Информатика

  • Урок информатики в 9 классе по теме «Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления» Тема урока (занятия) Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления Цели урока: · дать представление о переводе целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, переводе десятичных дробей в двоичную систему счисления, арифметических операциях в позиционных системах счисления; · развивать внимание, память, умение чётко отвечать на вопросы учителя; ·воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, умение считаться с чужим...
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Информатика» 8 -9 классы БосоваПояснительная записка Программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных госу...
  • План-конспект урока по информатике в 9 классе на тему Компьютерные презентацииПлан – конспект урока по информатике в 9 классе по теме: Компьютерные презентацииЦели урока:помочь учащимся получить представление об офисном пакете Microsoft Office, познакомиться с понятием программой PowerPoint, научить основным операциям работы в PowerPoint.воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.Задачи:Обеспечить закреп...
  • Рабочая программа по информатике для 9 класса Рабочая программа составлена на основе: учебной программы базового курса Информатика для 8 - 9 классов II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике програ...
  • Рабочая программа по информатике 9 классПояснительная запискаДанная рабочая программа по информатике 9 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ Об образовании в РФ; 2. Федерального компонента Государственного стандарта общего образования: Приказ МО и Н Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; 3 Учебного плана для 5-11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского района Республики Татарстан на 2014- 2015 учебный год: Приказ № 74 од от 1. 09.2014г.;4. Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы): Приказ № 92 од от 1. 09. 2014г. по МБОУ АСОШ №3 им. Г. С. Боровикова;5. Приказа №78од от 01.09.2014 года по Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Алексеевской средней общеобразовательной школе №3 им. Г. С. Боровикова Об утверждении учебников;6. Закона №52 СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);7. Федерального закона № 69- ФЗ О пожарной безопасности от 12.03.2014 №27-ФЗ;Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы И.Г.Семакина с учетом примерной программы основного общего образования по курсу Информатика и ИКТ на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (ГИА) государственной итоговой аттестации. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках , что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики , в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, осваивающих базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы в виде рейтингового контроля знаний учащихся. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса. Программой предусмотрено проведение контрольных работ, контрольного тестирования, практических работ и практикумов, в том числе.Основная цель базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.Задачи программы:освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.Программа рассчитана на 2 ч. в неделю (70 часов).Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 31, количество контрольных работ - 6.Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Место предмета в базисном учебном планеКурс рассчитан на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается по одному варианту планирования учебного времени: минимальный вариант базового курса – 70 учебных часов. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета Информатики и ИТ, который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.Основным предназначением образовательной области Информатика на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.Формы организации учебного процессаЕдиницей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической – или контрольной работы.Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме,определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.Содержание программы1.Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.Учащиеся должны знать:Þ что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;Þ назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;Þ назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;Þ что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.Учащиеся должны уметь:Þ осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сетиÞ осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;Þ осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;Þ работать с одной из программ-архиваторов.Основные термины по разделу: Web-браузер Клиент-программа для работы пользователя с WWW Web-сайт Некоторое количество Web-страниц, связанных тематически Web-сервер Компьютер в сети Интернет, хранящий Web-страницы и соответствующее программное обеспечение Web-страница Основная поименованная информационная единица, представляющая собой отдельный документ, хранящийся на Web-сервере WorldWideWeb (WWW) Сетевойсервис,поддерживающий гипертекстовое пространство Интернета (Всемирную паутину) Аналоговая связь Связь, при которой передача информации производится в форме непрерывного (электрического) сигнала Гипермедиа Система гиперсвязей между мультимедиа документами Глобальнаякомпьютернаясеть Система связанных между собой локальных сетей и компьютеров отдельных пользователей, удаленных друг от друга на большие расстояния Доменное имяпочтовогосервера Вся часть электронного адреса, расположенная справа от значка @ Домены Части электронного адреса, разделяемые точками, уточняющие местоположение почтового сервера в сети Интернет Мировая система компьютерных сетей Каналыпередачиданных По физическому принципу своего устройства делятся на проводные (телефонныелинии,электрический кабель), беспроводные (радиоканалы) и оптические Клиент-программа Программа, подготавливающая запрос пользователя, передающая его по сети, а затем принимающая ответ Компьютерная сеть Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающийавтоматизированныйобменданнымимежду компьютерами по каналам связи Локальная сеть Небольшая компьютерная сеть, работающая в пределах одного помещения, одного предприятия Локальная