• Преподавателю
  • Химия
  • Творческая работа по теме «Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»

Творческая работа по теме «Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося,  далекая от простой репродукции.     Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11


Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»

МОУ Наумовская основная общеобразовательная школа

Арзамасского района

Обобщение опыта

ТЕМА: «Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»



ФИО: Федотова Надежда Ивановна


образование: высшее;

закончила: АГПИ (Арзамасский государственный

педагогический институт имени А.П.Гайдара) в 1994г;

специальность: «учитель биологии»;

основное место работы: МОУ Наумовская основная

общеобразовательная школа;

должность: учитель химии;

педагогический стаж: 21год;

стаж работы по специальности: 21 год;

стаж работы в данной школе: 21год;






2010 год



План:

страница

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА--------------------- 3

  1. Актуальность опыта. Актуальность опыта раскрывается через особенности ведения учебного процесса в условиях малокомплектной школы. -3

  2. Условия возникновения опыта. -------------------------------------------- 3

  3. Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте- ---------- - 4

  4. Цели и задачи--------------------------------------------------------------------- -5

  5. Формирование ключевых компетенций.-----------------------------------6

  6. Средства- ------------------------------------------------------------------------- -7

  7. Основная педагогическая идея.-------------------------------------------- -7

  8. Новизна опыта.------------------------------------------------------------- - 7

  1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА 8

  1. Сущность проектного метода обучения ------------------------------------9

  2. Связь технологии метода проектов с другими технологиями-------10

  3. Основополагающие вопросы и проблемные вопросы в проекте -11

  4. Типологические признаки проекта-----------------------------------------13

  5. Тематический план и проект-------------------------------------------------14

14. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом (в логике Т.И. Шамовой)-------------------------------------------------15

  1. Правила успешности проектной деятельности ------------------------15

  1. МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ--------- 16

  1. Примеры построения проектов ------------------------------------------ 18

    1. Пример нового исследовательского проекта. ---------------------- -18

    2. Пример использования материалов старого проекта ------------ - 20

    3. Пример проблемного изложения с последующим исследованием-21

    4. Проект на классном часе -------------------------------------------------23

    5. Проект на ГИЗ--------------------------------------------------------------24

  2. Оценивание проекта-- ----------------------------------------------------- - 25

  3. Создание успешно действующих групп--------------------------------- -31

  4. Расшифровка отдельных этапов выполнения индивидуальной исследовательской работы. ---------------------------------------- - 32

  5. Результативность опыта. ------------------------------------------------ -34

  6. Адресная направленность опыта. ---------------------------------------- -36

Литература-------------------------------------------------------------------------- - 37

  1. Приложение


II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА


  1. Актуальность опыта. Актуальность опыта раскрывается через особенности ведения учебного процесса в условиях малокомплектной школы.

Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Велика в этом плане роль знаний по химии.

В настоящее время система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где ученик развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Но становление личности будет происходить успешно, если расширен круг общения, где есть здоровое соперничество. Особенностью нашей школы, как и всех малокомплектных школ, является сужение круга общения школьников, ввиду сокращения контингента обучающихся, что не способствует активизации личности, её самостоятельности и развитию коммуникативных черт характера. Кроме того, считается, что основная школа - наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной школы. Именно на базе основной школы наблюдаются наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение познавательной активности учащихся. Для преодоления подросткового отчуждения от школы, а так же для решения задач обучения, педагогические подходы должны быть эффективными. Одним словом, школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология метода проектов - достаточно эффективна, т.к. внедрение ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся.

2. Условия возникновения опыта.

Представленный опыт работы формировался в условиях малокомплектной общеобразовательной средней (в этом году реорганизована в основную) школы в течение трёх лет во второй и третьей ступенях (5-11 класс;). Статус средняя школа получила в 1991 году, а с 2010 снова стала основной общеобразовательной.

Наша школа:

1. Всегда была, с численностью учеников более 100 человек

  1. С 1991г. стала средней общеобразовательной.

  2. С 2000 г. испытывает затруднения: резко упала численность,

  3. С 2010 года стала основной общеобразовательной.

  4. Всегда имела слабую материальную базу

  5. Никогда не имела в штатном расписании психолога

  6. Количество детей в школе по годам:

учебный год

Всего

учащихся


8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

2007-2008гг

42

2

7

5

5

2008-2009гг.

34

7

2

3

5

2009-2010гг.

35

5

7

0

3

Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. В классе с 5-7 учениками потеря трудоспособности возникает уже на 17-20-й минуте урока, как результат усиленного гиперконтроля со стороны учителя за деятельностью учащихся.

В силу материальных причин способные учащиеся из сельской местности практически не имеют возможность получить высшее образование, поэтому всегда была проблема низкой мотивации к обучению. Кроме того, не секрет, что в настоящее время, химия перестала быть престижной наукой, дети не стремятся изучать химию, сократили часы по химии по базисному плану в общеобразовательных школах.

С 2007 года наша школа взяла тему программы развития МОУ «Сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся путем реализации здоровьесберегающих образовательных технологий». Соответствующую направленность учению позволяет придать использование тех технологий, которые эффективны в условиях малокомплектной школы. Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в условиях нашей школы, использование метода проектов - достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности школьника и учебному процессу.

Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого поведения ученика. Такую задачу успешно решает метод проектов. Исследования в проекте помогают ребенку проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

3. Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:

Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие затруднения и проблемы в обучении:

  1. низкая мотивация к обучению (низкий материальный уровень родителей, малодоступность содержания образования учебным материалом)

  2. низкая познавательная активность (Многопредметность и гиперконтроль со стороны учителя приводит к низкому уровню ЗУН);

  3. использование знаний по химии (очевидная для ребенка бессмысленность значительного объема содержания обучения в жизненной перспективе);

  4. недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по химии (слабая практическая направленность образовательного процесса);

  5. формирование механизма самореализации личности (что я буду представлять как личность без знаний по химии?)

  6. возможность интеграции знаний по предмету (не узнают одни и те же вопросы, которые рассматриваются по разным предметам)

  7. низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей (Малочисленность, т.е. ограниченность сферы общения снижает образовательное воздействие через коллектив, сложно развиваются коммуникативные черты характера).

4. Цели и задачи

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • формирование высокого уровня правовой культуры;

  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.


Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Химия», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.


Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;

  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

5. Формирование ключевых компетенций:

Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения, технология коллективных способов обучения и информационно-комуникативные технологии. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

  • социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному изучению химии как науки;

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

  • изменения роли учителя в образовательной среде;

  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.


6.Средства:

  1. Проектная работа (планирование)

  2. Самостоятельная работа.

  3. Групповая работа.

  4. Индивидуализация.

  5. Экологизация.

  6. Решение проблемы.

  7. Исследовательская работа.

  8. Поисковая работа.

  9. Валеологический аспект (здоровьесберегающие технологии).

  10. ИКТ

7.Основная педагогическая идея:

При существующих требованиях информатизации учебного процесса, метод проектов является очень эффективным приёмом приучения к творчеству ученика, т.к. исследования разного уровня мотивируются работой на ПК (программа «Miсrosoft Offise PowerPoint») , что дети делают с большой охотой и с удовольствием.

А так же: создание условий для повышения уровня значимости знаний по химии с помощью проектного метода обучения, организуя совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, используя ПК (персональный компьютер), разнообразные формы обучения (ученические конференции, уроки-исследования, деловая игра и пр.) с учётом особенностей процесса обучения в классах с малой наполняемостью.

  1. Новизна опыта

В качестве теоретической основы выбранная модель технологии метода проектов (разработана американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком), впервые была адаптирована к современным условиям технологий еще в начале 20 века под руководством русского педагога С.Т.Шацкого). Новизна опыта состоит в использовании ИКТ (информационно коммуникативных технологий) на проекте по химии в среднем и старшем звене малокомплектной основной школы с учениками разного уровня подготовкой и способностями, а также в использовании проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, доклады, буклеты, бюллетени, сценарии, могут быть и поделки и пр.). Этот показатель можно использовать в попытке усовершенствования системы оценивания проектной деятельности учащихся, т.к. результаты исследований становятся наглядным пособием для обучения следующего поколения учеников, а ввиду слабой материальной базы сельских школ - это большой плюс, находка, своеобразный выход из сложившейся ситуации.

II. Научно-теоретическое обоснование опыта

«Идея - очень емкая и гибкая форма выражения мысли, отражающая ее движение и становление, вбирающая прошлое и предвосхищающая будущее»

В обучении первостепенное значение имеют познавательные умения, т.е. умения самостоятельно приобретать знания. Они особенно важны для пополнения знаний по окончании учебного заведения (для непрерывного самообразования). Вооружения учащихся познавательными умениями - важное средство против перегрузки учащихся и необходимое условие повышения эффективности учебных занятий.

Основные виды учебных умений

познавательные

практические

самоконтроля

организационные

оценочные

Важную роль играет формирование практических умений, т.к. на этом этапе ученик готовится к труду в сфере материального производства.

Организационные умения помогут планировать свою работу и правильно организовать рабочее место.

Самоконтроль за своим поведением, выполнением действий и операций при измерениях, вычислениях, решении задач, при подготовке домашних заданий тоже имеет важное значение.

Оценочные умения помогут давать социально-экономическую и экологическую оценку полученным знаниям величин в результате решения вычислительных и ли экспериментальных задач, а также технологии производства, достоверности результатов экспериментальных работ.

В такой структуре наиболее эффективно использование технологии метода проектов, как одного из методов активного обучения. Данные методы обуславливают формирование критического мышления, навыков работы с большим объёмом информации, обеспечивают общение детей, стремление к здоровому соперничеству. Специфика общения состоит в том, что дети в процессе проектной деятельности приобретают опыт сотрудничества через совместное углубленное исследовательское изучение вопросов. В процессе работы над проектом у детей успешно формируются основные виды учебных умений. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.


  1. Сущность проектного метода обучения:
    Проект, по словарю В.В.Даля, - «задуманное, предложенное дело и самое изложенье его на письме или в чертежах. Проектный, проектовый к сему отнеще». Другими словами, проектно-исследовательская деятельность - это организация особого взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения в общеобразовательной школе любого типа. Учащийся самостоятельно проводит глубокое исследование какого-либо вопроса или темы по предмету или нескольким предметам, если для получения ответа необходимо использовать взаимосвязи наук. Учитель выступает в роли консультанта, тренера. Результатом этого взаимодействия является получение учащимся помимо основных знаний более глубоких представлений по отдельно выбранной теме (или темам), порой настолько интересных, что они позволяют учащимся становиться призёрами различных конкурсов и конференций различных уровней,

Е. С. Полат дает такое определение методу (более близко к моей работе) проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта.

