- Преподавателю
- Химия
- Разработка мастер-класса по теме Практика использования флипчартов программы ActivInspire на уроках химии и биологии
Разработка мастер-класса по теме Практика использования флипчартов программы ActivInspire на уроках химии и биологии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кривошеева Н.А. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мастер-класс
«Практика использования флипчартов программы ActivInspire на уроках химии и биологии»
Цель: познакомить слушателей с продукцией программного обеспечения AtivInspaer.
Задачи:
-
Изучить роль и значение флипчарта на уроках;
-
Показать примеры применения флипчарта на уроках химии и биологии;
План:
-
Знакомство со слушателями мастер-класса (2 мин).
-
Презентация педагогического опыта (5 мин).
-
Демонстрация применения возможностей флипчарта на основе программного обеспечения ActivInspire (20 мин).
-
Рефлексия - «Светофор» (3мин).
Ход мастер - класса
1. Знакомство со слушателями мастер - класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Кривошеева Наталья Александровна, работаю учителем биологии в МАОУ «Голышмановская СОШ № 2». Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Практика использования флипчартов программы ActivInspire на уроках химии и биологии».
2. Презентация педагогического опыта
Для повышения эффективности обучения необходимо освоение современных форм организации учебного процесса. Внедрение информационных технологий в образование позволяют во многом облегчить труд учителя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, облегчает процесс обучения через реализацию одного из принципов обучения - наглядность. Использование новых технологий, в качестве наглядного пособия, позволяет оптимально задействовать и зрение, и слух. При использовании информационных технологий осуществляется деятельностный подход.
Однако не все, кто использует мультимедиа-технологии в учебном процессе, имеют навыки по разработке этих самых мультимедиа-технологий, а именно навыки качественного использования, например, флипчартов, создаваемых в программе ActivInspire. Использование флипчартов при проведении занятий, сейчас становиться актуальным. Многие учителя стремятся к применению мультимедийных технологий на своих уроках.
Программное обеспечение ActivInspire позволяет учителю максимально просто и быстро создать красочный лекционный материал с привлечением различных ресурсов, в том числе мультимедийных (вставка звуковых и видео-файлов). С помощью средств аннотирования и визуализации изображения Вы сможете доступно преподнести ученикам материал. Программное обеспечение ActivInspire предлагает обширные функциональные возможности, легко осваиваемые, идя от простых (инструмент пера, ластика и пр.) к более специализированным функциям (инструмент распознавания почерка, записи флипчарта, проведение опросов мнений и пр.). А также дает возможность знакомства, с новыми интересными возможностями программного обеспечения (ПО). Приведём некоторые из них: частичная совместимость программ ActivInspire и Notebook, возможность импорта-экспорта статичных изображений, видео- и аудиофайлов, переход с помощью гиперссылок в другие программы, например, презентацию Power Point, электронные учебники и лаборатории.
Использование флипчартов на уроке также способствует:
• эффективному управлению внимания учащихся на уроке;
• повышает мотивацию школьников за счёт сохранения востребованности получаемых знаний;
• позволяет преодолеть пассивный способ передачи ученикам готовых знаний;
• поддерживает интерес учащихся к обучению, овладению фундаментальными знаниями.
Кроме того, компьютерная поддержка, позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать большое разнообразие видов деятельности на уроке, эффективнее организовывать контроль и учет знаний учащихся.
С помощью флипчартов учитель может показать самые выигрышные моменты изучаемого урока. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Главное во флипчартах - это тезисность (для выступающего) и наглядность (для школьников).
Многое из вышесказанного можно отнести и к программе Power Point. Чем же отличается флипчарт от презентации?
Главной особенностью ActivInspire является то, что ученики могут принять активное участие в работе с интерактивной доской, внести свои поправки, переместить объекты, дописать текст, начертить схему и т.д. Для выполнения всех этих и других функций есть специальная панель инструментов, с которой учащихся необходимо ознакомить на первом же занятии с использованием данной программы.
Каждый флипчарт - это открытая дидактическая единица, которая состоит из множества интересных составляющих, которую учитель может использовать в заданном виде или отредактировать под свою задачу. При объяснении нового материала они сопровождают, иллюстрируют рассказ учителя. Использование флипчартов обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет получать детьми информацию не только аудиально, но и визуально. Таким образом, понимание достигается не только посредством устного слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности флипчарт помогает упорядочить знания. Детям наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.
3. Демонстрация применения возможностей флипчарта на основе программного обеспечения ActivInspire.
Прежде чем знакомиться с применением флипчартов на уроке, проведу небольшое ознакомление с инструментами по работе с флипчартом:
-
Ручка, маркер, ластик, заливка, фигуры, соединительные линии, текст. (демонстрация на примере создания небольшой схемы)
-
Математические инструменты (линейка, транспортир, циркуль, готовые фигуры).
-
Фотоаппарат, видеозахват, шторка, двухпользовательский режим работы.
В качестве примера рассмотрим использование возможностей флипчарта на различных этапах урока с использованием различных дидактических заданий.
Проиллюстрирую эту часть работы собственными заданиями из флипчартов, подготовленных к различным урокам.
При проверке домашнего задания (актуализация знаний) (флипчарт стр. 1-классы неорганических соединений). Также можно использовать гиперссылки на другие файлы.
Данная программа хорошо совместима с другим ПО, поэтому дает возможность легко совмещать рисунки, видеоматериалы, флешь-анимации, электронные учебники и другое.
На этапе изучения нового материала наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением иллюстраций, схем на станицах флипчарта, позволяющей акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Или же можно в ходе объяснения составлять план-конспект урока одновременно с учащимися, используя инструменты ПО.
Детям наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи. Например, когда учитель, объясняемый материал иллюстрирует слайдами на экране с помощью мультимедийного проектора детьми воспринимается с большим процентом качества. Каждая отдельная форма флипчартов создается учителем, подбирается в зависимости от типа и задач урока.
Так как данное ПО хорошо совместимо с другими продуктами современных Информационных технологий, то это дает возможность легко переходить в электронные учебники, лаборатории или выходить за дополнительной информацией в сеть интернет.
После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания представлены на слайдах. При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного или отработка с помощью определенных алгоритмов. Постепенное выведение этих алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует их закреплению. Возможность учащихся быть не просто наблюдателями работы учителя у доски, но и самостоятельно пользоваться интерактивной доской значительно повышает интерес и внимание учащихся на уроке. А учитывая, что современная молодежь широко использует различные гаджеты, выходя к доске ученик не испытывает затруднений в работе с ней.
Рассмотри несколько заданий для закрепления нового материала и для проверки первоначальных знаний, полученных на уроке. Предлагаю участникам марафона принять участие в выполнении заданий.
4. Рефлексия «Заверши фразу»
Среди этапов мастер-класса мне особенно понравился…
Во время занятия я приобрел…
Изучаемая тема побудила меня задуматься о…
Мне хотелось бы еще спросить…
Я испытывал(а)….
Меня удивило…
Я приобрел/научился…
Я почувствовала, что…
Мне захотелось…
Никто не будет отрицать следующего - современный человек должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов. А воспитание такого человека невозможно одними традиционными методами и приемами без всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий.