- Преподавателю
- Информатика
- Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение
Конспект интегрированного занятия по информатике и экологии Энергосбережение
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Маринченко М.В. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН, КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТЕМИРТАУ
Разработка интегрированного занятия по теме: «Энергосбережение».
(Информатика + Экология)
Подготовили: Учитель ОСШ№16
Маринченко Марина Васильевна - учитель информатики
Цель: помочь учащимся в осознании социальной, практической и личностной значимости энергосбережения.
Задачи: познакомить учащихся с проблемами неразумного использования энергии и способами энергосбережения; способствовать развитию экологического мировоззрения, творческих способностей, логического мышления, умения работать на компьютере, анализировать, систематизировать материал, делать выводы; содействовать в воспитании всесторонне развитой личности, экологичного отношения к природе, коммуникативной культуры.
Тип занятия: изучение нового материала с элементами практикума.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский, творческий.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, карточки с заданиями.
Компьютерные программы: Activstudio, Paint, Power Point.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
Организационный момент. Психологическая установка.
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались на занятии, в котором соединятся несколько предметов - это экология, информатика, литература. Во время работы нужно быть внимательными и активными, уметь слушать друг друга, помогать и сотрудничать друг с другом, правильно выражать свои мысли.
-
А) Введение учащихся в содержание темы урока.
- Вы обратили внимание на то, что на доске у нас не записана тема нашего занятия. Мы откроем её с помощью двух несложных, но интересных заданий. Первое задание - загадки (с использованием презентации Power Point).
Для того чтобы учащиеся открыли тему урока, а также в целях разминки, успешности, учащиеся выполняют следующие задания:
Загадки: учащиеся отгадывают предложенные им загадки и на интерактивной доске появляются изображения предметов.
Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырёк-
Загорелся огонёк.
Я вдыхаю много пыли
Чтобы вы здоровы были.
Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
Есть ящик уникальный,
С рожденья музыкальный.
Он играет и поёт
Никогда не устаёт.
Жить без него я не могу,
Очень я его люблю.
Я пишу, а он читает
И ошибки исправляет.
Песни, музыка, кино-
Всё хранится у него.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышно там.
По полотняной стране,
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живёт.
- Вот пред вами приборы, которые вы отгадали с помощью загадок. У каждого ли в доме есть эти приборы? Скажите, что необходимо, для того чтобы эти приборы работали? (Электрическая энергия)
На интерактивной доске появляется часть темы - «Энергия» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)» выполнена в программе для интерактивной доски Activstudio).
- Для того чтобы открыть вторую часть темы вам предлагаются пословицы разделённые пополам. Ваша задача, работая за компьютерами в парах соединить эти пословицы по смыслу. (Не создавая шума, сядьте за компьютеры по два человека.)
Пословицы: учащимся предлагаются пословицы, разделённые на две части, которые нужно соединить по смыслу. Задание выполняется в парах на компьютерах.
После окончания работы провести проверку. Правильные ответы будут показаны на интерактивной доске.
- У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Activstudio под названием «Пословицы» (флипчарт «Пословицы» выполнен в программе для интерактивной доски Activstudio). Запускаем его. Перед Вами в верхней части экрана расположены первые части пословиц. Они выделены синим цветом. В нижней части экрана расположены вторые части пословиц. Они выделены розовым цветом. Ваша задача - соединить обе части пословицы воедино.
Бережливость / дороже богатства.
Бережливая вещь/ два века проживёт.
Копейка рубль бережёт, / а рубль стережёт.
Чужое береги / пуще своего.
Лучше свое поберечь,/ чем чужое прожить.
Днём фонарь/ не нужен.
Капля мала, / а по капле море.
-Дайте объяснение, в чём заключается смысл данных пословиц?
На интерактивной доске появляется вторая часть темы - «Бережливость» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)» выполнена в программе для интерактивной доски Activstudio).
Итак, мы открыли два слова Энергия + бережливость. Какое слово можно образовать из этих двух слов? Энергосбережение.
Учащиеся по смыслу двух этих слов отгадывают тему урока: «Энергосбережение».
(На интерактивной доске открывается тема урока- «Энергосбережение» (см. флипчарт «Тема урока (Шторки)»).
Б) Постановка целей занятия.
В) Актуализация прежних знаний учащихся. Мотивация учащихся:
- Какие виды энергии присутствуют в ваших квартирах?
- Нужно ли человеку беречь эти виды энергии? Почему?
- Что может произойти на нашей планете, если человек неразумно будет использовать энергию?
-
Теоретический материал
А) Вступительное слово учителя о значении энергосбережения.
- Каждый день мы все используем энергию различными способами. Она расходуется на обогрев наших домов, освещение, приготовление пищи на газовых и электрических плитах, расходуется в машинах. С одной стороны, это широкое использование энергии означает, что мы можем жить с большими удобствами, но с другой стороны, при этом возникают проблемы.
