- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8-9 класс к учебнику Семакина И. Г. и др
Рабочая программа по информатике 8-9 класс к учебнику Семакина И. Г. и др
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ряжкина Ю.Р. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 8 - 9 КЛАССОВ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель информатики
Ряжкина Юлия Рифовна
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.), на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). В соответствии с Базисным учебным планом, курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часов (35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Предлагаемое распределение часов соответствует примерной программе курса « Информатика и ИКТ». Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
-
Примерная программа общего образования по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]: ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp
-
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. - 2-е издание, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Сроки реализации программы: 01.09.2014 - 31.05.2015 гг.
Изучение курса основной школы ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса, учебника для 9 класса и задачника-практикума. Учебники построены по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов базового курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители» в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование».
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов, интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Цели и задачи изучения курса
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика представлена как: расширенный курс в V-IX классах. В соответствии с учебным планом на преподавание информатики и ИКТ в 8 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год), в 9 классе - 2 часа в неделю (70 часов в год).
Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные.
В процессе преподавания курса применяются следующие виды уроков:
-
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
-
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: исследования, проводимые на компьютере, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач на компьютере.
-
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
-
Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
-
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач.
-
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
-
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
-
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Формы, методы контроля знаний, умений и навыков учащихся по информатике
Формы контроля:
1) индивидуальная: целесообразна в случае выяснения индивидуальных знаний, способностей и возможностей отдельных учеников; она всегда планируется, и подлежат ей все учащиеся класса.
2) групповая: класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе даётся проверочное задание, одинаковое или дифференцированное, в котором проверяются результаты, а также точность, скорость и качество выполнения. Данная форма контроля применяется при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
3) фронтальная: изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Методы контроля ЗУН (ов):
-
фронтальный опрос;
-
самостоятельная работа;
-
практическая работа;
-
контрольная работа;
-
тест;
-
фронтальные тесты PowerPoint;
-
интерактивные тренажеры.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы
Название темы
Кол-во часов
Элементы содержания государственного стандарта
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.
Представление информации
5
Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий
2.
Передача информации
5
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
3.
Обработка информации
5
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
4.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
6
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании
5.
Информационные процессы в обществе
4
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
6.
Основные устройства ИКТ
34
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
-
запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
-
текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
-
музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
-
таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
7.
Создание и обработка информационных объектов
21
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
8.
Поиск информации
4
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
9.
Проектирование и моделирование
6
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
10.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
4
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
11.
Организация информационной среды
6
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
8 КЛАСС
Тематическое планирование занятий по первой части курса (8 класс)
№
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
Введение в предмет
1
1
Человек и информация
4
3
1
Первое знакомство с компьютером
6
3
3
Текстовая информация и компьютер
9
3
6
Графическая информация и компьютер
5
2
3
Технология мультимедиа
6
2
4
Резерв
4
34
14
17
Содержание обучения 8 класс
Общее число часов - 31 ч. Резерв учебного времени - 4 ч.
1. Введение в предмет (1ч)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Содержание базового курса информатики
2. Человек и информация (4 ч (3 + 1))
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
• связь между информацией и знаниями человека;
• что такое информационные процессы;
• какие существуют носители информации;
• функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
• как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);
• что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
• определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
• приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
• измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
• пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
• пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
3. Первое знакомство с компьютером (6 ч (3 + 3))
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
• правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
• состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
• основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
• структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
• типы и свойства устройств внешней памяти;
• типы и назначение устройств ввода-вывода;
• сущность программного управления работой компьютера;
• принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
• назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
• включать и выключать компьютер;
• пользоваться клавиатурой;
• ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
• инициализировать выполнение программ из программных файлов;
• просматривать на экране директорию диска;
• выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
• использовать антивирусные программы.
4. Текстовая информация и компьютер (9 ч (3 + 6))
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
• способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
• назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
• основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Учащиеся должны уметь:
• набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
• выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
• сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5. Графическая информация и компьютер (5 ч (2 + 3))
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
• способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
• какие существуют области применения компьютерной графики;
• назначение графических редакторов;
• назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
Учащиеся должны уметь:
• строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
• сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
6. Технология мультимедиа (6 ч (2 + 4))
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
• что такое мультимедиа;
• принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
• основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
Учащиеся должны уметь:
• Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
9 КЛАСС
Тематическое планирование занятий по первой части курса (9 класс)
№
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
Передача информации в компьютерных сетях
10
4
6
Информационное моделирование
5
4
1
Хранение и обработка информации в базах данных
12
6
6
Табличные вычисления на компьютере
10
5
5
Управление и алгоритмы
10
4
6
Программное управление работой компьютера
12
5
7
Информационные технологии и общество
4
4
0
Резерв
7
Итого
70
32
31
Содержание обучения 9 класс
Общее число часов - 63 ч. Резерв учебного времени - 7 ч.
