Открытое занятие по информатике Локальные компьютерные сети

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Открытое занятие

«Локальные компьютерные сети »







Тема занятия: Локальные компьютерные сети.

Цель занятия: Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети.

Задачи занятия:

  • образующие: сформировать знания о назначение, принципах построения и функционирования локальных компьютерных сетей.

  • развивающие: развивать фантазию и образное мышление обучающихся, развивать дружеское и деловое общение обучающихся в совместной работе.

  • воспитывающие: воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и трудолюбие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Основные термины и понятия для изучения:

  • Назначение локальных компьютерных сетей.

  • Принципы построения локальных компьютерных сетей.

  • Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.

  • Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.

  • Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.

Оборудование

  • Компьютеры

  • Презентация к занятию

  • Раздаточный материал

Формы работы: Ведущей формой работы на занятии является групповая.

Методические приемы мотивации обучения:

Создаётся проблемная ситуация: предлагаю обучающимся представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел.

Что делать?

Обучающиеся могут предложить купить ещё 12 принтеров и 12 сканеров, чтобы хватило каждому. Тогда осуществим межпредметную связь с экономикой и посчитаем целесообразность таких покупок и повторим ещё раз проблемную ситуацию: необходимо обмениваться данными с другими компьютерами фирмы.

Что делать?


Ход урока:

1 этап: Организация начала урока

Поприветствовать обучающихся. Проверить готовность к занятию.

2 этап: Мотивация учебной деятельности

Используемые приёмы и методы: Создание проблемной ситуации.

Педагог: Ребята, сегодня на занятии я хочу предложить вам необычную роль: вместо обучающихся одного кружка стать сотрудниками одной фирмы.

Давайте представим, что наша фирма работает над выполнением заказа, назовём его «Проект». У каждого сотрудника есть компьютер, на котором он хранит информацию, необходимую для выполнения проекта. При работе вам, сотрудникам, придётся обмениваться информацией друг с другом, использовать принтер и сканер. Но дело в том, что принтер у нас один на весь отдел, да и сканер тоже. Заказ срочный. И я уверенна, что мы его выполним, но у нас, похоже, есть две проблемы. Давайте попробуем их озвучить:

Обучающиеся:

  • необходимо обмениваться данными между компьютерами;

  • каждому для работы необходим сканер и принтер.

Педагог: Совершенно верно. А вы можете предложить варианты решения этих проблем.

(Вариант купить каждому сканер и принтер отпадает после расчёта себестоимости).

Обучающиеся предлагают свои варианты. Если среди них нет верных,- то озвучиваю сама - компьютеры можно соединить вместе и получить компьютерную сеть.

Но компьютерные сети бывают локальные и глобальные. Какую сеть мы будем строить у себя на фирме?

Обучающиеся: Локальную.

Педагог: Правильно. И темой нашего занятия сегодня будет «Локальная компьютерная сеть».

3 этап: Изучение нового материала

Используемые приёмы и методы: Частично-поисковые методы. Наглядно -индуктивные методы.

Педагог: Целью нашего урока будет знакомство с принципами построения и функционирования локальных компьютерных сетей и поиск оптимального решение при построении локальной компьютерной сети. На занятии вам предстоит работать в группах.

Итак, ребята, основные термины и понятия для изучения на занятии следующие:

  • Назначение локальных компьютерных сетей.

  • Принципы построения локальных компьютерных сетей.

  • Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.

  • Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.

  • Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.

Вопрос №1. Назначение локальных компьютерных сетей.

Обучающиеся:

  • совместное использование общих аппаратных средств (накопителей принтеров, модемов)

  • обмен данными

  • информационная система предприятия (учреждения)

Вопрос №2. Топология сети. Что это такое?

Учащиеся: Топология сети - это общая схема соединения компьютеров в сеть.

Педагог: Предлагаю задание: допустим у вас 4 ПК. Рассмотрим возможные варианты соединения их в сеть.

Учащиеся: рисуют на доске несколько вариантов.

1)

Педагог: Такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией линейная шина. Нарисуйте её в тетради и запишите название.

2)

Педагог: Такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией кольцо. Нарисуйте её в тетради и запишите название.

Педагог: Ребята, а что, по вашему мнению, значит одноранговая сеть?

Обучающиеся: Предлагают свои варианты ответов.

Педагог: Одноранговая - это значит, что все компьютеры в сети равноправны. Нет главного.

Но в локальной сети с топологией линейная шина или кольцо есть очень большой недостаток. Какой? Вы можете его назвать?

Обучающиеся: Предлагают свои варианты ответов.

Педагог: Правильный ответ: при выходе из строя сетевого кабеля у одного из компьютеров локальная сеть не работает. Чтобы избежать этого строят локальную сеть с топологией звезда.

3)

Педагог: Давайте выясним: какое устройство нам необходимо купить, чтобы разместить его на схеме вместо знака «?».

Предлагаю варианты: Концентратор. Коммутатор. Маршрутизатор.

