- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии для СПО
Рабочая программа по химии для СПО
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чаплашкина О.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Большеглушицкий государственный техникум»
«ОДОБРЕНО»
методической комиссией
Председатель ________ О.А.Чаплашкина
«___»_____________ 2013г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СПО «Большеглушицкий государственный техникум»
_____________ Ю.А.Лазутчев
«___»_____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 06 ХИМИЯ
ОПОП по профессии
131003.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Квалификация:
- оператор по добыче нефти и газа;
- оператор по поддержанию пластового давления
Срок обучения: 2 года 5 мес.
Дата начала обучения: 02.09.2013 г.
с. Большая Глушица, 2013 г.
Программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии131003.01 Оператор нефтяных и газовых скважин, примерных программ, рекомендованных Экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ФИРО от 2008 года
Организация - разработчик: ГБОУ СПО «Большеглушицкий государственный техникум»
Разработчик:Чаплашкина Ольга Анатольевна
Преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО «БГТ»
СОДЕРЖАНИЕ
-
Паспорт программы учебной дисциплины
-
Структура и содержание учебной дисциплины
-
Условия реализации учебной дисциплины
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 ХИМИЯ
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий
13 0000 Геология, разведка и добыча полезных ископаемых
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
-
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
-
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
-
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
-
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
-
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
-
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
-
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы;основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количествочасов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
77
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
20
контрольные работы
7
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебного материала
1
2
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Раздел 1.
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1.1.
Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала
7
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества.
Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
3
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №1
1
Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, количества вещества и т.д.
Контрольная работа № 1по теме 1.1.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта.
Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе; количества вещества и т.д.
2
Тема 1.2.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала
6
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
3
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие № 2
1
Решение качественных задач по теме: «Строение атома»
Расчет количества протонов, нейтронов, электронов в атомах различных химических элементов. Составление схем строения и электронных конфигураций атомов химических элементов.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение на тему «Открытие периодического закона»
Расчет количества протонов, нейтронов, электронов в атомах различных химических элементов. Составление схем строения и электронных конфигураций атомов химических элементов.
2
Тема 1.3.
Строение вещества
Содержание учебного материала
12
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
6
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия № 3-4
2
Семинар по теме «Типы химической связи»
Решение задач на нахождение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой и Интернет - ресурсами.
Составление таблицы «Классификация дисперсных систем»; сравнительной характеристики типов химической связи.
Решение задач на нахождение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей.
3
Тема 1.4.
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
8
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Жесткость воды. Способы устранения жесткости.
3
2
Практическое занятие № 5
1
«Приготовление раствора заданной концентрации».
Практическое занятие № 6
1
Решение задач на массовую долю растворенного вещества.
Реакций ионного обмена.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества.
Подготовка к практической работе «Приготовление раствора заданной концентрации».
Составление уравнений электролитической диссоциации, реакций ионного обмена.
Подготовить сообщение на тему «Растворы вокруг нас»
3
Тема 1.5.
Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала
11
2
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
5
Лабораторные работы
-
Практические занятия № 7-8
2
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Решение расчётных задач по уравнениям реакций.
Контрольная работа № 2 по теме 1.2. - 1.5.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к контрольной работе по темам 1.1 -1.4.
Составление обобщающей таблицы по номенклатуре и химическим свойствам основных классов неорганических соединений.
Подготовить доклад на тему: «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля».
4
Тема 1.6.
Химические реакции
Содержание учебного материала
8
2
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
3
Лабораторные работы
-
Практическое занятие № 9
1
Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Решение качественных задач по теме: «Химическое равновесие и способы его смещения».
Контрольная работа № 3 по теме 1.6.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой
Составление схемы: «Классификация химических реакций».
Решение вариативных задач.
Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса
3
Тема 1.7.
Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала
11
2
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Производство серной кислоты. Силикатная промышленность.
5
Практическое занятие № 10
1
Решение расчётных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции. Решение вариативных задач.
