- Преподавателю
- Информатика
- Интегрированный урок по информатике и обществознанию по теме Налоги
Интегрированный урок по информатике и обществознанию по теме Налоги
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Перницкая Т.Ф. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
План-конспект интегрированного урока
(обществознание+информатика и ИКТ)
в 8 классе по теме:
«Налоги»
Учитель информатики и ИКТ:
Перницкая Татьяна Францевна
Учитель истории и обществознания:
Окс Людмила Николаевна
Цели урока
образовательные: продолжить работу над понятиями: налоги, виды и структура налогов, их функциями в современном обществе; закрепить навыки работы в среде табличного процессора EXCEL;
развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие вычислительных навыков.
воспитательная: воспитание информационной культуры, ответственное отношение к работе.
Тип урока: практическое занятие.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, материал с заданиями , критерии оценок.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II.Объявление темы и задачи урока
Перницкая: Здравствуйте.
Окс: Здравствуйте, садитесь.
Окс: Ребята у нас сегодня необычный урок, а чём его необычность?
Примерные ответы (два учителя информатики обществознания, в кабинете информатики, присутствуют гости )
Окс : Совершенно верно. И вот этот необычный слайд тоже не случайно, давайте попробуем по нему определить тему урока.
(Приложение 1)
я
(возможные ответы детей - предпринимательство, фирма, неравенство, экономический рост, кредиты, налоги)
Окс: Верно, тема урока «Налоги »
Окс: Мы с вами ведь уже изучили налоги, с какой тогда целью мы снова берем эту тему.
(примерные ответы учащихся: повторить понятия, вспомнить функции налогов, их виды, узнать что то новое.)
Окс: Правильно, мы не просто повторим тему «Налоги», а предлагаем каждому из вас выступить в роли бухгалтера, ваша задача - рассчитать заработную плату с вычетом налогов используя электронные таблицы EXCEL.
Окс: Скажите, пожалуйста, что нужно знать бухгалтеру в первую очередь?
(ответы: умения проводить расчеты, экономические понятия и термины)
Окс: Ваш курс повышения профессиональной квалификации будет состоять из двух блоков обществознания- раздел экономика и информатики, включающих теоретическую и практическую части.
III.Актуализация знаний.
Окс: Приступим к курсовой переподготовки.
Дайте определения понятиям: (фронтальный опрос)
Заработная плата - денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.
Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товаров
Признаки налогов
В слове "налог" 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Обратите внимание на те подсказки, которые представлены на экране.
-
часть доходов граждан или предприятий;
-
носит обязательный и принудительный характер;
-
выплата периодическая;
-
выплата в пользу государства;
-
размер и порядок уплаты определяются законом.
Виды налогов - прямые и косвенные.
Чем отличаются прямые налоги от косвенных?
Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д.. Прямые налоги платят все граждане и не могут быть переложены на других лиц.
Косвенные налоги - это налоги на товары или виды деятельности. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги.
(Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога)
Окс: Молодцы, хорошо справились, предлагается зачетная работа.
Устный зачет у доски будет выполнять главный бухгалтер Струцкий Роман.
( индивидуальная работа, интерактивная доска)
Задание: Заполнить пробелы в схеме (Приложение 6)
Виды налогов
прямой
косвенный
б)подоходный налог (налог на доходы физических лиц - НДФЛ),
в)земельный налог
а) налог на добавленную стоимость
г) налог с наследства;
д) акцизный налог на табачные изделия е) пошлина на экспорт природного газа;
ж) налог с выигрыша на лотерею
а) налог на добавленную стоимость; б)подоходный налог; в)земельный налог; г) налог с наследства; д) акцизный налог на табачные изделия; е) пошлина на экспорт природного газа; ж) налог с выигрыша на лотерею
Задание: Указать объект и субъект налога в примерах (Приложение 6)
Пример
Объект налога
Субъект налога
Подоходный налог
+
Налог с автотранспортного средства
+
Налог с прибыли фирм
+
Таможенная пошлина на импорт кофе
+
Окс: Письменный зачет выполняется на рабочих листах остальными бухгалтерами.
Задание: Укажите виды налогов.
№
Налоги
Прямой налог
Косвенный
1
Налог на операции с ценными бумагами
+
2
Таможенные пошлины
+
3
Налог на добавленную стоимость (НДС)
+
4
Налог на прибыль фирмы
+
5
Поземельный налог
+
6
Налог с оборота продаж
+
7
Налог на владельца транспортных средств
+
8
Налог на добычу природных ресурсов
+
9
Налог на наследство
+
10
Налог с рекламы
+
11
Подоходный налог (НДФЛ)
+
12
Акцизный сбор
+
13
Дорожный налог
+
14
Налог с выигрыша на лотерею
+
IV. Практическая работа.
Окс: Сдайте свои работы на проверку, практическая часть.