1. Передача информации в компьютерных сетях (10 ч (4 + 6))
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW - «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
• что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
• назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
• назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
• что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
• осуществлять прием-передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
• осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
• работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование (5 ч (4 + 1))
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
• что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
• какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры натурных и информационных моделей;
• ориентироваться в таблично-организованной информации;
• описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
3. Хранение и обработка информации в базах данных (12 ч (6 + 6))
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
• что такое база данных, СУБД, информационная система;
• что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
• структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
• что такое логическая величина, логическое выражение;
• что такое логические операции, как они выполняются;
Учащиеся должны уметь:
• открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
• организовывать поиск информации в БД;
• редактировать содержимое полей БД;
• сортировать записи в БД по ключу;
• добавлять и удалять записи в БД;
• создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере (10 ч (5 + 5))
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
• что такое электронная таблица и табличный процессор;
• основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
• какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
• основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
• графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
• получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
• создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
5. Управление и алгоритмы (10 ч (4 + 6))
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
• что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
• сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
• что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
• в чем состоят основные свойства алгоритма;
• способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
• основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
• назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
Учащиеся должны уметь:
• при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
• пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
• выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
• составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
• выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
6. Программное управление работой компьютера (12 ч (5 + 7))
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
• основные виды и типы величин;
• назначение языков программирования;
• что такое трансляция;
• назначение систем программирования;
• правила оформления программы на Паскале;
• правила представления данных и операторов на Паскале;
• последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
• работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
• составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
• составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
• отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
7. Информационные технологии и общество (4 ч (4 + 0))
Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
• основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
• историю способов записи чисел (систем счисления);
• основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
• в чем состоит проблема безопасности информации;
• какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;
Учащиеся должны уметь:
• регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
-
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками,
деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности);
- в практических задачах, переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной пере-писке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Практические занятия
8 класс
Практическая работа №1 «Измерение информации».
Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС».
Практическая работа №3 «Ввод и редактирование текста».
Практическая работа №4 «Форматирование абзаца».
Практическая работа №5 «Работа с фрагментом текста»
Практическая работа №6 «Работа с таблицами».
Практическая работа №7 «Списки, колонки»
Практическая работа №8 «Вставка рисунков в текстовом редакторе».
Практическая работа №9 «Создание и редактирование рисунка в ГР растрового типа»
Практическая работа №10 «Редактирование рисунка: наклон и поворот объекта в векторном графическом редакторе»
Практическая работа № 11 «Создание и редактирование рисунка в векторном графическом редакторе»
Практическая работа №12 «Создание презентации».
9 класс
Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами»
Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске»
Практическая работа №4 «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа№5 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»
Практическая работа№6 «Создание архива файлов и раскрытие архива. Загрузка файла из архива.»
Практическая работа №7 «Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора»
Практическая работа №8 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы»
Практическая работа №9 Создание и заполнение однотабличной базы данных
Практическая работа №10 Поиск записей в готовой базе данных (формирование простых запросов)
Практическая работа№11 Поиск записей в готовой базе данных (формирование сложных запросов)
Практическая работа №12 Сортировка записей в готовой базе данных
Практическая работа №13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Практическая работа №14 Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Создание и обработка таблиц
Практическая работа №15 Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа №16 Построение графиков и диаграмм.
Практическая работа №17 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов
Практическая работа №18 Разработка линейного алгоритма и алгоритма, содержащего оператор ветвления
Практическая работа №19 Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла
Практическая работа №20 Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму
Практическая работа №21 Разработка алгоритма по обработке одномерного массива.
Практическая работа №22 Разработка алгоритма, требующего использования логических операций.
Практическая работа №23 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.
Практическая работа №24 Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.
Практическая работа №25 Логические операции. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций.
Практическая работа №26 Разработка программ с использованием цикла с предусловием.
Практическая работа №27 Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль.
Тематическое (поурочное) планирование
8 класс
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
Из них
Дата проведения занятия
Лабораторные и практические работы,
ч.
Контрольная работа, ч.
Самостоятельная
работа,
ч.
план
факт
Введение в предмет
1
Предмет информатики. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК
1
Человек и информация
4
1
1
Информация и знания. Восприятие и представление информации. Информационные процессы
1
Работа с клавиатурным тренажером. Выполнение практического задания №1
1
1
Измерение информации
1
Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация»
1
1
Первое знакомство с компьютером
6
2
1
Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память
1
Устройство ПК и его основные характеристики. Выполнение практического задания №2
1
1
Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования. Файлы и файловые структуры
1
Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3
1
1
Пользовательский интерфейс
1
Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с компьютером»
1
1
Текстовая информация и компьютер
9
5
1
Тексты в компьютерной памяти Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4
1
Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Выполнение практического задания №5
1
Буфера обмена. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6
1
Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7
1
Дополнительные возможности текстового процессора
Выполнение итогового практического задания №8
1
Системы перевода и распознавания текста
Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер»
1
Графическая информация и компьютер
5
2
Компьютерная графика и области её применения.
