- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ
Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соловьева Е.Н. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебно-методической работе
___________Ю.С. Маркова
«___» ___________ 20___ г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
080114 Экономика и бухгалтерский учет
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Невинномысский химический колледж".
Разработчик: Соловьева Елена Николаевна - преподаватель профессионального цикла.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
-
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
080114 Экономика и бухгалтерский учет
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 145 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
145
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
45
Итоговая аттестация в форме
Дифференцированный зачет во 2 семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе: профессиональной, социальной, культурной, образовательных сферах.
2
1
Тема 1
Информационная деятельность человека
Содержание учебного материала:
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
6
2
1
Практическая работа№1:
« Информационные ресурсы дисциплины. Работа с программным обеспечением: инсталляция, его использование и обновление».
2
2
Практическая работа№2:
«Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением».
2
2
Самостоятельная работа:
изучение и составление таблицы видов профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Изучение стоимостных характеристик информационной деятельности (составление и изучение конспекта лекции).
Изучение характеристик и свойств естественных и формальных языков (составление и изучение конспекта лекции).
4
3
3
2
2
Тема 2
Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала:
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
30
10
1
Практическая работа№3:
«Системы счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления в другую».
4
2
Практическая работа№4:
«Арифметические операции над числами в различных системах счисления».
4
2
Практическая работа№5:
«Составление алгоритмов линейной структуры».
2
2
Практическая работа№6:
«Составление алгоритмов разветвленной структуры».
4
2
Практическая работа№7:
«Составление алгоритмов циклической структуры».
4
2
Практическая работа№8
«Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги».
2
2
Самостоятельная работа:
дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации (составление и изучение конспекта лекции).
Осуществление поиска сайта "Информатика и информационные технологии" с помощью различных поисковых систем. Результаты поиска сравнить и дать анализ.
АСУ различного назначения, приведение примеров их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности (примеры использования). Приведение примеров оборудования с числовым программным управлением.
Осуществление поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы - составление сравнительной таблицы.
16
2
2
8
4
3
3
3
3
Тема 3
Средства информационных и коммуникационных технологий
Содержание учебного материала:
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
8
4
1
Практическая работа№9:
Операционные системы и графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение внешних устройств.
2
2
Практическая работа№10:
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.
2
2
Самостоятельная работа:
Приведение примеров использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру в учебных целях. Поиск в Интернет текста лицензионного соглашения для программы CorelDrаw и Adobe Photoshop и сравнение текста лицензий. Выполнение выводов об использовании данных программных продуктов с точки зрения закона о защите авторских прав.
Изучение эксплуатационных требований к компьютерному рабочему месту и профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для естественно-научной деятельности. (составление и изучение конспекта лекции).
Приведение примеров комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
10
4
4
2
3
3
3
Тема 4
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала:
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
46
8
1
Практическая работа№11:
«Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов»
6
2
Практическая работа№12:
«Гипертекстовое представление информации».
4
2
Практическая работа№13:
«Построение электронных таблиц».
6
2
Практическая работа№14:
«Сортировка и поиск данных».
6
2
Практическая работа№15:
«Построение диаграмм и графиков».
6
2
Практическая работа№16:
«Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы».
4
2
Практическая работа№17:
«Организация компьютерной презентации».
4
2
Практическая работа№18:
«Создание презентации с использованием рисунков и графических примитивов».
2
2
Самостоятельная работа:
изучение возможностей слияния документов, на примере рассылки приглашений родителей на собрание в колледж. (составить для родителей своей группы)
Изучение особенностей организации сводных таблиц и построение графиков и диаграмм с использованием графических редакторов. Выполнение сводной таблицы за квартал оплат за проводной телефон (домашний - ЮТК и РТК). Создание диаграммы выплат.
Изучение особенностей организации презентаций. Создание презентации по следующим направлениям: Моя биография, Моя семья, Мой город, Моя группа, Моя фирма.
16
4
6
6
3
3
3
Тема 5.
Телекоммуникационные технологии
Содержание учебного материала:
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония
6
4
1
Практическая работа№19:
«Работа с браузером, примеры работы в различных интернет технологиях: Интернет-магазин, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, и пр.»
2
2
Самостоятельная работа:
изучение средств создания и сопровождения сайта. (составление и изучение конспекта лекции, привести сравнительный анализ различных средств создания сайтов)
изучение тестирующих систем, используемых в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. (составление и изучение конспекта по теме).
4
2
2
Итоговая контрольная работа
2
2
Всего
150/68
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и ИКТ» и компьютерной аудитории.
Оборудование учебного кабинета:
-
стенд "Структурная схема ПЭВМ",
-
стенд "Стандартные блоки алгоритмов",
-
стенд "Таблица соответствия чисел",
-
стенд "Таблица правил перевод из одной системы счисления в другую".
Технические средства обучения:
-
инженерный микрокалькулятор,
-
мультимедийный проектор,
-
персональный компьютер,
-
интерактивная доска.
Оборудование компьютерной аудитории:
-
персональный компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М., 2002.
-
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М., 2001.
-
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. - М., 2006.
-
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2004.
-
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2005.
-
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М., 2006.
-
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М., 2004.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2002.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007.
-
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2005.
-
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М., 2002.
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М., 2002.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М., 2005.
Дополнительные источники:
-
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2005.
-
Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.
-
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.
-
Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. - М., 2005.
-
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006.
-
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
-
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
-
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.- М., 2004.
-
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2003.
-
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знание/понимание:
различные подходы к определению понятия «информация»;
устный опрос, контрольная работа, тест, внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
контрольная работа, письменный опрос, тест, рефераты, индивидуальное практическое задание, самостоятельная работа
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
контрольная работа, письменный опрос, тест, рефераты, внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию, практическое индивидуальное задание
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
контрольная работа, тест, практическое индивидуальное задание
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
контрольная работа, письменный опрос, тест, рефераты, выполнение практического задания
назначение и функции операционных систем;
контрольная работа, письменный опрос, тест, рефераты, устный опрос
умение:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
отчет по практическим работам, выполнение и защита практического задания, устный опрос, контрольная работа, индивидуальное практическое задание, анализ результатов своей практической работы
распознавать информационные процессы в различных системах;
выполнение и защита практического задания, контрольная работа, устный и письменный опросы.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
составление отчета по практическим работам, контрольная работа, анализ результатов своей практической работы.
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
устный опрос, выполнение и защита практического задания, устный опрос, анализ результатов своей практической работы,
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
выполнение и защита практического задания, устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию,
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
выполнение и защита практического задания, устный опрос, письменный опрос, составление письменного отчета, конспект лекций
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
выполнение и защита практического задания, устный опрос, письменный опрос,
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
выполнение и защита практического задания, контрольная работа, анализ результатов своей практической работы
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
выполнение и защита практического задания, устный опрос
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
выполнение и защита практического задания, контрольная работа, индивидуальное практическое задание
Разработчик:
ГБОУ СПО «НХК» преподаватель Е.Н.Соловьева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)