Рабочая программа. Информатика. Элективный курс

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Оглавление




Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по выбору «Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по информатике» разработана на основе:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)

Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)

Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Цели и задачи курса

Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

Формирование алгоритмической культуры.

Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

Развитие алгоритмического мышления учащихся.

Формирование навыков грамотной разработки программ.

Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

К теоретической базе знаний относятся:

  • понятия модели и ее типов, моделирования, как метода познания и основных этапов построения модели;

  • принципы оценивания информационной модели, возможности построения и исследования с помощью компьютера информационных моделей, по физике, экономике, экологии, управления и тому подобное;

  • понятие языка и среды программирования;

  • классификация языков программирования;

  • составные языки программирования;

  • общие принципы решения задач с помощью компьютера, формулировка проблем и постановка задач;

  • понятие алгоритмов и их типов, базовых алгоритмических структур и их свойств;

  • принципов оценивания эффективности алгоритмов;

  • методы построения алгоритмов для решения задач;

  • классические алгоритмы и приемы программирования.

К практическим навыкам относятся навыки:

  • формирование, описание и реализация алгоритмов и программ, с использованием различных средств языков программирования;

  • анализа и использования основных методов построения алгоритмов для решения задач повышенной сложности;

  • работы с интегрированными средами процедурного и визуального программирования.

Цель программы достигается через практическое овладение учениками навыками работы с современными системами программирования, ознакомления с основными технологиями решения задач с помощью компьютера, начиная от их постановки и построения соответствующих информационных моделей и заканчивая интерпретацией результатов, полученных с помощью компьютера.

Общая характеристика учебного предмета

Элективный курс «Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по информатике» является более углублённым курсом изучения программирования.

Применение школьниками знаний по программированию, при решении задач прикладного характера, играет важную роль в осознанном выборе будущей профессии.

Основной формой учебных занятий в классах с углубленным изучением программирования остаются уроки различных типов, но в первую очередь комбинированные, а также уроки формирования умений и навыков при решении олимпиадных задач, обобщения и систематизации знаний, контроля и коррекции знаний. Во время изучения курса программирования предусматриваются такие практические формы занятий: уроки решения олимпиадных задач, лабораторные роботы, роботы, над проектными задачами. Высшей формой организации работы учеников может быть выполнение учениками проектов по разработке программных средств учебного назначения. Такая работа позволяет учащимся принимать участие в конкурсах, турнирах и олимпиадах различного уровня.

Место предмета в учебном плане

Программа курса рассчитана на изучение олимпиадного программирования при условии постоянного доступа учеников к компьютерам с соответствующим программным обеспечением. По предлагаемой программе, изучение курса рассчитано на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Результаты обучения

В рассмотренной программе не указываются конкретные аппаратные и программные средства, которые должны использоваться при изучении курса. Это с одной стороны должно обеспечить определенную инвариантность программы относительно имеющейся в школе компьютерной техники и программного обеспечения. А с другой стороны, обеспечить учителю определенную свободу действий и самостоятельность при выборе путей решения методических проблем, которые возникают при изучении курса, в частности, относительно выбора материально-технического обеспечения учебно-познавательного процесса, условий задач различного уровня.

Вместе с тем, в результате изучения элективного курса у школьников должен быть сформирован достаточный комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для последующего успешного выбора будущей профессиональной деятельности.

Результатом изучения данного курса может быть успешная научно-исследовательская проектная деятельность, победы в конкурсах и олимпиадах различного уровня и успешная сдача ЕГЭ.



Содержание учебного предмета

9 класс (35 часов)

  1. Введение в язык программирования Паскаль

Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структура программы на языке Паскаль. Структура модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов.

  1. Данные.

Типы данных. Выражения. Операнды. Операции. Величина и ее характеристики. Что такое операция, операнд и их характеристики; принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. логические выражения и входящие в них операнды, операции и функции. Примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.