Те источники энергии, которые мы используем - нефть, уголь, газ - настолько загрязняют окружающую среду, что это серьёзно беспокоит людей со всех уголков нашей планеты. В результате деятельности человека в атмосфере увеличивается концентрация так называемых «парниковых газов». Основными «парниковыми газами», являются - двуокись углерода (СО2), метан (СН4), хлорфторуглероды (ХФУ), озон (О3), закись азота (N2O).Накопление этих газов в атмосфере нарушает естественный температурный баланс на планете и ведет к всеобщему потеплению и изменению климата.
Необходимо изменить такое положение вещей, и лучшим способ - это снижение энергопотребления. Используя меньше энергии, мы уменьшаем загрязнение окружающей среды.
Б) Обзор проекта, который подготовили учащиеся 5 «а» класса Шарыгина Е., Щедрин Е. «Глобальное потепление климата или парниковый эффект». В данном проекте учащиеся раскроют последствия концентрации в атмосфере углекислых газов, которые вызывают так называемый «парниковый эффект».
-
Практикум «Выражения». Учащиеся выполняют предложенные им задания в парах за компьютерами.
- В наших силах помочь Земле и начать это можно сейчас на занятии. Вашему вниманию предлагаются верные и неверные способы энергосбережения. Вы должны хорошо подумать и с помощью компьютера поставить верные варианты под знаком «+», неверные под знаком «-».
- У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Activstudio под названием «Выражения» (см. флипчарт «Выражение» выполнено в программе для интерактивной доски Activstudio). Запускаем его. Экран разделен на три части: две вверху под знаком «+» и «-», одна часть внизу, где расположены собственно сами выражения. Ваша задача - распределить выражения: верные под знак «+», а неверные под знак «-». Внимательно читайте задания, есть выражения «с подвохом».
А) «+» или « - »
Проверка выполненной работы. Обсуждение выполненной работы. На интерактивной доске правильный вариант выполнения.
Вопросы к заданию:
-
Мы включаем свет в комнате, когда выходим из неё.
-
Мы используем естественное освещение.
-
Мы держим форточку постоянно открытой.
-
Мы поставили диван перед батареей.
-
Мы заклеиваем окна на зиму.
-
Мы ходим пешком.
-
Мы не закрываем кастрюлю крышкой.
-
Мы устраняем накипь в чайнике.
-
Мы выключаем утюг за несколько минут до конца глажки.
-
Мы моем посуду под струёй воды.
Б) Бережливый символ.
- Для очень занятых людей или особо забывчивых в учреждениях, в подъездах домов вывешивают листовки с призывами о сбере6жении энергии. Мы с вами в силах создать такие листовки. Но задание у нас будет усложнённым. Сначала вам нужно выбрать из двух предложенных вариантов рисунков верный и с помощью программы Paint раскрасить его. И только после этого придумать призыв к энергосбережению. Начнём с выбора верного варианта и раскрашивания его.
- У каждого на РАБОЧЕМ СТОЛЕ КОМПЬЮТЕРА находится файл программы Paint под названием «Карточка» (см. приложение «Карточка», «Карточка1», «Карточка2»). Запускаем его. Перед вами лист, разделенный на 4 части (по 2 парные картинки). Внимательно рассмотрите картинки и вспомните всё то, о чём мы с вами сегодня говорили. Ваша задача: раскрасить ТОЛЬКО ТЕ изображения, которые Вы считаете ВЕРНЫМИ, то есть соответствуют теме нашего занятия.
(для проекта рисунки были уменьшены, для детей их необходимо увеличить)
Учащимся предлагается рисунок-символ, на котором в паре изображены верные и неверные способы энергосбережения. Задача определить верный вариант рисунка и раскрасить его с помощью программы Paint.
Обсуждение:
- Объясните, почему вами выбраны именно эти варианты рисунков?
В) Листовки.
- Вот теперь на созданном вами рисунке придумайте призыв к энергосбережению. Призыв должен быть таким, чтобы все прочитавшие его люди постарались внести свою толику в общее дело сбережения нашей планеты.
Учащимся предлагается написать лозунг с призывом энергосбережения под рисунками-символами, которые они раскрасили.
Защита выполненных творческих заданий. Распечатка листовок на цветном принтере.
-
Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Будете ли вы помогать нашей планете, используя дома способы энергосбережения?
- Что изменится у вас дома и на планете, если вы начнёте беречь разные виды энергии?
- Какие способы вы будете использовать сами, научите своих родных, друзей?
-
Заключение.
- На нас лежит огромная ответственность сохранить мир пригодным к проживанию людей, животных, растений, всех живых организмов. Помните, каждый сэкономленный киловатт энергии помогает справляться планете с «парниковым эффектом», и как следствие с изменением климата! Пусть это станет нашей общей целью и целью каждого из нас! Успехов вам!