Конспект мастер-класса Современный человек по размышлениям химика

Цели: показать пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий  на уроках или внеурочных занятиях. Задачи: Образовательные: ·                  Формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей; ·                  Сформировать представление об этапах и методах  исследовательской работы; ·                  Формировать понятие о свойствах и значении пищевых добавок для организма человека; ·                  Формирование навыков поиска...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила: Ондар Октябрина Хулер-ооловна,

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ имени Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Цель мастер-класса:

  • Демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта

Задачи мастер-класса:

  • обзор актуальных проблем и технологий,

  • различные аспекты и приемы использования технологий,

  • авторские методы применения технологий на практике,

  • тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

Мастер класс - это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Данный мастер- класс рекомендуется учителям естественных наук. Аудитория может быть детской или взрослой. Учитель, проводящий мастер-класс, сначала кратко поясняет свою идею, что и как он хочет показать, чему научить учителей, каким опытом работы поделиться. Предлагаемый конспект мастер - класса раскрывает пример применения исследовательских и информационно - коммуникационных технологий на уроках или занятиях элективных курсов.

Тема: «Современный человек по размышлениям химика»

Цели: показать пример применения исследовательских и информационно - коммуникационных технологий на уроках или внеурочных занятиях.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей;

  • Сформировать представление об этапах и методах исследовательской работы;

  • Формировать понятие о свойствах и значении пищевых добавок для организма человека;

  • Формирование навыков поиска информации в сети Интернет, умения её обрабатывать и применять.

Развивающие:

  • Развитие умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения конкретных задач;

  • Развитие потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;

  • Развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение;

  • Развитие навыков работы с компьютерными программами.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью, потребности в ведении здорового образа жизни;

  • Воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.

Оборудование:

  • Интерактивный комплекс: компьютер, проектор, интерактивная доска INTERWRITE с выходом в Интернет

  • Презентация в программе Power Point;

  • ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

1. Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе. №125439. Анимация. ООО "Дрофа"

2. Распознавание глюкозы с помощью качественных реакций. №125444.Видеофрагмент.ООО "Дрофа"

  • Газированные напитки разных видов и различных производителей;

  • Соки разных сортов и производителей;

  • Одноразовые стаканчики

  • Лабораторное оборудование для участников (комплекты для 2 групп)

- пробирки, спиртовки, спички, пробиркодержатели, баночка для мусора

- раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II)

Конспект занятия

1. Краткое пояснение этапов исследовательской работы и необходимости дозированного применения информационно - коммуникационных технологий.

  • Мотивация

  • Актуализация

  • Гипотеза или постановка проблемы

  • Исследование

  • Обобщение

  • Рефлексия

  • Применение

  • Постановка новых вопросов

(Слайд «Этапы исследовательской работы»)

(Слайд Тема «Современный человек. Размышления химика»)

2. Мотивация.

Беседа с аудиторией по вопросам:

- Считаете ли вы себя современными людьми? Почему?

- Какого человека можно считать современным?

- Попробуйте построить модель выпускника школы с точки зрения воспитания современного человека.

А вот как написано в проекте государственного образовательного стандарта каким должен быть современный выпускник. Это человек, у которого сформированы базовые компетентности:

  • Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

(Слайд «Базовые компетентности»)

3. Актуализация.

Рассмотрим одну из компетенций - ответственное отношение к своему здоровью.

Беседа:

- Какого человека можно считать здоровым?

- Из каких слагаемых состоит здоровье?

- Что имеют ввиду биологи, медики, психологи, представители других профессий, говоря о здоровье?

Затем учитель даёт словарное определение компонентов здоровья. Здоровье - это

  • Физическое здоровье (функционирование всех систем органов)

  • Психическое здоровье (адекватная реакция, регулирование поведения)

  • Психологическое здоровье (состояние чувственно-эмоциональной сферы)

  • Социальное здоровье (учёба, труд, активность, воспитание детей)

  • Нравственное здоровье (система ценностей, жизненных установок)

  • Интеллектуальное здоровье (уровень развития интеллекта)

(Слайд «Компоненты здоровья»)

- От каких факторов зависит здоровье?