  1. Операторы.
    Основные операторы языка Паскаль. Синтаксис операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Организация ввода вывода. Линейные программы. Условный оператор. Составные условия. Вложенный условный оператор. Составление программ с применением условного оператора. Оператор безусловного перехода. Оператор выбора. Операторы цикла. Вложенные циклы. Перечислимый и интервальный типы данных. Назначение перечислимого и интервального типов данных. Примеры программ, использующих эти типы. Построение интервального типа на базе произвольного порядкового типа.

  2. Процедуры и функции.

Понятие подпрограммы. Правила описания процедур и функций в Паскале Вызов процедур и функций. Отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. Отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями. Отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в заключается рекурсия и как она реализована на Паскале.. Формирование процедуры и функции.

  1. Структурированные типы данных

Структурированные типы данных в языке Турбо Паскаль. Свойства и операции над величинами структурированных типов. Понятие массива. Объявление массива в программе, заполнение массива и его вывод. Сумма элементов массива. Поиск элементов по заданному условию. Алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве.



Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по информатике»

9 класс

№ урока

Количество часов

Тема урока

Теория

Практика

Дата проведения занятия/план

Дата проведения занятия/факт

1

1

Техника безопасности. Введение в предмет. Структура программы на языке Паскаль. Алфавит языка.

Понятие программы. Языки программирования, их классификация. Характеристика языка и среды программирования. Структура программы на языке программирования.

Практическая работа № 1. «Работа в среде программирования. Запуск программы на выполнение»

1 неделя


2

1

Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

Постоянные и переменные величины, типы и идентификаторы величин

Практическая работа № 2. "Создание и реализация программ на ввод и вывод данных".

2 неделя


3

1

Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. Арифметические выражения.

. Операции ввода - вывода данных. Указание присвоения. Стандартные математические операторы. Математические функции. Приоритет операций. Запись математических выражений

Практическая работа № 3. «Создание и реализация линейных программ»

3 неделя


4

1

Практикум по решению задач

Операции ввода - вывода данных. Указание присвоения. Стандартные математические операторы. Математические функции. Приоритет операций. Запись математических выражений

Практическая работа № 3.1. «Создание и реализация линейных программ»

4 неделя


5

1

Организация ветвлений в программах.

Команда разветвления. Логические функции.

Практическая работа № 4. «Разработка и выполнение программ с условным оператором".

5 неделя


6-7

2

Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

Условный оператор. Полная и сокращенная форма условного оператора. Логические операции. Простое и составное условие.

Практическая работа № 5. "Разработка и выполнение программ с оператором множественного выбора".

6 неделя


7 неделя


8

1

Практикум по решению задач

Оператор множественного выбора. Структура оператора.

Практическая работа № 5.1. "Разработка и выполнение программ с оператором множественного выбора".

8 неделя


9

1

Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case.

Оператор множественного выбора. Структура оператора.


9 неделя


10

1

Практикум по решению задач


Практическая работа № 5.2.

"Разработка и выполнение программ с оператором множественного выбора".

10 неделя


11-12

2

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов.

Указание повторения. Типы циклов.

Практическая работа № 6.1 "Реализация циклических программ".

Практическая работа № 6.2 "Реализация циклических программ".

11 неделя




12 неделя


13-14

2

Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

Циклы в языке программирования. Оператор цикла с предусловием и постусловием.


13 неделя


14 неделя


15

1

Практикум по решению задач

Оператор цикла с управляющей переменной. Вложенные циклы.

Практическая работа № 7. "Использование вложенных циклов в программах".

15 неделя


16-17

2

Процедуры. Функции.

Понятие и виды вспомогательных алгоритмов. Правила описания и обращение к вспомогательным алгоритмам в языке программирования. Локальные и глобальные переменные.

Практическая работа № 8.1. "Разработка и выполнение программы с использованием вспомогательных алгоритмов".

16 неделя


17 неделя


18-19

2

Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

Передача параметров в подпрограмму. Фактические и формальные параметры. Понятие рекурсии и её использование для решения задач.

