Открытое мероприятие Химия - наука чудес и превращений

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый мероприятие в 8 классе

"Химия - наука чудес и превращений"

(Слайд № )

Цели урока:

- пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь в исследовательскую работу;

- показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни;

- выявить значение химической науки; показать ее связь с другими естественными науками.

Оборудование:

Стеклянные стаканчики (6 шт.), стеклянные палочки (З шт.). асбестовая сетка, спиртовка, штатив для пробирок, лабораторный штатив, пипетки (2шт.). стеклянная трубочка, пробирки (5шт.).

Реактивы:

Серная кислота (конц.), гидроксид натрия, хлорид железа (III), соляная кислота, перманганат калия, гидроксид кальция, йодид калия, ацетат свинца, карбонат натрия, бихромат аммония, индикаторы.

Ход урока.

(Слайд № )

Учитель: Ребята, я думаю, что все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука - вот истинная волшебница.

Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. (Слайд № ) Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.

Химия - наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стала всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Что же такое химия?

Химия - это наука о веществах, ее еще называют «индустрией чудесных превращений». Это одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе. Сама природа является объектом естествознания. Таким образом, химия относится к естественным наукам. Она тесно связана с физикой, биологией, геологией и другими науками о природе. Велика роль химии практически во всех сферах деятельности человека. Она настолько пронизывает всю нашу жизнь, что современный человек не быть знакомым с ней просто не может. Благодаря работам ученых и специалистов-практиков химия достигла огромных результатов, но многое предстоит еще исследовать вам.

Ученик 1:

Хоть чудес на свете нет.

Химия дает ответ. (Слайд № )

«Чудеса на свете есть.

И, конечно, их не счесть!»

Мы вам несколько покажем

И, конечно, все расскажем!

Ученик 2:

Без химии жизни, поверьте, нет,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Едим, спим, и с прическами ходим.

Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок обок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,

Надо химию понять.

Ученик 1: (Слайд № )

Сапоги мои того:

Пропускают Н20.

Учитель:

О каком веществе идет речь?

Правильно о воде.

А теперь кто напишет воду на химическом языке - H 2 О.

А как ее можно распознать, не пробуя на вкус?

ОПЫТ№1

На столе три стакана с растворами кислоты, щелочи и водой. Распознавание с помощью универсального индикатора.

Учитель : (Слайд № )

На суку сидит сова, выдыхает СО 2.

О каком веществе идет речь?

Да, действительно, сова и другие животные, и человек выдыхают углекислый газ. В этом можно легко убедиться с помощью известковой воды. Если через нее пропускать углекислый газ, она помутнеет.

Кто из вас желает в этом убедиться?

ОПЫТ №2

Ученик дует в стеклянную трубочку, опущенную в пробирку с известковой водой.

Учитель:

Ребята, кто из вас может сделать только из воды малиновый сироп, а из сиропа снова - воду? Хотите посмотреть?

ОПЫТ №3

На столе три стакана. В первом стакане раствор щелочи (имитация воды); во втором («пустом») стакане на дне несколько капель фенолфталеина; в третьем («пустом») - незначительное количество конц. серной кислоты.

Учитель выливает содержимое первого стакана во второй. Раствор приобретает малиновую окраску. Затем содержимое второго стакана переливается в третий. Раствор становится бесцветным.

А может вам приготовить молочко? Пожалуйста.

ОПЫТ №4

Сливает растворы ВаСI2 и H2S04.

Учитель:

Как вы думаете, можно ли эту «воду» и «молочко» попробовать на вкус?

Правильно, нельзя. В химическом кабинете есть свои заповеди и правила, которые необходимо выполнять.

Учитель:

Химия - наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности. Что может произойти если не соблюдать правила техники безопасности:

Ученик А: Получал я водород,

К нему прибавил кислород,

А они взорвались сразу,

И остался я без глаза.

Ученик Б : Вы не думайте друзья,

Что пришел так в школу я.

Злая щелочь брюки съела,

Вот такое, братцы, дело.

Ученик В :

Попробовать на вкус решил я кислоту.

Глядь, языка уж нет во рту!

Растаял мой язык, как лед,

И до сих пор во рту все жжет.

Ученик 2 : (Слайд № )

Перед тем как с веществами общаться,

Надо бы узнать - как с ними обращаться.

Учитель:

Твердо помни: химикаты не цветы,

Это и не жвачка и арбуз. (Слайд № )

Их нюхать надо очень осторожно

И нельзя их пробовать на вкус.

Брать для опытов их нужно понемногу

И лопаточкой в пробирку насыпать.

А руками их совсем не надо трогать!

Ни когда нельзя об этом забывать.

Ученик 1: (Слайд № )

Нагревая на огне пробирку,

Очень осторожным нужно быть.

Помни : ни в химчистку и ни в стирку-

Не возьмут те пятна выводить.

От себя держи подальше,

Лучше закрепи ее в штатив.

Если опыт проведешь без фальши,

То получишь новый реактив.

Ученик 2 :

Чтоб жизнь не подвергать опасности,

Ты свято соблюдай все правила безопасности!

Учитель:

Я думаю, все вы знаете, что такое вулкан. Это захватывающее, потрясающее зрелище. Ну а те, кто еще не представляет себе этого явления природы, не огорчайтесь: я вам покажу действующий вулкан в миниатюре.

Опыт № 5

На демонстрационном столе макет вулкана. В кратер вмонтирован фарфоровый тигель, в который насыпан измельченный бихромат аммония (NH 4)2Cr2O7 оранжевого цвета. Учитель сильно нагревает стеклянную палочку и опускает в тигель с бихроматом аммония, удерживая его там до начала реакции. Затем он вынимает палочку, и реакция протекает самопроизвольно с выбрасыванием искр и «вулканического пепла» - Сг 2О 3.

Учитель:

Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе. Первобытные люди боялись огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт «Самовозгорание костра».

Опыт №6

Фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия (КМпО4). Аккуратно смочить кристаллы концентрированной серной кислотой. Фарфоровую чашку поместить на металлический поддон и замаскировать ее, уложив с верху и вокруг древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой чашки. Незаметно для зрителей смочить кусочек ваты спиртом и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу убрать. Костер ярко вспыхивает и быстро сгорает.

Учитель:

Я попрошу выйти ко мне одного мальчика. Я ему сделаю моментальную цветную фотографию. Вот лист бумаги, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился!

Опыт №7

На листе ватмана заранее делается рисунок - портрет мальчика - спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика.

Учитель:

Вы слышали русскую пословицу: «Нет дыма без огня»? А я могу показать противоположное, вы увидите дым, но при этом я ничего поджигать не буду.

Опыт №8 :

Учитель берет две стеклянные палочки. Одну смачивает в конц. соляной кислоте, а другую в конц. растворе аммиака. Палочки подносят друг к другу, но так, что они не соприкасаются. Над палочками появляется струйка «дыма» (хлорид аммония).

Учитель:

А вы видали несгораемые платочки? Хотите посмотреть?

Опыт №9

Платочек пропитывают раствором силиката натрия, высушивают и аккуратно складывают. Для демонстрации не горючести платочек обливают спиртом и поджигают. Спирт сгорает, а ткань остается невредимой.

Учитель: (если хватит времени)

Вот вам еще одно развлечение

Кто дает руку на отсечение?

Жаль руку на отсечение,

Тогда нужен больной для лечения!

Оперируем без боли.

Правда будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Помогите, ассистент,

Дайте спирт.

Один момент! ОПЫТ №10

(дает спирт - NH4CNS)

Спиртом смажем мы обильно.

Не вертитесь, пациент,

Дайте скальпель, ассистент!

(«скальпель» - палочка, смоченная в FeCl3)

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку -

От пореза ни следа!

А виной всему, ребята,

Здесь реакция у нас!

Получился цвет похожий,

Так похожий просто класс!

А фокус наш совсем не нов.

Как получить, мы знаем «кровь»:

В пробирке надо соль железа (Ш) растворить

И тиоцианат в нее прилить.

Учитель:

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

И закончен на сегодня.

Интересный наш урок!

Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!

© 2010-2022