Рабочая программа для 8 класса по химии (Габриелян О. С.)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Лицей № 51 имени Капустина Бориса Владиславовича»





Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению на заседании

МО учителей естественно - математического цикла

МБОУ «Лицея №51»

протокол №______ от _______2015 г

Председатель МО

естеств-матем. цикла

Н.М. куликова

_________________

Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению на заседании

Методического Совета

МБОУ «Лицея №51»

протокол № 2 от 29.08.2015г

Председатель МС

Косухина Н.н.

_________________





«УТВЕРЖДАЮ»

директор МБОУ «Лицея №51»




_______________

В.В. ЧапцеваРабочая программа


по химии


для 8-А класса


учителя Косухиной Н.Н.







2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Дрофа, 2005.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное - М.: Дрофа, 2011-15.

При составлении рабочей программы учителя могут вносить свои дополнения и изменения в предлагаемые материалы.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Цели:

  1. Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  2. Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

  3. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;

  4. Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  5. Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Сформировать знание основных понятий и законов химии

  2. Воспитывать общечеловеческую культуру

  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №51 на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Контрольные работы-5.

Практические работы-4.

Лабораторные опыты-15.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в гимназии используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа

жизни.

Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.















Содержание тем учебного курса химии 8 класса


Введение (4 часа)

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 1. Атомы химических элементов (10 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Простые вещества (6 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, серы, углерода и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Тема 3. Соединения химических элементов (13 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Типы химических реакций. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца (признаки химических реакций).

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 часов)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции (3 часа)

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Тема 7. Повторение и обобщение изученного материала (4 часа)

Повторение материала 8 класса - Строение атома. ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева; классификация и свойства простых и сложных веществ; типы химических реакций; реакции ионного обмена; ОВР; расчеты по химическим уравнениям





Контроль знаний, умений, навыков


Контроль (текущий, рубежный, итоговый) за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Контрольных работ - 5, по темам: «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», итоговая контрольная работа, самостоятельные работы по темам «Введение» и «Простые вещества».

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.




Предполагаемые результаты обучения


  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

  • При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться пред­ставлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме ис­следовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

  • Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.





В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:


  • знать/понимать

  • основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления; важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.

  • уметь

  • а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

  • б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

  • в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правил техники безопасности; проводить простые химические опыты; выполнять химический эксперимент наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

  • г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

  • использовать

  • приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.









Критерии и нормы оценки знаний учащихся

1. Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов - оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.





Учебно-тематический план 8-А класс


п/п


Тема

Кол-во

часов

В том числе

по

рабочей программе

лабораторные опыты


практические работы

контрольные работы


Введение

4


1


1.

Атомы химических элементов

10



1

2.

Простые вещества

6




3.

Соединения химических элементов

13

3

1

1

4.

Изменения, происходящие с веществами

11

5

1

1

5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

17

7

1

1

6.

Окислительно-восстановительные реакции

3




7.

Повторение и обобщение изученного материала

4



1

Итого

68

15

4

5







Календарно-тематическое планирование по химии, 8-Акласс

(2часа в неделю, всего 68 часов), УМК О. С. Габриеляна


п/п

Тема урока

Ресурсное обеспечение

урока (ИКТ, РНК, лаб. и практ. работы)

Дата

план

Дата

факт

Примечания


Введение (4 ч)





1.

Вводный инструктаж по ТБ на уроках химии.

Предмет химии. Вещества.

Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла.

Презентация «Предмет химии. Роль химии в жизни человека»


Химические предприятия Ростова и области


3.09



2.

Практическая работа №1: « Приемы

обращения с лабораторным оборудованием».

П.Р. №1

Презентация «Химическая лаборатория»

7.09



3.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

Видеофильм «Периодический закон и Периодическая система»

10.09



4.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. Расчетные задачи.


14.09





Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч)





5.

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны.





Д. Модели атомов химических элементов.

Таблица «Строение атома»

17.09









6.

Изменения в составе ядер атомов. Образование новых химических элементов. Образование изотопов.

Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

21.09



7.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 в таблице Д.И.Менделеева


24.09



8.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева строение атомов.

Док. фильм «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»

28.09



9.

Ионы. Ионная химическая связь.

Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

Презентация «Типы химической связи»

1.10



10.

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов. Ковалентная неполярная связь.

Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

Таблица «Образование ковалентной связи»

5.10



11.

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов- образование соедине-

ний. Ковалентная полярная связь

Таблица «Образование ковалентной полярной связи»

8.10



12.

Металлическая химическая связь.

Д.: кристаллические решетки меди, железа

Эл. диск «8 класс»

12.10



13.

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.


15.10



14.

Контрольная работа №1 по теме 1.


19.10








Тема 2. Простые вещества (6 ч)




15.

Простые вещества

-металлы. Общие физические свойства металлов.

Д. Коллекция металлов.

22.10



16.

Простые вещества

-неметаллы. Аллотропия.

Д. Коллекция неметаллов.

26.10



17.

Количество вещества

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

29.10



18.

Молярная масса. Расчетные задачи.

Эл.диск «8 класс»

9.11



19.

Молярный объем газообразных веществ.

Расчетные задачи.

Д.: модель молярного объема газообразных веществ.

12.11



20.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».


16.11





Тема 3.Соединения химических элементов (13 ч)





21.

Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и т.д.

Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

19.11



22.

Важнейшие классы бинарных соединений.

Д. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака.

Презентация «Названия бинарных соединений»

23.11



23.

Основания, их состав и названия.

Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Л.о. №1: «Изменение окраски индикаторов в щелочной среде».

26.11



24.

Кислоты, их состав и названия.

Д. Образцы кислот.

Л.о. №2: «Изменение окраски индикаторов в кислой среде».

Презентация «Классификация кислот»

30.11



25.

Соли как производные кислот и оснований.

Д. Образцы солей.

3.12



26.

Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция

Д. Знакомство с NaCl, Ca3(PO4)2. Кальцит и его разновидности.

7.12



27.

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

Д. Модели кристаллических решеток поваренной соли, алмаза, графита

10.12



28.

Чистые вещества и смеси.

Д. Образцы смесей.

Л.о. №3: « Разделение смеси речного песка и поваренной соли».

Методы очистки питьевой воды в Ростове-на-Дону

(экскурсия на водоканал)

14.12



29.

Массовая доля компонентов смеси. Расчет массовой доли компонентов смеси.


17.12



30.

Объемная доля компонентов смеси. Расчет объемной доли компонентов смеси.


21.12



31.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»


24.12



32.

Контрольная работа №2 по темам 2 и 3.




28.12



33.

Практическая работа №2: « Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества».

П.Р. № 2

11.01





Тема 4. Изменения, происходящие с веществами ( 11 ч)




34.

Явления физические и химические. Химические реакции.

Д. 1. Плавление парафина

2. Растворение перманганата калия

3. Диффузия душистых в-в с горящей лампочки накаливания

Л.о.№ 4: «Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге»


14.01



35.

Закон сохранения массы в-в. Химические уравнения.

Д.: 1. Взаимодействие соляной кислоты с мелом

2. Получение гидроксида меди (II)

3. Растворение полученного гидроксида в кислотах

18.01











36.

Расчеты по химическим уравнениям.


21.01



37.

Расчеты по химическим уравнениям.


25.01



38.

Типы химических реакций. Реакции разложения. Реакции соединения.


Д. Химические реакции различных типов.

Л.о. № 5: 1. «Окисление меди в пламени спиртовки

2. «Помутнение известковой воды от выдыхаемого газа»

Презентация «Типы химических реакций»

28.01



39.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжения металлов.

Л.о.№6: «Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом».

Л.о. №7: «Взаимодействие разбавленных кислот с металлами»

1.02



40.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации.

Л.о. № 8: « Взаимодействие

карбоната натрия с соляной кислотой»

4.02



41.

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Д. Разложение пероксида водорода

Презентация «Вода в нашей жизни»


Охрана водоемов в Ростовской области

8.02



42.

Практическая работа №3: «Признаки химических реакций».

П.Р.№3

11.02



43.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.


15.02



44.

Контрольная работа №3 по теме 4.


18.02




Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 ч)




45.

Растворение как физико -химический процесс. Типы растворов.

Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

Л. о. №9: «Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа)».

22.02



46.

Электролитическая диссоциация

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

25.02



47.

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).


29.02



48.

Ионные уравнения реакций

Д. Примеры реакций, идущие до конца.

3.03



49.

Составление ионных уравнений


7.03



50.

Составление ионных уравнений


10.03



51.

Кислоты, их классификация и свойства.

Л.о. №10: « Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной); принадлежность веществ к классу кислот».

14.03



52.

Основания, их классификация и свойства.

Л.о.№11: « Реакции, характерные для растворов щелочей»

Л.о.№12: « Получение и свойства нерастворимого основания».

28.03



53.

Оксиды, их классификация и свойства

Л.о.№13: « Реакции, характерные для основных оксидов»

Л.о.№14: « Реакции, характерные для кислотных оксидов»

Использование оксидов в помышленности и быту

31.03



54.

Соли, их свойства.

Л.о.№15: «Реакции, характерные для растворов солей»

4.04



55.

Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями


7.04



56.

Решение расчетных задач по химическим уравнениям


11.04



57.

Обобщение сведений об оксидах, кислотах, основаниях, солях

Презентация «Обобщение об основных классах неорганических в-в»

14.04



58.

Практическая работа №4:«Решение экспериментальных задач».

П.Р. №4

18.04



59.

Генетическая связь между классами неорганических соединений


21.04



60.

Обобщение и систематизация знаний по теории электролитической диссоциации


25.04



61.

Контрольная работа №4; по теме 5.


8.05





Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции (3 ч)





62.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Презентация «Алгоритм составления ОВР»

5.05



63.

Составление ОВР методом электронного баланса


12.05



64.

Составление ОВР методом электронного баланса


16.05





Тема 7. Повторение и обобщение изученного материала (4 ч)




65.

Повторение. Основные классы неорганических

веществ.


19.05



66.

Повторение. Типы химических реакций.


23.05



67.

Итоговая контрольная работа


26.05



68.

Итоговое занятие


30.05





Итого: 68 ч.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Стандарт основного общего образования по химии.

  1. Примерная программа основного общего образования по химии.

  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. настольная книга учителя. Химия. 8 класс: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003г.

  4. Химия 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2003 - 2006.

  5. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. - М.: Дрофа, 2005.

  6. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2005.


Интернет-ресурсы:

mon.gov.ru Министерство образования и науки

fipi.ru Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений

ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

MULTIMEDIA - поддержка предмета:

  1. Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В. Зеленцов.

  2. Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004.

  4. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2005.

Средства обучения.


  1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Серия инструктивных таблиц по химии

  2. Серия таблиц по органической химии

Информационно-комуникативные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.

  2. электронная библиотека по химии.

2. Экранно-звуковые пособия.

  1. Комплект транспарантов по органической химии: строение органических веществ, образование σ и π- связей.

3. Технические средства обучения.

  1. Интерактивная доска

  2. Видеомагнитофон

  3. Компьютер мультимедийный

  4. Мультимедийный проектор


ЭОР по химии


  1. Электронная библиотека «Просвещение». «Химия. 8 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.

  2. Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»

  3. 1С: Репетитор. Химия.

  4. Компьютерные презентации в формате Ppt.

  5. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2008.

  6. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (school-collection.edu.ru/).

  7. him.1september.ru/index.php - журнал «Химия».

  8. him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку.

  9. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

10 . km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

  2. uchportal.ru/

  3. - Мультимедийная версия Hitachisoft StarBoard Software

  4. - Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель.

  5. - Образовательный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

  6. - Электронный справочник «Кирилла и Мефодия»;

Интернет-ресурсы:

  1. Alhimik alhimik.ru

  2. chemistry.r2.ru, khimia.h1.ru

  3. openclass.ru/

  4. .Журнал «Химия в школе», газета «1 сентября».

  5. .Приложение «Химия», сайт prosv.ru (рубрика «Химия»).

  6. Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Общая химия»

  7. Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»

  8. «1С:Образовательная коллекция.Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без»














© 2010-2022