сеть одноранговая Локальная сеть, в которой все объединенные в ней компьютеры равноправны Локальная сеть с выделенным узлом Локальная сеть, в которой имеется однамашина,выполняющаядополнительныеобслуживающие функции. Такой узел называют сервером локальной сети. Прочие узлы называются рабочими станциями Модем Электронное устройство, осуществляющее соединение компьютеров в сети через аналоговую телефонную линию. Модуляция — преобразование из цифровой формы в аналоговую,демодуляция—обратное преобразование Поисковая система Программное обеспечение,позволяющее подбирать нужные документы в WWW по тематике или по ключевым словам Почтовый ящик Именованный раздел, отведенный для конкретного пользователя на почтовом сервере, принимающем и обрабатывающемпоступающую почту Протоколы, работы сети Стандарты, определяющие формы представления и способы пересылки сообщений, процедуры их интерпретации, правила совместной работы различного оборудования Сервер локальной сети Компьютер, используемый как хранилищеобщихинформационных ресурсов (данных и программ) и позволяющий подключаться к техническим устройствам общего доступа (принтерам, сканерам и т. д.) Сервер-программа Программа, принимающая запрос пользователя,подготавливающая ответную информацию и передающая ее пользователю Телекоммуникация Процесс обмена информацией по компьютерной сети Телеконференция Система обмена информацией на определенную тему между пользователями сети Технология клиент-сервер Организация программного обеспечения, принятая в современных сетях Узлыкомпьютернойсети Компьютеры, объединенные в сеть. Среди них есть постоянно работающие в сети, выполняющие системные услуги и поддерживающие информационные сервисы. Они называютсяхост-компьютерами.ПКпользователятакжестановитсяузломсети, но только на время подключения Файловые архивы Электронныехранилища,позволяющие через Интернет пополнять программное обеспечение пользователей персональных компьютеров.Серверы,поддерживающие работу файловых архивов, называются FTP-серверами Хост-компьютер Постоянно работающий в сети компьютер, выполняющий системные услуги и поддерживающий информационные сервисы Цифровая связь Связь, в которой любая информация передается в форме двоичного кода Шлюз Узел в региональной или отраслевой сети, связывающий ее с другими сетями Шум Различного рода помехи, приводящие к потере (искажению) информации при передаче Электронная почта Служба обмена письмами в компьютерных сетях Электронноеписьмо Текстовыйфайл,содержащийконверт с адресом (адресами) получателя(получателей)итекст письма Электронныйадрес Уникальное имя почтовогоящикаабонента 2.Информационное моделирование – 5 час.(4+1)Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделейУчащиеся должны знать:Þ что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;Þ какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).Учащиеся должны уметь:Þприводить примеры натурных и информационных моделей;Þориентироваться в таблично организованной информации;Þописывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.Основные термины по разделу: Видыинформационных моделей Вербальные, графические, табличные,математические,имитационные, объектные Вычислительный эксперимент Использование компьютерной математической модели для исследования поведения объекта Информационная модель Описание объекта моделирования (словесное,математическое,графическое и т. д.) Имитационная модель Воспроизведениенакомпьютереповедения сложной системы, элементы которой могут вести себя случайным образом (их поведение заранее предсказать нельзя) Компьютерная математическая модель Программа, реализующая расчеты состояния моделируемой системы по ее математической модели Материальная(натурная)модель Объект-заменитель, физически подобный моделируемому объекту Модель Упрощенноеподобиереального объекта, отражающее свойства (характеристики)объекта,существенные для достижения цели моделирования Объект моделирования Материальные предметы, явления природы, процессы. В процессе моделирования объекты рассматриваются как системы Система Сложныйобъект,состоящийиз множества взаимосвязанных частей Структура системы Порядокобъединенияэлементов системы в единое целое Формализация Результатперехода от реальных свойств моделируемой системы к ихформальномуобозначениюв определенной знаковой системе Численные методы Методы, сводящие решение любой математической задачи к последовательности арифметических операций (используются в математическом моделировании) 3.Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.Проектирование и создание однотабличной БД.Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных Видеотека.Учащиеся должны знать:Þ что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;Þ что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; Þ структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; Þ что такое логическая величина, логическое выражение;Þ что такое логические операции, как они выполняются.Учащиеся должны уметь:Þ открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;Þ организовывать поиск информации в БД;Þ редактировать содержимое полей БД, Þ сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;Þ создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.Основные термины по разделу: База данных (БД) Совокупностьорганизованнойинформации, относящейся к определенной предметной области, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения БД документальная Содержит документы самого разного типа: текстовые, графические, звуковые, мультимедийные БД распределенная База данных, разные части которой хранятся на различных компьютерах, объединенных в сеть БДреляционная База данных с табличной организацией данных (одна или несколько взаимосвязанных прямоугольных таблиц) БДфактографическая Содержит краткую информацию об объектах некоторой системы в строго фиксированном формате БДцентрализованная База данных, хранящихся на одном компьютере Дизъюнкция (ИЛИ) Результат операции — ложь тогда и только тогда, когда оба операнда имеют значение ложь Запись Строка таблицы реляционной базы данных Запросна выборку Командапоисказаписейвбазеданных,удовлетворяющихнекоторомуусловию.