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; (основополагающий вопрос)

    • выдвижение гипотез их решения; (проблемные вопросы)

    • обсуждение методов исследования;

    • обсуждение способов оформление конечных результатов;

    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Педагоги обратились к методу проектов, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Например: тема проекта - «Как экономить воду дома?» (вполне отвечает таким требованиям». Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Решение проблемы в проекте предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проектные - творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.), могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: «Приготовление чернил из растительных компонентов?». Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Пример: «Загрязнение атмосферы» «Загрязнение гидросферы."

Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, т.к. она планируема и поэтапно приводит к цели.


  1. Связь технологии метода проектов с другими технологиями

Метод проектов предполагает тесную взаимосвязь с другими эффективными технологиями:


  • Технология «Обучение в сотрудничестве»

  • Личностно-ориентированное образование

  • Технология разноуровневого обучения

  • Технология "Портфель ученика"


  • Технология исследовательской работы

Исследовательское обучение относится к высшему уровню проблемности в обучении, которым может овладеть не каждый учащийся. Поэтому, применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности учащихся, наряду с методом проектов я использую и такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение, частично-поисковый метод. Выделенные уровни проблемности позволяют мне достаточно чётко планировать свою деятельность на занятиях и, следовательно, уровень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем. В то же время применение метода проектов в сочетании с методом обучения в сотрудничестве позволяет реализовать свои учебные возможности каждому учащемуся.

  1. Основополагающие вопросы и проблемные вопросы в проекте

Перевод учащихся в позицию организуемого, направленного извне или активного самостоятельного поиска обнаружения, переработки и применения информации может успешно протекать только при владении учащимися общеучебными умениями, т.е. способностью получения и применения знаний. Для того чтобы ребёнок стремился получить и применить знания по предмету, чтобы ему было интересно, построение проекта базируется на основополагающем и проблемных вопросах.

Что представляют собой основополагающие вопросы учебной темы?

  • Не имеют очевидного «правильного» ответа

  • Должны вызвать интерес у учеников

  • Требуют творческого подхода к изучаемому материалу

  • Имеют широкий диапазон

  • Обеспечивают связь между дисциплинами и объектами изучения

Пример: Как химические открытия влияют на благосостояние людей?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения

  • Поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос

Примеры:

Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным?

Что мы знаем о воде?

Что мы знаем о кислороде?

Что мы знаем об озоне?

Что мы знаем об углекислом газе?

Для чего нужны основополагающие вопросы?

Для того чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, а именно

  • требовать от школьников сравнения фактов, самостоятельных оценок событий, объяснения явлений, интерпретирования сведений и т.п.

  • связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами

  • обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю

Как основополагающие вопросы помогают школьникам?

  • стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом

  • заставляет учащихся исследовать множество различных вариантов - Не существует единственного, очевидного, «правильного» ответа

  • толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины

Что является основополагающим вопросом и что нет?

Основополагающие вопросы

и

Простые вопросы, основанные на фактах и имеющие один ответ

Как химия отражает экономику и влияет на нее?

Что такое НТР?

Как создать корабль будущего?

Что такое химическая связь?

Как происходят открытия?

Какие открытия принадлежат Д.И.Менделееву?

Как вопросы темы учебной программы поддерживают основополагающие вопросы?

Основополагающий вопрос

и

Проблемные вопросы учебной темы

Почему молекулы кислорода тяжелее воздуха?

Собирание газа вытеснением воздуха?

Собирание газа вытеснением воды?

Какая среда в чае с лимоном?

Как изменяется окраска лакмуса в разных средах?

Как связаны основополагающие вопросы и проблемные вопросы

учебной программы со структурой учебной программы?

Стандарт

8-го класса

Ученики будут знать, химические формулы простейших веществ.

Пример цели обучения

Учащиеся продемонстрируют и объяснят, как записать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Главная концепция

Образование нового вещества в результате химической реакции

Основополагающий вопрос

Условия протекания химических реакций?

Проблемные вопросы учебной темы

Как возникает химическая связь?

Как изменяется скорость при изменении давления?

Как температура влияет на скорость химической реакции?

Несколько советов по постановке основополагающих вопросов

  • Просто начните придумывать интересные вопросы… Не беспокойтесь о формулировках, их всегда можно поправить

  • Вспомните вопросы, которые задают Вам школьники, когда вы объясняете данную тему, и выберите то, что они находят самым интересным

  • Решите для себя, что из того, что Вы изучаете с ребятами, Вы бы хотели бы, чтобы они все еще помнили лет через пять

  • Сначала напишите свой вопрос на «взрослом» языке, а потом «переведите» его на язык, понятный детям

  • Задайте свой вопрос вслух и произнесите фразу «Ну и что?» Если после Вашего вопроса такую фразу произнести нельзя, значит, у Вас получилось!

Примеры других основополагающих вопросов по курсу химии, которые я хотела бы развить со своими учениками в будущих проектах


  • Может ли наука быть вне политики?

  • Химия - полезна или вредна?

  • Из чего состоит мир?

  • Все ли процессы в природе обратимы?

  • Может ли энергия породить вещество?

  • Мир такой, каким мы его видим или он другой?


  1. Типологические признаки проекта.