Технические средства компьютерной графики
Кодирование изображения.
Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором
1
Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором
1
Технология мультимедиа
6
2
2
Понятие мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук
1
Создание презентации
1
1
Технические средства мультимедиа. Технология мультимедиа
1
Компьютерные презентации
1
1
Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа»
1
1
Итоговое тестирование по курсу 8 класса
1
1
Резервное время
4
Итого
35
10
5
2
9 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Дата проведения занятия
Лабораторные и практические работы, ч.
Контрольная работа,
ч.
Самостоятельная
работа,
ч.
план
факт
Передача информации в компьютерных сетях
10
5
1
1
Техника безопасности. Как устроена компьютерная сеть
1
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами
1
1
Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети
1
Работа с электронной почтой
1
1
Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.
1
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске
1
1
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем
1
1
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора
1
1
Итоговая работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
1
1
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
1
1
Информационное моделирование
5
1
1
Понятие модели. Графические информационные модели
1
Табличные модели.
1
Информационное моделирование на компьютере
1
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
1
1
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».
1
1
Хранение и обработка информации в базах данных
12
5
1
1
Основные понятия. Что такое система управления базами данных
1
Работа с готовой базой данных
1
1
Создание и заполнение базы данных
1
Создание БД на компьютере
1
1
Условия выбора и простые логические выражения
1
Формирование простых запросов к готовой базе данных
1
1
Условия выбора и сложные логические выражения
1
Формирование сложных запросов к готовой базе данных
1
1
Сортировка, удаление и добавление записей
1
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
1
1
Итоговая работа по базам данных
1
1
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».
1
1
Табличные вычисления на компьютере
10
3
1
Двоичная система счисления
1
Представление чисел в памяти компьютера
1
Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц
1
Работа с готовой электронной таблицей
1
1
Работа с диапазонами. Относительная адресация
1
Использование встроенных математических и статистических функций
1
1
Деловая графика. Условная функция.
1
Логические функции и абсолютные адреса. Построение графиков и диаграмм
1
1
Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели
1
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».
1
1
Управление и алгоритмы
10
4
1
1
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью
1
Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель
1
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов
1
1
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
1
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов
1
1
Циклические алгоритмы. Работа с циклами
1
1
Ветвления и последовательная детализация алгоритма
1
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма
1
1
Зачётное задание по алгоритмизации
1
1
Тест по теме «Управление и алгоритмы»
1
1
Программное управление работой компьютера
12
7
1
Программирование. Алгоритмы работы с величинами
1
Линейные вычислительные алгоритмы Знакомство с языком Паскаль.
1
1
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале
1
1
Программирование диалога с компьютером
1
0,5
Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций
1
Программирование циклов
1
Разработка программ c использованием цикла с предусловием
1
1
Алгоритм Евклида
1
0,5
Таблицы и массивы. Одномерные массивы в Паскале
1
0,5
Разработка программ обработки одномерных массивов
1
1
Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве
1
0,5
Тест по теме «Программное управление работой компьютера».
1
1
Информационные технологии и общество
4
1
2
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.
1
История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ
1
Информационные ресурсы современного общества и проблемы его формирования
1
Тест по теме «Информационные технологии и общество»
1
1
Резервное время
7
Итого
70
26
8
3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Перечень средств икт, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
-
Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
-
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
-
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
-
Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т.д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа
1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 584 с.: ил. - (Программы и планирование)
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 -11 классы. - 2-е изд., испр. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
3. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 8-9 класс metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc
Учебно-методический комплект
4. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 176 с.
5. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 200 с.
8 класс
6. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т. 1 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2011. - 309 с.
7. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т. 2 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2011. - 294 с.
8. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: lbz.ru/upload/iblock/4e7/tsor_semakin2010.zip (дата обращения 10.11.2014)
9 класс
9. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т. 1 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2011. - 309 с.
10. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т. 2 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2011. - 294 с.
11. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: lbz.ru/upload/iblock/4e7/tsor_semakin2010.zip (дата обращения 10.11.2014)
Литература для учителя
12. Гейн А.Г. Информатика и информационные технологии. Тематические тесты. 8 класс / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.
13. Гейн А.Г. Информатика и информационные технологии. Тематические тесты. 9 класс / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
14. Семакин Я. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
15. Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике. 9 класс. - М.: ВАКО, 2012
16. Цветкова М. С. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс]: 7-9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.
1