Рабочая программа по информатике 8-9 класс к учебнику Семакина И. Г. и др

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 24




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ 8 - 9 КЛАССОВ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составитель: учитель информатики

Ряжкина Юлия Рифовна





Оглавление



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.), на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). В соответствии с Базисным учебным планом, курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часов (35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Предлагаемое распределение часов соответствует примерной программе курса « Информатика и ИКТ». Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  2. Примерная программа общего образования по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]: ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp

  3. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. - 2-е издание, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Сроки реализации программы: 01.09.2014 - 31.05.2015 гг.

Изучение курса основной школы ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса, учебника для 9 класса и задачника-практикума. Учебники построены по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.

Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.

Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов базового курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители» в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование».

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов, интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.


Цели и задачи изучения курса

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика представлена как: расширенный курс в V-IX классах. В соответствии с учебным планом на преподавание информатики и ИКТ в 8 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год), в 9 классе - 2 часа в неделю (70 часов в год).

Формы организации учебного процесса


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные.

В процессе преподавания курса применяются следующие виды уроков:

  • Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

  • Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: исследования, проводимые на компьютере, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач на компьютере.

  • Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

  • Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

  • Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач.

  • Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

  • Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

  • Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.





Формы, методы контроля знаний, умений и навыков учащихся по информатике

Формы контроля:

1) индивидуальная: целесообразна в случае выяснения индивидуальных знаний, способностей и возможностей отдельных учеников; она всегда планируется, и подлежат ей все учащиеся класса.

2) групповая: класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе даётся проверочное задание, одинаковое или дифференцированное, в котором проверяются результаты, а также точность, скорость и качество выполнения. Данная форма контроля применяется при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

3) фронтальная: изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Методы контроля ЗУН (ов):

  • фронтальный опрос;

  • самостоятельная работа;

  • практическая работа;

  • контрольная работа;

  • тест;

  • фронтальные тесты PowerPoint;

  • интерактивные тренажеры.







2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Название темы

Кол-во часов

Элементы содержания государственного стандарта

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

1.

Представление информации

5

Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий

2.

Передача информации

5

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

3.

Обработка информации

5

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

4.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

6

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании

5.

Информационные процессы в обществе

4

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

6.

Основные устройства ИКТ


34

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

7.

Создание и обработка информационных объектов


21

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

8.

Поиск информации


4

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

9.

Проектирование и моделирование


6

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

10.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы


4

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

11.

Организация информационной среды


6

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.


8 КЛАСС

Тематическое планирование занятий по первой части курса (8 класс)

Тема

Всего

часов

Теория

Практика


Введение в предмет

1

1


    Человек и информация

    4

    3

    1

      Первое знакомство с компьютером

      6

      3

      3

        Текстовая информация и компьютер

        9

        3

        6

          Графическая информация и компьютер

          5

          2

          3

            Технология мультимедиа

            6

            2

            4

            Резерв

            4


            34

            14

            17

            Содержание обучения 8 класс


            Общее число часов - 31 ч. Резерв учебного времени - 4 ч.

            1. Введение в предмет (1ч)

            Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

            Содержание базового курса информатики

            2. Человек и информация (4 ч (3 + 1))

            Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.

            Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

            Учащиеся должны знать:

            • связь между информацией и знаниями человека;

            • что такое информационные процессы;

            • какие существуют носители информации;

            • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

            • как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

            • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

            Учащиеся должны уметь:

            • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

            • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

            • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

            • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

            • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

            • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

            3. Первое знакомство с компьютером (6 ч (3 + 3))

            Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

            Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

            Учащиеся должны знать:

            • правила техники безопасности и правила работы на компьютере;

            • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

            • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

            • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

            • типы и свойства устройств внешней памяти;

            • типы и назначение устройств ввода-вывода;

            • сущность программного управления работой компьютера;

            • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

            • назначение программного обеспечения и его состав.

            Учащиеся должны уметь:

            • включать и выключать компьютер;

            • пользоваться клавиатурой;

            • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

            • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

            • просматривать на экране директорию диска;

            • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

            • использовать антивирусные программы.