Параметры команды: выводимые поля, условие выбора, параметры сортировки Информационная система Совокупность базы данных и всегокомплексааппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем Ключ сортировки Поле (поля), по значению которого (которых) производится сортировка Конъюнкция (И) Результат операции —истина тогда и только тогда, когда оба операнда имеют значение истина Логическиеоперации(основные) - отрицание (НЕ);- логическое умножение —конъюнкция (И);- логическое сложение —дизъюнкция (ИЛИ) Логическое выражение Выражение,принимающее логическое значение (истина или ложь) Операцииотношения(сравнения) =(равно);<>(не равно);>(больше);<(меньше);>=(больше или равно);<=(меньше или равно) Основные типы полей - числовой;- символьный;- логический;- дата Открытие базы данных Команда, с которой начинается работа с готовой базой данных Отрицание (НЕ) Изменяет значение логической величины на противоположное (истина на ложь, а ложь на истина) Первичный ключ Одно поле (простой ключ) или совокупность полей записи (составной ключ), значения которых не повторяются у разных записей; идентификатор записи Поле записи Именованный столбец таблицы реляционной базы данных Простое логическое выражение Содержит одну величину логического типа или операцию отношения (сравнения) Реляционная СУБД Система управления реляционной базой данных Система управления базами данных (СУБД) Программное обеспечение компьютера, предназначенное для работы с базами данных Сложные логические выражения Логические выражения, содержащие логические операции Создание базы данных Команда, по которой создаются (открываются) файлы для хранения таблиц, сообщается информация о составе полей записи, их типах и форматах Сортировка базы данных Упорядочение записей в таблице по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь поля (или полей) Старшинствологическихопераций По убыванию старшинства: операции в скобках; отрицание (НЕ); конъюнкция (И); дизъюнкция (ИЛИ) Тип поля Свойство поля, определяющее множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях, а также действия, которые можно производить с этими значениями Условие выбора Логическоевыражениепростое или составное (сложное) Формат поля Свойство поля, определяющее число позиций, отводимых в таблице для поля. Для числовых полей, кроме того, может указываться количество знаков в дробной части (точность) 4.Табличные вычисления на компьютере – 10 час.(5+5)Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.Учащиеся должны знать:Þ что такое электронная таблица и табличный процессор;Þ основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;Þ какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;Þ основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу; Þ графические возможности табличного процессора.Учащиеся должны уметь:Þ открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;Þ редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;Þ выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;Þ получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;Þ создавать электронную таблицу для несложных расчетов.Основные термины по разделу: Абсолютная адресация Способ адресации ячеек ЭТ, при котором адрес замораживается и на него не распространяется принцип относительной адресации Вещественный тип Тип представления чисел, имеющих дробную часть, в памяти компьютера Внутреннеепредставлениечисел Способзаписичиселвпамятикомпьютеравдвоичнойсистеме счисления Деловаяграфикавэлектронныхтаблицах Построение диаграмм и графиков по данным в электронной таблице Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы Прямоугольнаячастьтаблицы, обычно обозначаемая именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием Диапазон значений Область изменения значений чисел (целых или вещественных), которые можно хранить в памяти компьютера. Всегда ограничен Имя (адрес)ячейки ЭТ Складывается из буквенного обозначения столбца и номера строки Логическиефункции(И, ИЛИ, НЕ)в электронныхтаблицах Способреализациилогических операций в электронных таблицах. Имя операции (<логическое выражение1>;<логическоевыражение 2>) ОперацииманипулированиядиапазонамиЭлектроннойтаблицы - удаление;- вставка;- копирование;- перенос;- сортировка и др. Переполнение Выход результатов вычислений за границы допустимого диапазона Погрешность вычислений Ошибка машинных вычислений с вещественными числами,связанная с ограниченностью разрядности мантиссы Представлениевещественныхчисел Х = т´рп, где:т– мантисса числа;п– порядок числа;р– основание системы счисления,в которой представлено число Принципотносительнойадресации Адреса ячеек, используемые в формуле, определены не абсолютно, а относительно ячейки,вкоторой располагается формула Режимы отображения в электронных таблицах Режим отображения значений (основной); режим отображения формул Содержимое ячейки электронной таблицы - текст(последовательностьсимволов);- числовое значение (целое иливещественное число);- формула Табличный процессор (ТП) Прикладная программа, работающая с электронными таблицами Текствэлектронныхтаблицах Любая последовательность символов, которая не может быть числом или формулой, а также начинающаяся с апострофа Условнаяфункциявэлектронныхтаблицах ЕСЛИ(<условие>; <выражение 1>; <выражение2>), где <условие>– логическое выражение. Если значение этого выражение – истина, то значение ячейки определяет<выражение1>,если ложь –<выражение2> Формулав электронных таблицах Запись, определяющая порядок вычислений. Включает числа, имена ячеек, знаки операций, обращения к функциям, круглые скобки Функцииобработкидиапазона - суммирование чисел, входящихв диапазон;- нахождение минимального(или максимального) значения;- нахождение среднего значенияи др. Целый тип Тип представления целых чисел в памяти компьютера Электроннаятаблица (ЭТ) Данные, представленные в табличном виде и предназначенные дляорганизации табличных расчетов на компьютере Ячейкаэлектроннойтаблицы Наименьшая структурная единица электронной таблицы 5.Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)Кибернетика. Кибернетическая модель управления.Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа меандр)Учащиеся должны знать:Þ что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;Þ сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;Þ что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;Þ в чем состоят основные свойства алгоритма;Þ способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;Þ основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;Þ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.