У Е.С.Полат существует общедидактическая типология проектов, где предлагается подразделять проекты по следующим типологическим признакам:

  1. Доминирующие в проекте метод или вид деятельности:


  • Исследовательский (неизвестно - что будет на выходе);

  • Поисковый (привязан к конкретной теме);

  • Творческий;

  • Информационный (с такого типа можно начать проектную деятельность в 8-м классе. Дети на таком проекте учатся работать над текстом, структурировать его),


  • Практико-ориентированный (такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (-«Как экономить воду дома?»? Проект требует хорошо продуманного сценария, организованной работы в плане поэтапных обсуждений, индивидуальной работы и т.п).

Предметно-содержательная область: монопроект (проекты в рамках одного учебного предмета) и межпредметный проект (проекты, затрагивающие два-три предмета);

Характер контактов: внутренний, региональный и международный;

Количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах), парные (между парами участников), групповые (между группами);

Продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный

  1. Тематический план и проект.

Внедрение метода проектов в обучение влёчёт за собой небольшое пересмотрение и изменение тематического планирования, если тема проекта, раздел или отдельные темы учебника и количество часов по теме учебника близко к базисному плану. Я не использую в своей работе глобальных изменений в тематическом плане по проектам. До начала учебного года, планирую тематику проектов по классам, но имея ГИЗ по химии в отдельных классах, некоторые проекты рождаются спонтанно, по заинтересованности учащихся отдельными вопросами. Если проект запланирован, а это относится к большим проектам (например, на четверть), составляю новый тематический план с учётом огранизации проектной работы по данной теме. Вопросы проекта рассматриваем на уроке через проблемное изложение, исследования на уроке, домашнее задание в виде:

  1. Составить основополагающий вопрос к проблеме (на вводном занятии; наиболее удачный пойдёт в проект)

  2. Составить проблемные вопросы к основополагающему (по ходу изучения параграфов темы)

  3. Разделиться на группы и определиться с работой каждого в проекте.

  4. Защита проекта (на уроке-обобщения или повторения изученного).

  5. Рефлексия (что вам дала работа над проектом).



  1. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом (в логике Т.И. Шамовой)

Этапы выполнения проекта

Деятельность учителя


Предлагает; ставит проблему; консультирует; наблюдает; советует; помогает; уточняет; проверяет; дополняет; обобщает; контролирует; следит; участвует в оценке проекта




  • Исследовательский этап

1

поиск проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности;

выбор конструкции и материалов; разработка конструкторско-технологической документации по организации рабочего места

2. Технологический этап

Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом

Соблюдение технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности; сборка изделия

3.Заключительный этап

Контроль и испытание изделия; экономическое обоснование; маркетинговые исследования подведения итогов; защита проекта

Деятельность учащихся

анализируют; сравнивают; выбирают; исследуют; изучают; формулируют; конспектируют рисуют; чертят; генерируют идеи; разрабатывают; определяют; подсчитывают; контролируют; оформляют; защищают проект

Результат


15.Правила успешности проектной деятельности


  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.


  1. Механизм запуска проектной деятельности

Проект начинается и делается на интересе ученика. Механизм запуска проектной деятельности может быть разным:

1. Побудить к проектной деятельности могут проблемные ситуации на уроке, проблемное изложение, частично-поисковый метод, а также мини-исследования на уроке (вопросов в теме урока возникает множество, задача учителя заинтересовать ученика данной темой (через проблему, поиск, исследование и пр.) так, чтобы он захотел сделать проект. При этом предполагается, что ученики в курсе общих понятий и положений о проекте, которые они получают из бесед с учителем, выставочных и демонстрационных работ.

2. Заранее продумать учителю проект. Знакомя учащихся с темой, задачами, основополагающим вопросом и проблемными вопросами на интересе подбирать команду учеников для проекта и осуществить его по плану такого типа:

Продумывание учителем темы проекта.

Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета, например, "Проблема химических загрязнений и охрана окружающей среды" (в рамках предмета "Химия" )

Выбор возрастной категории учащихся

Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, ученики 11-классники, или разновозрастная группа (10-11класс) учащихся и т. п.

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы (т.е, на которые нельзя ответить одним предложением: "Возможно ли безотходное производство" или "Почему возник вопрос о глобальном потеплении?". Вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту: «Как образуются озоновые дыры?», «Как человек влияет на состояние гидросферы?», "Как экономить воду в домашних условиях?".

Формулирование дидактических целей проекта

Формулирует учитель. Например, "Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения", "Формирование критического мышления, навыков работы в команде".

Формулирование методических задач

Формулирует учитель. Например, освоить представление об невозобновляемых ресурсах, освоить понятия озоновая дыра, парниковый эффект; научить рассчитывать энергетические затраты в конкретной задаче, научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например, "Как уберечь атмосферу от загрязнений?", " Выявить следы антропогенного воздействия на гидросферу?", " Определить способы экономии воды в домашних условиях?" и т. д. Рекомендуется провести "мозговой штурм", использовать метод наводящих вопросов.

Выдвижение гипотез решения проблем

Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Почему поют птицы?", гипотезой может служить следующее размышление: "Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупреждают о чем-то животных и людей" и т. д.

Определение творческого названия проекта

Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Учащиеся делятся на мини-группы по 2-3 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной библиотеке, в Интернете, интервью (с кем?), опросы (кого?), видеофрагменты (где взять?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

Самостоятельная работа групп

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, презентация с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя - консультирование, помощь.

Защита полученных результатов и выводов

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.


  1. Примеры построения проектов.

  • 16.1. Пример нового исследовательского проекта:

Проект называется - «Проблема химических загрязнений и охрана окружающей среды».

Творческое название проекта: «Охрана природы».

Тема актуальна, содержит социально-экологическую направленность, где возможно формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Например: «Наука должна служить миру и благу народа!», «Люди мира! Голос разума обращён к вам. Берегите природу! Боритесь за её чистоту!»

Тип проекта: Проектный урок

Основополагающий вопрос: Как использовать невозобновляемые ресурсы?

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Каково влияние промышленности и транспорта на атмосферу?

  • Как образуются кислотные дожди?

  • Озоновая дыра - что это такое?

  • Можно ли найти чистую воду?

  • Как расходуется вода - уникальное вещество на планете?

  • Можно ли изменить наши привычки?

Результаты исследований в процессе проектной деятельности вынесены на открытый урок, где представлены работы следующих учащихся:

  1. «Загрязнения атмосферы» - презентация Догиной Надежды

  2. «загрязнения гидросферы» - презентация Создашовой Натальи

  3. «Как экономить воду дома?» - презентация Крюковой Юлии

Главная ценность проектной деятельности - это свершение. Все средства подчинены достижению результата, и их типология имеет второстепенное значение. Естественно, на разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи. Иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным. Но исследование выполняет чисто обслуживающие функции.

Дидактические цели проекта:

*Формирование химической и экологической грамотности в вопросах охраны окружающей среды.


*Формирование критического мышления, навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации.

Методические задачи проекта:

  • Осветить реальные опасности загрязнения окружающей среды с научной точки зрения и определить перспективы реакции общества на негативные последствия.

  • Освоить понятия: «Кислотные дожди», « Парниковый эффект», «Озоновые дыры».

  • Освоить представление об экологической опасности.

  • Об ответственности учёных, которую они должны нести перед обществом, вмешиваясь в дела природы.

  • Определить негативное воздействие на живые организмы химических загрязнителей.

После того как учитель определилась с темой, участниками проекта, с литературой и прочее, необходимо чётко спланировать все этапы проведения проекта и определить сроки их выполнения.

Этапы проведения проекта «Охрана природы».


  • Обсудить и распределить вопросы и формы представления итоговых работ.

  • Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по различным направлениям проекта.

  • Составить план проведения, обсудить регламент выступлений.

  • Подготовить необходимые принадлежности для проведения урока.

  • Провести подготовительные занятия.

  • Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

  • Организовать проведение открытого урока.

  • Оценить проведённую работу.

Материалы проекта учеников:


  • Презентация «Загрязнения атмосферы»

  • Презентация - «Загрязнения гидросферы»

  • Презентация - «Как экономить воду дома?»

  • Визитная карточка (Здесь содержится материал об авторе проекта, кто он, где он работает, с какими предметами интегрирован данный проект, какое техническое оснащение необходимо для его проведения и т.д.).

  • Лист планирования (Здесь пошаговое планирование всего проекта от начала до конца вместе с целями, распределениями по исследовательским группам, задачи каждого ученика в группе, спланированы сроки предварительных и генеральных слушаний, список литературы и прочее)

  • Организационные документы. (Например: хронометраж урока)

  • Критерии оценивания (Дети должны быть с ними знакомы)

Самое главное:

Исследования и работы детей не должны кануть в лета после завершения проекта! Мы применяем их исследовательские работы для обучения следующего поколения учеников в виде дидактического материала.


  • 16.2. Возможное использование материалов старого проекта на уроке:

В практике я активно использую проекты прошлых лет (как демонстрационный или дополнительный материал к уроку).

Например: Презентации проектного урока (2008-2009учебный год) «Проблема химических загрязнений и охрана окружающей среды».

Творческое название проекта: «Охрана природы», разрабатывались 2-ю четверть учащимися 11 класса (ввиду малокомплектности школы такой вариант достаточно эффективен).

В 2009-2010 учебном году, тему применима для 9 класса в теме «Неметаллы» (учебник О.С.Габриелян). Использовать старый проект вполне реально. Варианты и метод использования материалов в целом или по отдельности каждой работы, могут быть самыми разными, например:

1. Только просмотр презентации «Загрязнения атмосферы»

2. Чтение докладов «Вода для жизни» и «Загрязнение водных ресурсов».

3. Углубленные сведения по материалу «Охрана природы», (можно раздать для изучения желающим на дом)

Каждый из вариантов может присутствовать на уроке как всем списком, так и отдельным пунктом на уроке.


  • 16.3. Пример проблемного изложения с последующим исследованием на уроке:


  1. Операционно-исполнительский этап.

Решение учебной задачи.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулировка учебной задачи.

1. Процесс моделирования - построение знаковой модели.

-Запишите задачу в тетрадь:

Как доказать опытным путём, что добавляют при производстве дешёвых сортов колбас в качестве наполнителя?

Записывают задачу в тетрадь.

Преобразование условия задачи. Выдвижение гипотез.

-Перед вами образцы продуктов (яблоко, картофель, лук ) и спиртовой раствор йода, сульфат меди(II), раствор Na OH. Что нужно сделать?

Из обсуждения выходят на:

- картофель,

- яблоко

Опытная проверка гипотез.

Задание 1

Опыт 1: Нанесите на срез картофеля 2 -3 капли спиртового раствора йода.

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод.


Задание 2

Опыт 2:Из яблока выжали сок и прилили

в пробирку 2-3 капли сульфата меди (II) и 2-3 мл гидрооксида натрия. Нагрейте раствор.

