Заключительный урок по информатике для 9 класса на тему Системы счисления

Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Системы счисления» можно провести в виде индивидуальной самостоятельной работы как письменной, так и с использованием ИКТ. В работу необходимо включить все типы задач, связанных с системами счисления: представление чисел в непозиционных системах счисления;задачи на определение алфавита, основания, базиса позиционных систем счисления;задачи на построение натурального ряда чисел в разных системах счисления на заданном интервале;запись развернутой формы...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Бугаева Вера Михайловна,

учитель информатики МАОУ СОШ № 8» с. Кашино

Урок по информатике для 9 класса

Заключительный урок по теме «Системы счисления»

Методические рекомендации: Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Системы счисления» можно провести в виде индивидуальной самостоятельной работы как письменной, так и с использованием ИКТ. В работу необходимо включить все типы задач, связанных с системами счисления:

  • представление чисел в непозиционных системах счисления;

  • задачи на определение алфавита, основания, базиса позиционных систем счисления;

  • задачи на построение натурального ряда чисел в разных системах счисления на заданном интервале;

  • запись развернутой формы представления чисел в позиционных системах счисления;

  • перевод чисел из одной системы счисления в другую;

  • выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления.

Так же в самостоятельную работу рекомендуется добавить задания творческого характера (кроссворды, ребусы, шарады, рисование по точкам в координатной плоскости и т.д.) и задачи из материалов ГИА и ЕГЭ.

Итоговый урок можно провести и в форме дидактической игры. Использование дидактической игры и дидактических приемов на различных этапах урока способствуют формированию у школьников большинства видов универсальных учебных действий.

Дидактическая игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей.

Для достижения положительного образовательного результата в ходе применения на уроке дидактической игры, необходимо тщательно подготовиться: продумать план игры, подготовить необходимые материалы.

Конспект урока

Тема урока: Системы счисления.

Класс: 9 класс

Цель урока:

  • обобщить и закрепить знания по теме «Системы счисления»

Задачи:

Обучающие

  • повторить, систематизировать, обобщить и закрепить основные понятия, определения по теме «Системы счисления», правила и алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую, правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.

Развивающие

  • развивать память, внимательность, алгоритмическое мышление, способность проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию знаний и навыков вычислений.

Воспитательные

  • воспитывать ответственность, уважительное отношение к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала;

  • формировать навыки делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

  • Основные понятия (дидактические единицы): основные понятия, определения по теме «Системы счисления», правила и алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую, правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.

Обеспечение урока: презентация; раздаточный материал с заданиями; программа для проверки заданий в Excel; файл-заготовка для закрашивания в Paint; презентация-слайд для проверки вычислений; программа для подсчёта результатов в Excel.

Методы и формы обучения: дидактическая игра.

Формы работы учащихся: работа в группах.

План и сценарий урока представлены в таблицах 2 и 3 соответственно

Таблица 2

План урока

Этап урока

Время (мин)

Организационный момент

2 минуты

Мотивация учебной деятельности

3 минуты

Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений

30 минут

Рефлексия. Итоги урока.

10 минут

Таблица 3

Сценарий урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Орг.

момент

Учитель проверяет рабочие места и готовность учащихся к уроку, приветствует их.

Приветствуют учителя

Мотивация учебной

деятельности

СЛАЙД 1. Сегодня у нас необычный урок, а урок, который мы проведём в форме игры. Мне хочется показать вам, что информатику можно изучать весело.

Сегодня мы с вами находимся в интеллектуальном казино, где можно заработать деньги своим умом. Игра у нас с вами интеллектуальная и деньги - тоже интеллектуальные. Денежная единица интеллектуального казино называется «УМ»

Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений

СЛАЙД 2. Формирование команд: необходимо разделиться на три команды (2СС; 8СС; 16СС). Предварительно учителем готовятся карточки, в которых содержится перечень заданий, после ответа на которые получаются числа: 2, 8 или 16 - это и будет означать принадлежность той или иной команде (Приложение 4). Все карточки перемешиваются, и каждому из учащихся предлагается вытащить одну из них.