Учащиеся должны уметь:Þ при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;Þ пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;Þ выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;Þ составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;Þ выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.Основные термины по разделу: Алгоритм (определение) Понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату Алгоритм управления Последовательность команд управления, приводящая к заранее поставленной цели. Информационная составляющая системы управления Алгоритмическийязык (АЯ) (учебный) Вербальный способ описания алгоритмов с русскими служебными словами Блок-схема Графический способ описания алгоритма. Блоки обозначают указания на действия исполнителя, а соединяющие их стрелки указывают на последовательность выполнения действий Вспомогательный алгоритм Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно ГРИС Учебный графический исполнитель, назначение которого – получение чертежей, рисунков на экране монитора Дискретность алгоритма Свойство алгоритма, в соответствии с которым процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов Зацикливание Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается Исполнительалгоритмауправления Объект управления Кибернетика Наука об общих свойствах управления в живых и неживых системах Командаветвления(развилка) Выбор по условию одного из двух вариантов продолжения выполнения алгоритма с последующим выходом на общее продолжение Команда цикла (повторение) Команда многократного выполнения серии команд по некоторому условию Конечность (илирезультативность) алгоритма Свойство алгоритма, в соответствии с которым исполнение алгоритма должно завершиться (привести к результату) за конечное число шагов Модель управления в кибернетике Информационный процесс, протекающий между управляющим объектом и объектом управления путем обмена информацией по каналам (линиям) прямой и обратной связи Обратная связь Процесс передачиинформации о состоянииобъектауправления управляющему объекту по каналу обратной связи Подпрограмма (процедура) Вспомогательный алгоритм в языках программирования Понятность алгоритма Свойство алгоритма, в соответствии с которым алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются используемые в нем вспомогательные алгоритмы Программа Алгоритм, представленный на языке исполнителя Программное управление Управление в автоматических системах, в которых функцию управляющего объекта выполняет компьютер Прямая связь Процесс передачи команд управления от управляющего объекта к объекту управления по каналу прямой связи Система командисполнителя(СКИ) Перечень команд, которые может выполнить конкретный исполнитель алгоритма Среда исполнителя Обстановка,в которой действует исполнитель Структураалгоритмауправления В системах без обратной связи может быть только линейной. В системах с обратной связью может быть циклической и ветвящейся Точность алгоритма Свойство алгоритма,в соответствии с которым каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя Управление Целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты — управляемые 6. Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.Учащиеся должны знать:Þ основные виды и типы величин;Þ назначение языков программированияи систем программирования;что такое трансляция; Þправила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;Þ последовательность выполнения программы в системе программирования.Учащиеся должны уметь:Þ работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;Þ составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;Þ составлять несложные программы обработки одномерных массивов;Þ отлаживать и исполнять программы в системе программирования.Основные термины по разделу: Алгоритм Евклида Алгоритм вычисления наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Имеет структуру цикла с вложенным ветвлением Ввод данных Занесениеданныхсвнешнихустройстввоперативнуюпамятькомпьютера для их последующей обработки Величина Отдельный информационный объект, имеющий имя, тип и значение, занимающий определенное место в памяти компьютера (ячейку памяти) Вывод данных Передача данных из оперативной памяти на внешние устройства вывода (монитор, принтер и т. д.) Датчикслучайныхчисел Программаполученияслучайных чисел Команда присваивания <переменная>:=<выражение> Сначала вычисляется выражение, затем полученное значение присваивается переменной Константа Постоянная величина, ее значение не может изменяться при выполнении программы Массив Представление в языках программирования таблично организованныхданных.Пронумерованная конечная последовательность однотипных величин Оператор Команда, записанная на языке программирования Паскаль Универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации Переменная Величина, обозначаемая символическим именем (идентификатором), значение которой может меняться в ходе исполнения программы Прикладные программисты Занимаются разработкой прикладногопрограммногообеспечения как общего, так и специального назначения Программирование 1. Процесс разработки программыдля компьютера.2. Раздел информатики, занимающийся вопросами разработки программ управления компьютером Система программирования Программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ на определенном языке программирования Системные программисты Занимаются разработкой системного программного обеспечения Свойства присваивания - значение переменной не определено, если ей не присвоено никакого значения;- новое значение, присваиваемоепеременной,заменяетеестароезначение;- присвоенное переменной значение сохраняется в ней вплоть до нового присваивания Случайные числа Числа, получающиеся в результате случайного выбора изконечного множества значений (игровой кубик, жребий, лотерея и т. п.) Сценарийработы, программы Описаниевзаимодействияпрограммы с пользователем (пользовательский интерфейс) в процессе ее выполнения Счетчик Переменная целого типа, в которой подсчитывается количество искомых значений (число выполнений некоторого события) Тест Конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат Тестирование Испытание работоспособности программы на серии тестов с целью обнаружения ошибок Тип величины Свойство, определяющее множество значений, допустимые действия и форму внутреннего представления величины. Основные типы: целый, вещественный, символьный, Логический Этапы решения задачи путем программирования 1) постановка задачи;2) формализация (математическая);3) построение алгоритма;4) составление программы на языке программирования;5) отладка и тестирование программы;6) проведение расчетов и анализ полученных результатов Языкпрограммирования Фиксированная система обозначений для описания алгоритмов иструктур данных 7. Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.Учащиеся должны знать:Þ основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;Þ историю способов записи чисел (систем счисления);Þ основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;Þ в чем состоит проблема информационной безопасности.Учащиеся должны уметь:Þ регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.Основные термины по разделу: Автоматизированныесистемы управления (АСУ) Системы принятия управленческих решений на базе ИКТ Ада Лавлейс Первыйпрограммист.Составляла программы для Аналитической машины Бэббиджа Азбука Морзе Телеграфный код: язык кодирования телеграфных сообщений Аналитическая машина Бэббиджа Первый проект программно управляемого вычислительного автомата. Разработал Чарльз Бэббидж в середине XIXвека Арабские числа Десятичная позиционная система счисления. Зародилась в Индии в Vвеке н.э. Библиотекистандартныхпрограмм Первый вид программного обеспечения ЭВМ. Возникли на ЭВМ первого поколения. Второе поколение ЭВМ Транзисторные машины. Возникли в 60-х годах XX века Геоинформационные системы (ТИС) Технологии хранения,представления и обработки данных, привязанных к географической карте местности (района,города,страны) Защита отинформационныхпреступлений Основные меры: технические и аппаратно-программные,административные, юридические Защищеннаясистема Информационная система, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации и поддерживающая свою работоспособность в условиях воздействия на нее заданного множества угроз ИКТвобразовании Распространенные средства: электронные учебники; учебные ресурсыИнтернета (образовательные порталы); дистанционное образование Информационнаябезопасность Гарантия защиты действующих систем хранения, передачи и обработки информации от компьютерных (информационных) преступлений Информационная технология Совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств Информационное общество Стадия развития общества, на которой основным предметом трудовой деятельности людей становится информация Информационные преступления Основные формы: несанкционированный (неправомерный) доступ к информации,нарушениеработоспособности компьютерной системы, нарушение целостности компьютерной информации Информационные ресурсы Знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации Кластерные системы Сеть ПК, работающая как многопроцессорныйвычислительный комплекс(альтернативасуперкомпьютеру). Зарождаются в 90-х годах XX века Машина Паскаля Первая механическая счетная машина.ИзобрелБлезПаскальв 1645 г. Национальные информационные ресурсы Фонды библиотек и архивов, центры научно-технической информации, отраслевые информационные ресурсы, информационные ресурсы социальной сферы, в том числе сферы образования Непозиционнаясистемасчисления Система счисления, в которой количественное значение,обозначаемое цифрой, не зависит от позиции |цифры в записи числа Основание позиционной системы счисления Равно количеству используемых в системе цифр (мощность алфавита системы счисления) Первая в мире ЭВМ ENIAC. Создана в США в 1945 году Первое поколение ЭВМ Ламповыемашины.Возниклив 50-х годах XX века Персональныйкомпьютер(ПК) МикроЭВМсдружественнымк пользователю аппаратным и программным обеспечением. Первый ПК – Арр1е-1, 1976 г. Создатели: С.Джобс, С.Возняк Печатный станок Первое средство массового тиражирования книг. Изобрел Иоганн Гуттенберг в середине XV века Позиционнаясистемасчисления Система счисления, в которой количественное значение, обозначаемое цифрой, зависит от позиции цифры в записи числа Прикладноепрограммноеобеспечение Основа программного обеспечения информационных технологий Система счисления Способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами Системное программноеобеспечение Зарождается на ЭВМ второго поколения. Основа программногообеспеченияперсональногокомпьютера. Включает в себя операционнуюсистемуисервисныепрограммы Системы автоматизированного проектирования (САПР) Компьютерные технологии создания чертежей, осуществления экономических и технических расчетов, работы с конструкторской документацией Системы программирования Развиваются на ЭВМ третьего поколения.Инструментработыпрограммиста. Современные СП включают: транслятор,текстовый редактор, библиотеки подпрограмм, отладчики и пр. Системысчисления, используемые для представления компьютерной информации Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная Телефон Первое средство передачи звука на расстояние. Изобрел А. Белл в 1876 году Транслятор Программа-переводчиксязыка программирования на язык машинныхкодов.ВключаютсявпрограммноеобеспечениеВМ второго поколения Третье поколение ЭВМ Машины на интегральных схемах. Возникли в 70-х годах XX века Фонограф Первоеустройствозвукозаписи. Изобрел Томас Эдисон в 1877 году Четвертое поколение ЭВМ Компьютеры на микропроцессорах (микроЭВМ, персональные компьютеры).Многопроцессорныесуперкомпьютеры.Возниклив 70-80-х годах XX века Электрический телеграф Первое средство быстрой передачи информации на большие расстояния.Изобретатели;П. Л. Шеллинг (1832), С. Морзе (1837) Электронныйофис Возникает и развивается в 90-х годах XX века. Пример: MicrosoftOffice. Технология обработки деловой информации на базе интегрированныхпакетовприкладных программ Краткая характеристика сформированности умений и навыков на начало учебного года:Знать/понимать:•связь между информацией и знаниями человека;•что такое информационные процессы;•какие существуют носители информации;•функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;•как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);•что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.