Внеурочная деятельность на уроках естественного цикла

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность учащихся на уроках естественного цикла.

Выступление Вдовиченко Тамары Васильевны

Учитель химии первая квалификационная категория.

Химия - одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химию только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Современное общество, все в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В этих условиях, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность того, что называется компетенциями. Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу, в том числе и предметам естественного цикла. С одной стороны, изменяется содержание образования - увеличивается нагрузка , с другой - возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразные знания в единую систему, но и сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире.

Данный подход обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения. На мой взгляд, эффективно реализовать данные направления можно с помощью применения исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочное время.

Ряд авторов ( А.В.Хуторской; О.Е.Лебедев; Д.А.Иванов и др.) предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования; предметные, общепредметные и метапредметные, относящиеся к общему содержанию образования.

Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция, включающая в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.

Химия - одна из наиболее практико - направленных дисциплин, изучаемых в условиях общеобразовательной школы. Ее преподавание напрямую связано с процессом формирования исследовательской компетенции, поскольку методы, на которых основывается химическая наука (анализ, эксперимент, моделирование и т.д.), во многом совпадают с основными компонентами исследовательской компетенции.

Следовательно, расставляя приоритеты в своей работе, основной задачей учителя химии я ставлю формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе преподавания школьной дисциплины Химия.

В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего. Заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Научно - исследовательская деятельность учащихся- одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В процессе исследовательской деятельности идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Еще Конфуций говорил:« Я слышу - и забываю , Я вижу - и запоминаю, Я делаю - и понимаю».

Как показывает практика, современные дети в большинстве не проявляют интерес к чтению научно - исследовательской литературы, не проводят причинно - следственной связи явлений и событий в окружающем мире. И в результате у школьников появляются трудности восприятия даже базового материала. Важной задачей для педагога является создание условий для комфортного обучения любого ребенка, независимо от уровня образованности или подготовленности.

В этой связи очевидны преимущества внедрения в школьную практику новых информационных технологий. Внедрение ИКТ, прежде всего, продиктовано возрастающим их значением в различных сферах общественной жизни. Средства ИКТ активно и прочно входят в среду обитания человека, изменяя его образ жизни, поведение и сознание. Основная часть информационного поля современного человека создается телевидением, радиовещанием, электронными носителями информации, программными комплексами, сетями Интернета.

Информационные технологии представляют возможность:

  1. Повысить интерес молодежи к изучению окружающего мира, как неотъемлемой части всего живого на Земле, во взаимосвязи живой и неживой природы.

  2. Активизировать познавательную деятельность, а также организовать учебно-познавательную деятельность школьников.

  3. Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия школьника и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием.

  4. Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения, предоставляя материалы различной направленности и разного уровня сложности.

  5. Значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающей местным потребностям.

  6. Специфических особенностей природных явлений и событий родного края.

  7. Создать яркую интерактивную среду обучения с неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении ученика и учителя.

  8. Индивидуализировать процесс обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов с учетом выбранного индивидуально-психологического темпа.

Информационные технологии являются одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения естественным наукам в общеобразовательной школе. В результате решается важная педагогическая проблема - развитие личности ребенка на основе развития компетенций.

Таким образом, работая с учащимися в системе внеурочной деятельности, не обучая, а помогая учиться, используя современные технологии, то, что их увлекает можно добиться:

- приближения к решению проблемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- формирование устойчивой мотивации к изучению предмета;

- устойчивую динамику роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предметов естественных наук;

- воспитание современной молодежи в рамках компетентностного подхода.

© 2010-2022