Мастер-класс «Развитие критического мышления на уроках химии»

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Мастер-класс «Развитие критического мышления на уроках химии»Мастер-класс «Развитие критического мышления на уроках химии»



Мастер - класс

По химии

Тема: «Развитие критического мышления на уроках химии»











Манякина Лариса Павловна


Учитель химии

общеобразовательной школы I - III ступеней № 90


2015

Тема мастер - класса

«Развитие критического мышления на уроках химии»

Цель мастер - класса:

Познакомить участников мастер - класса с формой учебного занятия, которая реализуется через систему практических действий показа и демонстрации и направлено на решение познавательных и проблемных задач в области формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной технологии "Развитие критического мышления": "Написание Синквейна", составление «Кластера».

  • Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.

  • Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования

Материалы и оборудование: компьютерная презентация,памятка по составлению синквейна, кластера, таблицы используемые в данной теме.

Этапы работы:

1.Презентация педагогического опыта работы.

2. Представление системы учебных занятий.

3.Моделирование.

4.Рефлексия по итогам совместной деятельности.

Ход мастер-класса.


  1. Презентация педагогического опыта работы .

Выступление хочу начать со слов Кудрявцева Д. «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Современный этап развития общества ставит перед системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Тем более это нашло отражение в должностных инструкциях.

В своей работе я использую различные образовательные технологии:

традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, планируя условия и последовательность шагов предполагаемой работы. Учитель человек с всегда горящем сердцем, всегда ищет что-то новое, что может оставить след в памяти своих учеников. Используя различные ИКТ ресурсы, привношу в понимание детей, что сеть интернет служит не только для развлечения, но является масштабным источником информации.

Я испытываю чувство острого разочарования, когда понимаю, что моему предмету не уделяется должного внимания. В последнее время количество программного материала возрастает с каждым годом, в то время, как количество времени на качественное изучение становиться все меньше. Однако это дает учителю возможность адаптироваться к требованиям современного общества, становиться более мобильным. Я стремлюсь, постоянно, находить новые методы представления учебного материала, способы взаимодействия с учениками, пути формирования основных жизненных компетенций.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

  1. Представление системы учебных занятий.

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Меняются времена, меняются поколения. Каждое новое поколение стремится быть умнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своем развитии и самосовершенствовании. Без этого нет прогресса.

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось еще в начале двадцатого века - князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика.

На уроках химии можно использовать все методы, входящие в инструментарий критического мышления: Кластер",Таблица "тонких" и "толстых" вопросов, Таблица "Знаю-хочу знать - узнал", "Дерево предсказаний", "Ромашка Блума", "Верные и неверные утверждения", "Верите ли вы?", "Корзина идей", Рассказ-предположение по "ключевым" словам,"Синквейн", «Эвристический метод»

В процессе работы над внедрением форм работы по развитию критического мышления у учащихся, сформировала свой собственный кейс эффективных методов:

Кластер - это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Этапы работы над кластером:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Синквейн от французского слова «cing» - пять. Используется как способ синтеза материала. Он может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

План

1 строка - 1 слово- существительное- название темы

2 строка - 2-3 слова - прилагательные - свойства темы

3 строка - 2-3 слова - глаголы - действия темы

4 строка- 4-5 слов - ваше отношение к данной теме

5 строка - 1 -2 слова - философское понятие данной темы, синоним первой строки .

Эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений. Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.

Прием "Дерево предсказаний".

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество ветвей не ограничено), и листья - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.



3.Моделирование.

Сегодня на мастер-классе, я вам предлагаю оценить эффективность методов критического мышления на практике. Проведем фрагмент урока используя методы критического мышления.

Тема фрагмента «Азот и фосфор войны и мира»

Метод 3.1 Прием "Дерево предсказаний".

Прошу, согласно правилам работы, написать все

предположения по теме: «Азот и фосфор войны и

мира»

3.2. Рассказ учителя или подготовленного ученика.

При раскрытии вопроса «Азот и фосфор войны и

мира» подчеркивается грандиозность круговорота этих элементов на нашей планете, в котором огромную роль играет созидательная деятельность человека, способного интенсивно воздействовать на естественные процессы природы. Процессы фиксации атмосферного азота, в частности превращение его в аммиак, а затем в азотную кислоту и её соли, являясь величайшим достижением человеческой мысли, были использованы международными организациями для производства взрывчатых веществ, несущих собой смерть и разрушения.

Здесь же уместно подчеркнуть, что в наши дни международные организации используют современные достижения химии для производства оружия массового уничтожения. Против различных народов американские войска применяют различные азотосодержащие взрывчатые вещества и зажигательные смеси, содержащие в своем составе белый фосфор. В дальнейшем социальный характер использования открытий химии мы познакомимся на уроках, посвященным изучению природным источникам углеводорода. Изучая вопросы о составе, свойствах, применении нефти и нефтепродуктов, природных горючих газов, следует сказать не только об их значении для энергетики, производства топлива, синтетических материалов, но и о той огромной помощи, которую оказывают разные страны своим братским народам в области развития газовой и нефтехимической промышленности. Одновременно, вопрос о добыче и переработке нефти является в настоящее время политическим, разрешение которого неминуемо порождает различные военные конфликты.

Мировоззренческая сторона современных достижений химии в области строения вещества заключается в том, что многообразие химических частиц является еще одним естественнонаучным обоснованием положения о качественной бесконечности и неисчерпаемости окружающего нас мира.

3.3 Кластер. После прослушанного текста поработайте в формате кластер.

«Азот и фосфор войны и

мира»

+

+

+


3.4 Рефлексия. подведем итоги фрагмента урока в формате «Синквейн»

План

1 строка - 1 слово - существительное- название темы

2 строка - 2-3 слова - прилагательные - свойства темы

3 строка - 2-3 слова - глаголы - действия темы

4 строка- 4-5 слов - ваше отношение к данной теме

5 строка - 1 -2 слова - философское понятие данной темы,

4. Рефлексия.

Прием "Шесть шляп критического мышления"

Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа "примеряет свою шляпу", высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

"Белая шляпа" -> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

"Желтая шляпа" -> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

"Черная шляпа" -> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

"Синяя шляпа" -> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

"Зеленая шляпа" -> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые "бредовые идеи и предположения");

"Красная шляпа" -> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

Манякина Л.П. ДОШ № 90


© 2010-2022