            4. Текстовая информация и компьютер (9 ч (3 + 6))

            Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

            Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

            При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

            Учащиеся должны знать:

            • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

            • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

            • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

            Учащиеся должны уметь:

            • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

            • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

            • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

            5. Графическая информация и компьютер (5 ч (2 + 3))

            Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.

            Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

            Учащиеся должны знать:

            • способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

            • какие существуют области применения компьютерной графики;

            • назначение графических редакторов;

            • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

            Учащиеся должны уметь:

            • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

            • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

            6. Технология мультимедиа (6 ч (2 + 4))

            Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

            Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

            Учащиеся должны знать:

            • что такое мультимедиа;

            • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

            • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

            Учащиеся должны уметь:

            • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.







            9 КЛАСС

            Тематическое планирование занятий по первой части курса (9 класс)

            Тема

            Всего

            часов

            Теория

            Практика

            Передача информации в компьютерных сетях

            10

            4

            6

              Информационное моделирование

              5

              4

              1

                Хранение и обработка информации в базах данных

                12

                6

                6

                  Табличные вычисления на компьютере

                  10

                  5

                  5

                    Управление и алгоритмы

                    10

                    4

                    6

                      Программное управление работой компьютера

                      12

                      5

                      7

                        Информационные технологии и общество

                        4

                        4

                        0

                        Резерв

                        7

                        Итого

                        70

                        32

                        31

                        Содержание обучения 9 класс

                        Общее число часов - 63 ч. Резерв учебного времени - 7 ч.

                        1. Передача информации в компьютерных сетях (10 ч (4 + 6))

                        Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW - «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

                        Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

                        Учащиеся должны знать:

                        • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

                        • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

                        • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;

                        • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;

                        Учащиеся должны уметь:

                        • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

                        • осуществлять прием-передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

                        • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

                        • работать с одной из программ-архиваторов.

                        2. Информационное моделирование (5 ч (4 + 1))

                        Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

                        Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

                        Учащиеся должны знать:

                        • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;

                        • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

                        Учащиеся должны уметь:

                        • приводить примеры натурных и информационных моделей;

                        • ориентироваться в таблично-организованной информации;

                        • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

                        3. Хранение и обработка информации в базах данных (12 ч (6 + 6))

                        Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

                        Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

                        Учащиеся должны знать:

                        • что такое база данных, СУБД, информационная система;

                        • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

                        • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

                        • что такое логическая величина, логическое выражение;

                        • что такое логические операции, как они выполняются;

                        Учащиеся должны уметь:

                        • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

                        • организовывать поиск информации в БД;

                        • редактировать содержимое полей БД;

                        • сортировать записи в БД по ключу;

                        • добавлять и удалять записи в БД;

                        • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

                        4. Табличные вычисления на компьютере (10 ч (5 + 5))

                        Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

                        Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

                        Численный эксперимент с данной информационной моделью среде электронной таблицы.

                        Учащиеся должны знать:

                        • что такое электронная таблица и табличный процессор;

                        • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

                        • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

                        • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

                        • графические возможности табличного процессора.

                        Учащиеся должны уметь:

                        • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

                        • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

                        • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

                        • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

                        • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

                        5. Управление и алгоритмы (10 ч (4 + 6))

                        Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

                        Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

                        Учащиеся должны знать:

                        • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

                        • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

                        • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

                        • в чем состоят основные свойства алгоритма;

                        • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

                        • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

                        • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

                        Учащиеся должны уметь:

                        • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

                        • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

                        • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

                        • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

                        • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

                        6. Программное управление работой компьютера (12 ч (5 + 7))

                        Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

                        Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

                        Учащиеся должны знать:

                        • основные виды и типы величин;

                        • назначение языков программирования;

                        • что такое трансляция;

                        • назначение систем программирования;

                        • правила оформления программы на Паскале;

                        • правила представления данных и операторов на Паскале;

                        • последовательность выполнения программы в системе программирования.

                        Учащиеся должны уметь:

                        • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

                        • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

                        • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

                        • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

                        7. Информационные технологии и общество (4 ч (4 + 0))

                        Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

                        Учащиеся должны знать:

                        • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

                        • историю способов записи чисел (систем счисления);

                        • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

                        • в чем состоит проблема безопасности информации;

                        • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;

                        Учащиеся должны уметь:

                        • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.










                        ПРИЛОЖЕНИЯ

                        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                        Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

                        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

                        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

                        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


                        Процент выполнения задания

                        Отметка

                        95% и более

                        отлично

                        80-94%%

                        хорошо

                        66-79%%

                        удовлетворительно

                        менее 66%

                        неудовлетворительно

                        При выполнении практической работы и контрольной работы:

                        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

                        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

                        • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

                        • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

                        • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

                        • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

                        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

                        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

                        • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

                        • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

                        • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

                        • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

                        • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

                        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

                        Оценка устных ответов учащихся

                        Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

                        - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

                        - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

                        - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

                        - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

                        - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

                        - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

                        Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

                        Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

                        - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

                        - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

                        Отметка «3» ставится в следующих случаях:

                        - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

                        Отметка «2» ставится в следующих случаях:

                        - не раскрыто основное содержание учебного материала;

                        - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

                        - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

                        Отметка «1» ставится в следующих случаях:

                        - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

                        - не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

                        - отказался отвечать на вопросы учителя.














                        ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                        Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям


                        В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

                        знать/понимать

                        • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

                        • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

                        • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

                        • программный принцип работы компьютера;

                        • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

                        уметь

                        • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками,

                        деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

                        • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

                        • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

                        • создавать информационные объекты, в том числе:

                        - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

                        - создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности);

                        - в практических задачах, переходить от одного представления данных к другому;

                        - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

                        - создавать записи в базе данных;

                        - создавать презентации на основе шаблонов;

                        • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

                        • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

                        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                        • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

                        • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

                        • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

                        • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

                        • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной пере-писке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.













                        ПРИЛОЖЕНИЕ 3


                        Практические занятия

                        8 класс

                        Практическая работа №1 «Измерение информации».

                        Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС».

                        Практическая работа №3 «Ввод и редактирование текста».

                        Практическая работа №4 «Форматирование абзаца».

                        Практическая работа №5 «Работа с фрагментом текста»

                        Практическая работа №6 «Работа с таблицами».

                        Практическая работа №7 «Списки, колонки»

                        Практическая работа №8 «Вставка рисунков в текстовом редакторе».

                        Практическая работа №9 «Создание и редактирование рисунка в ГР растрового типа»

                        Практическая работа №10 «Редактирование рисунка: наклон и поворот объекта в векторном графическом редакторе»

                        Практическая работа № 11 «Создание и редактирование рисунка в векторном графическом редакторе»

                        Практическая работа №12 «Создание презентации».

                        9 класс

                        Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами»

                        Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»

                        Практическая работа №3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске»

                        Практическая работа №4 «Поиск информации в Интернете»

                        Практическая работа№5 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»

                        Практическая работа№6 «Создание архива файлов и раскрытие архива. Загрузка файла из архива.»

                        Практическая работа №7 «Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора»

                        Практическая работа №8 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы»

                        Практическая работа №9 Создание и заполнение однотабличной базы данных

                        Практическая работа №10 Поиск записей в готовой базе данных (формирование простых запросов)

                        Практическая работа№11 Поиск записей в готовой базе данных (формирование сложных запросов)

                        Практическая работа №12 Сортировка записей в готовой базе данных

                        Практическая работа №13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую

                        Практическая работа №14 Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Создание и обработка таблиц

                        Практическая работа №15 Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

                        Практическая работа №16 Построение графиков и диаграмм.

                        Практическая работа №17 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

                        Практическая работа №18 Разработка линейного алгоритма и алгоритма, содержащего оператор ветвления

                        Практическая работа №19 Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла

                        Практическая работа №20 Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму

                        Практическая работа №21 Разработка алгоритма по обработке одномерного массива.

                        Практическая работа №22 Разработка алгоритма, требующего использования логических операций.

                        Практическая работа №23 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.

                        Практическая работа №24 Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

                        Практическая работа №25 Логические операции. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций.

                        Практическая работа №26 Разработка программ с использованием цикла с предусловием.

                        Практическая работа №27 Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль.



                        Тематическое (поурочное) планирование

                        8 класс

                        № п/п

                        Наименование

                        разделов и тем

                        Всего часов

                        Из них

                        Дата проведения занятия

                        Лабораторные и практические работы,

                        ч.

                        Контрольная работа, ч.

                        Самостоятельная

                        работа,

                        ч.

                        план

                        факт


                        Введение в предмет

                        1






                        Предмет информатики. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК

                        1







                        Человек и информация

                        4

                        1

                        1




                        Информация и знания. Восприятие и представление информации. Информационные процессы

                        1






                        Работа с клавиатурным тренажером. Выполнение практического задания №1

                        1

                        1





                        Измерение информации

                        1






                        Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация»

                        1


                        1





                        Первое знакомство с компьютером

                        6

                        2

                        1




                        Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память

                        1






                        Устройство ПК и его основные характеристики. Выполнение практического задания №2

                        1

                        1





                        Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования. Файлы и файловые структуры

                        1






                        Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3

                        1

                        1





                        Пользовательский интерфейс

                        1






                        Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с компьютером»

                        1


                        1





                        Текстовая информация и компьютер

                        9

                        5

                        1




                        Тексты в компьютерной памяти Текстовые редакторы и текстовые процессоры







                        Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4


                        1





                        Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Выполнение практического задания №5


                        1





                        Буфера обмена. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6


                        1





                        Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7


                        1





                        Дополнительные возможности текстового процессора







                        Выполнение итогового практического задания №8


                        1





                        Системы перевода и распознавания текста







                        Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер»



                        1





                        Графическая информация и компьютер

                        5

                        2





                        Компьютерная графика и области её применения.







                        Технические средства компьютерной графики







                        Кодирование изображения.







                        Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором


                        1





                        Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором


                        1






                        Технология мультимедиа

                        6


                        2

                        2



                        Понятие мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук

                        1






                        Создание презентации

                        1



                        1



                        Технические средства мультимедиа. Технология мультимедиа

                        1






                        Компьютерные презентации

                        1



                        1



                        Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа»

                        1


                        1




                        Итоговое тестирование по курсу 8 класса

                        1


                        1





                        Резервное время

                        4







                        Итого

                        35

                        10

                        5

                        2



                        9 класс

                        № п/п

                        Наименование разделов и тем

                        Всего часов

                        Из них

                        Дата проведения занятия

                        Лабораторные и практические работы, ч.

                        Контрольная работа,

                        ч.

                        Самостоятельная

                        работа,

                        ч.

                        план

                        факт


                        Передача информации в компьютерных сетях

                        10

                        5

                        1

                        1



                        Техника безопасности. Как устроена компьютерная сеть

                        1






                        Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

                        1

                        1





                        Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети

                        1






                        Работа с электронной почтой

                        1

                        1





                        Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

                        1






                        Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске

                        1

                        1





                        Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

                        1

                        1





                        Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

                        1

                        1





                        Итоговая работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

                        1



                        1



                        Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

                        1


                        1





                        Информационное моделирование

                        5

                        1

                        1




                        Понятие модели. Графические информационные модели

                        1






                        Табличные модели.

                        1






                        Информационное моделирование на компьютере

                        1






                        Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

                        1

                        1





                        Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

                        1


                        1





                        Хранение и обработка информации в базах данных

                        12

                        5

                        1

                        1



                        Основные понятия. Что такое система управления базами данных

                        1






                        Работа с готовой базой данных

                        1

                        1





                        Создание и заполнение базы данных

                        1






                        Создание БД на компьютере

                        1

                        1





                        Условия выбора и простые логические выражения

                        1






                        Формирование простых запросов к готовой базе данных

                        1

                        1





                        Условия выбора и сложные логические выражения

                        1






                        Формирование сложных запросов к готовой базе данных

                        1

                        1





                        Сортировка, удаление и добавление записей

                        1






                        Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

                        1

                        1





                        Итоговая работа по базам данных

                        1



                        1



                        Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

                        1


                        1





                        Табличные вычисления на компьютере

                        10

                        3

                        1




                        Двоичная система счисления

                        1






                        Представление чисел в памяти компьютера

                        1






                        Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц

                        1






                        Работа с готовой электронной таблицей

                        1

                        1





                        Работа с диапазонами. Относительная адресация

                        1






                        Использование встроенных математических и статистических функций

                        1

                        1





                        Деловая графика. Условная функция.