•правила техники безопасности и при работе на компьютере;•состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;•основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);•структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;•типы и свойства устройств внешней памяти;•типы и назначение устройств ввода/вывода;•сущность программного управления работой компьютера;•принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;•назначение программного обеспечения и его состав.•способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);•назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);•основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).•способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;•какие существуют области применения компьютерной графики;•назначение графических редакторов;•назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. •что такое мультимедиа;•принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;•основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.уметь:•приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;•определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;•приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;•измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);•пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);•пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.•включать и выключать компьютер;•пользоваться клавиатурой;•ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;•инициализировать выполнение программ из программных файлов;•просматривать на экране каталог диска;•выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;•использовать антивирусные программы.•набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;•выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;•сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.•строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;•сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.•создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:•создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;•организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯВ результате изучения информатики и информационных технологий ученик должензнать/пониматьвиды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; программный принцип работы компьютера;назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметьвыполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;создавать информационные объекты, в том числе:- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;- создавать записи в базе данных;- создавать презентации на основе шаблонов;искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА КОМПЬЮТЕРЕПрактическое задание №1 Тема: Как устроена компьютерная сетьПрактическое задание №2 Тема: Электронная почтаПрактическое задание №3 Тема: Internet и всемирная паутинаПрактическое задание №4 Тема: Способы поиска в InternetПрактическое задание №5 Тема: Разработка Web-страницыПрактическое задание №6Тема: Работа в InternetПрактическое задание №7 Тема: Численные эксперименты с демоверсиями моделейПрактическое задание №8 Тема: Отработка навыков открытия, просмотра и редактирования БДПрактическое задание №9 Тема: Создание и заполнение БДПрактическое задание №10 Тема: Условия выбора и простые логические выраженияПрактическое задание №11 Тема: Условия выбора и сложные логические выраженияПрактическое задание №12 Тема: Сортировка, удаление и редактирование записейПрактическое задание №13 Тема: Итоговая практическая работа по БДПрактическое задание №14 Тема: Просмотр и редактирование ЭТПрактическое задание №15 Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресацияПрактическое задание №16 Тема: Логические функцииПрактическое задание №17 Тема: Электронные таблицы и математическое моделированиеПрактическое задание №18 Тема: Имитационные модели в электронной таблицеПрактическое задание №19 Тема: Линейные вычислительные алгоритмыПрактическое задание №20 Тема: Знакомство с языком ПаскальПрактическое задание №21 Тема: Ветвление в вычислительных алгоритмахПрактическое задание №22 Тема: Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютеромПрактическое задание №23 Тема: Использование циклов в вычислительных алгоритмахПрактическое задание №24 Тема: Программирование циклов на ПаскалеПрактическое задание №25 Тема: Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм ЕвклидаПрактическое задание №26 Тема: Обработка массивов Практическое задание №27 Тема: Обработка массивов на языке ПаскальПрактическое задание №28 Тема: Свойства и поведение объектовПрактическое задание №30 Тема: Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массивеПрактическое задание №31 Тема: Сортировка элементов массиваПрактическое задание №32 Тема: Датчик случайных чисел. Поиск элементов в массивеФормы организации учебного процесса:индивидуальные;групповые;индивидуально-групповые;фронтальные;практикумы. Формы контроля ЗУН (ов);наблюдение;беседа;фронтальный опрос;опрос в парах;практикум.Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. Программные средства Операционная система. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор. Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения Простой редактор Web-страниц Литература для учителя:1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2012.2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2012. 5. Цифровые образовательные ресурсы: Информатика-базовый курс, 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/ Литература для учащихся:1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2012.2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012. 3. Цифровые образовательные ресурсы: Информатика-базовый курс, 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/ Учебно-тематическое планированиепо информатике и ИКТКласс 9Учитель Климова Марина АлександровнаКоличество часовВсего 70 час, в неделю 2 час.Плановых контрольных уроков 8__,Планирование составлено на основе 1.Стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.2. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2 – 11 класс / Сост. М.Н.Бородин. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448с.Учебник: Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса Семакин И.Г., Залогов Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2010 год. Дополнительная литература: Задачник –практикум 8-11 классы: Семакин И.Г., Е.К. Хеннер, - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2010 год Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г.. М., Бином, 2009.
  • Практическая работа по информатике для 9 класса Формулы в Excel. Функции в ExcelС помощью практической работы по информатике Формулы в Excel. Функции в Excel ученики 9 классов научатся выполнять вычисления в таблицах Excel. Узнают что такое формула и функция, их сходства и различия, а так же научатся применять их в электронных таблицах. Практическая работа разработана с пошаговыми действиями для удобства и простоты понимания учениками нового материала.
  • Конспект урока по информатике в 9 классе по теме Системы счисления Конспект урока по информатике в 9 классе по теме Системы счисления. Цель урока: познакомить учащихся со способами представления числовой информации, ввести понятие системы счисления. Задачи: научить представлять числовую информацию в различных системах счислении; познакомить с системами счисления, используемыми в ПК для кодирования чисел; изучить правила перевода из десятичной системы счисления в систему с любым основанием и наоборот; показать возможность использования стандартной программ...
  • Тестирование по информатике на теме Операционная система (9 класс)Промежуточное оценивание учащихся в виде тестов по теме Операционная система для 9 класса по Украинской программе.Язык обучения русский. По учебнику :Информатика 9 класс Автор Ривкинд И.Я., Лысенко Т.И., Черникова Л.А., Шакотько В.В. Проводится при изучении раздела №3 Системное программное обеспечение , на последнем занятии.
  • ИНФОРМАТИКА ПӘНІН ОҚЫТУДА АҚПАРАТТЫҚ-КОММУНИКАЦИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ПАЙДАЛАНУАКТ арқылы жалпы оқыту үрдісінің функциялары: оқыту, тәрбиелеу, дамыту, ақпараттық болжамдау және шығармашылық қабілеттерін дамытумен анықталады. Ақпараттық- коммуникациялық технологияларды пайдалану арқылы оқытушы оқушының интелектуалдық, рухани азаматтық және басқада адами қасиетін қалыптастыруына игі әсерін тигізеді.ОҚО, Сайрам ауданы, Әйтеке би ауылы, №68 Сырым Датұлы атындағы негізгі орта мектебі, Информатика пәні мұғалімі: Сыдыков Бек Арыстамбекович
  • План-конспект урока моделирование движения объектов с использованием современных образовательных технологий
  • Тестирование по информатике 9 класс (1 глава)Тест, разработанный по программе MyTest. Используется для итоговой проверки знаний учеников 9 класса по предмету Информатика и ИКТ (автор учебника - Семакин). В тесте используются задания на выбор ответа по 1-й главе учебника (всего 36 вопросов). Для проведения тестирования требуется установить программное средство MyTest. Тестирование можно проводить по локальной компьютерной сети с автоматическим получением результатов на компьютере учителя. Проверяемый материал: Передача информации в компьют...
  • Мультимедийный урок с применением ЭОР по теме Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицахПредложенный урок разработан согласно УМК Н.Д. Угриновича; Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.Основные задачи, на решение которых рассчитан урок:Обучающие: продолжить формирование понятий формула, функция, ссылка, диапазон, тип данных в электронных таблицах (ЭТ), осуществить применение понятий посредством решения задач ГИА и компьютерного практикума, показать возможности применения адресации в делопроизводс...
  • Тест по теме Системы счисления (9 класс)
  • Тест по теме Логика (9 класс)
  • Комбинированный тест по информатике на темы Сети, презентации, табличный процессор (9 класс)Тест охватывает три раздела: табличный процессор, создание презентаций и компьютерные сети.Предназначен для вывода на принтер и индивидуальной раздачи. Содержит двадцать семь вопросов с четырьмя вариантами ответа. Только один из вариантов правильный. Тест рассчитан на десять минут рабочего времени.
  • Конспект урока по информатике на тему Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием
  • Итоговая контрольная работа для 9 класса
  • Технологическая таблица Интегрированный урок английского языка и информатики «Лучшие люди России средствами информационных технологий»
  • Конспект открытого урока по информатике и ИКТ Логическая обработка данных в электронных таблицахВ архиве находится конспект открытого урока по информатике и ИКТ на тему Логическая обработка данных в электронных таблицах, карточка для выполнения практического задания Создание теста для определения склонностей в выборе профессии , а также презентация с расшифровкой полученных видов профессий. Ориентировано на учащихся 9 классов.
