• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад на пед. чтения Роль культурно-исторического наследия в преподавании химии

Доклад на пед. чтения Роль культурно-исторического наследия в преподавании химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль культурно-исторического наследия в преподавании химии.

Если скажут слово "родина",

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду Толстый тополь у ворот,

У реки береза-скромница

И ромашковый бугор…

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека - созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.Сохранение исторической памяти молодого поколения - одна из важнейших проблем России в начале ХХI века. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли нашей страны в судьбах мира, развитие чувства гордости за свое Отечество является одной из решаемых задач в Российской Федерации. Однако состояния дел в этой сфере показывает, что эффективность и качественный уровень работы в данном направлении не в полной мере соответствуют требованиям современного российского общества, Проблема обострилась по целому ряду причин, важнейшей из которых является кризис традиционных ценностей и приоритетов, существовавших в нашей стране. Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выделить объективно существующие противоречия .В результате унификации культурных образцов, а также нарушения преемственности поколений, возникшего в силу определенных исторических событий, происходящих в России за последнее столетие, наметился процесс отчуждения человека от своего культурно-исторического наследия.Практически исчез патриотический - региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь¬ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.Школа обязана,несмотря ни на какие условия,давать реальные понятия добра и зла, обращать сознание школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно работать в этом направлении, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Поэтому наш выпускник - гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей деятельности.

Воспитание, являясь частью образовательного процесса, направлено на созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.

Обратим внимание и на то, что история, ее анализ, трактовки, оценки личностей, обобщения, делаемые учеными на основе исследований, только тогда становятся движущей силой в обществе, когда они утверждаются в сознании народа. А это немыслимо без активного, действенного участия в образовательном процессе школьного учителя, без его активной жизненной позиции, который оказывается связующим звеном между академической наукой и народом. Он, учитель, переводит монументальные труды мировой науки, академические исследования, монографии на язык народа. Умеет доносить большие идеи до самых маленьких граждан - своих учеников. Дети вырастают, на их место приходят другие, при заботливой поддержке учителей обретают свой путь в жизни все новые поколени Понимание русского воспитания, образования и педагогического сознания - одна из наиболее острых и сложных педагогических проблем мировой педагогики. Эта сложность объясняется целым рядом причин.

Во-первых, объективной трудностью самих исследований истории, особенно ее целостного изучения и понимания.

Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпечаток господствующие в науке (и шире - в общественном сознании) концепции, парадигмы, идеи, взгляды.

Историко-культурное наследие, как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в материальных объектах (продуктах сотворчества человека и природы), людях, точнее в их образе жизни, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах. Помимо прочих функций, наследие обеспечивает достаточно прочную связь времен, своего рода ось, нанизывающую часто значительно больше поколений (участников), чем можно увидеть (различить) при первом знакомстве с конкретными объектами наследия. Роль культурно-исторического наследия в воспитании подрастающего поколения очень велика.

Оно создает условия для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя - гармонизировать действие этих факторов.

Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебной дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека.. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.Особую важность представляет вовлечение в проекты по сохранению и использованию наследия подрастающего поколения. На наш взгляд, основными формами работы в этом направлении могут стать:

1. Совместная научно-исследовательская работа школьников по проблемам изучения историко-культурного наследия по следующим направлениям:

1) Древнейшее наследие и истоки творческих начал человека: Заявляемые в рамках направления исследования и ожидаемые результаты должны сформировать масштабное полотно древнейшей истории человечества на территории нашей страны

2) Историческое направление исследований предполагает комплексное изучение цивилизационных и геополитических основ развития, влияние на исторические пути развития социально-экономических, демографических, этнических, конфессиональных и других исторических факторов, анализ роли и значения в её истории государственного начала. Различные неповторимые исторические факторы испокон веков влияли на культуру, духовно-нравственные ценности, менталитет народа, повседневную жизнь.

3) Традиции и новации в культуре народов Ключевая тема - этничность как поле традиций и инноваций. Особый интерес представляет исследование традиций различного типа, равно как новаций, обстоятельств укоренения новшеств - превращения новации в традицию. На первом плане роли и функции людей - действующих лиц этнокультурного процесса, эпизоды столкновений и согласований старого и нового, взаимоотношения поколений, картины и механизмы культурных диффузий, миграций, аккумуляций.

4) Историко-культурное наследие в языках, литературах и фольклоре народов. В современном мире в условиях глобализации этнокультурные и языковые процессы приобретают все новое звучание, сохранение культурного и языкового разнообразия стало одной из приоритетных задач современности. Каждый язык и каждая культура, представленные на территории России являются важнейшей частью Российского национального достояния всемирной значимости.

5) Философское осмысление историко-культурного наследия: Понять современную систему духовно-нравственных ценностей и смыслов, сделать ее основанием современной духовно-нравственной жизни, нельзя без понимания всего пути ее развития, в том числе - без глубинного фундамента, олицетворяемого историко-культурным наследием.

6) Музейные и архивные фонды: обеспечение нового качества доступа к культурному наследию: Музейные и архивные фонды - особое явление культуры, представляющее историко-культурное наследие народов мира. Наряду с хранением первичной информации задачей музеев и архивов остается научное изучение хранящихся в фондах коллекций, которые в этом контексте выступают как один из основных источников исследования различных явлений и аспектов культуры.

7) Исследование традиций мусульманской и православной культуры и педагогики в различных аспектах:

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

- нравственно-эстетическом (в контексте нравственного религиозного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми и миром);

- этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа, мусульманских традиций татарского народа).