Контрольная работа № 4 по теме 1.7.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Характеристика типичных металлов и неметаллов по выбору обучающегося.
Подготовка к практической работе «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений».
Подготовить доклад на тему «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», «Химия металлов в моей профессиональной деятельности».
4
Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 2.1.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Содержание учебного материала
8
2
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических с неорганическими веществами. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
3
Лабораторные работы
-
Практические занятия № 11-12
2
Структурные формулы органических веществ, изомеры и гомологи;
Изготовление и сравнение моделей молекул - представителей различных классоворганических соединений.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии».
Составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов.
3
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
Содержание учебного материала
17
2
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Применение.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Попутный нефтяной газ, его переработка.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Октановое число бензинов.
7
Лабораторные работы
-
Практические занятия № 13-16
4
Структурные формулы углеводородов, изомеры и гомологи;
Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC.
Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.
Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.
Контрольная работа № 5по теме 2.2.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Изготовление моделей молекул различных углеводородов.
Название веществ по международной номенклатуре IUPAC.
Составление и решение генетических цепочек.
Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.
Подготовить доклад на тему по выбору: «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья» и др.
5
Тема 2.3.
Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала
14
2
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвныхкар-боновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химиче-ские свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Крахмал. Строение молекулы. Физические и химические свойства, нахождение в природе и биологическая роль. Применение. Целлюлоза. Строение, физические и химические свойства. Нахождение в природе и биологическая роль. Применение. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
6
Лабораторные работы
-
Практические занятия № 17-18
2
Генетическая связь между классами органических соединения.
Семинар по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Контрольная работа № 6 по теме 2.3.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.
Составление и решение генетических цепочек.
Подготовка к контрольной работе по темам 2.1-2.3
Подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Замена жиров в технике непищевым сырьем», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки» и др.
5
Тема 2.4.
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Содержание учебного материала
13
2
Амины. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Мономер, полимер, получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые.Пластмассы. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Каучуки натуральный и синтетические. Вулканизация каучука, резина.
5
Практические занятия № 19-20
2
«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» «Распознавание пластмасс и волокон».
Контрольная работа № 7 по теме 2.4.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.
Подготовить доклад на тему по выбору: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы».
Подготовка к практическим работам и дифференцированному зачёту
5
Дифференцированный зачёт
1
Всего:
117 (78)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплин
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
Технические средства обучения:
- компьютер
- стенды.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Габриелян О.С. Химия: учеб. для профессий и специальностей технического профиля- М., 2013.
2.Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс.учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
3.Рудзитис Г.Е. Химия. 11 класс.учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
Дополнительные источники:
1.Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб.пособие для студ. сред.
2.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
3.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
4.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
5.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2010.
Электронные ресурсы:
auk-olymp.ru/doc.v?d=19courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
ikt.ru
prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
yuspet.narod.ru/disMeh.htm
philist.narod.ru/articles/orlova.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре
Устный опрос
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
Практическая работа
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений
Устный опрос
тематические тесты
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов
практическая работа
тематический тесты
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений
практическая работа
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
тестирование
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельность
тестирование
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям
практическая работа
Знания
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология
тестирование
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева
Устный опрос
тематические тесты
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений
Устный опрос
тематические тесты
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы;основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы
Устный опрос
тематические тесты
Поурочное планирование по ХИМИИ
№
№
Содержание разделов и тем
Колич.
час
Календарные
сроки изучения тем
Тип урока
(вид занятий)
Самостоятельная (внеаудиторная)
работа
(тема, вид работы)
1
2
3
4
5
6
7
Введение
1
1
1
Предмет химии. Понятие о химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии.
1
сентябрь
теоретический
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
42
Тема 1.1. Основные понятия и законы
5
2
1
Основные понятия химии. Аллотропия.
1
сентябрь
теоретический
3
2
Состав вещества. Измерение вещества.
1
сентябрь
теоретический
4
3
Основные законы химии.
