планете и ведет к всеобщему потеплению и изменению климата.

Необходимо изменить такое положение вещей, и лучшим способ - это снижение энергопотребления. Используя меньше энергии, мы уменьшаем загрязнение окружающей среды.

Б) Обзор проекта, который подготовили учащиеся 5 «а» класса Шарыгина Е., Щедрин Е. «Глобальное потепление климата или парниковый эффект». В данном проекте учащиеся раскроют последствия концентрации в атмосфере углекислых газов, которые вызывают так называемый «парниковый эффект».

  1. Практикум «Выражения». Учащиеся выполняют предложенные им задания в парах за компьютерами.

- В наших силах помочь Земле и начать это можно сейчас на занятии. Вашему вниманию предлагаются верные и неверные способы энергосбережения. Вы должны хорошо подумать и с помощью компьютера поставить верные варианты под знаком «+», неверные под знаком «-».

- У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Activstudio под названием «Выражения» (см. флипчарт «Выражение» выполнено в программе для интерактивной доски Activstudio). Запускаем его. Экран разделен на три части: две вверху под знаком «+» и «-», одна часть внизу, где расположены собственно сами выражения. Ваша задача - распределить выражения: верные под знак «+», а неверные под знак «-». Внимательно читайте задания, есть выражения «с подвохом».

Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение

А) «+» или « - »

Проверка выполненной работы. Обсуждение выполненной работы. На интерактивной доске правильный вариант выполнения.

Вопросы к заданию:

  • Мы включаем свет в комнате, когда выходим из неё.

  • Мы используем естественное освещение.

  • Мы держим форточку постоянно открытой.

  • Мы поставили диван перед батареей.

  • Мы заклеиваем окна на зиму.

  • Мы ходим пешком.

  • Мы не закрываем кастрюлю крышкой.

  • Мы устраняем накипь в чайнике.

  • Мы выключаем утюг за несколько минут до конца глажки.

  • Мы моем посуду под струёй воды.

Б) Бережливый символ.

- Для очень занятых людей или особо забывчивых в учреждениях, в подъездах домов вывешивают листовки с призывами о сбере6жении энергии. Мы с вами в силах создать такие листовки. Но задание у нас будет усложнённым. Сначала вам нужно выбрать из двух предложенных вариантов рисунков верный и с помощью программы Paint раскрасить его. И только после этого придумать призыв к энергосбережению. Начнём с выбора верного варианта и раскрашивания его.

- У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Paint под названием «Карточка» (см. приложение «Карточка», «Карточка1», «Карточка2»). Запускаем его. Перед вами лист, разделенный на 4 части (по 2 парные картинки). Внимательно рассмотрите картинки и вспомните всё то, о чём мы с вами сегодня говорили. Ваша задача: раскрасить ТОЛЬКО ТЕ изображения, которые Вы считаете ВЕРНЫМИ, то есть соответствуют теме нашего занятия.

(для проекта рисунки были уменьшены, для детей их необходимо увеличить)

Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии ЭнергосбережениеКонспект интегрированного занятия по информатике и экологии ЭнергосбережениеКонспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение

Учащимся предлагается рисунок-символ, на котором в паре изображены верные и неверные способы энергосбережения. Задача определить верный вариант рисунка и раскрасить его с помощью программы Paint.

Обсуждение:

- Объясните, почему вами выбраны именно эти варианты рисунков?

В) Листовки.

- Вот теперь на созданном вами рисунке придумайте призыв к энергосбережению. Призыв должен быть таким, чтобы все прочитавшие его люди постарались внести свою толику в общее дело сбережения нашей планеты.

Учащимся предлагается написать лозунг с призывом энергосбережения под рисунками-символами, которые они раскрасили.

Защита выполненных творческих заданий. Распечатка листовок на цветном принтере.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Будете ли вы помогать нашей планете, используя дома способы энергосбережения?

- Что изменится у вас дома и на планете, если вы начнёте беречь разные виды энергии?

- Какие способы вы будете использовать сами, научите своих родных, друзей?

  1. Заключение.

- На нас лежит огромная ответственность сохранить мир пригодным к проживанию людей, животных, растений, всех живых организмов. Помните, каждый сэкономленный киловатт энергии помогает справляться планете с «парниковым эффектом», и как следствие с изменением климата! Пусть это станет нашей общей целью и целью каждого из нас! Успехов вам!


© 2010-2022