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод.

(Фиксирует вывод на доске).

CH2OH - (CHOH)4 - COH + Cu(OH)2 = CH2OH - (CHOH)4 -COOH + Cu2O + H2O

Работа в парах. Выполняют опыты. Через совместное обсуждение результатов проверяют достоверность каждой гипотезы.

Из обсуждения выходят на картофель, так как срез посинел, то в нём содержится крахмал.

(Самооценка.)

Из обсуждений выходят на при нагревании образуется желтый осадок(Cu 2O), который превращается в красный осадок CuO. Это доказывает наличие глюкозы.

(Самооценка.)

Моделирование.

- Какой наполнитель в дешевых сортах колбас?

- Как определить?

- Поиграем в химиков-технологов.

Возьмём мясной фарш, добавим в одну чашку крахмал, а в другую глюкозу. На смеси нанесём 2-3 капли спиртового раствора йода.

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод.

Работа в парах.

Через совместное обсуждение приходят к выводу, что мясной фарш в первой чашке посинел.

Преобразование модели.

Сделаем сравнительный анализ:

  • Мясной фарш с крахмалом;

  • Колбаса дешёвого сорта;

  • Колбаса дорогого сорта.

  • нанесём 2-3 капли спиртового раствора йода.

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод.

Коллективное обсуждение итога:

приходят к выводу, что наполнителем в дешёвых сортах колбас является крахмал.

3. Рефлексивно - оценочный.

Обобщение темы урока.

Подведём итоги наших исследований.

- Какова была цель урока? Почему она возникла? Какие исследования мы проводили? Каковы признаки этих исследований? Какой наполнитель в дешевых сортах колбас?

Продолжите предложение:

  • Я узнал новое на уроке…

  • Я научился…

  • Мне это нужно

Проговаривают в паре, соотносят свои ответы с ответами других учащихся.

Домашнее задание.

- Домашнее задание:

- 1-й уровень - §14;

- 2-й уровень - РЗ « Почему излишки глюкозы при ведении малоподвижного образа жизни приводят к ожирению?

- 3-й уровень - творческая работа(проект)

Записывают домашнюю работу.

Такой урок обязательно заинтересует детей и сподвигнет на проектную деятельность.

Овладение знаниями в процессе наблюдения неразрывно связано с развитием мышления. Наблюдение, отмечал выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский, «… не только метод изучения материала, но и метод умственного развития, воспитания разума».


Древняя мудрость гласит:
"Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь"

В процессе учебного наблюдения учащиеся овладевают умением подчинять собственное восприятие определённой цели, организовывать свои действия в соответствии с заранее намеченным планом, умением выделять наиболее существенное.


  • 16.4. Пример презентации проекта на классном часе:

Проектные работы хороши ещё тем, что наглядно виден результат работы, возможность легко приобщить его к любым тематическим мероприятиям как школы, так и класса.

Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»


Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»

Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»


Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»

Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»



Такой проект ребята с интересом готовят за 1 классный час при наличии соответствующей литературы. Моя роль как классного руководителя только координирующая, а всё творчество у детей. Результат такого классного часа всегда нагляден, готов к дальнейшему использованию в качестве методического пособия, сохранен на года.

  • 16.5. Пример презентации проекта на ГИЗ:

Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»



Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»



Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»

Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»



Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»

Творческая работа по теме«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей у учащихся в малокомплектной школе»




Планируемые результаты:

(Эмоции, которые сопровождают учащегося при работе над проектом)


  • Мне интересна химия!

  • Я могу учить химию сам!

  • Я могу придумать план работы!

  • Я могу работать в команде!

  • Я могу анализировать!

  • Я умею делать выводы по своей работе!

17. Оценивание проекта:

Оценивание проекта не может быть однозначным, обязательно должны быть следующие оценки по проекту:

  1. Внешняя (делает специалист)

  2. Самооценка (моё участие в проекте)

  3. Рефлексия (что мне дала работа над проектом)

! Проект делается только по желанию детей.


  • Оценка презентации проекта может быть с такими критериями:

Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание

Балл 1 до 5

1 .Актуальность выбранной темы

2. Практическая значимость.

3 . Аргументированность целей работы.

4. Выбор оптимальных методов исследования.

5 Грамотность представления полученных результатов.

б.Уровень изложения материала 6.1 Научность

6.2 Логичность

6.3 Доступность

7. Использование наглядности (таблицы, плакаты, видео, компьютерные программы)

8. Умение организовать и вести работу в команде

8.1 Наличие разделения обязанностей

8.2 Информированность группы в результатах работы

8.3 Определение вклада каждого члена группы

9 Умение вести дискуссию

10. Полученные результаты , их оценка.

1 1 .Реализация проекта

Итого:

Качество выполненного элемента: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, удовлетворительный -1 балл, неудовлетворительное - 0 баллов.

Существуют правила оформления материалов доклада, которыми тоже можно руководствоваться при составлении и оценке доклада ученика (по учебнику «Риторика» М.В. Борисовой и А.А.Соловьёвой):


  1. Оценка актуальности темы вашего доклада на фоне других докладов (темы проекта).

  2. Формулировка целей доклада.

  3. Прогнозирование возможной реакции аудитории на ваш доклад.

  4. Формулировка названия доклада.

  5. Выбор ударного момента в будущем выступлении.

  6. Составление плана изложения доклада.