1
сентябрь
теоретический
[1].стр. 6-16
5
4
Практическая работа № 1 Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
1
сентябрь
практический
[1].стр. 17
6
5
Контрольная работа №1 по теме 1.1.
1
сентябрь
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома
4
7
1
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
1
сентябрь
теоретический
[1].стр. 18-28
8
2
Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева.
1
сентябрь
теоретический
9
3
Современная формулировка и значение Периодического закона и Периодической системы.
1
октябрь
теоретический
[1].стр. 28
10
4
Практическая работа №2: Решение качественных задач по теме «Строение атома».
1
октябрь
практический
Тема 1.3. Строение вещества
8
11
1
Ионная химическая связь.
1
октябрь
теоретический
12
2
Ковалентная химическая связь.
1
октябрь
теоретический
13
3
Металлическая химическая связь.
1
октябрь
теоретический
14
4
Агрегатное состояние вещества. Водородная химическая связь.
1
октябрь
теоретический
[1].стр.40
15
5
Чистые вещества и смеси.
1
октябрь
теоретический
[1].стр. 44
16
6
Дисперсные системы.
1
октябрь
теоретический
[1].стр. 49
17
7
Практическая работа №3-семинар по теме «Типы химической связи.».
1
октябрь
практический
18
8
Практическая работа №4: Решение задач на нахождение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей.
1
ноябрь
практический
[1].стр.58
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
5
19
1
Вода. Растворы. Растворение.
1
ноябрь
теоретический
[1].стр. 54-63
20
2
Теория электролитической диссоциации.
1
ноябрь
теоретический
21
3
Жесткость воды. Способы устранения жесткости.
1
ноябрь
теоретический
[1].стр. 64-66
22
4
Практическая работа №5 «Приготовление раствора заданной концентрации.».
1
ноябрь
практический
23
5
Практическая работа №6: Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Реакций ионного обмена.
1
ноябрь
практический
[1].стр. 66
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их веществ
8
24
1
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.
1
ноябрь
теоретический
[1].стр. 68-73
25
2
Основания в свете теории электролитической диссоциации.
1
ноябрь
теоретический
26
3
Соли в свете теории электролитической диссоциации.
1
ноябрь
теоретический
27
4
Гидролиз солей.
1
декабрь
теоретический
28
5
Оксиды.
1
декабрь
теоретический
[1].стр. 68-92
29
6
Практическая работа №7: Генетическая связь между классами неорганических соединений.
1
декабрь
практический
30
7
Практическая работа №8: Решение задач по уравнениям реакций.
1
декабрь
практический
[1].стр. 18-92
31
8
Контрольная работа №2 по темам 1.2-1.5.
1
декабрь
Тема 1.6. Химические реакции
5
32
1
Классификация химических реакций.
1
декабрь
теоретический
[1].стр. 93-98
33
2
Электролиз.
1
декабрь
теоретический
34
3
Скорость химических реакций, химическое равновесие.
1
декабрь
теоретический
[1].стр. 101-109
35
4
Практическая работа №9: Решение задач Составление уравнений окислительно-востановительных реакций
1
январь
практический
[1].стр. 109
36
5
Контрольная работа №3: по теме 1.6.
1
январь
Тема 1.7. Металлы и неметаллы
7
37
1
Металлы - простые вещества.
1
январь
теоретический
[1].стр. 110-114
38
2
Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.
1
январь
теоретический
[1].стр. 114-120
39
3
Общие способы получения металлов.
1
январь
теоретический
40
4
Неметаллы - простые вещества.
1
февраль
теоретический
[1].стр. 120-124
41
5
Производство серной кислоты. Силикатная промышленность.
1
февраль
теоретический
[1].стр. 124-131
42
6
Практическая работа №10: Решение расчётных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции. Решение вариативных задач
1
февраль
практический
43
7
Контрольная работа №4 по теме 1.7.
1
февраль
Раздел 2. Органическая химия
34
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
5
44
1
Предмет органическая химия. Теория химического строения органических соединений. Изомерия.
1
февраль
теоретический
[2].стр. 5-7
45
2
Классификация и номенклатура органических соединений.
1
февраль
теоретический
46
3
Классификация реакций в органической химии.
1
февраль
теоретический
47
4
Практическая работа №11: Структура формулы органических веществ, изомеры и гомологи.
1
февраль
практический
[2].стр. 22-24
48
5
Практическая работа №12: Изготовление и сравнение моделей молекул - представителей различных классов органических соединений.
1
февраль
практический
[2].стр. 22-24
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
12
49
1
Предельные углеводороды (алканы), циклоалканы.
1
март
теоретический
50
2
Этиленовые углеводороды (алкены).
1
март
теоретический
51
3
Диеновые углеводороды (алкадиены). Каучуки.
1
март
теоретический
52
4
Ацетиловые углеводороды (алкины).
1
март
теоретический
[2].стр. 12-26
53
5
Ароматические углеводороды (арены).
1
март
теоретический
54
6
Природный газ.
1
март
теоретический
[2].стр. 27
55
7
Нефть.
1
март
теоретический
[2].стр. 66-70
56
8
Практическая работа №13 Структурные формулы углеводородов, изомеры и гомологи.
1
март
практический
57
9
Практическая работа №14 Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC
1
март
практический
[2].стр. 15
58
10
Практическая работа №15Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.
1
апрель
практический
[2].стр. 27
59
11
Практическая работа №16 Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.
1
апрель
практический практический
60
12
Контрольная работа №5 по темам 2.1-2.2.
1
апрель
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
9
61
1
Спирты.
1
апрель
теоретический
[2].стр. 76-88
62
2
Фенол.
1
апрель
теоретический
[2].стр. 89-94
63
3
Альдегиды.
1
апрель
теоретический
64
4
Карбоновые кислоты.
1
апрель
теоретический
65
5
Сложные эфиры. Жиры.
1
апрель
теоретический
[2].стр. 117-122
66
6
Углеводы.
1
май
теоретический
[2].стр. 135-137
67
7
Практическая работа №17. Генетическая связь между классами органических соединения.
1
май
практический
68
8
Практическая работа №18.- семинар по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
1
май
практический
[2].стр. 76-137
69
9
Контрольная работа №6 по теме 2.3
1
май
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
8
70
1
Амины. Анилин.
1
май
теоретический
[3].стр. 5-8
71
2
Аминокислоты.
1
май
теоретический
72
3
Белки. Нуклеиновые кислоты
1
май
теоретический
[3].стр. 18-23
73
4
Пластмассы.
1
май
теоретический
74
5
Волокна.
1
май
теоретический
[3].стр. 34-36
75
6
Практическая работа №19: Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
1
июнь
практический
76
7
Практическая работа №20: Распознание пластмасс и волокон.
1
июнь
практический
Подготовка к дифференцированному зачёту
77
8
Контрольная работа №7 по теме 2.4.
1
июнь
Подготовка к дифференцированному зачёту
78
Дифференцированный зачет
1
июнь
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Большеглушицкий государственный техникум»
«ОДОБРЕНО»
методической комиссией
Председатель
________________ О.А.Чаплашкина
«___» ___________ 2013 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СПО «Большеглушицкий государственный техникум»
_________________ Ю.А. Лазутчев
«_____»___________ 2013 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина: Химия
Профессия: Оператор нефтяных и газовых скважин
Преподаватель: Чаплашкина Ольга Анатольевна
Максимальная учебная нагрузка студента по учебному плану: 117 час;
из них:
I курс
2013/2014 г.
II курс
2014/2015 г.
III курс
2015/2016г
Семестр
1
2
3
4
5
Обязательные аудиторные учебные занятия (час)
34
43
В том числе:
Теоретические занятия
24
26
Лабораторные работы
-
Практические занятия
8
12
Контрольные работы
2
5
Курсовые работы
-
Самостоятельная (внеаудиторная) работа (час)
16
23
Завершающая форма контроля
1