• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект урока Техника и методика проведения урока «Первые попытки классификации химических элементов

Конспект урока Техника и методика проведения урока «Первые попытки классификации химических элементов

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовТехника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов»

Цели: I. Образовательные

1.Доказать необходимость классификации химических элементов. Познакомить с одной из первых попыток классификации элементов на металлы и неметаллы и отметить ее ограниченность и искусственность

2.Сформировать новые понятия: переходный элемент, амфотерный оксид, амфотерный гидроксид.

II Воспитательные

1.Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение (единство и борьба противоположностей) на примере амфотерных соединений, закон отрицания отрицания

2. Воспитать интерес к предмету

III Развивающие

1. Совершенствовать умение анализировать сравнивать свойства химических элементов и их соединений

2. Устанавливать причинно-следственные связи, применять

теоретические знания для объяснения и предсказания свойств простых и сложных веществ

Тип урока: Усвоения новых знаний

Методы обучения: Словесные (рассказ, эвристическая беседа), словесно-наглядно-практические (лабораторный опыт), самостоятельная работа учащихся (с учебником)

Средства наглядности: 1.Предметные: образцы металлов и неметаллов, 3%р-ры HCl, NaOH, Zn(OH)Конспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов, 3 пробирки

2. Изобразительные: таблица Менделеева, опорная схема

Литература: Энциклопедия для школьника по химии

Книга для чтения по неорганической химии 1 том

Логическая схема:

Первые попытки классификации химических элементов (Берцелиус, 1807)

Металлы Неметаллы

Физические Характер Физические Характер

оксидов и свойства оксидов и

гидроксидов гидроксидов

( основной) (кислотный)

Переходные элементы

Характер оксидов и гидроксидов (амфотерный)

План урока.

1. Знакомство с целью урока. Мотивация учебной деятельности (2-3 мин.)

2. Восприятие и первичное осознание нового материала(10-12мин.)

3. Выполнение лабораторного опыта(8мин.)

4. Обобщение и систематизация по новой теме(5мин)

5. Комментирование домашнего задания, знакомство со списком дополнительной литературы (3 мин)

6. Закрепление нового материала(13 мин.)

7. Подведение итогов урока. Комментирование оценок(3мин.)

Ход урока:

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой и очень важной темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Своеобразным эпиграфом нашего урока могут служить следующие слова великого русского ученого- химика Менделеева «Вся сущность теоретического учения в химии лежит в отвлеченном понятии об элементах. Найти их коренные свойства, определить причину их различия и сходства, а потом на основании этого предугадать свойства образованных ими тел - вот путь, по которому наша наука твердо пошла со времен Лавуазье.

Главный интерес химии - в изучении основных качеств элементов

И сегодня на уроке мы познакомимся с первыми попытками классификации химических элементов. Запишите тему урока в тетрадь

Цель нашего урока: Доказать искусственность первых попыток классификации химических элементов.

Развитие любой науки проходит ряд этапов: изучение, накопление фактов и по мере накопления фактов возникает необходимость объединять сходные факты в группы и устанавливать связи между ними. Было бы трудно например, разобраться в необычайном богатстве растительного и животного мира, если бы наука ни прибегла к объединению родственных видов животных и растений в естественные семейства. Если зоология изучает виды животных, то химия изучает виды атомов, т.е. химические элементы.

Подобно тому, как не сразу была открыта естественная система живых организмов, так не сразу была установлена естественная система химических элементов. В начале 19 века уже было известно 32 химических элемента и, поэтому возникла необходимость в их классификации, т.е. в разделении на группы по сходным признакам и первую попытку классификации химических элементов сделал в1807 году шведский ученый Ян Берцелиус.

? Как вы думаете, на какие группы разделил все химические элементы Берцелиус?

О На металлы и неметаллы

? Что положено в основу разделения элементов на металлы и неметаллы?

О Различие простых веществ в физических и химических свойствах. Вспомним характерные физические свойства металлов и неметаллов

О Металлы твердые вещества, кроме ртути с металлическим блеском, электротеплопроводны, тугоплавки, ковки.

Неметаллы твердые, жидкие, газообразные, не обладают металлическим блеском, кроме углерода и йода, изоляторы, хрупкие. А теперь вспомним химические свойства металлов и неметаллов, а также их соединений, а с этой целью заполним следующую таблицу:

Химический элемент, его характер

Формула оксида, гидроксида

Уравнения реакций взаимодействия

С кислотой

С основанием

Ca

металл

CaO

CaOH

CaO +2HCl=

CaCI2+H2O

CaOH+2HCl= CaCI2+2H2O

S

неметалл

SOКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов

HКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовSOКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов

кислотный

SOКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов+2NaOH=

Na2SO4+H2O

HКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовSOКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов+2NaOH=

Na2SO4+2H2O

Zn

металл

переходный

элемент

ZnO

Zn(OH)Конспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов

основной

амфотерный

Zn(OH)Конспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов+2HCI= ZnClКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов+ HКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовO

ZnO+HCl

H2ZnO2+NaOH=

Na ZnO2+2H2O

?! К какой группе элементов металлы или неметаллы вы бы отнесли цинк?

О К металлам, так как простое вещество цинк твердое, электропроводное, с

металлическим блеском.

(Демонстрация образца цинка)

?! Каков характер соединения этого элемента: оксида и гидроксида?

О Основной т.к. они взаимодействуют с кислотами.

Для того, чтобы исследовать свойства Zn(OH)Конспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементоввыполните лабораторный опыт (Запись на доске) на стр.124 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей». Перечислите правила по ТБ при работе с растворами кислот и щелочей. (Выполнение опыта). Перечислите признаки, по которым можно определить, что произошла химическая реакция

О Изменение окраски, выделение тепла, газа, выпадение или растворение осадка

? Сделайте вывод по лабораторной работе

О Когда мы к гидроксиду цинка прилили раствор кислоты, а в другую пробирку раствор щелочи, то в обоих случаях произошла химическая реакция- растворение осадка

(Работа у доски)

Запишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида цинка с соляной кислотой

? Свойства какого класса соединений проявляет гидроксид цинка взаимодействуя с кислотой

О Свойства оснований

(Подпись в табл.)

? Свойства какого класса соединений проявляет гидроксид цинка взаимодействуя с основанием

О Свойства кислот

Правильно, поэтому формулу гидроксида цинка можно записать по другому. Вспомните, как записываются формулы кислот HКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовZnOКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов

?! Назовите кислотный остаток

(Подчеркните его) Цинкат

? Определите его валентность

О 2

Запишите уравнение реакции взаимодействия Zn(OH)Конспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов с раствором NaOH,

?! К какому классу соединений относится NaКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементовZnOКонспект урока Техника и методика проведения урока « Первые попытки классификации химических элементов

О Соль

(Подсказка) Дайте название соли. Соли фосфорной кислоты-фосфаты, а цинковой - Цинкаты. Оксид цинка также как и гидроксид способен реагировать и с кислотами и со щелочами.Запишите уравнение данной реакции в таблице.

(Запись) Давайте сделаем вывод:

(В тетрадь) Оксиды и гидроксиды, которые способны реагировать и с кислотами и со щелочами называют амфотерными от греческого «амфотерос» тот и другой, одновременно и кислота и основание. Многие химические элементы образуют амфотерные оксиды и амфотерные гидроксиды..(исправить в таблице)

Поэтому такие химические элементы нельзя отнести не к типичным металлам не к типичным неметаллам, это так называемые переходные элементы, которые в ПСХЭ расположены между типичными металлами и неметаллами.

(Работа с книгой) Откройте первый форзац учебника и назовите переходные элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства, их порядковые номера обведены полукружком.

О Al, Be ….

?! Давайте сделаем вывод была ли успешной первая попытка классификации химических элементов на металлы и неметаллы?

О Первая попытка классификации химических элементов, сделанная

шведским ученым Берцелиусом была ошибочна так как кроме металлов и неметаллов существует еще одна группа элементов, соединения которые проявляют амфотерные свойства.

(Запись на доске) Многие химики: немецкий ученый Мейер, француз Шанкуртуа , англичанин Ньюлендс предлагали самые различные варианты классификации химических элементов , но главный недостаток всех классификаций состоит в том, что не была установлена связь между всеми группами сходных элементов. И только открытие русским ученым Д.И. Менделеевым одного из основных законов природы - периодического закона позволило создать единую систему химических элементов, которую мы и будем с вами изучать на последующих уроках.

Запишите в дневник домашнее задание §37, записи в тетрадях

Стр.109, упр.1, для тех, кто хочет знать химию на 5 упр.3

На следующем уроке будет письменная проверка на знание химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов



© 2010-2022