• Преподавателю
  • Химия
  • «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории»

«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории»

ТЕМА: Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории»; ЦЕЛЬ:  Изучить правила техники безопасности при работе в лабораториях, лабораторное оборудование и простейшие приемы работы с ним. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование умений обращения с лабораторным оборудованием и формирование знаний о правилах поведения при работе в химической лаборатории; РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие умений работать в паре, использовать знания в повседневной жизни; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание аккуратного обращения с лабораторным оборудованием, реактивами, соблюдение чистоты, внимательного обращения к окружающим. НОВЫЕ ЗНАНИЯ: правила техники безопасности, название лабораторного оборудования. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа с практическими заданиями. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: объяснительно-иллюстративный, мультимедийный. ТИП УРОКА:  урок применения ЗУН (практическая работа). ОБОРУДОВАНИЕ:  лабораторный штатив, спиртовка, штатив для пробирок, пробирки, колбы: коническая, круглодонная, плоскодонная; тигель, тигельные щипцы, чашка, пестик и ступка, кристаллизатор, химический стакан, воронка, держатель для пробирок, ложечка для сжигания веществ, бюретки, мерные цилиндры, мензурки, проектор. ЛИТЕРАТУРА: v  Глинка Н.А. Общая химия. – М.: Химия, 1978. v  Классы неорганических соединений. Методические указания / Сост. Л.А. Яковишин. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2009. - 36 с v  О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. «Химия». 8 класс.  Настольная  книга учителя. v  Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

t′

1

Организационный момент

1


- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь. Меня зовут Гульназ Фанавилевна. Я прохожу педагогическую практику в Вашей школе. И мне посчастливилось поработать именно с Вашим классом. Надеюсь, что мы с Вами найдем общий язык и подружимся. Давайте начнем урок. Дежурный, будьте добры, назовите отсутствующих.

- Хорошо, садись.

- Здравствуйте!

(слушают)


- Отсутствуют …


2

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

5


- Что Вам задавалось на дом?

- Хорошо, спасибо. Давайте перейдем тогда к проверке домашнего задания . Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое массовая доля растворенного вещества?

- Верно. А с помощью какой формулы вычисляют массовую долю ты сейчас напишешь на доске.

- Правильно. Итак, следующий вопрос: что означает проба , стоящая на золотых изделиях?


- Очень точный ответ. Молодец. А по какой формуле можно найти объемную долю газообразного вещества в газовой смеси?

- Верно. С теорией , как я вижу, Вы справились. Соберите, пожалуйста тетради, чтобы я смогла оценить на сколько Вы справились с практикой прошлого занятия.

- Прочитать §24, выполнить задания после параграфа.

(слушают)

- Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворенного вещества.

ω (в долях)=m(в-во)/m(р-р),

ω (%)=ω∙100%

- Проба означает массовую долю золота в сплаве, а точнее содержание его из расчета на тысячу массовых частей. Например, проба 585 означает, что в сплаве массовая доля золота составляет 58,5%.

φ=V(в-во)/V(смесь)

(слушают)


3

Мотивация учения школьников и формирование у них положительного отношения к обучению

3


- Предлагаю вам на минутку перенестись в далекие времена, когда еще существовали алхимики .

- А кто такие алхимики, ребята?

- Да, это так, так же это те люди которые изобрели «философский камень». По их мнению, он должен был превращать все вещества в золото. Для этого они смешивали и сливали вещества, а для того чтобы их смешать, им нужна была посуда, но не простая, а химическая. А еще им приходилось использовать различное лабораторное оборудование. В результате смешивания и сливания алхимики открывали новые вещества, доказывали их свойства и на основе этого исследовали как те или иные вещества могут пригодиться человеку. На протяжении многих лет они открывали для себя определенные правила использования тех или иных веществ, и эти правила в наше время называются правилами техники безопасности в химической лаборатории.

(слушают)

- Алхимики это первые ученые химики.

(слушают)


4

Сообщение темы и цели урока

2


- Вы, наверное, уже догадались, что на сегодняшнем уроке пойдет речь о правилах по технике безопасности в химической лаборатории и правилах обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, а также мы с Вами познакомимся с химической посудой.

- Тема нашего урока сегодня «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории» и это будет не просто урок, а практическая работа(слайд 1). Поэтому тему и число урока Вы сегодня будете записывать в тетрадях для практических работ. Дежурные, раздайте, пожалуйста, тетради.

- Давайте запишем тему практического занятия и число в тетрадях.

- А целью урока и самой практической работы является изучение правила техники безопасности при работе в лабораториях, лабораторное оборудование и простейшие приемы работы с ним(слайд 2). Цель работы так же запишите в тетрадях.

- Так же, давайте запишем оборудование, которое нам сегодня понадобится на уроке(слайд 3).

(слушают)




(пишут)

(слушают)


(пишут)

(слушают)

(пишут)


5

Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала

23


- Прежде чем начинают работу в химической лаборатории обязательно изучают правила техники безопасности при работе. Это необходимо, чтобы избежать несчастных случаев. Этих правил 12, но к каждому из них вы должны относиться с особым вниманием. У каждого из вас есть эти правила в учебниках на странице 105, давайте посмотрим и прочитаем их, а также выясним, для чего требуется исполнение всех этих правил. Но для начала запишите в тетрадях «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».

- Давайте начнем. Первое правило зачитает Аделя Амирова.

- Возникает вопрос: почему нужно брать лишь те вещества, которые указаны? Ответ: Может пойти реакция слишком бурно, а если вы слили или смешали не те вещества, которые указал учитель, может пойти реакция, которая приведет к несчастному случаю. Перепишите первое правило.

- Второе правила зачитает Сахиба.

- Запишите второе правило, пожалуйста.

- Алина прочитает нам третье правило техники безопасности.

- Почему нельзя пробовать вещества на вкус?

- Верно. Потому что в химической лаборатории 2/3 всех веществ это яды. Запишите правило в тетради.

- Четвертое правило прочитает Фейруза.

- Это нужно для того чтобы вещества не попали вам на руки. Запишите правило, пожалуйста.

- Мадина, пятое правило ждет тебя. Прочитай его, пожалуйста.


- Запишите правило.

- А шестое правило прочитает Чулпан. Прошу, Чулпан.


- Перепишите правило в тетради, ребята.

- Камила прочитает седьмое правило. После запишите его.


- Восьмое правило зачитает Дебетеева. Прошу, Айгуль.

- Ничего не знаю не стоит что- то выполнять, так как вы обязательно сделаете что-нибудь не так и это может привести к несчастному случаю. Ребята, запишите в тетради.

- Следующее правило за Юлей. Прочитай, пожалуйста, Юля.

- Если не выполнять это правило, Вы можете нечаянно задеть соседа локтем и он прольет на себя реактивы. Запишете, пожалуйста.

- Аделя Шипшова, зачитай , пожалуйста десятое правило.

- Правило - в тетради, ребята.

- Следующее правило зачитает Гузал Сабирова.

- Это правило необходимо соблюдать, потому что Вы можете случайно порезаться . Перепишите правило, пожалуйста.

- И последнее правило зачитает Муштари.

- Запишите и это правило в тетради, ребята.

- Давайте сейчас посмотрим слайды, повторим правилы, при необходимости будем комментировать (слайды с 2 по 9).

- Следующее, что мы сегодня должны пройти - это лабораторное оборудование и его назначение. Я Вам буду называть посуду и показывать ее. Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов. Первый тип: посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы, это пробирки, стаканы, колбы, воронки.

- Второй тип - посуда специального назначения: холодильники, колбы Вюрца, аллонжи.

- Третий тип - мерная посуда: цилиндры, мензурки, колбы, бюретки.

- Четвертый тип - фарфоровая посуда: стаканы, кружки, воронки Бюхнера, тигли, ступки с пестиками.

- Пятый тип - металлическое оборудование: лабораторные штативы, держатели для пробирок, ложечки для сжигания веществ, тигельные щипцы.

- Шестой тип - Нагревательные приборы: спиртовки, горелки, электроплитки.

- А теперь давайте посмотрим слайды, повторим название посуды и узнаем их предназначение (слайды 10-15).

- Теперь давайте изучим строение лабораторного штатива. Откройте тетради, запишите «Опыт №1. Изучение лабораторного штатива»

- Штатив служит для укрепления частей химических

Установок при выполнении опытов (слайд 16). Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. Массивная подставка придает штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца. Муфту на стержень закрепляют таким образом, что бы закрепляющий

ее винт был справа от стержня штатива, а лапка или кольцо лежали в углублении муфты.

- Теперь давайте зарисуйте строение лабораторного штатива и обозначьте его составные части. Можете воспользоваться как учебником, так и слайдом.

- Кто хочет выйти к доске и попробовать собрать штатив самостоятельно?

- Следующее, что мы должны рассмотреть это строение и правила пользования спиртовкой (слайд 17). Спиртовка состоит из сосуда(резервуара), в который налит спирт, фитиля , укрепленного в металлической трубке с диском, и колпачка. Зарисуйте пожалуйста строение спиртовки в тетради и подпишите его составляющие.

- Сейчас рассмотрим правила пользования спиртовкой. Вам следует их запомнить. Спиртовка должна находиться от Вас на расстоянии 15-20 см. Предварительно надо убедиться в том, прилегает ли диск к сосуду, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде. Спиртовку зажигают только спичками, ни в коем случае этого не делают другой спиртовкой или зажигалкой(слайд 18). Гасят спиртовку только колпачком!(слайд 19). Теперь давайте я Вам покажу как это все выполняется на практике.

(слушают)



(записывают)

Амирова: Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в методике или учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

(слушают)

(пишут)

- Сахиба: строго выполняйте указанные меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

(пишут)

Алина : Не пробуйте вещества на вкус.

- Можно отравиться.

(записывают)

Фейруза: Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Предварительно проверьте, не разбито ли дно пробирки и не треснуло ли оно.

(записывают)

Мадина: при выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, потому что вдыхание паров и газов может привести к раздражению дыхательных путей. Необходимо движением руки от отверстия сосуда к носу осторожно вдохнуть и почувствовать запах.

(пишут)

Чулпан: Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Работу производят только над столом.

(пишут)

Камила: В случае ожога, пореза или попадания едкой или горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обратитесь к учителю.

(пишут)

Айгуль: Не приступайте к выполнению опыта, если вы не знаете что и как.

(пишут)

Юля: Работайте спокойно, без спешки, не мешая соседу по парте.

(пишут)

Аделя: Производить опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты.

(пишут)

Гузал: обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

(пишут)

Муштари: закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

(пишут)

(просмотр слайдов и комментирование)

(слушают и смотрят)






(просмотр слайдов и комментирование)

(пишут)

(слушают)




(зарисовывают,пишут)

(слушают)

(одна из учащихся собирает штатив)


(зарисовывают,пишут)

(слушают)



(смотрят)


6

Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения знаний и навыков

8


- Для того, чтобы проверить насколько Вы все поняли , давайте проверим Ваши знания. Смотрим слайды, там будут картинки, Ваша задача назвать химическую посуду (слайды с 20 по 34).

(выполняется задание со слайдов)


7

Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учеников

2


- Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня изучили?

- Верно. А теперь запишите вывод в тетрадях самостоятельно.

- Дежурный, будьте добры, соберите тетради.

- Мы ознакомились с лабораторным оборудованием, правилами их пользования и правилами безопасности при работе в лаборатории.

(пишут)

(собирают тетради)


8

Домашнее задание

1


- На дом Вам задаю : § 23, прочитать, повторить, рассмотреть вопросы после параграфа. Запишите

- Всем спасибо за внимание! Урок окончен! До свидания!

(слушают)

(пишут)

- До свидания!



© 2010-2022