Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): 080114   Экономика и бухгалтерский учет (по отрослям) (углубленная подготовка) Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования ”Невинномысский химический колледж”.  Разработчик: Соловьева Елена Николаевна – преподаватель профессиона...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебно-методической работе

___________Ю.С. Маркова

«___» ___________ 20___ г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ИНФОРМАТИКА И ИКТ






2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):

080114 Экономика и бухгалтерский учет

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Невинномысский химический колледж".

Разработчик: Соловьева Елена Николаевна - преподаватель профессионального цикла.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

080114 Экономика и бухгалтерский учет

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать/понимать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 145 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 45 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

145

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

Итоговая аттестация в форме

Дифференцированный зачет во 2 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: профессиональной, социальной, культурной, образовательных сферах.

2

1

Тема 1

Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала:

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

6



2


1



Практическая работа№1:

« Информационные ресурсы дисциплины. Работа с программным обеспечением: инсталляция, его использование и обновление».

2

2



Практическая работа№2:

«Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением».

2

2

Самостоятельная работа:

изучение и составление таблицы видов профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Изучение стоимостных характеристик информационной деятельности (составление и изучение конспекта лекции).

Изучение характеристик и свойств естественных и формальных языков (составление и изучение конспекта лекции).

4




3


3



2


2

Тема 2

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала:

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

30


10

1







Практическая работа№3:

«Системы счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления в другую».

4


2

Практическая работа№4:

«Арифметические операции над числами в различных системах счисления».

4

2

Практическая работа№5:

«Составление алгоритмов линейной структуры».

2

2

Практическая работа№6:

«Составление алгоритмов разветвленной структуры».

4

2

Практическая работа№7:

«Составление алгоритмов циклической структуры».

4

2

Практическая работа№8

«Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги».

2

2

Самостоятельная работа:

дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации (составление и изучение конспекта лекции).

Осуществление поиска сайта "Информатика и информационные технологии" с помощью различных поисковых систем. Результаты поиска сравнить и дать анализ.

АСУ различного назначения, приведение примеров их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности (примеры использования). Приведение примеров оборудования с числовым программным управлением.

Осуществление поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы - составление сравнительной таблицы.

16

2


2


8



4



3



3


3




3

Тема 3

Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебного материала:

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

8


4

1


Практическая работа№9:

Операционные системы и графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение внешних устройств.

2


2

Практическая работа№10:

Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.

2

2

Самостоятельная работа:

Приведение примеров использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру в учебных целях. Поиск в Интернет текста лицензионного соглашения для программы CorelDrаw и Adobe Photoshop и сравнение текста лицензий. Выполнение выводов об использовании данных программных продуктов с точки зрения закона о защите авторских прав.

Изучение эксплуатационных требований к компьютерному рабочему месту и профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для естественно-научной деятельности. (составление и изучение конспекта лекции).

Приведение примеров комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

10




4


4



2






3


3



3

Тема 4

Технологии создания и преобразования информационных объектов

Содержание учебного материала:

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

46


8

1


Практическая работа№11:

«Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов»



6

2

Практическая работа№12:

«Гипертекстовое представление информации».

4

2

Практическая работа№13:

«Построение электронных таблиц».

6

2

Практическая работа№14:

«Сортировка и поиск данных».

6

2

Практическая работа№15:

«Построение диаграмм и графиков».

6

2

Практическая работа№16:

«Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы».

4

2

Практическая работа№17:

«Организация компьютерной презентации».

4

2

Практическая работа№18:

«Создание презентации с использованием рисунков и графических примитивов».

2

2

Самостоятельная работа:

изучение возможностей слияния документов, на примере рассылки приглашений родителей на собрание в колледж. (составить для родителей своей группы)

Изучение особенностей организации сводных таблиц и построение графиков и диаграмм с использованием графических редакторов. Выполнение сводной таблицы за квартал оплат за проводной телефон (домашний - ЮТК и РТК). Создание диаграммы выплат.

Изучение особенностей организации презентаций. Создание презентации по следующим направлениям: Моя биография, Моя семья, Мой город, Моя группа, Моя фирма.

16

4


6



6


3



3



3

Тема 5.

Телекоммуникационные технологии

Содержание учебного материала:

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония

6


4




1


Практическая работа№19:

«Работа с браузером, примеры работы в различных интернет технологиях: Интернет-магазин, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, и пр.»

2


2


Самостоятельная работа:

изучение средств создания и сопровождения сайта. (составление и изучение конспекта лекции, привести сравнительный анализ различных средств создания сайтов)

изучение тестирующих систем, используемых в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. (составление и изучение конспекта по теме).

4

2


2



Итоговая контрольная работа

2

2

Всего

150/68


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и ИКТ» и компьютерной аудитории.

Оборудование учебного кабинета:

  • стенд "Структурная схема ПЭВМ",

  • стенд "Стандартные блоки алгоритмов",

  • стенд "Таблица соответствия чисел",

  • стенд "Таблица правил перевод из одной системы счисления в другую".

Технические средства обучения:

  • инженерный микрокалькулятор,

  • мультимедийный проектор,

  • персональный компьютер,

  • интерактивная доска.

Оборудование компьютерной аудитории:

  • персональный компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М., 2002.

  2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М., 2001.

  3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. - М., 2006.

  4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2004.

  5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2005.

  6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М., 2006.

  7. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М., 2004.

  8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2002.

  9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007.

  10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2005.

  11. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М., 2002.

  12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М., 2002.

  13. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2005.

  2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.

  3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.

  4. Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. - М., 2005.

  5. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006.

  6. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.

  7. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.

  8. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.- М., 2004.

  9. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2003.

  10. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знание/понимание:

различные подходы к определению понятия «информация»;

устный опрос, контрольная работа, тест, внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

контрольная работа, письменный опрос, тест, рефераты, индивидуальное практическое задание, самостоятельная работа

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

контрольная работа, письменный опрос, тест, рефераты, внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию, практическое индивидуальное задание

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

контрольная работа, тест, практическое индивидуальное задание

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

контрольная работа, письменный опрос, тест, рефераты, выполнение практического задания

назначение и функции операционных систем;

контрольная работа, письменный опрос, тест, рефераты, устный опрос

умение:

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

отчет по практическим работам, выполнение и защита практического задания, устный опрос, контрольная работа, индивидуальное практическое задание, анализ результатов своей практической работы

распознавать информационные процессы в различных системах;

выполнение и защита практического задания, контрольная работа, устный и письменный опросы.

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

составление отчета по практическим работам, контрольная работа, анализ результатов своей практической работы.

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

устный опрос, выполнение и защита практического задания, устный опрос, анализ результатов своей практической работы,

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

выполнение и защита практического задания, устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию,

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

выполнение и защита практического задания, устный опрос, письменный опрос, составление письменного отчета, конспект лекций

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

выполнение и защита практического задания, устный опрос, письменный опрос,

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

выполнение и защита практического задания, контрольная работа, анализ результатов своей практической работы

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

выполнение и защита практического задания, устный опрос

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

выполнение и защита практического задания, контрольная работа, индивидуальное практическое задание

Разработчик:

ГБОУ СПО «НХК» преподаватель Е.Н.Соловьева

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


© 2010-2022