• Преподавателю
  • Химия
  • «Ресурсы и технологии современной системы воспитания школьников средствами школьной химии»

«Ресурсы и технологии современной системы воспитания школьников средствами школьной химии»

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов села Шурмы

Уржумского района Кировской области.




«Ресурсы и технологии современной системы воспитания школьников средствами школьной химии».

Работу выполнила

учитель химии

Рахимова Надежда Рафатовна,

учитель I квалификационной

категории




2015 г.



Оглавление.

Введение.

Актуальность. 3

Ресурсы и технологии современной системы воспитания школьников средствами школьной химии. 4

Групповые формы работы. 7

Самостоятельная работа на уроках химии 8

Внеклассная работа на уроках химии. 10









Введение.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

В концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности и успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важнейшей функцией школы. Химия как учебный предмет способствует у учащихся убежденности в позитивной роли данной дисциплины в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В частности в области познавательной деятельности стандартам химического образования предусмотрено участие учащихся в учебно-исследовательской работе: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза. Самостоятельное формирование полученных результатов.

Актуальность.

Итак, если в обучении и воспитании школьников активно использовать самостоятельную исследовательскую деятельность, активные формы обучения можно гарантировать повышенный познавательный интерес к предмету и высокое качество обучения химии.

3

Выполнение требований государственного стандарта невозможно без освоения педагогом развивающих технологий, учитывающих возрастные особенности учащихся и современные требования к образовательному процессу.

Как же осуществляется комплексный подход к обучению и воспитанию в процессе обучения на уроке? Изучение химии создает широкие возможности для воспитания различных качеств личности, формирует мировоззрение, аккуратность в работе, трудолюбие, волевые качества - умение преодолевать трудности, которые встречаются при решении задач и др. Общение между учащимися и учителем способствует воспитанию у детей коллективизма, взаимопомощи, доброжелательности.

Ресурсы и технологии современной системы воспитания школьников средствами школьной химии.

Ведущая идея моей педагогической деятельности - идея развивающего обучения. Поэтому на уроках я использую дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, сочетаю индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности. Каждый метод, используемый на уроке, осуществляет воспитательную и развивающую функцию. Воспитательные функции осуществляют определенные приемы мыслительной деятельности. Развитие мышления учащихся может осуществляться лишь при постоянной активизации процесса учения, активности обучаемого в процессе приобретения знаний. Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся позволяет максимально реализовать потенциальные возможности учащихся, предполагает поощрение индивидуальности.

Как элемент развивающего обучения в своей работе я использую разноуровневый подход в обучении химии. Целью уровневого обучения является обеспечение усвоения учебного материала в зоне его ближайшего развития, на основе его субъективного опыта.

Так на уроках изучения нового материала я предлагаю учащимся разноуровневые задания. Начиная с 8-го класса, я учу ребят конструировать вопросы к тексту параграфа. Актуализацию познавательной деятельности провожу в форме игры «Составь вопрос».

1 уровень - вопросы репродуктивного характера;

4

2 уровень - составить сеть вопросов по содержанию учебного материала;

3 уровень - составить вопросы творческого характера, начинающие со слов «Почему?», «Докажи, что…» и другие.

Контрольные работы по химии в 8-11-ых классах составлены только в системе разноуровневого обучения. Итоговый контроль оценивается по трехбалльной шкале («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). Для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения материала. Считаю также необходимым предлагать учащимся домашнее задание разноуровневого характера. Предлагаю учащимся индивидуальные домашние задания, например, решение задач, задания по карточкам разного уровня сложности, наблюдение в домашних условиях за некоторыми химическими явлениями. Так, при изучении темы «Кислоты» в 8-ом классе предлагаю учащимся самим определить наличие кислоты в пищевых продуктах при помощи индикатора. Более одаренным учащимся предлагаю творческие задания, например, написание химических сказок, сочинений, рефератов, исследовательских проектов.

Для формирования у учащихся творческого подхода к решению задач я использую активные формы обучения: уроки - практикумы, семинары, лекции и др. Стараюсь уделять большое внимание рациональной интеллектуальной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоения знаний. Предлагаю учащимся подготовить сообщения по темам: «Влияние алкоголя на организм подростка», «Искусственная пища», «Биотехнология - что это такое?», «Микроорганизмы синтезируют человеческие белки» и др. Активизацию познавательной деятельности на уроке провожу, используя такие приемы самостоятельной деятельности, как работу с учебником, выполнение лабораторных опытов, решение расчетных и экспериментальных задач, работу с карточками, с дополнительной литературой и др.

В 8-ом классе в работе с книгой, большое внимание уделяю анализу, выявлению в нем главного, обучению самостоятельному составлению учащимися краткой записи изложенного в форме плана, тезисов, конспектов. Приобщаю восьмиклассников к самостоятельной работе со справочными таблицами, словарями.

5

В 9-ом классе предлагаю учащимся оформить в виде таблицы сравнительную характеристику элементов одной подгруппы или разных подгрупп по предложенному плану. Для сильных учащихся план усложняю.

Для контроля изученного материала я использую тесты, которые хороши тем, что параллельно с оценкой знаний идет диагностика затруднений и ошибок, т. е. результаты тестирования указывают направление проведения индивидуальной педагогической коррекции. Разноуровневые контрольные тесты разработаны мною по многим темам программы в 9-10 классах.

Как средство развития учащихся на уроках химии я использую модели урока в режиме проблемного обучения. Такой подход в обучении заставляет учеников мыслить творчески, приобщаться к поиску. В 8- 9-х классах использую проблемное обучение лишь на отдельных этапах урока, предлагая ученикам алгоритм решения проблемной задачи:

  • выявить противоречие;

  • выдвинуть гипотезу;

  • доказать ее;

  • сделать вывод.

Приведу ряд проблемных ситуаций, которые я использую на уроках. В 9-ом классе по теме «Галогены» наряду с изучением свойств галогенов рассматриваем и свойства их соединений, в частности галогеноводородов. Перед постановкой проблемы конкретизирую знания учащихся с помощью ряда вопросов:

  1. Почему данные элементы объединены в главную подгруппу VII группы?

  2. Какие типы химической связи вам известны?

  3. Что называется электроотрицательностью? и т. д.

В 10-ом классе по теме «Химические свойства карбоновых кислот», активизацию познавательной деятельности учащихся провожу путем постановки проблемной ситуации. Вопросы учителя классу:

1.Из курса неорганической химии вспомните определение класса кислот.

2.Какие ионы образуются при диссоциации кислот и как их определить в растворе?

3.С какими веществами взаимодействуют кислоты?

6

Выдвигается предположение о принадлежности карбоновых кислот к классу кислот. Учащимся предлагается подтвердить или опровергнуть это предложение. Учащиеся делятся на три группы и с помощью опытов делают вывод о принадлежности карбоновых кислот к классу «Кислоты».

Групповые формы работы.

Групповые формы работы использую в также при проведении игр, которые я провожу 8-9-ых классах. Например, в 8-ом классе провожу игру-путешествие по теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений», «Третий лишний», в 9-ом классе по теме «Силикатная промышленность» и др. В старших классах в основе групповой формы работы использую эвристический или исследовательский метод обучения. Например, в 11-ом классе при изучении производства синтеза аммиака, учащиеся делятся на группы, и перед ними ставится вопрос: «Почему, несмотря на то, что синтез аммиака - реакция экзотермическая, процесс в нарушении принципа Ле-Шателье ведут при повышенной температуре?». Обсуждение данного вопроса сначала ведется в группах, т. е. проводиться групповая микроисследовательская работа, а затем идет диалог между группами под руководством учителя. На мой взгляд, такой подход придает работе групп творческий характер, заставляет учащихся самостоятельно подходить к решению вопросов.

В старших классах использую активные формы обучения: семинары, лекции, зачеты. Семинар провожу, как правило, по достаточно большому разделу, теме. При проведении семинарского занятия каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему программой. Идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Семинар я провожу по следующей структуре:

1-этап-организационная часть. Идет ознакомление с темой семинара, с планом (5мин.)

2-этап-самоподготовка учащихся к семинару (10-15 мин.). Учащиеся готовятся отвечать на вопросы.

3-этап-основная часть (10-15 мин.). Проводится беседа, во время которой коллективно обсуждаются ответы на поставленные в плане вопросы.

7

4-этап-заключительная часть урока. Идет подведение итогов работы на уроке, оценка знаний учащихся, уточнение домашнего задания.

Примеры разноуровневых заданий к семинару по теме «Природные источники углеводородов».

Программа «А». Вам, главному инженеру завода, нужно решить проблему создания на заводе цехов по производству предметов бытовой химии, используя отходы нефтепродуктов и газа.

Программа «В». Напишите основные проблемы, которые решаются или могут возникнуть перед нашей промышленностью при использовании попутных нефтяных газов (составьте основные химические реакции, демонстрирующие, что газ - бесценное сырье для органического синтеза).

Программа «С». Назовите основные продукты переработки нефти. Для чего они используются?

Особое место в формировании личности занимает патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание на уроках химии стараюсь осуществлять систематически, когда подчеркиваю творческие достижения отечественной науки и производства, рассказываю об истории научных открытий, сделанных отечественными учеными. Для этого предлагаю учащимся самостоятельно поработать с дополнительной литературой, подготовить сообщения, написать рефераты, сделать презентации.

В процессе трудового воспитания формирую практические умения и навыки. В руководстве по их выполнению, как правило, предлагается перечень опытов с подробным описанием всех действий учащихся. Это нередко приводит к тому, что учащиеся усваивают внешнюю сторону наблюдаемых явлений, без углубления в их сущность. Выполнение же практических заданий должно не только способствовать закреплению знаний у учащихся и формированию практических умений обращения с веществами и оборудованием, но и учить их делать обобщения, открывать новые взаимосвязи в учебном материале. При этом у них формируются следующие умения: самостоятельно определять цель работы, составлять ее план, проводить эксперимент, оформлять его, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Самостоятельная работа на уроках химии.

Для организации самостоятельной работы целесообразно подготовить руководства - инструкции по выполнению практических работ различной сложности. При этом важно использовать инструкции, состоящие из заданий, расположенных по нарастающей сложности, или инструкции, содержащие рекомендации к выполнению опытов с различной степенью сложности.

8

Например, с целью контроля усвоения понятия «качественная реакция»

можно предложить решение экспериментальной задачи. Особое внимание уделяю охране труда на уроках химии. Знакомлю выпускников с химическими профессиями. При этом организую, деятельность учащихся на уроках, в основе которой лежит самостоятельная поисковая деятельность.

Самостоятельная работа осуществляется в разных формах - коллективной, групповой, индивидуальной. Виды ее очень разнообразны: ученический эксперимент, решение химических задач и разнообразных упражнений, работа с литературой, выполнение творческих заданий (исследовательских проектов, конструирование приборов, моделей), письменные работы контролирующего характера и другие.

Самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений, навыков и методов науки. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет функции образования, воспитания и развития учащихся, но она затрагивает и другие стороны личности учащихся.

Образовательная функция самостоятельной работы выражается в освоении методов химической науки: экспериментальных умений, умений работать с учебником, литературой по химии, производить расчеты, пользоваться химическим языком, моделировать и т. д.;

воспитывающая функция - формирование ряда черт личности: трудолюбия, умения преодолевать трудности, настойчивости, товарищеской взаимопомощи, уверенности в своих силах;

развивающая функция - в развитии самостоятельности, интеллектуальных умений, наблюдательности и другие.

Содержание экологических знаний по химии используется в разных темах курса химии. Экологическое воспитание способствует формированию бережного, гуманного отношения к природе. Очень важно воспитывать в учащихся активных борцов за сохранность природы. Для этого я предлагаю учащимся проблемные задачи с экологическим содержанием. Например, рассчитайте объем углекислого газа возвращенного в круговорот углерода в результате деятельности метанокисляющих бактерий, если ими были утилизированы из воздуха 4,8 т метана (масса метана в атмосфере составляет 0,48* 109т, а общая масса углекислого газа - 2,3*1012т.). Такие задачи способствуют формированию личностных качеств учащихся: этических норм

9

отношения к природе, познавательного интереса, умения вариативно и нестандартно мыслить.

Внеклассная работа на уроках химии.

Внеклассная работа по химии наряду с уроком - одна из важнейших форм организации учебно-воспитательного процесса. Я в своей работе использую индивидуальную, групповую и массовую формы внеклассной работы по химии. Ежегодно в школе проводится неделя естественных наук. В рамках этой недели проводятся мероприятия по химии, биологии и географии: беседы, конкурсы, олимпиады, например, беседы «Чистая вода - основа жизни на Земле» (5-6 кл.), «Безмолвный крик, разговор о сокровенном» (10-11 кл.), «Суд над табаком»(7-9 кл.), общешкольные вечера « Мир птиц» и др. В подготовке мероприятий активное участие принимают учащиеся. Они выступают в роли ведущих, работают с дополнительной литературой, разрабатывают творческие задания, пишут исследовательские работы, которые они защищают на районной игре «Взрослейте и умейте». Так под моим руководством ученики выполнили три исследовательские работы, такие как «Фитоценоз леса в микрорайоне школы», «Редкие и исчезающие растения родного села», «Мое дерево».

Учебно-исследовательские экологические проекты объединяют процесс обучения и воспитания, способствуют развитию творческого мышления в процессе практической деятельности, позволяют выявить интересы и склонности детей, а также продолжить их целенаправленное развитие, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе.

Так учащиеся старших классов включены в исследовательскую деятельность. Исследовательская работа проводилась по изучению химического загрязнения атмосферы автотрассы Киров - Вятские Поляны в районе села Шурмы и влияние загрязнения воздуха на здоровье людей. Учащимися был проведен количественный расчет транспортных загрязнителей воздуха - оксидов углерода(II и IV) и оксидов азота, а также углеводородов. Были выявлены наиболее загрязненные участки автомагистрали, а также влияние загрязнителей воздуха на здоровье людей, живущих вблизи данной автомагистрали.

Важно то, что в процессе написания исследовательской работы учащиеся учились самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезы.

10

На заключительной конференции учащиеся защищали исследовательские работы, которые они писали в течение всего года.

Групповую форму работы использую при проведении химических кружков, массовую при проведении экскурсий. Провожу кружки «Химия в быту» и «За страницами учебника химии». Главными воспитательными целями при проведении химических кружков считаю формирование культуры межличностного общения на примере умения слушать, задавать вопросы, анализировать, развитие интереса к данному предмету.

Вывод: Используя в своей работе различные формы и методы обучения и воспитания, позволило повысить эффективность обучения химии. Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду, как умственному, так и физическому.







11







© 2010-2022