- Преподавателю
- Химия
- Социальный проект по теме: Формирование профессиональной направленности выпускника, завершившего основное общее образование, средствами предмета химия
Социальный проект по теме: Формирование профессиональной направленности выпускника, завершившего основное общее образование, средствами предмета химия
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Звездова И.А. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №190»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Формирование профессиональной направленности выпускников , завершивших основное общее образование, средствами предмета химия»
Руководитель проекта
Учитель химии И.А.Звездова
Нижний Новгород
2014
Содержание
1. Информационная карта социального проекта 3- 4 стр.
2. Актуальность проекта 4- 7 стр.
3. Цель и задачи проекта 7 стр.
4. Участники проекта 7 стр.
5. Механизм реализации проекта 8 -12 стр.
6. Перспективы проекта 12 стр.
7. Приложения 13 - 14 стр.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
№
Структурные компоненты
Содержание
1
Наименование проекта
Проект ; «Формирование профессиональной направленности выпускников , завершивших основное общее образование, средствами предмета химия»
2
Сроки реализации
Август 2014г. - июнь 2015 г.
3
Организатор и руководитель Проекта
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №190»
4
Участники
Учащиеся
Родители
5
Цель
создание условий для формирования профессиональной направленности выпускника основной школы путем использования на уроках знаний предмета химия
6
Задачи
- мотивировать учащихся на выбор будущей профессии путем формирования представления о развитии базовых отраслей промышленности, медицины, экологии Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода;
- разработать сопровождение для курса химии 8-9 класса, позволяющее раскрыть значение приобретаемых химических знаний
- создать справочник «Мир профессий глазами химика»;
8
Этапы реализации проекта
1.Организационно-адаптационный (планирование, презентация, организация работы по реализации проекта)-до 01.09. 2014 года;
2.Основной (работа по проекту на всех уровнях, мониторинг промежуточных результатов реализации проекта)- май 2014г.- май 2015 г.;
3.Аналитический - (подведение итогов работы в рамках проекта, мониторинговые исследования) - май 2015г.
9
Предполагаемые результаты проекта
Краткосрочные результаты
В реализации данного проекта будут задействованы учащиеся 8-9 классов, их родители и педагоги школы.
Долгосрочные результаты
- Реализация Проекта позволит привлечь внимание выпускников к профессиям производственно-технической сферы
10
География проекта
Город Нижний Новгород
11
Контактная информация руководителя проекта
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №190»
учитель химии высшей категории Ирина Анатольевна Звездова
ул.Пермякова, дом 10А, г.Нижний Новгород, 603095, тел/факс (831)299-36-22, 299-36-33,
E-mail: [email protected]
Актуальность проекта
Исследования социологов показали, что в ближайшие 5 лет будут требоваться следующие специальности: инженерные, связанные с промышленным производством, медицинские работники, врачи.
Мониторинг профессиональных интересов учащихся 8-х классов (75 чел)
Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (опросник ДДО)
Человек-Природа
10
Человек-Техника
8
Человек-Человек
19
Человек-Знак
10
Человек-Художественный образ
18
Не определились
10
По результатам опроса видно, что самое маленькое количество человек (8 чел) выбрали профессии производственно-технической сферы, также осталась часть ребят, совсем неопределившихся с выбором будущей профессии. Это свидетельствует о наличии противоречия между самоопределением выпускников и потребностями рынка труда.
Будущие профессиональные образования и деятельность,
связанные с освоением различных областей знания
Выбираю
математика
10
русский язык и литература
10
история
7
обществознание
17
география
4
биология
6
физика
5
химия
2
иностранные языки
5
информатика, программирование
4
не определились
5
При проведении мониторинга было обнаружено, что таким предметом, как химия обучающиеся заинтересованы меньше всего. Также был выявлен процент неопределившихся с выбором будущей деятельности.
Опрос обучающихся 8-х классов на знания профессий, связанных с предметом химии
Учитель химии, лаборант
35
Фармацевт
21
Врач
33
Не знаю
11
При проведении опроса было выявлено, что знания обучающимися о профессиях, связанных с предметом химии недостаточны. На первом месте стоит профессия учителя химии (35%), на втором - врача (33 %), на третьем месте - фармацевта (21 %). Совсем ничего не знают - 11 %.
Опрос родителей обучающихся
Информационно-технологический
38
Социально-экономический
33
Химико-биологический
8
Не определились с выбором профессии
21
По данным опроса родителей лишь 8 % изъявили желание выбрать для своего ребенка химико-биологическую направленность дальнейшего обучения. Это можно объяснить отсутствием информации о многообразии профессий, связанных с химией.
Таким образом ,мы выявили проблему выбора профиля обучения выпускниками основной школы. Была выдвинута гипотеза: реализация проекта «Формирование профессиональной направленности выпускников ,завершивших основное общее образование, средствами предмета химия» может повлиять на выбор образовательной траектории а в будущем на выбор специальности производственно-технической сферы.
Цель проекта: создание условий для формирования профессиональной направленности выпускников, завершивших основное общее образование, путем использования на уроках знаний предмета химия.
Задачи проекта:
- мотивировать учащихся на выбор будущей профессии путем формирования представления о развитии базовых отраслей промышленности, медицины, экологии Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода;
- разработать сопровождение для курса химии 8-9 класса, позволяющее раскрыть значение приобретаемых химических знаний
- создать справочник «Мир профессий глазами химика»;
- развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной культуры обучающихся, умения работать в коллективе;
- повышение мотивации к учению, познавательной активности, способности самореализации учащихся;
- дополнение, расширение знаний учащихся по химии;
-ознакомление участников проекта с основными профессиями, требующими знания химии.
Организатор проекта: учитель химии И.А.Звездова.
Участники проекта:
-
учащиеся 8-9 классов -выпускники основной школы, для которых характерна проблема выбора обучения в старшем звене, а в дальнейшем - будущей профессии.
-
родители, заинтересованные в сведениях о возможности получения профессий, связанных с химией
направленность проекта: проект обеспечивает адресный охват целевой аудитории (учащиеся 8-11 классов, родители).
Материальное обеспечение: предоставление методических материалов, видеоматериалов (дисков) партнерами для проведения внеклассных занятий; презентации, Интернет-источники (образовательные сайты, видеофильмы и др.).
Сроки реализации проекта: апрель 2014 г. - 2015 г.
Механизм реализации проекта; «Формирование профессиональной направленности выпускников , завершивших основное общее образование, средствами предмета химия»
Подготовительный этап (апрель- сентябрь)
Учитель:
-
изучает и анализирует различные источники информации по данной проблеме;
-
создает инициативную группу учащихся для осуществления проекта;
-
выявляет профессиональные интересы учащихся 8-9 классов с помощью анкетирования;
-
дополняет рабочие программы по химии в 8- 9 классах материалом о профессиях, требующими знания химии;
Учащиеся:
-
Создают инициативную группу(8-11 классы) для поиска информации для справочника;
-
Участвуют в анкетировании (8 класс), которое проводит педагог- психолог школы Шпиро Н.В.
-
Родители:
-
организуют экскурсии и встречи со специалистами- профессионалами;
-
участвуют в подготовке и проведении родительского собрания по профессиональной ориентации;
Деятельностный этап (сентябрь-май)
-
Учитель:
-
Разрабатывает уроки для 8-9 классов и внеклассные мероприятия;
-
Составляет расчетные задачи с практическим содержанием;
-
Создает мультимедийное сопровождение к урокам с использованием материала о профессиях, требующими знания химии;
-
Организует выполнение дистанционного домашнего задания с целью создания справочника;
Учащиеся:
-
Собирают материал для справочника;
-
Принимают участие в создании мультимедийного сопровождения к урокам с информацией о профессиях ,связанных с химией;
-
Выполняют дистанционное домашнее задание ;
-
Участвуют в экскурсиях, днях открытых дверей, родительских собраниях
Родители:
-
организуют экскурсии и встречи со специалистами- профессионалами;
-
участвуют в подготовке и проведении родительского собрания по профессиональному самоопределению;
-
Участвуют в создании мультимедийнного сопровождения к урокам;
Формы осуществления проекта:
Решение задач практического содержания
Родительские собрания
уроки
Создание мультимедийного сопровождения к урокам
Анкетирование учащихся
Формы
Встречи со специалистами-профессионалами
Дни открытых дверей
экскурсии
Аналитический этап ( май)
-
Учитель:
-
Выявляет профессиональные интересы учащихся 9 класса с помощью заключительного анкетирования;
-
Определяет роль и значение мероприятий в рамках проекта;
-
Разработка и создание наглядного пособия для формирования профессиональной направленности выпускников основной школы;
-
Учащиеся:
-
Участвуют в заключительном анкетировании;
-
Выступают на уроках с презентациями о профессиях;
-
Оформляют дистанционное задания для справочника;
-
Родители:
-
Знакомятся с результатами анкетирования учащихся;
-
Участвуют в выпуске справочника;
Результаты проекта
-
В результате проекта был создан справочник «Мир профессий глазами химика» для оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения
-
разработана серия уроков знакомство с профессиями для 8-9 классов, в основе которых лежит наука химия.)
-
Был сформирован интерес учащихся к профессиям производственно-технической сферы и расширены представления о многообразии профессий, связанных с химией;
-
Учащиеся познакомились с учебными заведениями, где готовят соответствующих специалистов
Результаты заключительного анкетирования:
Результаты предварительной и заключительной диагностики
В начале
В итоге
Знание профессий, связанных с химией
11
95
Возможность выбора профессии, связанной с химией
10
35
По сравнению с предварительным анкетированием число обучающихся, которые подтвердили возможность, что выбранная профессия будет связана с химией, возросло на 25 %. Также увеличились знания обучающихся о профессиях, связанных с областью химии.
Результаты выбора профиля обучения
В начале
В итоге
Информационно-технологический
38
35
Социально-экономический
33
31
Химико-биологический
8
26
Не определились с выбором профессии
21
8
По результатам опроса мы видим, что изменился профиль дальнейшего обучения (получения высшего образования). Выросло число ребят, выбравших химико-биологическую направленность.
Вывод: Таким образом, гипотеза о положительном влияние проекта на формирование профессиональной направленности выпускников ,завершивших основное общее образование, средствами предмета химия получила подтверждение.
Управление и кадры
Руководитель проекта - Звездова И.А., учитель химии;
Деятельность родителей и учащихся по реализации программы координируют учитель химии.
Перспективы проекта
Проект имеет большую социальную значимость
1.Поднятие престижа профессий, связанных с изучением химии, в ученической среде.
2.Обеспечение потребностей рынка труда в профессиях производственно-технической сферы
3. Активизация интереса учащихся к изучению химии.
4.Мотивация учащихся на поиск материала по химии для создания справочных материалов, расширяющих представления о профессиях, связанных с изучением химии.
5.Формирование профильной и профессиональной направленности выпускников, завершивших основное общее и среднее общее образование.
Приложения
Ключевые мероприятия в рамках реализации проекта
«Формирование профессиональной направленности выпускников , завершивших основное общее образование, средствами предмета химия»
Экскурсии в Нижегородский промышленно-технологический техникум
Специальность «Повар,кондитер»
Специальность «Парикмахер»
Специальность «Сварщик»
Решение задач с практическим содержанием
Родительские собрания в 8-9 классах с приглашением специалистов и выпускников школы