- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока химии по темеСоляная кислота
Конспект урока химии по темеСоляная кислота
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семочкина М.Т. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
8 класс
Химическое кафе «Соляная кислота и её соли»
Цели:
Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся о составе, свойствах кислот на примере соляной кислоты, применение соляной кислоты;
Развивающая: развить умение применять свои знания в нестандартной ситуации, продолжить развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить исследование; Воспитательная: продолжить формирование у учащихся познавательной мотивации
посредством изучения материала по химии, соблюдение техники безопасности при работе с кислотами, формирование коммуникативных умений (выражать свои мысли и продуктивно работать с партнёрами и учителем.
Форма проведения: деловая игра.
Оборудование и реактивы:
Спиртовка, спички, штатив, пробирки, таблицы «Применение соляной кислоты», универсальный индикатор, задания для исследовательской работы, справочники.
Растворы соляной кислоты, нитрата серебра, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида железа, вода.
Вещества: цинк, оксид меди(2), шерсть, капрон, препарат «Маалокс», желудочный сок
Хочу я загадку всем вам загадать
Найдёте ответ-
Легче будет понять,
Чем мы займёмся на этом уроке.
Итак, догадайтесь:
Есть в каждом соке
И даже в кефире,
У каждой хозяйки
И в автомобиле,
В животных, растениях-
Почти повсеместно
Они вокруг нас
И давно всем известны.
Есть с кислородом и без кислорода
Ну, что, догадались?
Всё это… (кислоты)
Сегодня, ребята, мы с вами окунёмся в мир кислот в немного необычной обстановке.
Мы посетим химическое кафе «Соляная кислота и её соли». (записывается тема урока).
В этом кафе подаются блюда для усвоения знаний о соляной кислоте и её солях. Это кафе необычно ещё и тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот.
Но, чтобы зайти в это кафе вашему вниманию предлагается понятийный тест- тест с продолжением. Я начну, а вы должны закончить предложения.
1 Кислотами называются сложные вещества, которые содержат…
2 По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на…
3 Формула соляной кислоты…
4 Валентность кислотного остатка в соляной кислоте равна…
5Основность соляной кислоты равна…
6 Универсальный индикатор в соляной кислоте окрашивается в…
7 Солями называются вещества, в состав которых входят…
Итак, мы вошли в кафе. Ознакомьтесь с меню нашего кафе.
Меню.
1 Дегустация
2 Химическое печенье
3 Бутерброды
4 Коктейль
5 Десерт «Фантазия»
6 Фирменное блюдо.
1Дегустация.
Сейчас мы с вами вспомним правила техники безопасности при обращении с кислотами, для того чтобы правильно и свободно вести себя в кафе.
Демонстрация опытов:
Конц. серная кислота + капрон;
Конц. азотная кислота + шерсть
К воде приливаем соляную кислоту.
Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Вам предлагается попробовать аскорбиновую кислоту ( витамин С). Приятного аппетита!
2 Химическое печенье.
Запишите в пустые клетки таблицы формулы соответствующих солей соляной кислоты.
Формула кислоты
Ca
K
Al
Zn
Na
Mg
HCl
Какой вид химической связи в соответствующих солях?
Что вы сможете сказать о физических свойствах этих веществ?
3 Бутерброды.
Пользуясь рядом активности металлов и справочником совместными усилиями напишем уравнения возможных реакций веществ с разб. соляной кислотой.
Задание. С какими из перечисленных веществ: HNO3, CuO, Na2CO3/ Zn, Cu, NaOH будет реагировать соляная кислота?
А будет ли гидроксид железа (3) взаимодействовать с соляной кислотой?
Для того, чтобы исследовать химические свойства соляной кислоты, нам нужно наметить план работы.
Обсуждение: смешать вещества, наблюдать имеет ли место реакция (признаки реакции), объяснить наблюдение, возможно ли разделение полученных продуктов.
Демонстрация: взаимодействие гидроксида (3) с соляной кислотой.
Учащиеся записывают уравнение реакции, делают вывод- химические свойства кислоты обусловлены содержанием в ней водорода, который замещается на атомы металлов или обменивется на атомы металлов, входящих в соединения.
4 Коктейль.
Учитель проводит опыты, а учащимся необходимо отгадать какие вещества были взяты.
-
Коктейль «Тархун» CuO+ HCl=
-
Коктейль «Молочный» HCl + AgNO3=
-
Коктейль «Содовый» CaCO3 + HCl=
-
Коктейль «Шипучий» Zn+ HCl=
-
Коктейль «Хамелеон» NaOH+ фенолфталеин + HCl=
5 Десерт « Фантазия»
Х→Х2О3→ [ХCl3
Расшифровать Х,выполнить схему превращений, указать тип реакций.
(х- алюминий)
6 Фирменное блюдо.
Необходимо выполнить исследовательскую работу и продемонстрировать эрудицию.
Задания.
-
Исследуйте среду в пробирке с желудочным соком.
-
К образцу желудочного сока прилейте несколько капель нитрата серебра. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Объясните наблюдение.
HCl+ AgNO3=
-
К 2 мл желудочного сока прилейте 2мл препарата «Маалокс» и исследуйте среду в образовавшейся системе индикатором. Объясните наблюдение. Напишите уравнение реакции.HCl + Mg(OH)2=
Вопросы.
1) Какая кислота является компонентом желудочного сока?
2) В каком физиологическом процессе участвует зта кислота?
3)Почему при повышенной кислотности желудочного сока рекомендуют принимать «Маалокс»?
4) Почему в желудочном соке хищников, питающихся падалью, повышено содержание кислоты в желудке?
5) Какое вещество объединяет никелированный чайник и желудок?
6) Где применяется соляная кислота?
7 Подведение итогов работы, выставление оценок за работу.
Примечание. Материал урока рассчитан на 2 часа.