  • Паскаль тілінің параметрлі қайталау операторы - ForСыныбы : 9 Сабақтың тақырыбы: Паскаль тілінің параметрлі қайталау операторы - For.Мақсаты: 1. FOR –DO операторы көмегімен программалауды үйренеді. 2. Программаны ықшам, сапалы жазу дағдысын қалыптастырады. Программаның математикалық моделі туралы түсініктерін тереңдетеді.3. Программа мәтінін экранға және дәптерге жазудың эстетикасын сақтауды ескереді. Көрнекілігі:Сабақ жоспарын экранда проекциялау, презентация, компьютер.Өтілу әдісі: Теориялық сабақ.Ұйымдастыру. Оқушыларды түгелдеу, журнал т...
  • Контрольная работа 9 класс по информатике Компьютерные телекоммуникационные сети
  • План-конспект урока по информатике и ИКТ на тему Адресация в электронных таблицахВ архиве расположены план-конспект открытого урока по информатике и ИКТ на тему Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах, а также презентация к нему и карточка для выполнения практического задания Исследование биоритмов с использованием электронных таблиц,материал ориентирован на учащихся 8-9 классов.
  • Итоговый тест по информатике (9 класс)Данная тестовая работа предназначена для итоговой контрольной работы в 9 классе по программе Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (ФГОС) . Тематическая структура1. Моделирование и формализация 1.1. Моделирование как метод познания. Классификация информационных моделей 1.2. Знаковые модели. 1.3. Графические информационные модели 1.4. Табличные информационные модели 1.5. База данных как модель предметной области 1.6. Создание базы данных2. Алгоритмизация и программирование 2.1. Решение задач на компьютере ...
  • «Информация и ее виды. Информационные процессы»Цели урока: Образовательные:- составить представление о понятии информационный процесс;- рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией;- научиться пользоваться основными клавишами клавиатуры;- научится выполнять действия, выполняемые над информацией.Воспитательные:- воспитание информационной культуры, внимания , аккуратности, усидчивости.Развивающие:- развитие навыков работы с клавиатурой;- развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);- развитие самоконтро...
  • Видеоурок по информатике по теме Электронные таблицы (9 класс)Видео урок по теме Электронные таблицы предназначен для дистанционного обучения учащихся 9 –х классов. Цель данного урока: сформировать представление об электронных таблицах и правилах обработки числовой информации с помощью программного обеспечения. В результате обучающиеся должны знать, как обозначаются столбцы и строки электронной таблицы, имя ячейки; какие операции можно проводить над основными объектами электронных таблиц; типы и форматы данных в таблице, правила составления формул и зап...
  • Комплект заданий по теме Системы счисленияКомплект заданий по теме Системы счисленияИнтерактивная доска: ActivBoardУчебный предмет: информатика и ИКТКласс: 9Авторы УМК (учебников, программы): Информатика и ИКТ для 8-9 классов, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.Цель комплекта: создание ЭОР для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся
  • Урок Модели и моделирование (9 класс) Урок разновозрастной, ориентирован на формирование целостной картины мира, поддержание положительной учебной мотивации; формирование коммуникативных компетенций и навыков сотрудничества; налаживание позитивных, толерантных отношений между младшими и старшими учащимися школы. На занятие приглашены учащиеся начальной школы. В предложенном уроке они обучат девятиклассников использованию модульной системы экспериментов Prolog, и сами заглянут за грани начальной школы.
  • Тест по теме Алгоритмы и исполнителиТест по теме Алгоритмы и исполнители предназначен для проверки знаний учащихся 9 класса. Цель тестирования: выявить уровень знаний и умений учащихся. Задачи: 1.Выявить уровень сформированности знаний учащихся по разделу.2.Развивать навык работать самостоятельно без опоры на теоретическое положение учебника, пользуясь своими знаниями.3.Воспитать собранность и аккуратность при выполнении контрольной работы.Время проведения - 40 минут. Общее количество вопросов 20; все тестовые задания относятс...
  • Авторский материал на тему: Интернет и всемирная паутина Тема урока: Интернет и Всемирная паутина Цель урока: Познакомить учащихся с мировой сетью Интернет и его информационной системой – Всемирной паутиной (WWW), со способами поиска информации в ней.Задачи:Обучающая – сформировать понятия Интернета, Всемирной паутины, Web-страницы и Web-сайта, гиперструктуры WWW, Web-браузера; привить первоначальные навыки поиска информации в Интернете.
  • Календарно-тематическое планирование 9 класс Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с рабочей программой по информатике и ИКТ, которая составлена на основе примерной программы по учебным предметам(Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.Н.Бородин– 2-е изд., . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.), в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей , логики учеб...
© 2010-2018