- Преподавателю
- Химия
- Статья: «Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии»
Статья: «Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова С.В. |
Дата | 01.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кузнецова Светлана Васильевна,
учитель химии 1 квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии.
Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знании.
В своей работе я использую активные методы обучения и прием «Черный ящик», мне кажется, вписывается в общую концепцию этой методики. Люблю передачу «Что.Где.Когда» и возникла идея перенести «Черный ящик» в урок, причем как оказалось, это стало уместно практически на всех этапах урока. Обучающимся нравится, им интересно выполнять задания направленные на поиск ответа: «Что в черном ящике», да, еще и поощрение виде «5», подкрепляет ажиотаж.
1. Этап целеполагания
тема: «Железо и его соединения» 9 класс, форма: загадка.
Учитель: в черном ящике «тема урока»
Этот металл
На Землю метеоритом упал,
Из руды его человек получает,
В сталь и чугун превращает.
Что в «Черном ящике»? - Железо (может быть железный гвоздь)
Выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: строение атома и свойства простого вещества (1 строчка), нахождение в природе (2-3),
применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства.
тема: «Алюминий: строение, свойства, получение, применение» 9 класс,
форма: использование интересные фактов из истории.
Учитель: он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота. а уже
в 1855 году, Парижская выставка - демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке НАПОЛЕОН III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки.
- в настоящее время посуда из этого металла так доступна, что вы только что использовали ее в столовой (алюминиевая ложка в черном ящике) и опять же выход на тему, цели и задачи урока.
2. этап Закрепление знаний
А) Тема «Основания» 8 класс , форма : загадки
Новый материал изучен, на закрепление изменения цвета индикаторов в разных средах придет на помощь черный ящик.
Смущает меня щелочная среда;
Краснею... Но если вокруг кислота,
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я - ... (фенолфталеин)
Ах, что же я поделаю с собой -
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею:
Я - ..., и в кислотах я краснею. (лакмус)
Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон. (метиловый оранжевый)
Б) Тема «Бинарные соединения» 8 класс; форма: выполнение упражнения
Какой продукт я куплю в магазине, если его химическое название
Оксид водорода с оксидом углерода (IV). Обучающиеся пишут две формулы, видят воду и углекислый газ, и ответ в «черном ящике»: газированная вода.
Этот же продукт можно положить на тему «Химический формулы» 8 класс
Задание лучше держать перед глазами на распечатке или на слайде
В этом продукте смесь двух веществ: первое вещество в своем составе имеет: два атома водорода и один атом кислорода, а во втором веществе один атом углерода и два атома кислорода.
3.Отработка нового материала может выглядеть так:
Тема: Определение молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов в веществе. 8 класс (9, 10,11 в программе элективного курса)
А)В черном ящике вещество, в котором массовая доля кальция 40%, массовая доля углерода 20%, и есть кислород. Найдите молекулярную формулу и определите, что в черном ящике. Обучающиеся находят формулу CaCO3,
Затруднения в названии можно сгладить «Подсказкой», например, это остатки раковин древних морских организмов… Рабочий инструмент учителя. В «черном ящике» - мел.
Тема: Массовая доля элемента в веществе, 8 класс
В состав популярной детской игрушки, которая лежит у меня в черном ящике входит сульфат бария. Эта соль не растворяется в воде, что делает её нетоксичной для организма, и хорошо видна на рентгеновских снимках. Таким образом, если ребёнок проглотит деталь, её будет легко найти по этим снимкам. Найдите массовые доли всех элементов в веществе и по криптограмме, определите название игрушки, которая находится в черном ящике. (ответ: w (Ва)=0,6;
w (S)=0,1; w (О)=0,3)
а
б
л
о
г
е
с
2
4
0
3
6
1
5
в ящике - пластмассовая игрушка - лего
4.Тема: «Бинарные соединения», 8 класс или «Соединения углерода», 9 класс.
В качестве домашнего задания, можно попросить обучающихся принести с собой вещество в черном ящике, для этого им необходимо воспользоваться другими источниками информации для поиска ответа на домашнее задание.
Задание: Этот оксид встречается в природе, он есть у каждого из нас дома и не только. А вблизи города Неаполя в Италии уже несколько столетий функционирует в качестве постоянно действующего генератора этого вещества "Собачья пещера". Она знаменита тем, что собаки в ней не могут дышать и внезапно погибают, тоже грозит и человеку, который решит наклониться, чтобы завязать шнурок на ботинке. Я жду от вас «ответ в ящике», можно в другой емкости» Ответ: обычно обучающиеся выдыхают в ладошки и протягивают их мне - это углекислый газ- оксид углерода (IV). Но домашнее задание дается на опережение, уроком раньше.
Тема: « Каучуки» 10 класс
Американец Чарльз Гудьир случайно открыл рецепт изготовления этого материала, он не размягчается в жару и не становится хрупким на морозе, как каучук. Ученый по ошибке нагрел смесь каучука и серы на кухонной плите. Этот процесс получил название вулканизация. Принесите «отгадку» на следующий урок. (резина) Таким образом можно создать стенд «Применение резины».
Образовательная активность приема строится и на теоретической и практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, используются знания и опыт. Да, может где - то и игра, это действие, осознанно созданное учителем, имеет конкретные продуманные цели и задачи, в ходе которого у обучающихся формируется собственный интерес к химии, к учебной деятельности в целом и это выбор самого ученика.
Использованная литература:
muzey-factov.ru/tag/chemistry
sitefaktov.ru/index.php/home/450-himija
factopedia.ru/tags/khimiya