  7. Написание текста доклада.

  8. Разбивка материала доклада по времени.

  9. Принятие решения об использовании наглядных средств.

  10. Подготовка наглядных средств.

  11. Выбор стиля выступления.

  12. Выбор способа начала доклада.

  13. Репетиция выступления.

Особое значение в работе с детьми играет ситуация успеха. Успех обучения тесно связан с умением мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Ситуация успеха - это состояние удовлетворенности от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, достигнут.

После презентации проекта, не зависимо от результата, нужно обязательно похвалить детей, найти и показать все «плюсы», сравнить результат с прошлым и только таким образом оценить проект.


  • Другая форма оценивания учебного проекта


Содержание проекта

Нет логической последовательности в

изложении материала, были допущены ошибки.

Отсутствуют самостоятельные

исследования учащихся.

Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют

образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.

Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны основополагающими

вопросами и вопросами темы учебной программы.

Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.

Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют

основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны

основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.

Некоторые цели обучения

соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект минимально поддерживает разноуровневое обучение.

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и

поддержаны основополагающими

вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют

образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.

Соблюдение авторских прав

Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав.


Материалы проекта включают ссылки на некоторые первоисточники, оформленные с соблюдением авторских прав.

Материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.

Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. Авторы проекта продумали защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные публикации.

Оригинальность

Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных

источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и

проанализированным

материалам, использованием

широкого спектра первоисточников.

Мультимедийные средства

Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует и/или дается в отрыве от содержания.

В материалах проекта

используется довольно много элементов мультимедиа, однако это осуществляется

несистематично.

В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень

широко, и их использование всегда педагогически оправдано.

Материалы проекта богаты

оригинальными элементами

мультимедиа, усиливающими

содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов

Работа в группе

Роли между участниками

проекта распределены не были, коллективная

деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом.

Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.

Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы.

Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.

Графический дизайн

Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее

восприятию содержания

проекта.

Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля.

Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга.

Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.

Оценивание успеваемости учащихся

Инструменты оценивания

намеченных целей обучения не включены.

Инструменты оценивания

намеченных целей обучения не включены, или учащиеся не в состоянии их правильно оценить. Связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала не ясна. Инструменты оценивания содержат только общие критерии.

Включены инструменты для оценивания почти всех намеченных целей обучения. Прослеживается некоторая связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала. Инструменты оценивания содержат некоторые тематические критерии, которые могут быть

непонятны учащимся.

Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Связь между целями обучения и

оцениванием качества усвоения материала четко видна. Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения.

18. Создание успешно действующих групп.

Развитие личности - это результат коллективно осуществляемого общественного дела, то есть процесса обучения, в котором есть место и индивидуальной, и групповой, и коллективной работе.

Очень важно научить ребят организовать совместную деятельность. Это работа в парах, группах. Она занимает достойное место в проекте, но как быть в классах с малой наполняемостью? В малокомплектной школе, где количество учеников 5-7, а иногда и 3 - групп не создашь. Чаще работать приходится индивидуально, реже парно или бригадно (3 человека). Но имея индивидуальное задание, ученик отдаёт себе отчёт в том, что это часть одного общего проекта!

Групповые работы тоже очень важны, и в малокомплектной школе не стоит от них отказываться. Выход: групповую работу организовывать через внеклассные мероприятия по химии, когда можно сформировать сборные команды из разных классов.

Если проект в отдельном классе, то дети могут самостоятельно формировать пары, выбирать «отрасль» в проекте. Как правило, задания получаются разноуровневые. Сложностью на первом этапе проекта является психологическая помощь слабым детям в том, чтобы они смогли поверить в себя. Состав групп и заданий может меняться перед началом работы над новым проектом, но до окончания работы необходимо сохранять состав неизменным. Предпочтительное количество участников группы 2-3 человека, но в малочисленных классах (до 6 человек) задания раздаю индивидуально каждому ученику в классе. Желательно, приступая к новому проекту, менять роли в группе, хотя иногда удачно приживается именно работа в одной категории, это тоже неплохо, ведь на стадии развития ребёнка такой факт свидетельствует об уже сформированных устойчивых интересах. Стараемся всё-таки сочетать индивидуальные и коллективные формы работы.

Например: в большом новом исследовательском проекте учащимся предлагаю вариант объединения по группам. В моей практике никогда дети со слабой теоретической подготовкой не остаются «не удел», т.к. ввиду разнообразных форм и методов представления и защиты исследуемой проблемы, таким детям предлагается посильный вид работы в проекте. А именно:

1-й уровень: Слабые, не интересующиеся химией дети - отрабатывают готовый теоретический материал и проявляют своё творчество в другом качестве (например, художники).

Художники.

- Знакомство с материалом проекта. Подбор материала для газеты. Оформление газеты. Выпуск газеты.

2-й уровень: Дети, проявляющие определённый интерес к химии (работа с простой выборкой материала и оформление материала)

Редакторы.

- Подбор нужной литературы для оформления газеты. Распределение материала по полю газеты. Редактирование газеты.

3-й уровень: Дети, умеющие вести полноценную работу и представление доклада (отработка материала доклада по схеме, составление тезисов, умение представлять доклад и пр.)

Докладчики - Знакомство с предложенной литературой. Выбор нужной литературы. Распределение сюжетных сообщений. Редактирование сообщений для доклада.

4-й уровень: Дети, способные разрабатывать проект по основным этапам моделирования.

