Статья: «Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии»

"Описание материала: Современному ученику очень сложно доказать необходимость получения знаний по твоему предмету. Использование приемов современной дидактики помогает учителю сделать урок живым интересным, позволяет сделать ученика успешным, а значит привлечь внимание к предмету и повысить мотивацию к обучению в целом. В своей работе я использую активные методы обучения и прием «Черный ящик», мне кажется, вписывается в общую концепцию этой методики. Люблю передачу «Что.Где.Когда» и возникла иде...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузнецова Светлана Васильевна,

учитель химии 1 квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №14»


Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии.

Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знании.

В своей работе я использую активные методы обучения и прием «Черный ящик», мне кажется, вписывается в общую концепцию этой методики. Люблю передачу «Что.Где.Когда» и возникла идея перенести «Черный ящик» в урок, причем как оказалось, это стало уместно практически на всех этапах урока. Обучающимся нравится, им интересно выполнять задания направленные на поиск ответа: «Что в черном ящике», да, еще и поощрение виде «5», подкрепляет ажиотаж.

1. Этап целеполагания

тема: «Железо и его соединения» 9 класс, форма: загадка.

Учитель: в черном ящике «тема урока»

Этот металл

На Землю метеоритом упал,

Из руды его человек получает,

В сталь и чугун превращает.

Что в «Черном ящике»? - Железо (может быть железный гвоздь)

Выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: строение атома и свойства простого вещества (1 строчка), нахождение в природе (2-3),

применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства.

тема: «Алюминий: строение, свойства, получение, применение» 9 класс,

форма: использование интересные фактов из истории.

Учитель: он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота. а уже

в 1855 году, Парижская выставка - демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке НАПОЛЕОН III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки.

- в настоящее время посуда из этого металла так доступна, что вы только что использовали ее в столовой (алюминиевая ложка в черном ящике) и опять же выход на тему, цели и задачи урока.

2. этап Закрепление знаний

А) Тема «Основания» 8 класс , форма : загадки

Новый материал изучен, на закрепление изменения цвета индикаторов в разных средах придет на помощь черный ящик.
Смущает меня щелочная среда;
Краснею... Но если вокруг кислота,
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я - ... (фенолфталеин)

Ах, что же я поделаю с собой -
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею:
Я - ..., и в кислотах я краснею. (лакмус)

Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон. (метиловый оранжевый)

Б) Тема «Бинарные соединения» 8 класс; форма: выполнение упражнения

Какой продукт я куплю в магазине, если его химическое название

Оксид водорода с оксидом углерода (IV). Обучающиеся пишут две формулы, видят воду и углекислый газ, и ответ в «черном ящике»: газированная вода.

Этот же продукт можно положить на тему «Химический формулы» 8 класс

Задание лучше держать перед глазами на распечатке или на слайде

В этом продукте смесь двух веществ: первое вещество в своем составе имеет: два атома водорода и один атом кислорода, а во втором веществе один атом углерода и два атома кислорода.

3.Отработка нового материала может выглядеть так:

Тема: Определение молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов в веществе. 8 класс (9, 10,11 в программе элективного курса)

А)В черном ящике вещество, в котором массовая доля кальция 40%, массовая доля углерода 20%, и есть кислород. Найдите молекулярную формулу и определите, что в черном ящике. Обучающиеся находят формулу CaCO3,

Затруднения в названии можно сгладить «Подсказкой», например, это остатки раковин древних морских организмов… Рабочий инструмент учителя. В «черном ящике» - мел.

Тема: Массовая доля элемента в веществе, 8 класс

В состав популярной детской игрушки, которая лежит у меня в черном ящике входит сульфат бария. Эта соль не растворяется в воде, что делает её нетоксичной для организма, и хорошо видна на рентгеновских снимках. Таким образом, если ребёнок проглотит деталь, её будет легко найти по этим снимкам. Найдите массовые доли всех элементов в веществе и по криптограмме, определите название игрушки, которая находится в черном ящике. (ответ: w (Ва)=0,6;

w (S)=0,1; w (О)=0,3)

а

б

л

о

г

е

с

2

4

0

3

6

1

5

в ящике - пластмассовая игрушка - лего

4.Тема: «Бинарные соединения», 8 класс или «Соединения углерода», 9 класс.

В качестве домашнего задания, можно попросить обучающихся принести с собой вещество в черном ящике, для этого им необходимо воспользоваться другими источниками информации для поиска ответа на домашнее задание.

Задание: Этот оксид встречается в природе, он есть у каждого из нас дома и не только. А вблизи города Неаполя в Италии уже несколько столетий функционирует в качестве постоянно действующего генератора этого вещества "Собачья пещера". Она знаменита тем, что собаки в ней не могут дышать и внезапно погибают, тоже грозит и человеку, который решит наклониться, чтобы завязать шнурок на ботинке. Я жду от вас «ответ в ящике», можно в другой емкости» Ответ: обычно обучающиеся выдыхают в ладошки и протягивают их мне - это углекислый газ- оксид углерода (IV). Но домашнее задание дается на опережение, уроком раньше.


Тема: « Каучуки» 10 класс

Американец Чарльз Гудьир случайно открыл рецепт изготовления этого материала, он не размягчается в жару и не становится хрупким на морозе, как каучук. Ученый по ошибке нагрел смесь каучука и серы на кухонной плите. Этот процесс получил название вулканизация. Принесите «отгадку» на следующий урок. (резина) Таким образом можно создать стенд «Применение резины».

Образовательная активность приема строится и на теоретической и практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, используются знания и опыт. Да, может где - то и игра, это действие, осознанно созданное учителем, имеет конкретные продуманные цели и задачи, в ходе которого у обучающихся формируется собственный интерес к химии, к учебной деятельности в целом и это выбор самого ученика.

Использованная литература:

muzey-factov.ru/tag/chemistry

sitefaktov.ru/index.php/home/450-himija

factopedia.ru/tags/khimiya


© 2010-2022