Практическая работа № 8.2. "Разработка и выполнение программы с использованием рекурсии".

18 неделя


19 неделя


20

1

Практикум по решению задач


Практическая работа № 8.3. "Разработка и выполнение программы с использованием рекурсии".

20 неделя


21-22

2

Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними.

Табличные величины. Одномерные таблицы. Структура описания табличных величин. Правила обращения к данным таблицы. Ввод и вывод элементов массива

Практическая работа № 9. "Ввод-вывод данных массива".

Практическая работа № 9.1. "Ввод-вывод данных массива".


21 неделя




22 неделя


23-24

2

Поиск, замена в одномерном массиве.

Нахождение количества, суммы и произведения элементов массива. Методы поиска. Линейный и бинарный поиск.

Практическая работа № 10.1. "Разработка и выполнение программ с табличными величинами".

Практическая работа № 10.2. "Разработка и выполнение программ с табличными величинами".

23 неделя




24 неделя


25-26

2

Сортировка массива.

Нахождение наибольшего (наименьшего) элемента массива. Формирование массивов.


25 неделя


26 неделя


27-28

2

Способы сортировки массивов.


Практическая работа № 11.1. "Разработка и выполнение программ с массивами чисел".


27 неделя


28 неделя


29

1

Практикум по решению задач


Практическая работа № 11.2. "Разработка и выполнение программ с массивами чисел".


29 неделя


30-31

2

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов

Многомерные массивы. Двухмерный массив. Ввод и вывод элементов двухмерного массива.

Практическая работа № 12. 1. "Разработка и выполнение программы на сортировку массива.


30 неделя




31 неделя


32

1

Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.

Основные методы формирования: метод "пузырька", прямого выбора вставки, обмена. Поиск и сортировка в одномерном и двухмерном массиве.

Практическая работа № 12.2. "Разработка и выполнение программы на сортировку массива.


32 неделя


33

1

Практикум по решению задач


Практическая работа № 13. "Разработка и выполнение программы на сортировку массива методом прямого выбора вставки.

33 неделя


34

1

Обобщающий урок



34 неделя


35

1

Резерв



35 неделя




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий школьники должны

знать/понимать:

знать

  • Структуру программы на языке Паскаль

  • Понятие величины

  • Математические функции и операции языка

  • Типы данных

  • Операторы и их синтаксис

  • Правила написания процедур и функций на языке Паскаль; их различия

  • Понятие одномерного и двумерного массива

  • Алгоритмы поиска и сортировки

  • понятие модели;

  • понятие алгоритма;

  • базовые алгоритмические структуры;

  • виды моделей;

  • виды алгоритмических структур;

  • этапы решения задач с использованием ЭВМ;

  • этапы построения математических моделей;

  • классификацию моделей;

  • свойства алгоритмов;

  • свойства базовых алгоритмических структур;

  • метод пошаговой детализации;

  • понятие программы;

  • основные элементы языка программирования;

  • структуру программы;

  • понятие языка и среды программирования;

  • классификацию языка программирования;

  • структуру программы;

  • правила записи идентификаторов;

  • правила записи математических выражений;

  • приоритет операций;

  • постоянные и переменные величины, типы величин;

  • способы предоставления значений переменной;

  • особенности операции вывода данных;

  • особенности операции ввода данных;

  • особенности указания присвоения;

уметь

  • «читать» готовую программу

  • Записывать математические выражения на языке Паскаль

  • Описывать словесно работу операторов

  • Разрабатывать программы, требующие вложения одного и более операторов

  • Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.

  • Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.

  • Описывать, заполнять и выводить массивы

  • Обрабатывать массивы

  • строить математические модели для решения вычислительных задач;

  • описывать словесно алгоритмы решения задач;

  • составлять блок-схемы простых алгоритмов;

  • использовать блок-схемы для описания алгоритмов решение задач и метод пошаговой детализации при разработке алгоритмов.

  • управлять средой программирования для разработки и отладки программ;

  • использовать среду программирования для загрузки, редактирования, отладки, выполнения, и сохранения программ.

  • выбирать типы переменных величин;

  • выбирать идентификаторы для переменных величин;

  • корректно записывать математические выражения;

  • разрабатывать и проверять линейные программы;

  • применять условный оператор для решения задач;

  • корректно выбирать форму условного оператора;

  • корректно выбирать условие в команде разветвления;

  • решать и проверять задачи на применение условного оператора;

  • решать и проверять задачи на применение оператора множественного выбора;

  • применять операторы цикла для решения задач;

  • корректно выбирать тип цикла;

  • корректно выбирать условие в цикле;

  • решать и проверять задачи на применение циклов;

  • решать и проверять задачи на применение вложенных циклов;

  • корректно определять тип и описывать табличные величины;

  • осуществлять ввод и вывод табличных величин;

  • находить сумму и произведение элементов массива;

  • осуществлять линейный и бинарный поиск в массивах;

  • решать задачи на обработку табличных величин.

  • реализовывать алгоритмы поиска наибольшего (наименьшего) элементов массива;

  • реализовывать алгоритмы формирования массивов;

  • осуществлять ввод и вывод элементов двухмерных массивов;

  • приводить примеры разных методов формирования сортировки массивов и задач на применение сортировки линейных и двухмерных массивов;

  • реализовывать алгоритмы сортировки элементов массива;



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебно-методический комплект

  1. Киндра Т.В. Симонова О.Ю. Методическое пособие для учителя.


  1. Литература для учителя

  1. Окулов с.М., Пестов АА. 100 задач по информатике. - Киров: ВГПУ, 2000.

  2. Кнут д.З. Искусство программирования, том 1. Основньие алгоритмы, 3-є изд.: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2000.

  3. Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. -М.: Мир, 1978.

  4. Мишалов в.О. Динамическое программирование - это путь к оптимуму. - Информатика. № 41 (89), 2000.

  5. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Г. Алгоритмы: построение и анализ. - М: МЦНМО, 2000

  6. Книга вчителя інформатики:Довідково-методичне видання / Упоряд. Н.С.Прокопенко, Т.Г.Проценко - Харків: ТОРСІНГ ПЛЮС, 2005.- 256с.

  7. Ахо А., Хопкрофт Д., Ульман Д. Структуры данных и алгоритмы.: Пер. с англ.: Уч. пос. ― М.: Издательский дом "Вильямс", 2000. ― 384 с., ил.

  8. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. ― 2-е изд., стер. ― М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. ― 208 с. ― (Пробл. науки и техн. прогресса)

  9. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных: Пер. с англ. ― М.: Мир, 1989. ― 360 с., ил.

  10. Липский В. Комбинаторика для программистов: Пер. с польск. ― М.: Мир, 1988. ― 213 с., ил.

  11. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ. М.: МЦНМО, 2001. ― 960 с., 263 ил.

  12. Керман, Митчел, К. Программирование и отладка в Delphi. Учебный курс. Пер. с англ.. ― М.: Издательский дом "Вильямс", 2002, 672 с.: ил. - Парал. тит.англ.


  1. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Наушники (рабочее место ученика).

  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  4. Колонки (рабочее место учителя).

  5. Микрофон (рабочее место учителя).

  6. Проектор.

  7. Лазерный принтер черно-белый.

  8. Сканер.

  9. Локальная вычислительная сеть.

  10. Глобальная вычислительная сеть.


  1. Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  8. Браузер Google Chrome

  9. Антивирусная программа

  10. Программа-архиватор WinRar.

  11. Клавиатурный тренажер.

  12. Офисное приложение, включающее текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентацийt, электронные таблицы, систему управления базами данных.

  13. Система программирования Паскаль или Delphi.

  14. Для выполнения практических заданий по программированию может использоваться любой вариант свободно-распространяемой системы программирования на Паскале или Delphi и т. д..(ABC-Pascal, Free Pascal или Borland Delphi и т.п.)


© 2010-2022