8. Выдающиеся люди культуры

9. Памятники истории и культуры

2. Поисково-краеведческая работа по восстановлению и сохранению историко-культурного наследия родного края:

3.Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

Что касаееся уроков химии,то преподавание ее предоставляет достаточно широкик возможности использования культурно-исторического наследия нашего народа.

Во-первых, использование биографического материала при обучении химии.Практически ни одна область химии не обошлась без участия наших российских ученых. Но использование биографического материала не должно идти в ущерб изучения химии как науки.

Эти сведения должны быть минимальными по объему содержания и затратам учебного времени. Необходимо выделить выдающихся ученых-химиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно. Например:

М.В. Ломоносов - в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества;

Д.И.Менделеев - при изучении периодического закона.

* Во-вторых - необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала неизменно возрастает, если фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности, увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.

* В-третьих - обеспечивая включение воспитательных задач, биографический материал должен быть одновременно связан с конкретным материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала.

* В-четвертых - биографический материал стимулирует овладение учащимися сложного учебного материала. В этом случае обеспечение нового материала должно начинаться с яркого, эмоционального насыщенного примера, показывающего изобретательность ученого, его огромное трудолюбие и упорство в достижении цели и т.д.

* В-пятых - важно познакомить учащихся со стилем мышления ученого. При ознакомлении с творчеством ученых учащиеся должны увидеть их стремление применять полученные результаты для практических нужд людей. Высокая гражданственность великих людей может быть показана через высказывания выдающихся представителей науки и техники, через сочинения самих ребят.

Отражение колоссальных успехов нашей страны в области химии в школьном курсе химии позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.Это можно широко использовать в преподавании химии.Например,сказания о живой и мертвой воде,различные отрывки из сказок сделают уроки изучения свойств воды более яркими запоминающимися,эмоционально насыщенными.

Анализ ценностных аспектов современной химии на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью химиии т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.

Значение сохранения и регенерации культурного и исторического наследия для развития как городов, так и страны в целом раскрывается тремя основными тезисами. Во-первых, наследие несет в себе культурные и цивилизационные коды нации. На нем основывается идентичность как отдельных городских обществ, так и нации в целом. Утрата наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и корни, без которых невозможно никакое развитие. Вне этой среды нация теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал. Для русских сохранение материальных носителей наследия - памятников - особенно значимо, поскольку наша историческая и культурная память максимально предметна и не существует без привязки к «малой родине».

Во-вторых, объекты культурного и исторического наследия являются важным активом современных городов, который может приносить прибыль и существенно влияет на их экономическое развитие.

Наконец, все больше стран осознает значение «культурной ренты». Речь идет не только о стремлении стран перераспределить в свою пользу туристические потоки или повысить привлекательность своих рынков недвижимости для зарубежных инвесторов. Культурное и историческое богатство, «брендирование» культурного и исторического наследия все чаще используются в качестве эффективного инструмента утверждения лидерства, той самой «мягкой силы», которая необходима для продвижения национальных интересов на международной арене.

Мы не помним своих корней, оторваны от культурного наследия, не осознаем необходимости бережного отношения к окружающему. Актуальная проблема современного общества - отсутствие чувства Родины у многих жителей России. Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать, сформировать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить воспитанность, сформировать уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.

Химия и здесь предоставляетширокое поле для воспитания.Большое значение имеют экскурсии.Экскурсии на об*екты химической промышленности и экскурсии экологического плана.

Еще Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о том, что знание историко-культурного наследия свой страны - обязательное условие развития личности и что "культура - это главное, чем должно заниматься государство". Я считаю, что невозможно любить страну, не зная ее. А знать значит изучать

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и содержания самого образования.

К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому существованию отечественного образования: отказ государства от всеобщего бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение общественного престижа образования, сокращение расходов на образование и т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад государства, многих общественных институтов, моральное разложение и экономический кризис привели к неопределенности самого существования образования, даже его бессмысленности для общества и каждого человека.

В современных условиях,как никогда,необходимо, чтобы каждый учитель осознавал себя не серой, забитой личностью, а носителем одной из величайшей в мире педагогических культур и был достойным этой культуры. А для этого ему надо подняться до идеалов, заложенных в российском образовании, увидеть и принять истоки его гуманизма в традициях и правилах народной жизни, построенных на началах душевности, доброты, кротости, отзывчивости, умении жить с другими. Для этого учитель просто обязан использовать возможности своего предмета как можно шире.

Воспитание школе должно быть более культуросообразным, связанным с историческими и культурными традициями народов России, а значит, укрепятся основы и российского патриотического, и российского гражданского воспитания. Обновлённое российское гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное воспитание на основе исторических, культурных, нравственных ценностей народов России, традиционных российских религий формируются сейчас как две органично дополняющие и взаимно поддерживающие одна другую воспитательные практики, представляющие инвариантный и вариативный компоненты воспитания в школе. Причём не только воспитания детей в системе общего образования, но и в воспитании детей и молодёжи в стране в целом.

Воспитание должно быть тесно связано с обновляемым содержанием базового социально-гуманитарного образования в школе и основываться на первостепенном значении формирования российской культурной и гражданской идентичности и приобщения школьников (детей в системе общего образования) к традиционным духовным и нравственным ценностям народов России.При этом разовые мероприятия не дадут должного результата.На каждом уроке каждый учитель должен ставить перед собой воспитательные цели.А уроки химии, в частности,дают широкие возможности в воспитании патриотов на основе культурно-исторического наследия российского рарода.



© 2010-2022