Ваша задача рассчитать размер НДФЛ и сумму заработной платы для данных условий. К доске приглашается бухгалтер Беляева Екатерина. Остальные бухгалтера самостоятельно задачи у вас на рабочих столах.
Задача: Труд работника оплачивается в размере месячного оклада 17650 рублей, премия составила 20%, Северная надбавка 10% ,районный коэффициент 70%.
Нужно рассчитать размер НДФЛ и сумму зарплаты к выдаче .
17650*20/100= 3530руб. составила премия
17650*10/100= 1765 руб. составила северная надбавка
17650*70/100= 12355 руб. районный коэффициент
17650+3530+1765+12355= 35300 руб. з/п с учетом надбавок
35300*13/100=4589 руб. НДФЛ
35300-4589=30771 руб. сумма з/п к выдаче.
Окс: Сверим результаты, кто допустил ошибки?
(заработная плата - Рудаковой М)
Окс: Благодарю вас за работу, предоставляю слово своему коллеге.
Перницкая : Замечательные формулы, но расчеты занимают слишком много времени, я хочу предложить вам электронный вариант расчётов.
Перницкая : Вы уже знакомы с электронными таблицами, проверим знания теории. Проведем блиц-опрос (приложение 2).
Блиц - опрос
№
Верите ли вы, что
Да
Нет
1.
Можно изменить размеры столбцов и строк электронной таблицы.
2.
Существует ячейка с адресом YW354
3.
Существует ячейка с адресом 23А.
4.
С помощью программы Excel можно проводить тестирование.
5.
Программа Excel используется банковскими служащими.
6.
При написании формулы обязательно используется знак +.
7.
В ячейку можно вставить картинку.
8.
С помощью программы Excel можно ретушировать фотографии.
9.
В ячейку можно ввести текст
10.
Основным документом MSExcel является лист.
11.
Формула может содержать адреса ячеек.
12.
С помощью программы Excel можно строить диаграммы.
ФИО
Оценка___
Критерии оценки
верных ответов
оценка
12
«5»
10-11
«4»
9-7
«3»
Менее 7
«2»
Перницкая: Кто испытывал затруднения выполняя задание? В каких вопросах?
(обсуждение вопросов).
Перницкая: А теперь практическая часть вашей курсовой переподготовки.
Уважаемые бухгалтера, займите рабочие места за компьютером.
Обращаю ваше внимание на инструкцию по выполнению практической части.
Практическая работа за компьютером.
(Приложение 3)
Вопросы:
-
Какие типы ссылок можно использовать в электронных таблицах ( абсолютные и относительные).
-
Чем отличаются абсолютные ссылки от относительных?
Я предлагаю просмотреть задания, которые вам необходимо выполнить и задать вопросы, если это необходимо.
Разработайте электронную таблицу для расчета заработной платы работников предприятия.
Инструкция по выполнению практической работы.
Начисления:
-
Оклад (базовая часть заработной платы) (О);
-
Премия - 20% от оклада (П);
-
Районный коэффициент (РК);
-
Северная надбавка (от10 до 50%) (СН);
Удержания:
-
Подоходный налог (ПН), составляющий 13% от начисленной заработной платы.
Таким образом, сумма к выдаче, получается вычитанием из начисленной заработной платы суммы всех удержанных налогов.
Задания:
-
Открыть файл Рабочий стол - Расчет заработной платы
-
Расчет премии: Премия = Оклад * %премии
Дальше во всех расчетах там, где возможно, записывайте формулы с абсолютными и относительными ссылками и затем копируйте эти формулы в другие ячейки столбца!
-
РК = (О + П) * % РК
-
СН = (О +П + РК) * % СН
-
Всего начислено = О + П + РК + СН
-
Затем рассчитайте величину Подоходного налога для каждого сотрудника по формуле
ПН = Всего начислено * % ПН
-
Рассчитайте Сумму к выдаче для каждого сотрудника:
= Всего начислено - ПН
8. В ячейках С22, С23, С24 с помощью функций МАКС, МИН, СРЗНАЧ найдите соответственно Максимальную зарплату, Минимальную зарплату, Среднюю зарплату в коллективе.
9. Сохраните созданную таблицу.
Перницкая: Какой из вариантов расчета удобнее бумажный или электронный? Почему?
(ответы: за то же время рассчитывается вычет налога, но у большего количества работников, не требуется калькулятор)
Окс: Вы наверное заметили, что сумма подоходного налога у каждого из вас была разной. От чего зависит сумма налогового вычета?
(ответы: От размера оклад)
Окс: Ну это не означает, что вы не должны стремится к высокой отплате своего труда. Ведь чем больше вычет , тем больше сумма вашего пенсионного отчисления.
V.Рефлексия.
Окс: Понравилось ли вам профессия бухгалтера?
Что показалось вам трудным, а что давалось легко?
Кому захотелось стать бухгалтером.
Профессиональную квалификацию на отлично прошли бухгалтера :__________, на хорошо______________ .