СЛАЙД 3. Та команда, которая сформировалась первой и правильно, получает по 3 «УМ», вторая - по 2 «УМ», третья - по 1 «УМ».

Вытаскивают из мешка карточки, выполняют задание.

Затем находят членов своей команды в соответствии с названием той или иной системы счисления. Команда занимает свой стол с названием СС (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная).

Каждая команда выбирает капитана, который будет вести учёт активности и правильности ответов своих игроков, заполнять протокол игры (Приложение 4).

СЛАЙД 4. «ЛОТО»

Участникам предлагаются карточки с терминами и карточки с определениями. Необходимо правильно наложить карточки с определениями на термины. Затем на тыльной стороне карточек открываются задания. Необходимо вычислить приведённыё задания и выбрать слова, соответствующие ответам. После установки слов в нужном порядке учащиеся на компьютере в текстовом файле формируют соответствующий афоризм.

Команда, первая выполнившая это задание, получает по 5 «Ум»

Работают с карточками, составляют афоризм.

Сверяют со слайдом.

Капитан фиксирует результаты.

СЛАЙД 7. «ХУДОЖНИКИ»

  1. Задание: перевести числа в десятичную систему счисления и раскрасить рисунок на компьютере соответствующими цветами.

Команда первой выполнившая задание + 5 «УМ»

  1. Задание: перевести координаты точек в десятичную систему счисления, полученный результат занесите в таблицу Excel. Результатом правильного выполнения должен получиться рисунок.

Команда первой выполнившая задание + 10 «УМ»

Выполняют задания.

Сверяют результат со слайдом.

Капитан фиксирует результаты.

СЛАЙД 12. «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

Каждый из участников занимает свой компьютер и запускает программу тестирования.

За каждый правильный ответ + 1 «ум»

По итогам выполнения теста каждый получает баллы, капитан вносит индивидуальные и суммарные результаты в протокол

СЛАЙД 13. «ВЕСЁЛЫЕ ЗАДАЧИ»

Этот тайм выполняется командами одновременно, проверка и добавление баллов первой готовой команде (при правильном решении), иначе слово предоставляется другим командам.

За каждый правильный ответ + 1 «Ум».

Решают задачи на скорость.

Капитан фиксирует результаты.

Подведение итогов урока, рефлексия

СЛАЙД 3. Рефлексия работы в группе

Подсчитывается количество заработанных «Умов» и сумма заносится в столбцы электронного приложения, созданного в Excel. Полученная диаграмма демонстрирует в наглядной форме результаты игры. Каждому члену победившей команды вручается Сертификат (Приложение 4), дающий право на получение отметки «5» на любом уроке информатики в течение года.

Благодарит за урок.

Оценивают работу в группе по 10-бальной шкале.

Подсчитывают заработанные баллы, вносят в таблицу.


В таблице 4 указано, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Таблица 4

Этап урока

УУД

Организационный момент

Личностные: мотивация к учению, развитие интереса к информатике, положительно отношение к процессу познания, развитие личностных качеств (аккуратности, дисциплинированности, ответственности и т.д.), формирование положительной самооценки

Регулятивные:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, установление отношений между данными и вопросом.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого.

Мотивация

учебной

деятельности

Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений

Личностные: мотивация к учению; развитие интереса к информатике; положительно отношение к процессу познания; развитие личностных качеств (аккуратности, дисциплинированности, ответственности и т.д.), формирование положительной самооценки

Регулятивные:

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - осознание учащимися уровня и качества усвоения результата.

Познавательные:

  • Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия; развитие знаково-символических учебных действий

  • Универсальные логические действия: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств/различия, определения общих признаков и составления классификации); вывод следствий; установление аналогий.

  • Действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • умение работать в группе;

  • постановка вопросов;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Подведение итогов урока, рефлексия

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Регулятивные:

  • оценка - осознание учащимися уровня и качества усвоения результата.

Познавательные:

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия.

  • Коммуникативные: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; умение аргументировать свою точку зрения; уважительное отношение к партнёрам; внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие.


© 2010-2022