- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по химии
Конспект урока по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фофанова М.А. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Правила по ТБ. Практическая работа.
Цели урока: Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.
Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним.
Оборудование:
таблицы "Правила ТБ"; рисунки с запрещающими, предупреждающими знаками;
пробирки, стеклянные и фарфоровые стаканы,
колбы круглодонные, плоскодонные и конические,
мерная посуда (цилиндры, стаканы, пробирки),
воронки, чашки фарфоровые, тигли, ступки с
пестиками, пробиркодержатели, спиртовки,
лабораторные штативы, штативы для пробирок (деревянные и пластмассовые).
Ход урока: I. Организационный момент.
Приветствуем класс, сообщаем о том, что на этом уроке мы выполним первую практическую работу, и впредь практические работы будут неотъемлемой частью на уроках химии. Ребята открывают тетради и записывают число и название работы. Ниже записывают цель работы, которую учащиеся определяют сами, исходя из названия.
II. Ход работы
1. Изучение правил ТБ. Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность - хорошо,
А халатность - плохо
Далее, обращаясь к таблицам, объясняем правила ТБ.
Также при объяснении используем рисунки с предупреждающими и запрещающими знаками. Объяснение ведется с элементами беседы.
-
Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
-
В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
-
Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
-
Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
-
Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
-
Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
-
Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
-
Не пробуйте вещества на вкус.
-
При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
-
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
-
Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
-
Опыты производите только над столом.
-
В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
-
Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
-
Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Некоторые правила дополняются стихотворениями:
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет. (правило 2)
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.(правило 8)
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! (правило 9)
Хочешь весел быть и рад -
Надевай всегда халат! (правило 11)
Знакомство с лабораторным оборудованием.
В процессе изучения предмета и при выполнении практических и лабораторных работ мы будем пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.
Посуда изготовлена из стекла и фарфора. Применение стекла в химическом эксперименте основано на его свойствах: твёрдость, прозрачность, химическая устойчивость, гладкая поверхность. Недостаток - хрупкость.
Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов:
1.Посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы.
- Пробирки
- Стаканы
- Колбы
- Воронки
Показываем данную посуду, рассказываем о её использовании. Ребята делают рисунки в тетрадях.
2. Посуда специального назначения.
- Холодильники
- Колбы Вюрца
- Аллонжи
3. Мерная посуда.
- Цилиндры
- Мензурки
- Колбы
- Бюретки
4. Фарфоровая посуда.
- Стаканы
- Кружки
- Воронки Бюхнера
- Тигли
- Ступки с пестиками
5. Металлическое оборудование.
- Лабораторные штативы
- Держатели для пробирок
- Ложечки для сжигания веществ
- Тигельные щипцы
6. Нагревательные приборы.
- Спиртовки
- Горелки
- Электроплитки
Подробно рассматриваем штатив и спиртовку, правила работы с ними. Учащиеся делают рисунки предметов.
Правила работы со спиртовкой:
Зажигать только спичкой, запрещается зажигать другой спиртовкой.
Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования. Затем ребятам предлагается выполнить несложное задание - с помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды, перелить воду в пробирку, закреплённую в пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные операции и делают вывод.
IV. Д/З. Закрепить знания о лабораторном оборудовнии.
V. Итоги урока.