Эссе по теме Я - учитель. Осознание профессии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Эссе «Я - Учитель. Осознание профессии».


«… Так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, - а развитие и совершенствование бесконечны».

Л. Толстой

Есть особая прелесть в школе, пока еще не прозвенел звонок. За распахнутыми дверями кабинета словно притаился в ожидании особый мир.

Звонок… Это сигнал к началу урока. Шум стихает. И в здании воцаряется тишина. Та особая тишина, которая бывает только в школе, когда за дверью кабинетов идут уроки.

Проработав в школе более двух десятков лет, я иду на урок с радостью. Ведь каждый урок для меня - это маленькое открытие, новая ступенька на бесконечном пути, так как в нашей профессии предела совершенства нет.

Хочется объять необъятное. Хочется показать красоту и гармонию живой природы и дать глубокие и прочные знания, необходимые каждому в жизни. А ещё хочется, чтобы ученики на уроке общались, думали и творили, а само учение было радостным процессом самопознания и саморазвития. И чтобы мне при этом тоже было радостно и интересно.

Из этих почти фантастических желаний закономерно вытекает цель моей педагогической деятельности: создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета «Химия».

Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится постоянно решать в процессе подготовки и проведения уроков.

Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитать, не передавая знания. И я ставлю перед собой следующие цели: развитие интереса к химии, воспитание ученика через свой предмет, формирование навыков думать, мыслить, анализировать, сравнивать, развитие творческих способностей каждого ученика. А чтобы достичь результатов применяю элементы занимательного изложения учебного материала, использую художественную литературу, сказания, легенды, делаю исторические экскурсы в химию. Помогают мне в работе различные формы уроков - лекции, семинары, практические работы, ролевые игры, использование кратких конспектов, применение нестандартных форм проведения уроков. Это позволяет активизировать учащихся, побуждает их к самообразованию и самоконтролю. Учащиеся проявляют умение самостоятельно работать с научной литературой, периодической печатью, готовить рефераты и учебные доклады, систематизировать и обобщать учебный материал, доказывать теоретические знания практически.

Психологи убедительно доказывают, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечивать естественную психологическую разрядку. Поэтому применяю игровые ситуации. Игра - способ активизации мыслительной деятельности, она будит дух соперничества, соревнования, создает ситуацию успеха.

Сегодня психолого-педагогическая наука отмечает: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. В воспитании через общение я выделяю два этапа:

во-первых, урок. Я убеждена, что воспитание в школе надо строить, начиная с урока - важнейшего фактора развития личности и нравственности.

Уроки призваны помочь школьникам пережить и осмыслить величие свершения прежних времен, использовать все положительное, что было в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитывать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Обучение и воспитание соединены в один воспитательный акт.

Во-вторых, внеурочное воспитание. Внеурочное воспитание занимает важное место, так как оно тесно связано со всем учебным процессом и влияет на общественно-политическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание школьников. По способу воспитания вне урока обязательны внепрограммные учебные занятия: самоподготовка, посещение факультативов.

У каждого времени свой путь к познанию. У нашего - личностный, творческий.

Использование эффективных приемов, методов и форм обучения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

Наверное, невозможно научить каждого ученика эффективно мыслить, но каждому можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Чтобы быстрее включить учащихся в активную деятельность широко использую проблемный подход, который позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. Создавать проблемные ситуации и решать их мне помогает привлечение наглядных и технических средств обучения, а также использование химического эксперимента. Например, при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, результаты которых ребята не могут объяснить, используя свои знания, поскольку в этих результатах, как правило, содержится новая информация, для понимания которой нужны новые знания.

Обучение химии опирается главным образом на зрительное восприятие, поэтому я широко использую видеозаписи. Они позволяют знакомить учащихся с уникальным оборудованием и технологиями химических производств, аппаратов, реактивов. Это позволяет расширить границы познаваемости окружающего мира.

Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому всё объяснили, поэтому моя задача - не давать готовые знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Я стараюсь разбудить в каждом ученике природную любознательность, сформировать общие умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся. В этом мне помогают задания для особо любознательных учеников.

Для интенсификации процесса обучения химии и развития познавательных способностей учащихся, прочного усвоения ими учебного материала и формирования умений и навыков самостоятельной работы использую компьютер. Например, в процессе изучения химического языка использую алгоритмические предписания при составлении химических формул, уравнений. Когда ребята затрудняются или допускают ошибки при их применении, на дисплее компьютера показываю снова алгоритм действия.

Совершенствование знаний учащихся провожу через уроки - семинары, где учащиеся не только закрепляют знания, но и учатся владеть химическим языком логично, четко формировать и выражать свои мысли, вести собеседование, дискуссию, отстаивать свое мнение. Поощряю краткие дополнения по данным вопросам из энциклопедии, научно-популярной литературы. На таких уроках учащиеся обучаются коллективной работе в классе и коллективному обсуждению ее результатов, высказывают собственные суждения по оценке своей работы.

Большое значение для развития познавательной деятельности имеют уроки - семинары по решению расчетных задач. Учащимся предлагаю задачи простые, выполняемые в одно действие, сначала по образцу, затем самостоятельно, использую алгоритм решения, а также аналогичные (прямые и обратные), сложные - в несколько действия, комбинированные, когда при решении актуализируются разные способы действий и элементы знаний.

Используя технологию творческих мастерских, организую увлекательную творческую деятельность учащихся, которая раскрепощает, улучшает настроение и всегда дает положительный результат. Учащиеся, работая в группах - мастерских, самостоятельно решают поставленные перед ними проблемы, проводят эксперимент, обсуждают его результат. В работу включаются не только органы чувств учащихся, но и эмоциональная сфера, всю работу учащиеся выполняют исходя из способностей, интересов, личного опыта. Соревнование и соперничество заменяет самооценка, самокоррекция, самовоспитание. Организационно-познавательные умения, приобретаемые на уроках, совершенствуются на уроках - конференциях. При подготовке к таким урокам у учащихся появляются больше возможности для проявления инициативы и творчества.

Для активизации работы по повторению учебного материала провожу уроки - консультации. На таких уроках сначала обращаю внимание на некоторые сложные понятия изученной темы, отвечаю на возникновение изученной темы. С некоторыми учащимися, задававшими вопросы, организую индивидуальную работу с помощью консультантов. Вопросы учащихся позволяют составить представление о том, насколько заинтересованно они изучают учебный материал.

Чтобы привить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся, использую «ролевые игры». Ролевая игра - это подготовка учащихся к производственной или общественной деятельности, в ней представляется возможность проиграть конкретную ситуацию в лицах, лучше понять психологию и требования окружающих тебя людей. Игра воздействует на эмоции, обогащает стереотипы восприятия, активизирует творчество и воображение, расширяет кругозор учащихся, ориентирует на выбор профессии. В своей практике работы использую игры - путешествия, игры - соревнования, игры с раздаточным материалом (анаграммы, кроссворды, ребусы, игры - тренажеры, «третий лишний», «найди ошибку», «узнай меня», «Кто дальше?», «двойняшки» и другие). Атмосфера игры помогает мне создать условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можешь тогда, когда имеешь определенный запас знаний.

В реализации дифференцированного подхода использую карточки с разноуровневыми заданиями, карточки - образцы, логические схемы, алгоритмы, задания для ассоциативного мышления, практикую творческую работу учащихся, стимулирую самостоятельные исследования учащихся. Маленькие победы ребенка в познании сложного мира, природы дает учащимся уверенность в своих возможностях, создает положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.

На своих уроках химии для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, на протяжении нескольких лет использую здоровьесберегающие технологи. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и предусматриваю такие виды работы, которые бы снимали напряжение и усталость. Стремлюсь, чтобы урок проходил непринужденно, мой тон был бодрым и дружелюбным. В урок включаю зарядки - релаксации. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения химии.

Мне очень хочется испытывать радость от уроков, главными слагаемыми которых являются развитие, творчество, комфорт.

В каждый момент времени мы становимся либо хуже, либо лучше. И это наш выбор - двигаться вверх или вниз. Главное не стоять на месте. Я уверена в том, что любому учителю всегда есть куда стремиться. Поэтому после каждой взятой высоты необходимо смотреть на следующую вершину…….

Главное сегодня, как мне кажется, не только в том, чтобы в каждый класс поставить интерактивную доску, но и в том, как учитель общается с детьми и родителями, насколько продуктивно они взаимодействуют между собой, какие интересные и реальные задачи ставят они перед собой.




© 2010-2022