- Что оказывает существенное влияние на здоровье?

После высказываний аудитории, учитель предлагает данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

Факторы, влияющие на здоровье:

  • Образ жизни - 50%

  • Окружающая среда - 20 %

  • Наследственность - 20 %

  • Медицина - 10%

(Слайд «Факторы, влияющие на здоровье»)

Учитель подводит аудиторию к выводу, что в большей степени здоровье зависит от образа жизни

(Слайд «Важность ведения здорового образа жизни»)

4. Гипотеза или постановка проблемы.

- Что значит вести здоровый образ жизни?

- Давайте представим ситуацию: Вы пришли в магазин выбрать напитки для праздничного стола, каков будет Ваш выбор?

(Слайд «Человек есть то, что он ест»)

- Прежде, чем Вы сделаете свой выбор, давайте попробуем его обосновать. Но для этого понадобятся не только новые знания, но и проведение эксперимента, исследования.

5. Дополнительная информация.

Чем отличаются соки и газированные напитки? Прежде всего своим происхождением! Одни продукты имеют натуральное происхождение, а другие - искусственное. Признаком натуральности продукта является глюкоза. Наличие её в продукте определяется с помощью качественных реакций. Глюкоза - это углевод, моносахарид.

(Слайд «Строение глюкозы») ЦОР 1. Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе. №125439. Анимация. ООО "Дрофа"

При взаимодействии с гидроксидом меди (II) при нагревании она окисляется до глюконовой кислоты, что хорошо видно по изменению цвета раствора от синего до оранжевого. При этом реакции происходят по связи С - Н, происходит разрыв связи и внедрение туда атома кислорода. ЦОР 2. Распознавание глюкозы с помощью качественных реакций. №125444.Видеофрагмент.ООО "Дрофа"

6. Исследование.

Аудитория разбивается на 4 группы. Каждая группа получает задание и время для его решения (10-15 минут). А затем представитель каждой группы выступает с результатами работы, обобщением и выводами.

Задание для группы№1:

  1. Найдите в Интернете информацию о пищевых добавках, их классификации и влиянии на организм.

  2. Какие могут быть пищевые добавки в напитках?

  3. Каково влияние этих добавок на организм?

  4. Составьте краткий рассказ.

Данная группа работает с Интернетом (также можно эту работу провести не на уроке, а заранее, тогда слайды будут красочнее, так как будет больше времени для их оформления) На слайдах следует поместить формулы пищевых добавок аспартама, бензоата натрия, бензойной кислоты, углекислого газа, описать их свойства и влияние на органы и системы органов организма человека. Ещё один слайд классифицирует все эти пищевые добавки на группы по их воздействию на организм.

(Слайды «Характеристика пищевых добавок»)

Задание для группы№2:

Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах соков

  1. Для этого налейте по 1 миллилитру каждого сока в пробирки (примерно 1см высоты пробирки)

  2. Добавьте по 1мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия

  3. Пробирки закрепите в держателе примерно на 1-2 см от отверстия

  4. Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности

Правила техники безопасности:

  • Спиртовку зажигайте только спичкой

  • Не переносите горящую спиртовку с места на место

  • Нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки, не касаясь фитиля

  • Пробирку предварительно прогрейте 2-3 движениями над пламенем

  • Пробирку надо держать наклонно при нагревании

  • Не дожидайтесь выплёскивания жидкости из пробирки

  • Тушите пламя спиртовки только колпачком

5. По появлению или отсутствии оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии или отсутствии в соках глюкозы

Задание для группы№3:

Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах газированных напитков

  1. Для этого налейте по 1 миллилитру каждого напитка в пробирки (примерно 1см высоты пробирки)

  2. Добавьте по 1мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия

  3. Пробирки закрепите в держателе примерно на 1-2 см от отверстия

  4. Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности

Правила техники безопасности:

  • Спиртовку зажигайте только спичкой

  • Не переносите горящую спиртовку с места на место

  • Нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки, не касаясь фитиля

  • Пробирку предварительно прогрейте 2-3 движениями над пламенем

  • Пробирку надо держать наклонно при нагревании

  • Не дожидайтесь выплёскивания жидкости из пробирки

  • Тушите пламя спиртовки только колпачком

5. По появлению или отсутствию оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии или отсутствии в напитках глюкозы

Задание для группы№4:

Внимательно прочитайте информацию, содержащуюся на этикетках выданных вам напитков и соков

  1. Что вы можете сказать о веществах, входящих в их состав? Спланируйте свои дальнейшие действия по изучению свойств этих веществ

  2. Входит ли сахар и глюкоза в состав предложенных напитков и соков?

  3. Предположите, какое влияние на организм могут оказать вещества, указанные в составе напитков и соков.

7. Обобщение

Каждая группа выступает с результатами своей работы, громко, чётко, эмоционально, другие внимательно слушают и записывают.

8. Рефлексия.

Теперь можно предложить участникам сделать выбор, поставив перед ними соки, газированные напитки, одноразовые стаканчики. По количеству выбранных напитков можно сделать вывод о приоритетах в выборе здорового образа жизни или другого.

(Слайды Выводы: «Ешьте фрукты и пейте натуральные соки»)

9.Применение полученных знаний. Постановка новых вопросов.

Заключительное слово учителя о возможных областях применения полученных знаний и новых проблемах в выборе продуктов питания в целях формирования понятия о здоровом образе жизни. Спектр возможных опытов для анализа наличия в напитках различных добавок. Выбор тем для новых исследований.



Задание для группы №1

- Найдите в Интернете информацию о пищевых добавках, их классификации и влиянии на организм.

  1. Какие могут быть пищевые добавки в напитках?

  2. Каково влияние этих добавок на организм?

  3. Составьте краткий рассказ.

Задание для группы№2

- Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах соков

  1. Для этого налейте по 1 миллилитру каждого сока в пробирки (примерно 1см высоты пробирки)

2. Добавьте по 1мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия

3. Пробирки закрепите в держателе примерно на 1-2 см от отверстия

4.Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности

5.По появлению или отсутствии оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии или отсутствии в соках глюкозы.

Правила техники безопасности:

  • Спиртовку (сухой спирт в асбестированной сетке) зажигайте только спичкой

  • Не переносите горящую спиртовку (сухой спирт ) с места на место

  • Нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки (сухого спирта), не касаясь фитиля

  • Пробирку предварительно прогрейте 2-3 движениями над пламенем

  • Пробирку надо держать наклонно при нагревании

  • Не дожидайтесь выплёскивания жидкости из пробирки

  • Тушите пламя спиртовки только колпачком

Задание для группы№3

- Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах газированных напитков

1.Для этого налейте по 1 миллилитру каждого напитка в пробирки (примерно 1см высоты пробирки)

2.Добавьте по 1мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия

3.Пробирки закрепите в держателе примерно на 1-2 см от отверстия

4.Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности

5.По появлению или отсутствию оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии или отсутствии в напитках глюкозы

Правила техники безопасности:

  • Спиртовку зажигайте только спичкой

  • Не переносите горящую спиртовку с места на место

  • Нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки, не касаясь фитиля

  • Пробирку предварительно прогрейте 2-3 движениями над пламенем

  • Пробирку надо держать наклонно при нагревании

  • Не дожидайтесь выплёскивания жидкости из пробирки

  • Тушите пламя спиртовки только колпачком

Задание для группы№4

- Внимательно прочитайте информацию, содержащуюся на этикетках выданных вам напитков и соков

1.Что вы можете сказать о веществах, входящих в их состав? Спланируйте свои дальнейшие действия по изучению свойств этих веществ

2.Входит ли сахар и глюкоза в состав предложенных напитков и соков?

3.Предположите, какое влияние на организм могут оказать вещества, указанные в составе напитков и соков.

© 2010-2022