- Преподавателю
- Информатика
- Открытое занятие по информатике Локальные компьютерные сети
Открытое занятие по информатике Локальные компьютерные сети
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гасиева Т.Т. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытое занятие
«Локальные компьютерные сети »
Тема занятия: Локальные компьютерные сети.
Цель занятия: Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети.
Задачи занятия:
-
образующие: сформировать знания о назначение, принципах построения и функционирования локальных компьютерных сетей.
-
развивающие: развивать фантазию и образное мышление обучающихся, развивать дружеское и деловое общение обучающихся в совместной работе.
-
воспитывающие: воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и трудолюбие.
Тип занятия: изучение нового материала.
Основные термины и понятия для изучения:
-
Назначение локальных компьютерных сетей.
-
Принципы построения локальных компьютерных сетей.
-
Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.
-
Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.
-
Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.
Оборудование
-
Компьютеры
-
Презентация к занятию
-
Раздаточный материал
Формы работы: Ведущей формой работы на занятии является групповая.
Методические приемы мотивации обучения:
Создаётся проблемная ситуация: предлагаю обучающимся представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел.
Что делать?
Обучающиеся могут предложить купить ещё 12 принтеров и 12 сканеров, чтобы хватило каждому. Тогда осуществим межпредметную связь с экономикой и посчитаем целесообразность таких покупок и повторим ещё раз проблемную ситуацию: необходимо обмениваться данными с другими компьютерами фирмы.
Что делать?
Ход урока:
1 этап: Организация начала урока
Поприветствовать обучающихся. Проверить готовность к занятию.
2 этап: Мотивация учебной деятельности
Используемые приёмы и методы: Создание проблемной ситуации.
Педагог: Ребята, сегодня на занятии я хочу предложить вам необычную роль: вместо обучающихся одного кружка стать сотрудниками одной фирмы.
Давайте представим, что наша фирма работает над выполнением заказа, назовём его «Проект». У каждого сотрудника есть компьютер, на котором он хранит информацию, необходимую для выполнения проекта. При работе вам, сотрудникам, придётся обмениваться информацией друг с другом, использовать принтер и сканер. Но дело в том, что принтер у нас один на весь отдел, да и сканер тоже. Заказ срочный. И я уверенна, что мы его выполним, но у нас, похоже, есть две проблемы. Давайте попробуем их озвучить:
Обучающиеся:
-
необходимо обмениваться данными между компьютерами;
-
каждому для работы необходим сканер и принтер.
Педагог: Совершенно верно. А вы можете предложить варианты решения этих проблем.
(Вариант купить каждому сканер и принтер отпадает после расчёта себестоимости).
Обучающиеся предлагают свои варианты. Если среди них нет верных,- то озвучиваю сама - компьютеры можно соединить вместе и получить компьютерную сеть.
Но компьютерные сети бывают локальные и глобальные. Какую сеть мы будем строить у себя на фирме?
Обучающиеся: Локальную.
Педагог: Правильно. И темой нашего занятия сегодня будет «Локальная компьютерная сеть».
3 этап: Изучение нового материала
Используемые приёмы и методы: Частично-поисковые методы. Наглядно -индуктивные методы.
Педагог: Целью нашего урока будет знакомство с принципами построения и функционирования локальных компьютерных сетей и поиск оптимального решение при построении локальной компьютерной сети. На занятии вам предстоит работать в группах.
Итак, ребята, основные термины и понятия для изучения на занятии следующие:
-
Назначение локальных компьютерных сетей.
-
Принципы построения локальных компьютерных сетей.
-
Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.
-
Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.
-
Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.
Вопрос №1. Назначение локальных компьютерных сетей.
Обучающиеся:
-
совместное использование общих аппаратных средств (накопителей принтеров, модемов)
-
обмен данными
-
информационная система предприятия (учреждения)
Вопрос №2. Топология сети. Что это такое?
Учащиеся: Топология сети - это общая схема соединения компьютеров в сеть.
Педагог: Предлагаю задание: допустим у вас 4 ПК. Рассмотрим возможные варианты соединения их в сеть.
Учащиеся: рисуют на доске несколько вариантов.
1)
Педагог: Такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией линейная шина. Нарисуйте её в тетради и запишите название.
2)
Педагог: Такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией кольцо. Нарисуйте её в тетради и запишите название.
Педагог: Ребята, а что, по вашему мнению, значит одноранговая сеть?
Обучающиеся: Предлагают свои варианты ответов.
Педагог: Одноранговая - это значит, что все компьютеры в сети равноправны. Нет главного.
Но в локальной сети с топологией линейная шина или кольцо есть очень большой недостаток. Какой? Вы можете его назвать?
Обучающиеся: Предлагают свои варианты ответов.
Педагог: Правильный ответ: при выходе из строя сетевого кабеля у одного из компьютеров локальная сеть не работает. Чтобы избежать этого строят локальную сеть с топологией звезда.
3)
Педагог: Давайте выясним: какое устройство нам необходимо купить, чтобы разместить его на схеме вместо знака «?».
Предлагаю варианты: Концентратор. Коммутатор. Маршрутизатор.
Что выберите? Не знаете? А где можно получить информацию об этих устройствах?
Обучающиеся: В библиотеке, от педагога, в интернете, от друзей, от консультанта в магазине и т.д.
Педагог: Я предлагаю обратиться к учебнику.
Обучающиеся: Работают с учебником. Выясняют, что им необходим концентратор (коммутатор), оба эти устройства обеспечивают передачу данных между компьютерами.
Педагог: Итак, такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией звезда.
Нарисуйте её в тетради и запишите название.
Педагог: Ребята, но если к локальной сети подключено более 10 компьютеров, одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной.
Для увеличения производительности, а также в целях
обеспечения большей надежности хранения информации в сети выделяется мощный компьютер для хранения файлов и программ. Такой компьютер называется сервер, а локальная сеть - сетью на основе сервера.
Педагог: Ребята, нарисуйте схему в тетради и запишите её название: локальная сеть на основе сервера.
Педагог: Для подключения портативных компьютеров (ноутбуков) часто используют беспроводное подключение, при котором передача данных осуществляется
с помощью электромагнитных волн.
В беспроводных локальных сетях в качестве центрального устройства используется точка доступа.
Педагог: А сейчас обратимся к вопросу № 3 и №4. Поговорим об аппаратном и программном обеспечение проводных и беспроводных сетей и скорости передачи данных по локальным компьютерным сетям.
Итак, каждый компьютер или принтер, подключённый к локальной сети, должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Основной функцией сетевого адаптера является передача и приём информации из сети. В проводных локальных сетях соединение компьютеров производится с помощью кабеля. Кабели подключаются к сетевым адаптерам, которые могут обеспечить скорость передачи данных 10 Мбит/с, 100 Мбит/с или 1000 Мбит/с.
Беспроводные сети типа Wi-Fi могут обеспечить скорость передачи данных до 54 Мбит/с, однако скорость зависит от количества подключенных компьютеров и от расстояния до точки доступа.
Современные версии ОС обладают встроенными сетевыми возможностями, которые делают подключение к локальной сети простым и быстрым.
Педагог: Итак, ребята, давайте ещё раз обратимся к тем понятиям, которые нам предстоит изучить на занятии.
С принципами построения локальных сетей мы познакомились, с принципами функционирования локальных сетей познакомились, об аппаратном и программном обеспечение локальных сетей вы узнали,
скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям вы записали.
Вы получили достаточно знаний, чтобы справиться со следующим заданием.
5 этап: Физкультминутка
Проводим физкультминутку.
6 этап: Первичная проверка усвоения знаний
Используемые приёмы и методы: Исследовательский метод.
Педагог: Предлагаю вам поработать в группах по три человека. Каждой группе необходимо описать свой вариант построения локальной сети в нашей фирме, с обоснованием всех её недостатков и достоинств и с расчётом стоимости её построения.
(Каждой группе выдаю задание. Текст задания см. в приложении № 2 к занятию).
7 этап: Контроль и самопроверка знаний
Используемые приёмы и методы: Публичное выступление обучающихся с обоснованием оптимального решения проблемы.
После выполнения задания каждая группа отчитывается о проделанной работе. Выслушав выводы каждой группы, совместно определяем, какой тип локальной сети будет наиболее оптимальным для нашей фирмы.
8 этап: Подведение итогов урока. Рефлексия
Используемые приёмы и методы: Методический приём «Подведём итоги».
Проводим рефлексию.
Ребята сами подводят итоги, говорят о том, что они узнали на занятии.
Приложения к занятию.
Слайды из презентации к занятию Приложение 1
Приложение №2
Задание для группы № 1
Вам необходимо:
-
Описать одноранговую локальную сеть с топологией линейная шина.
-
Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
-
Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.
Схема локальной сети
Недостатки
Преимущества
Количество компьютеров в сети
Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость
оборудование
стоимость
Общая стоимость создания локальной сети
Выводы:
Задание для группы № 2
Вам необходимо:
-
Описать одноранговую локальную сеть с топологией звезда.
-
Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
-
Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.
Схема локальной сети
Недостатки
Преимущества
Количество компьютеров в сети
Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость
оборудование
стоимость
Общая стоимость создания локальной сети
Выводы:
Задание для группы № 3
Вам необходимо:
-
Описать локальную сеть на основе сервера.
-
Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
-
Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.
Схема локальной сети
Недостатки
Преимущества
Количество компьютеров в сети
Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость
оборудование
стоимость
Общая стоимость создания локальной сети
Выводы:
Задание для группы № 4
Вам необходимо:
-
Описать беспроводную локальную сеть для портативных компьютеров (ноутбуков).
-
Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
-
Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.
Схема локальной сети
Недостатки
Преимущества
Количество компьютеров в сети
Оборудование, необходимое для создания сети и его стоимость
оборудование
стоимость
Общая стоимость создания локальной сети
Выводы: