• Преподавателю
  • Химия
  • Технологическая карта урока по химии 8 класс Растворы. Решение задач: вычисление массовой доли растворимого вещества

Технологическая карта урока по химии 8 класс Растворы. Решение задач: вычисление массовой доли растворимого вещества

Тема урока: Растворы. Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Тип урока: Урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний Цель урока: научить учащихся решать задачи на растворы, вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе. Задачи урока: Образовательные: сформировать у учащихся представление о концентрации раствора на примере массовой доли растворенного вещества в растворе.Развивающие: продолжить развитие у учащихся желание к са...
Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы «Растворы. Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе»

Предмет: химия

Класс: 8

Тема урока: Растворы. Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний

Цель урока: научить учащихся решать задачи на растворы, вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать у учащихся представление о концентрации раствора на примере массовой доли растворенного вещества в растворе.

  2. Развивающие: продолжить развитие у учащихся желание к самостоятельному добыванию знаний на уроке с помощью побудительного диалога, занимательных заданий; развитие навыков взаимодействия в группах и самостоятельного мышления; развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения.

  3. Воспитательные:

воспитание коммуникативной культуры, ответственного отношения к учебе; понимание значимости и важности знаний о концентрации веществ (значении массовой доли растворенного вещества в растворе) для человека.

Основные идеи: гуманизация- создание атмосферы доверия отношений в системе «учитель-ученик»; практическая значимость изучения темы для учащегося; осознание учеником важности освоения изучаемой темы;

Новизна: определение тактики в освоении знаний, посредством подбора заданий имеющих научное и практическое значение.

Технологическая карта урока изучаемой темы

Технологи

проведения

урока

Формы, методы,

методические

приемы

Содержание учебного материала

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

Результаты УУД

Оценка

резуль-татов

деяте-льности

ученика


  1. Организационный момент,

мотивация к учебной деятельности.

(1 мин.)

Цель: создание

доброжелательной

атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Здравствуйте ребята!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Надеюсь, что мы с вами, как всегда, успешно поработаем на уроке.

Приветствует,

проверяет

готовность к уроку.

Ученики настроились

на

работу, проверили наличие

на столах необходимых учебных принадлежнос-тей.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке,


Устная

оценка

учителя.

  1. Актуализация знаний (5мин.)

Цель: повторение и систематизация знаний, полученных ранее.

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с растворами.

Сейчас предлагаю выполнить тестовое задание (приложение 1).

Включение в рабочий ритм


Выполняют тест

Познавательные УУД: поиск, выделение и структурирование необходимой информации.

Личностные УУД: уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

формирование личностного смысла обучения.

Регулятивные УУД: контролировать свое время на выполнение задания,

Умение

организовывать выполнение заданий учителя.

Устная

оценка

учителя.

  1. Сообщение темы и цели урока

(4 мин.)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность










  1. Первичное усвоение знаний (10 мин.)

Цель: осмысление и применение знаний
















4.Физкультминутка. (1,5 мин.)


А теперь предлагаю вам решить следующую задачу: Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй- 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще. В каком стакане раствор будет более насыщенным?

Поясните ваш ответ.

Почему вы не можете ответить на вопрос задачи?

Каких знаний и умений о растворах вам не хватает?


Ребята, предлагаю вам обсудить в группах тему нашего урока (30 с)


Содержание растворенного вещества в растворе часто выражают в массовых долях.

Итак, тема сегодняшнего урока «Растворы. Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе .»

Исходя из темы предположите цель урока. Что еще нового о растворах вы можете узнать?


Новое понятие: концентрация- это отношение массы растворимого вещества к массе раствора. Существуют разные способы выражения концентрации вещества в растворе. Изучим сегодня выражение концентрации через массовые доли растворенного вещества

Задание: изучите текст учебник на стр. 80 решите задачу:

Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан объемом 200г 2 ч. ложки сахара (1ч. ложка чая содержит 12,5 г), а второй- 2 кусочка сахара рафинада (1 кусочек имеет массу 5,5г). Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?

Выдвигает проблему





















Раздача инструкции к работе с учебником

(Слайд)




Раздача готового продукта работы

для сравнения

(слайд.)

Выдвигают гипотезы.

- нужно знать массу вещества и массу воды, вычислить их количество

-Знать понятия: растворимое вещество, растворитель, составляющие раствора


Отвечают:

-не знаем способ вычисления содержания сахара ( растворимого вещества) в воде (растворителе)

- будем этому учиться

Работа в группах

Выдвигают версии:

Растворы, вычисление содержания количества вещества, растворенного вещества в растворе




Обсуждение в группах, выдвижение цели







Работа

учащихся в парах, в сотрудничестве с учителем








Выполняют упражнения

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные УУД: осознают целеполагание как постановка

учебной задачи

на основе соотнесения того, что изучалось ранее. А что еще не изучалось (предстоит)








Познавательные УУД: умение самостоятельно планировать достижение цели






Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности, планирование учебного сотрудничества с учителем и с сверстниками



Регулятивные УУД: планирование, составление последовательно-сти с учетом конечного результата


Устная

оценка

учителя








Устная

оценка

учителя


  1. Вторичное закрепление знаний (14 мин)

Цель: выстраивание и озвучивание причинно-следственной связи, логической цепочки или схемы, модели достижения цели урока

Задача:

В плазме крови человека содержится определенное число массовых долей хлорида натрия. При кровопотерях для замещения плазмы медики используют физиологический раствор. Предлагаю выполнить практическую задачу и приготовить физраствор.

(приложение 2)

Чему равна массовая доля хлорида натрия в плазме крови человека?

Обсудите последовательность решения задачи в группе. Прокомментируйте ответ.

Раздача инструкции к выполнению практической задачи.






Готовый продукт задания (Слайд решения задачи, для подкрепления верного результата)

Ответ: 0,9% раствор поваренной соли- «физраствор»

Решают задачу в группах, с последующей взаимопроверкой.





Обсуждают в группах и проводят взаимопроверку с другой группой.

Познавательные УУД: овладение методикой вычисления массовой доли растворимого вещества в растворе

Личностные УУД: умение оценивать себя-личностная самооценка, умение оценивать работу других

Регулятивные УУД: осознание готовности к самостоятельному достижению цели решения задач данного типа. Оценка своих знаний, навыков и умений возможностей.

Устная

оценка

учителя

  1. Рефлексия (3 мин.)

Цель: анализ усвоения и осмысления урока

Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь.

Завершите предложения

Сегодня на уроке мы узнали……………

Вызвало затруднение…

Мне это пригодится…..

На следующем уроке мы продолжим изучение темы решение задач на растворы, разными способами

Показ перечня вопросов к завершению урока (слайд)

Выслушивание смысловых ответов учащихся по завершению предложений, не повторяясь (у 3-5 учащихся)

Ответы учащихся

Вызвало затруднение понимание последовательности действий при решении задач.

Мне это пригодится при приготовлении раствора марганцовки, перекиси водорода, физраствора, раствора уксуса для консервирования и др.

Познавательные УУД: формирование логического мышления, продуктивного воображения, памяти, внимания

Личностные УУД: установление учащимися значения результатов своей деятельности

Регулятивные УУД: прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Устная

оценка

учителя

  1. Д/З (2-3 мин)

Цель: 1)добиться общего внимания уч-ся и озвучить задание; 2) прокомментировать решение заданий

Обязательная часть:

1)Параграф 28 с.80 читать, упражнение 5,6 задача 3,4,5 с.81

Необязательная часть, по выбору:

1)Составьте сами задачу и решите ее.

2)Где в жизни могут пригодится вам знания, полученные сегодня на уроке?

3)задача повышенной трудности (приложение 3).

Комментирование

затруднений при решении

упражнений и задач

Самостоятель-

ное вторичное закрепление знаний в домашних условиях

Познавательные УУД: овладение методикой решения задач на вычисление массовой доли растворимого вещества в растворе

Личностные УУД: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Регулятивные УУД: структурирование знаний

Устная

оценка

учителя

  1. Итог урока (1-2 мин.)

Цель: оценивание результатов деятельности учителя и обучающихся

Вывод:

1)Сегодня на уроке мы узнали о концентрации вещества, выраженной в массовых долях растворимого вещества, научились ее вычислять на примере решения задач(Слайд)

2) комментирование оценок

Комментирует заключение урок

(слайд)

Фиксируют выводы урока, д/З

Познавательные УУД:

формировать у учащихся представление о концентрации раствора, на примере массовой доли растворенного вещества в растворе.

Личностные

УУД:

мировоззрение о важности знания о концентрации веществ (растворенного вещества в растворе) для здоровья значении массовой доли

Регулятивные УУД: побуждение у учащихся желание к самостоятельному добыванию знаний на уроке

Устная

оценка

учителя


Приложения.

  1. Дидактический материал к уроку

Приложение 1.1

Вставьте пропущенные слова в предложения:

1…..- единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях.

2.Вода- это ….., плотность равна …., температура плавления равна …., температура кипения равна …., … проводит электрический ток.

3.Раствор- …..

4.Вещество, которое растворяется в растворителе называется ….

5.Растворитель- ….

Приложение 1.2

1.Взвесьте 1,8 г поваренной соли на электронных весах.

2.Всыпьте эту соль в колбу объемом 200мл, перемешайте стеклянной палочкой.

3.Рассчитайте, какова массовая доля поваренной соли в данном растворе?

Приложение 1.3

Приняв массу морей и океанов равной 1,4 *1018 тонн, рассчитать массу любого растворенного в морской воде элемента из приведенных в таблице.

Элемент

W,%

Элемент

W,%

Элемент

W,%

Элемент

W,%

O

85,82

Ca

0,04

Si

0,0001

I

5*10-6

H

10,72

K

0,037

F

0,0001

As

1,5*10-6

Cl

1,39

0,0066

2*10-5

Cu

2*10-6

Na

1,06

C

0,002

Li

1,5*10-5

Cs

2*10-7

Mg

0,14

Sr

0,001

Zn

5*10-5

Ag

3*10-8

S

0,09

0,0004

P

6*10-6

Au

1*10-9

2. КИМ (тест) для оценки результатов усвоения учебного материала

Приложение 2.1

Вариант 1

  1. Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, если 200г раствора содержит 10 г соли.

1. 5% 2. 10% 3. 15% 4. 20%


  1. Для подкормки растений нужно приготовить 2% раствор аммиачной селитры массой 400 г. Как это сделать?

1. 2г. аммиачной селитры растворить в 100 г. воды

2. 2г. аммиачной селитры растворить в 400г. воды

3. 8г. аммиачной селитры растворить в 100г. воды

4. 8 г. аммиачной селитры растворить в 492г. воды

  1. При засолке огурцов на 1 л воды берут соль массой 90г. Какова массовая доля соли в этом растворе?

1. 16,302% 2. 8,256% 3. 32, 8% 4. 9%

Вариант 2

1.Сколько граммов растворенного вещества содержится в 500 г 10% раствора?

1. 25г. 2. 50г. 3. 75г. 4. 100г.

2.Сколько грамм йода надо взять для приготовления 500г 5% йодной настойки?

1. 25г. 2. 50г. 3. 75г. 4. 100г.

3.Парикмахеру нужно приготовить250 10% раствора перекиси водорода. Сколько граммов перекиси водорода и воды ему понадобится?

1. 25г перекиси водорода растворить в 250 г. воды

2. 25г. перекиси водорода растворить в 225 г. воды

3. 25г перекиси водорода растворить в 250 г. воды

4 . 25г. перекиси водорода растворить в 225 г. воды

Ключ

№ вопроса

вариант

1

2

3

1 вариант

1

4

2

2 вариант

2

1

2


© 2010-2022