Что выберите? Не знаете? А где можно получить информацию об этих устройствах?

Обучающиеся: В библиотеке, от педагога, в интернете, от друзей, от консультанта в магазине и т.д.

Педагог: Я предлагаю обратиться к учебнику.

Обучающиеся: Работают с учебником. Выясняют, что им необходим концентратор (коммутатор), оба эти устройства обеспечивают передачу данных между компьютерами.



Педагог: Итак, такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией звезда.

Нарисуйте её в тетради и запишите название.

Педагог: Ребята, но если к локальной сети подключено более 10 компьютеров, одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной.

Для увеличения производительности, а также в целях

обеспечения большей надежности хранения информации в сети выделяется мощный компьютер для хранения файлов и программ. Такой компьютер называется сервер, а локальная сеть - сетью на основе сервера.

Педагог: Ребята, нарисуйте схему в тетради и запишите её название: локальная сеть на основе сервера.

Педагог: Для подключения портативных компьютеров (ноутбуков) часто используют беспроводное подключение, при котором передача данных осуществляется

с помощью электромагнитных волн.

В беспроводных локальных сетях в качестве центрального устройства используется точка доступа.

Педагог: А сейчас обратимся к вопросу № 3 и №4. Поговорим об аппаратном и программном обеспечение проводных и беспроводных сетей и скорости передачи данных по локальным компьютерным сетям.

Итак, каждый компьютер или принтер, подключённый к локальной сети, должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Основной функцией сетевого адаптера является передача и приём информации из сети. В проводных локальных сетях соединение компьютеров производится с помощью кабеля. Кабели подключаются к сетевым адаптерам, которые могут обеспечить скорость передачи данных 10 Мбит/с, 100 Мбит/с или 1000 Мбит/с.

Беспроводные сети типа Wi-Fi могут обеспечить скорость передачи данных до 54 Мбит/с, однако скорость зависит от количества подключенных компьютеров и от расстояния до точки доступа.

Современные версии ОС обладают встроенными сетевыми возможностями, которые делают подключение к локальной сети простым и быстрым.

Педагог: Итак, ребята, давайте ещё раз обратимся к тем понятиям, которые нам предстоит изучить на занятии.

С принципами построения локальных сетей мы познакомились, с принципами функционирования локальных сетей познакомились, об аппаратном и программном обеспечение локальных сетей вы узнали,

скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям вы записали.

Вы получили достаточно знаний, чтобы справиться со следующим заданием.

5 этап: Физкультминутка

Проводим физкультминутку.

6 этап: Первичная проверка усвоения знаний

Используемые приёмы и методы: Исследовательский метод.

Педагог: Предлагаю вам поработать в группах по три человека. Каждой группе необходимо описать свой вариант построения локальной сети в нашей фирме, с обоснованием всех её недостатков и достоинств и с расчётом стоимости её построения.

(Каждой группе выдаю задание. Текст задания см. в приложении № 2 к занятию).

7 этап: Контроль и самопроверка знаний

Используемые приёмы и методы: Публичное выступление обучающихся с обоснованием оптимального решения проблемы.

После выполнения задания каждая группа отчитывается о проделанной работе. Выслушав выводы каждой группы, совместно определяем, какой тип локальной сети будет наиболее оптимальным для нашей фирмы.

8 этап: Подведение итогов урока. Рефлексия

Используемые приёмы и методы: Методический приём «Подведём итоги».

Проводим рефлексию.

Ребята сами подводят итоги, говорят о том, что они узнали на занятии.















Приложения к занятию.




Слайды из презентации к занятию Приложение 1

Открытое занятие по информатике Локальные компьютерные сетиОткрытое занятие по информатике Локальные компьютерные сети



Открытое занятие по информатике Локальные компьютерные сети






Приложение №2

Задание для группы № 1

Вам необходимо:

  • Описать одноранговую локальную сеть с топологией линейная шина.

  • Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.

  • Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.

Схема локальной сети

Недостатки

Преимущества

Количество компьютеров в сети

Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость

оборудование

стоимость

Общая стоимость создания локальной сети

Выводы:





Задание для группы № 2

Вам необходимо:

  • Описать одноранговую локальную сеть с топологией звезда.

  • Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.

  • Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.

Схема локальной сети

Недостатки

Преимущества

Количество компьютеров в сети

Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость

оборудование

стоимость

Общая стоимость создания локальной сети

Выводы:





Задание для группы № 3

Вам необходимо:

  • Описать локальную сеть на основе сервера.

  • Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.

  • Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.

Схема локальной сети

Недостатки

Преимущества

Количество компьютеров в сети

Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость

оборудование

стоимость

Общая стоимость создания локальной сети

Выводы:





Задание для группы № 4

Вам необходимо:

  • Описать беспроводную локальную сеть для портативных компьютеров (ноутбуков).

  • Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.

  • Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.

Схема локальной сети

Недостатки

Преимущества

Количество компьютеров в сети

Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость

оборудование

стоимость

Общая стоимость создания локальной сети

Выводы:



© 2010-2022