Творческая группа - Знакомство с предложенной литературой. Выбор нужной литературы. Создание модели презентации. Работа с текстами слайдов. Работа с шаблонами оформления слайдов. Работа с цветовыми схемами и эффектами анимации слайдов. Контрольный просмотр и редактирование слайдов.

19. Расшифровка отдельных этапов выполнения индивидуальной исследовательской работы

(по О.П.Калачихиной):

1. Подготовительный этап:

Этапы работы

Примечания

1

Выбор примерной темы (заглавия) работы

Задает направление исследования.

Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации.

Отражает суть выполненной работы

2

Определение цели работы

Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы.

Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно.

3

Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы.

Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

4

Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.

Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.


3.Основной этап:

Этапы работы

Примечания

1

Поиск и изучение литературы по теме исследования.

Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

2

Формирование главы: «Обзор литературы»

Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.

3

Выбор методов исследования.

Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.

4

Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов.

Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы.

5

Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи.

Содержит следующие разделы:

введение с целью работы;

гл.: «обзор литературы»;

гл.: «материалы и методы»;

гл.: «результаты и их обсуждение»

выводы;*

список использованной литературы

6

Подготовка работы к презентации

Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.

* - Выводы - строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Насколько соответствует заявленная тема объекту исследования и типу исследовательской работы?

  2. Насколько сложность и широта проблемы соответствует возрасту и подготовке учащихся, количеству учебных часов, формам учебной работы?

  3. Насколько область и тематика работы соответствует квалификации педагога - руководителя исследовательской работы?


20. Результативность опыта.

Педагогический эксперимент, проводимый в 9-11кл. 2007-2008гг в нашей школе показал, что реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Что происходит в школе после внедрения проектной деятельности

Технологии используются для поддержки изучения предметных дисциплин, а не только информатики

  • Начинает применяться проектный метод обучения другими учителями-предметниками

  • Учителя начинают работать совместно с другими учителями, используя технологии

  • Появляются новые формы контроля знаний и умений учащихся

  • Стало проще привлекать учеников в проектно-исследовательскую работу

  • В процессе обучения ученики создают материалы (презентации, публикации) и овладевают методами, которые они смогут использовать в своём дальнейшем обучении

Положительное влияние компьютеров в привлечении к проектному методу обучения

ЗА

Против

Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе

Пассивное изучение, основанное на теории

Мультимедиа

Один источник

Совместная работа

Изолированная работа

Обмен информацией

Передача информации

Критическое мышление и выработка решений

Изучение фактов и сведений

В центре процесса - ученик

В центре процесса - учитель.

За последние три года

  • Изменилось содержание учебных работ школьников, как влияние технологии проектной деятельности и компьютерной грамотности.

  • Проект «Приготовление чернил из растительных компонентов» стал дипломантом в региональном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» в номинации «Проектные работы».

Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.

Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.

Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации.

«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н.Толстой. Действительно, человек, увлечённый чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорство в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви.

Появление в школе новейших средств обучения (компьютерные классы, мультимедийные учебные пособия), должны в максимальной степени оптимизировать учебный процесс и помочь как ученику, так и учителю в решении познавательных задач.

Использование ИКТ является именно тем необходимым звеном, способным связать интеллектуальные потребности учащихся с богатейшими достижениями мирового опыта.

Уровень развития метода проектов зависит от интеллектуальных усилий трёх взаимодействующих сторон: учащихся с незаглубленной познавательной активностью, учителей, постоянно работающих в поиске и взращивании одарённости, и администрации, желающей, чтобы всё это процветало. И всё же мне хотелось бы отметить, что главным двигателем в этом процессе является учитель. Если учителю неинтересно работать с учащимися, то никакое давление администрации не поможет. Проект должен владеть нашими мыслями и чувствами. Школьников не обманешь. Они любую фальшь в нас чувствуют без приборов и индикаторов.

Хотелось бы, чтобы в школе сложились определённые традиции и культура исследовательской работы со школьниками, узнаваемая по характерному «почерку»: это может быть излюбленная тематика, или методика, или места проведения исследований. Каждый год есть перспектива представлять на различные конференции работы разных детей. При такой системе, могут меняться педагоги, «но» почерк останется неизменным.


21. Адресная направленность опыта:

для учителей химии, особенно работающих в малокомплектных школах. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации. Решается одна из основных психологических проблем обучения в классах с малой наполняемостью - сводится к минимуму гиперконтроль со стороны учителя.

Мое педагогическое кредо: Всегда в делах,

Всегда в заботах.

Учить детей -

Моя работа.






Литература:

  1. Абдурахманов «Урок в малокомплектной школе»

  2. Активные формы преподавания литературы / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.И. Альбеткова. - М.: Просвещение, 1991.

  3. Беспалов П.В.Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения//Педагогика. №4, 2003.

  4. Бухаркина М.Ю «Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе»

  5. Границкая А.С. Научить думать и действовать: - М.: Просвещение, 1991.

  6. Курганский С.М. ст. «Общеобразовательные программы школы», ж-л «Завуч»№4 2006г

  7. Поиск новых путей: Из опыта работы /Сост. С.Н. Громцев. - М.: Просвещение, 1990.

  8. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., "Академия", 2000.

  9. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998.

  11. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.

  12. Стратегия модернизации содержания общего образования:
    Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. Мин.Обр. 2001.

  13. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М.: Просвещение, 1991.

  14. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.


© 2010-2022