- Преподавателю
- Химия
- «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории»
«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бикбаева Г.Ф. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | t′ |
1 | Организационный момент | 1 | |
| - Здравствуйте, ребята! - Садитесь. Меня зовут Гульназ Фанавилевна. Я прохожу педагогическую практику в Вашей школе. И мне посчастливилось поработать именно с Вашим классом. Надеюсь, что мы с Вами найдем общий язык и подружимся. Давайте начнем урок. Дежурный, будьте добры, назовите отсутствующих. - Хорошо, садись. | - Здравствуйте! (слушают)
- Отсутствуют … |
|
2 | Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся | 5 | |
| - Что Вам задавалось на дом? - Хорошо, спасибо. Давайте перейдем тогда к проверке домашнего задания . Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое массовая доля растворенного вещества? - Верно. А с помощью какой формулы вычисляют массовую долю ты сейчас напишешь на доске. - Правильно. Итак, следующий вопрос: что означает проба , стоящая на золотых изделиях?
- Очень точный ответ. Молодец. А по какой формуле можно найти объемную долю газообразного вещества в газовой смеси? - Верно. С теорией , как я вижу, Вы справились. Соберите, пожалуйста тетради, чтобы я смогла оценить на сколько Вы справились с практикой прошлого занятия. | - Прочитать §24, выполнить задания после параграфа. (слушают) - Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворенного вещества. ω (в долях)=m(в-во)/m(р-р), ω (%)=ω∙100% - Проба означает массовую долю золота в сплаве, а точнее содержание его из расчета на тысячу массовых частей. Например, проба 585 означает, что в сплаве массовая доля золота составляет 58,5%. φ=V(в-во)/V(смесь) (слушают) |
|
3 | Мотивация учения школьников и формирование у них положительного отношения к обучению | 3 | |
| - Предлагаю вам на минутку перенестись в далекие времена, когда еще существовали алхимики . - А кто такие алхимики, ребята? - Да, это так, так же это те люди которые изобрели «философский камень». По их мнению, он должен был превращать все вещества в золото. Для этого они смешивали и сливали вещества, а для того чтобы их смешать, им нужна была посуда, но не простая, а химическая. А еще им приходилось использовать различное лабораторное оборудование. В результате смешивания и сливания алхимики открывали новые вещества, доказывали их свойства и на основе этого исследовали как те или иные вещества могут пригодиться человеку. На протяжении многих лет они открывали для себя определенные правила использования тех или иных веществ, и эти правила в наше время называются правилами техники безопасности в химической лаборатории. | (слушают) - Алхимики это первые ученые химики. (слушают) |
|
4 | Сообщение темы и цели урока | 2 | |
| - Вы, наверное, уже догадались, что на сегодняшнем уроке пойдет речь о правилах по технике безопасности в химической лаборатории и правилах обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, а также мы с Вами познакомимся с химической посудой. - Тема нашего урока сегодня «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в лаборатории» и это будет не просто урок, а практическая работа(слайд 1). Поэтому тему и число урока Вы сегодня будете записывать в тетрадях для практических работ. Дежурные, раздайте, пожалуйста, тетради. - Давайте запишем тему практического занятия и число в тетрадях. - А целью урока и самой практической работы является изучение правила техники безопасности при работе в лабораториях, лабораторное оборудование и простейшие приемы работы с ним(слайд 2). Цель работы так же запишите в тетрадях. - Так же, давайте запишем оборудование, которое нам сегодня понадобится на уроке(слайд 3). | (слушают)
(пишут) (слушают)
(пишут) (слушают) (пишут) |
|
5 | Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала | 23 | |
| - Прежде чем начинают работу в химической лаборатории обязательно изучают правила техники безопасности при работе. Это необходимо, чтобы избежать несчастных случаев. Этих правил 12, но к каждому из них вы должны относиться с особым вниманием. У каждого из вас есть эти правила в учебниках на странице 105, давайте посмотрим и прочитаем их, а также выясним, для чего требуется исполнение всех этих правил. Но для начала запишите в тетрадях «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории». - Давайте начнем. Первое правило зачитает Аделя Амирова. - Возникает вопрос: почему нужно брать лишь те вещества, которые указаны? Ответ: Может пойти реакция слишком бурно, а если вы слили или смешали не те вещества, которые указал учитель, может пойти реакция, которая приведет к несчастному случаю. Перепишите первое правило. - Второе правила зачитает Сахиба. - Запишите второе правило, пожалуйста. - Алина прочитает нам третье правило техники безопасности. - Почему нельзя пробовать вещества на вкус? - Верно. Потому что в химической лаборатории 2/3 всех веществ это яды. Запишите правило в тетради. - Четвертое правило прочитает Фейруза. - Это нужно для того чтобы вещества не попали вам на руки. Запишите правило, пожалуйста. - Мадина, пятое правило ждет тебя. Прочитай его, пожалуйста.
- Запишите правило. - А шестое правило прочитает Чулпан. Прошу, Чулпан.
- Перепишите правило в тетради, ребята. - Камила прочитает седьмое правило. После запишите его.
- Восьмое правило зачитает Дебетеева. Прошу, Айгуль. - Ничего не знаю не стоит что- то выполнять, так как вы обязательно сделаете что-нибудь не так и это может привести к несчастному случаю. Ребята, запишите в тетради. - Следующее правило за Юлей. Прочитай, пожалуйста, Юля. - Если не выполнять это правило, Вы можете нечаянно задеть соседа локтем и он прольет на себя реактивы. Запишете, пожалуйста. - Аделя Шипшова, зачитай , пожалуйста десятое правило. - Правило - в тетради, ребята. - Следующее правило зачитает Гузал Сабирова. - Это правило необходимо соблюдать, потому что Вы можете случайно порезаться . Перепишите правило, пожалуйста. - И последнее правило зачитает Муштари. - Запишите и это правило в тетради, ребята. - Давайте сейчас посмотрим слайды, повторим правилы, при необходимости будем комментировать (слайды с 2 по 9). - Следующее, что мы сегодня должны пройти - это лабораторное оборудование и его назначение. Я Вам буду называть посуду и показывать ее. Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов. Первый тип: посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы, это пробирки, стаканы, колбы, воронки. - Второй тип - посуда специального назначения: холодильники, колбы Вюрца, аллонжи. - Третий тип - мерная посуда: цилиндры, мензурки, колбы, бюретки. - Четвертый тип - фарфоровая посуда: стаканы, кружки, воронки Бюхнера, тигли, ступки с пестиками. - Пятый тип - металлическое оборудование: лабораторные штативы, держатели для пробирок, ложечки для сжигания веществ, тигельные щипцы. - Шестой тип - Нагревательные приборы: спиртовки, горелки, электроплитки. - А теперь давайте посмотрим слайды, повторим название посуды и узнаем их предназначение (слайды 10-15). - Теперь давайте изучим строение лабораторного штатива. Откройте тетради, запишите «Опыт №1. Изучение лабораторного штатива» - Штатив служит для укрепления частей химических Установок при выполнении опытов (слайд 16). Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. Массивная подставка придает штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца. Муфту на стержень закрепляют таким образом, что бы закрепляющий ее винт был справа от стержня штатива, а лапка или кольцо лежали в углублении муфты. - Теперь давайте зарисуйте строение лабораторного штатива и обозначьте его составные части. Можете воспользоваться как учебником, так и слайдом. - Кто хочет выйти к доске и попробовать собрать штатив самостоятельно? - Следующее, что мы должны рассмотреть это строение и правила пользования спиртовкой (слайд 17). Спиртовка состоит из сосуда(резервуара), в который налит спирт, фитиля , укрепленного в металлической трубке с диском, и колпачка. Зарисуйте пожалуйста строение спиртовки в тетради и подпишите его составляющие. - Сейчас рассмотрим правила пользования спиртовкой. Вам следует их запомнить. Спиртовка должна находиться от Вас на расстоянии 15-20 см. Предварительно надо убедиться в том, прилегает ли диск к сосуду, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде. Спиртовку зажигают только спичками, ни в коем случае этого не делают другой спиртовкой или зажигалкой(слайд 18). Гасят спиртовку только колпачком!(слайд 19). Теперь давайте я Вам покажу как это все выполняется на практике. | (слушают)
(записывают) Амирова: Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в методике или учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо. (слушают) (пишут) - Сахиба: строго выполняйте указанные меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай. (пишут) Алина : Не пробуйте вещества на вкус. - Можно отравиться. (записывают) Фейруза: Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Предварительно проверьте, не разбито ли дно пробирки и не треснуло ли оно. (записывают) Мадина: при выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, потому что вдыхание паров и газов может привести к раздражению дыхательных путей. Необходимо движением руки от отверстия сосуда к носу осторожно вдохнуть и почувствовать запах. (пишут) Чулпан: Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Работу производят только над столом. (пишут) Камила: В случае ожога, пореза или попадания едкой или горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обратитесь к учителю. (пишут) Айгуль: Не приступайте к выполнению опыта, если вы не знаете что и как. (пишут) Юля: Работайте спокойно, без спешки, не мешая соседу по парте. (пишут) Аделя: Производить опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты. (пишут) Гузал: обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями. (пишут) Муштари: закончив работу, приведите рабочее место в порядок. (пишут) (просмотр слайдов и комментирование) (слушают и смотрят)
(просмотр слайдов и комментирование) (пишут) (слушают)
(зарисовывают,пишут) (слушают) (одна из учащихся собирает штатив)
(зарисовывают,пишут) (слушают)
(смотрят) |
|
6 | Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения знаний и навыков | 8 | |
| - Для того, чтобы проверить насколько Вы все поняли , давайте проверим Ваши знания. Смотрим слайды, там будут картинки, Ваша задача назвать химическую посуду (слайды с 20 по 34). | (выполняется задание со слайдов) |
|
7 | Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учеников | 2 | |
| - Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня изучили? - Верно. А теперь запишите вывод в тетрадях самостоятельно. - Дежурный, будьте добры, соберите тетради. | - Мы ознакомились с лабораторным оборудованием, правилами их пользования и правилами безопасности при работе в лаборатории. (пишут) (собирают тетради) |
|
8 | Домашнее задание | 1 | |
| - На дом Вам задаю : § 23, прочитать, повторить, рассмотреть вопросы после параграфа. Запишите - Всем спасибо за внимание! Урок окончен! До свидания! | (слушают) (пишут) - До свидания! |
|