                        1






                        Логические функции и абсолютные адреса. Построение графиков и диаграмм

                        1

                        1





                        Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели

                        1






                        Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

                        1


                        1





                        Управление и алгоритмы

                        10

                        4

                        1

                        1



                        Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

                        1






                        Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель

                        1






                        Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

                        1

                        1





                        Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

                        1






                        Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

                        1

                        1





                        Циклические алгоритмы. Работа с циклами

                        1

                        1





                        Ветвления и последовательная детализация алгоритма

                        1






                        Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма

                        1

                        1





                        Зачётное задание по алгоритмизации

                        1



                        1



                        Тест по теме «Управление и алгоритмы»

                        1


                        1





                        Программное управление работой компьютера

                        12

                        7

                        1




                        Программирование. Алгоритмы работы с величинами

                        1






                        Линейные вычислительные алгоритмы Знакомство с языком Паскаль.

                        1

                        1





                        Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале

                        1

                        1





                        Программирование диалога с компьютером

                        1

                        0,5





                        Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций


                        1





                        Программирование циклов

                        1






                        Разработка программ c использованием цикла с предусловием

                        1

                        1





                        Алгоритм Евклида

                        1

                        0,5





                        Таблицы и массивы. Одномерные массивы в Паскале

                        1

                        0,5





                        Разработка программ обработки одномерных массивов

                        1

                        1





                        Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

                        1

                        0,5





                        Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

                        1


                        1





                        Информационные технологии и общество

                        4

                        1

                        2




                        Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.

                        1






                        История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ

                        1






                        Информационные ресурсы современного общества и проблемы его формирования

                        1






                        Тест по теме «Информационные технологии и общество»

                        1


                        1





                        Резервное время

                        7







                        Итого

                        70

                        26

                        8

                        3





                        ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                        Перечень средств икт, необходимых для реализации программы

                        Аппаратные средства

                        • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

                        • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

                        • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

                        • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

                        • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

                        • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

                        • Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

                        • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

                        • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

                        • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

                        • Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т.д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

                        Программные средства

                        • Операционная система.

                        • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

                        • Антивирусная программа.

                        • Программа-архиватор.

                        • Клавиатурный тренажер.

                        • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

                        • Звуковой редактор.

                        • Простая система управления базами данных.

                        • Простая геоинформационная система.

                        • Система автоматизированного проектирования.

                        • Виртуальные компьютерные лаборатории.

                        • Программа-переводчик.

                        • Система оптического распознавания текста.

                        • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

                        • Система программирования.

                        • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

                        • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

                        • Программа интерактивного общения

                        • Простой редактор Web-страниц








                        ПРИЛОЖЕНИЕ 5

                        Перечень учебно-методического обеспечения


                        Программа

                        1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 584 с.: ил. - (Программы и планирование)

                        2. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 -11 классы. - 2-е изд., испр. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.

                        3. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 8-9 класс metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc

                        Учебно-методический комплект

                        4. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 176 с.

                        5. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 200 с.

                        8 класс

                        6. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т. 1 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2011. - 309 с.

                        7. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т. 2 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2011. - 294 с.

                        8. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: lbz.ru/upload/iblock/4e7/tsor_semakin2010.zip (дата обращения 10.11.2014)

                        9 класс

                        9. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т. 1 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2011. - 309 с.

                        10. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т. 2 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2011. - 294 с.

                        11. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: lbz.ru/upload/iblock/4e7/tsor_semakin2010.zip (дата обращения 10.11.2014)

                        Литература для учителя

                        12. Гейн А.Г. Информатика и информационные технологии. Тематические тесты. 8 класс / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.

                        13. Гейн А.Г. Информатика и информационные технологии. Тематические тесты. 9 класс / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.

                        14. Семакин Я. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

                        15. Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике. 9 класс. - М.: ВАКО, 2012

                        16. Цветкова М. С. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс]: 7-9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.

                        1


                        © 2010-2022