Разработка урока на тему Водород

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа №1 Белгородского района Белгородской области»



Тема урока: Водород

Цель: систематизация знаний учащихся о водороде.

Задачи:

  • Обучающие: привести в систему знания учащихся о водороде; закрепить умения применять полученные знания при объяснении новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, уравнения реакций, показать взаимосвязь между свойствами водорода и областями его применения, изучить способы получения водорода.

  • Развивающие: развивать мышление учащихся, память, умение работать в атмосфере поиска, творчества. Дать каждому учащемуся возможность достичь успеха, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, умение давать самооценку деятельности на уроке, осуществлять самоконтроль; формировать общеучебные умения и навыки.

  • Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке). Воспитание активности и самостоятельности при изучении темы, умения работать в группе

Методы, методические приёмы. Беседа с учащимися, работа с инструктивными картами и материалами слайдов, демонстрационный эксперимент, частично-поисковый метод.

Реактивы. Цинк, соляная кислота, оксид меди (II).

Оборудование. Раздаточный дидактический материал, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, шкатулка, компьютер, медиапроектор; спиртовка, спички, пробирки, лабораторные штативы, кристаллизатор.

Ход урока

I. Мотивация. Актуализация знаний

Учитель: Сколько всего известно химических элементов?

Учитель: Сколько химических элементов входит в состав веществ, образующих клетки всех живых организмов?

Ученик: более 70.

Учитель: Основу жизни составляют 6 элементов первых трёх периодов (Н, С, N, О, Р, S), на долю которых приходится 98% массы живого вещества. Один из них мы сегодня будем изучать. А вот какой именно мы узнаем из загадок в шкатулочке.

Загадки

  1. Первый я на белом свете:
    Во Вселенной, на планете,
    Превращаюсь в лёгкий гелий,
    Зажигаю солнце в небе.

  1. Гость из космоса пришёл,
    В воде приют себе нашёл.

  1. Я, газ легчайший и бесцветный,
    Неядовитый и безвредный.
    Соединяясь с кислородом,
    Я для питья даю вам воду.

Ученик: Водород.

Учитель: Итак, тема урока: Водород. (слайд 1. См. Приложение)

II. Изучение нового материала

Учитель: Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомится с удивительным химическим элементом - водородом - и образованным им простым веществом. Для этого вам понадобится карточка-путеводитель. Внимательно рассмотрите её и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.(слайд 2)

Карточка-путеводитель

Название станций

Книга жалоб и предложений

Спец. пометки

"Открытие водорода"

v - это я знаю

+ - новая информация

- - информация, противоречащая моим знаниям

? - информация требует пояснения

! - это интересно

"Распространение водорода"

"Визитка химического элемента"

"Физические свойства простого вещества"

"Химические свойства простого вещества"

"Получение водорода"

"Применение водорода"

"Выбери задание"

"Тест"

"Кроссворд"

Ученики: Называют станции, формулируя при этом цели и задачи урока.

Учитель: На каждой станции есть книга жалоб и предложений, где вы должны поставить специальные пометки. (слайд 3)

Станция 1: "Открытие водорода" (сообщение ученика)

Учитель: Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: "Кто и когда открыл водород?"

Открытие водорода:

Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка, олова или железа с серной или соляной кислотой. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Интересно отметить, что водород принимали за разновидность воздуха или флогистон. Ломоносов в своей диссертации "О металлическом блеске" писал: "При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой флогистон".

Большинство исследователей, в том числе и Кавендиш, принимали водород за флогистон, и называли его "горючий газ". Кавендиш первым подробно описал способы получения, а так же физические и химические свойства водорода. Он установил, что водород не растворяется в воде и щелочах, при смешивании его с воздухом образуется взрывчатая смесь. Поэтому Кавендиш новому газу дал название "горючий воздух". Поскольку при действии кислот на различные металлы выделялся один и тот же газ, Кавендиш утвердился в своем мнении что водород - это флогистон. В 1781 году английский ученый, наблюдая горение водорода на воздухе: Н2 + О2= 2Н2О установил, что водород при горении превращается в чистую воду. Но он сделал неверный вывод, посчитав, что вода, вещество элементарное, т.е. простое. В 1783-1784 гг. А. Лавуазье совместно с Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.

Данные Лавуазье: 85 частей кислорода и 15 частей водорода.

Современные данные: 88,9% кислорода и 11,2% водорода.

Современное название водороду дал французский физик и химик А. Гитон де Морво в 1787 году. Он предложил латинское названиегидрогениум, означающее "рождающий воду". Русское название (по смыслу такое же): вода род.

Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.

Станция 2: "Распространение водорода" (слайд 4)

Время стоянки 3 мин. Прочтите текст и ответьте на вопрос: Почему водород самый первый, но второй?

По распространенности в нашей Вселенной водород занимает первое место. На его долю приходится около 92% всех атомов (8% составляют атомы гелия, доля всех остальных вместе взятых - менее 0,1% ). Таким образом, водород - основная составная часть звезд и межзвездного газа. В условиях звездных температур (например, температура поверхности Солнца - 6000 °С) и межзвездного пространства, пронизанного космическим излучением, этот элемент существует в виде отдельных атомов.

Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% - это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет -17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна -52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.

В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему).

Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа (формула метана?), угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы (-6,5% от сухой массы).

Станция 3: "Визитка химического элемента" (слайд5, слайд 6 - проверка задания)

Время стоянки 3 мин. Работая в паре, определите место положения элемента в Периодической системе, металл это или неметалл, в составе какого известного вещества в виде атомов он находится, тяжелый он или легкий?

Учитель: Молекула водорода состоит из двух атомов и образована ковалентной неполярной химической связью.

Станция 4: "Физические свойства простого вещества" (слайд 7)

Время стоянки 3 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради физические свойства простого вещества по рисунку на слайде:

Вкус:
Цвет:
Запах:
Температура кипения:
Растворение в воде:

Станция 5: "Химические свойства простого вещества" (слайд 8)

Время стоянки 15 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради химические свойства водорода. Дайте веществам название, определите тип реакции

Химические свойства водорода:

1) + неметалл:
2 + О2 = 2Н2О
Н2 + Сl2 = 2HCl
H2 + S = H2S
3H2 + N2 = 2NH3
2) + металл:
H2 + 2Na = 2NaH
H2 + Ca = CaH2

Учитель: Как вы думаете со сложными веществами водород будет реагировать? И с какими?

Ученик: С основным оксидом.

Учитель: (демонстрационный опыт: CuO + H2 = H2O + Cu)

Ученик: записывает уравнение реакции, определяет тип реакции.

Станция 6: "Получение водорода" (слайд 9, слайд 10 - проверка задания)

Время стоянки 3 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради получение водорода. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

Получение водорода:

1) В лаборатории:

Zn + HCl = ZnCl2 + H2

2) В промышленности:

С + Н2О = СО + Н2
СН4 + Н2О = СО + Н2
Н2О = Н2 + О2

Станция 7: "Применение водорода" (слайд 11)

Время стоянки 1 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради применение водорода, используя материал учебника схема 7, стр.76.

III. Первичная проверка усвоения знаний.

Станция 8: "Выбери задание"

Время стоянки 4 мин. Работайте самостоятельно. Выберите только те задания, с которыми вы справитесь (по выбору):

Задания минимального уровня (проверка заданий устно).

1. Мыльные пузыри, наполненные водородом, поднимаются вверх. Объясните это явление.

Разработка урока на тему Водород

2. На каком рисунке (а или б) отображен способ "переливания" водорода из одного сосуда в другой? Ответ поясните.

Разработка урока на тему Водород

Задания общего уровня (проверка заданий устно и у доски)

Запишите уравнения реакций получения водорода конверсией водяных паров:

А) с углём;
Б) с метаном.

Задания продвинутого уровня (проверка заданий устно и у доски)

Запишите уравнения реакций следующих переходов: Н2SO4 - Н2 - Н2О -Н22S

IV. Закрепление знаний

Станция 9: "Тест"

Время стоянки 5 мин. Работайте самостоятельно. Выберите один правильный ответ:

1. Водород является продуктом взаимодействия:

1) Cu + HCl;
2) Zn + HCl;
3) Cu + H2O;
4) S + NaOH

2. Укажите валентность фосфора в водородном соединении:

1) I;
2) II;
3) III;
4) V

3. Индивидуальным веществом является:

1) чугун;
2) водород;
3) соляная кислота;
4) воздух.

4. Водород не реагирует с:

1) N2;
2) S;
3) O2;
4) HCl

5. Химические свойства водорода используются при:

1) получении сверхнизких температур;
2) наполнении стратостатов и шаров-зондов;
3) получении металлов из их оксидов;
4) отводе теплоты в электрических машинах.

6. Водород в лаборатории получают взаимодействием:

1) железа с водой;
2) натрия с водой;
3) оксида кальция с водой;
4) цинка с соляной кислотой.

7. Формула продукта реакции и коэффициент перед ней в уравнении реакции взаимодействия водорода с хлором:

1) HCl;
2) 2HCl;
3) 3HCl;
4) 4HCl

8. Водород реагирует:

1) только с простыми веществами;
2) с простыми и сложными веществами;
3) только со сложными веществами;
4) только с неметаллами.

9. Водород реагирует с:

1) Н2О;
2) SO3;
3) Cl2;
4) Au

10. В промышленности водород не получали и не получают взаимодействием:

1) метана с водой;
2) железа с водой;
3) электролизом воды;
4) цинка с соляной кислотой.

Ученики: выполнив задание, меняются тетрадями друг с другом, проверяют и выставляют оценки.

Учитель: Правильные ответы:

1-2

Критерии оценок: (слайд 12)

2-3

"5" - 0-2 ошибки

3-2

"4" - 3-4 ошибки

4-4

"3" - 5-6 ошибок

5-3

"2" - более 6 ошибок

6-4

7-2

8-2

9-3

10-4

Станция 10: "Кроссворд" (резерв)

Время стоянки 3 мин. Работайте в парах.

Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезды, на которой преобладает химический элемент водород. Каждое предложенное химическое явление подтвердите соответствующими уравнениями химических реакций.

Разработка урока на тему Водород

  1. Сложные вещества, при взаимодействии которых с водородом получают металлы.

  2. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде.

  3. Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого химического элемента.

  4. Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду.

  5. Металл, непосредственно взаимодействующий с водородом.

  6. Кислота, по уровню производства которой можно судить о мощности химической промышленности страны.

V. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа/

VI. Информация о домашнем задании

(слайд 13)

Учитель: параграф 17; упр. № 3,4 на стр.103.

Библиографический список.

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. - М.: ВАКО, 2013.

  3. В.Г.Денисова. Химия.8класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель,2003.-89С

  4. Занимательная химия на уроках 8-11классах: тематические кроссворды/сос.О.В. Галичкина..-Волгоград: Учитель,2005.-119С

  5. Катаева Л.Г., Толкачева Т.К. Химия: Карточки-задания по неорган. химии: 8 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014

  6. Научно-теоретический и методический журнал "Химия в школе", №10 2002год, №3 2004 год, №4 2008 год.

  7. Г.Е.Рудзитис, Ф,Г, Фельдман. Химия Неорганическая химия. 8класс :учеб. для общеобразоват. учреждений с прил.на электр. носителе / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-15 издание.-М: Просвещение,2011.-176с.

  8. Учебно-методическая газета для учителей "Химия" Издательский дом " Первое сентября": №10, 24 2008 год: № 2 2009 год.

© 2010-2022