Конспект урока химии по темеСоляная кислота

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс

Химическое кафе «Соляная кислота и её соли»

Цели:

Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся о составе, свойствах кислот на примере соляной кислоты, применение соляной кислоты;

Развивающая: развить умение применять свои знания в нестандартной ситуации, продолжить развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить исследование; Воспитательная: продолжить формирование у учащихся познавательной мотивации

посредством изучения материала по химии, соблюдение техники безопасности при работе с кислотами, формирование коммуникативных умений (выражать свои мысли и продуктивно работать с партнёрами и учителем.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование и реактивы:

Спиртовка, спички, штатив, пробирки, таблицы «Применение соляной кислоты», универсальный индикатор, задания для исследовательской работы, справочники.

Растворы соляной кислоты, нитрата серебра, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида железа, вода.

Вещества: цинк, оксид меди(2), шерсть, капрон, препарат «Маалокс», желудочный сок








Хочу я загадку всем вам загадать

Найдёте ответ-

Легче будет понять,

Чем мы займёмся на этом уроке.

Итак, догадайтесь:

Есть в каждом соке

И даже в кефире,

У каждой хозяйки

И в автомобиле,

В животных, растениях-

Почти повсеместно

Они вокруг нас

И давно всем известны.

Есть с кислородом и без кислорода

Ну, что, догадались?

Всё это… (кислоты)

Сегодня, ребята, мы с вами окунёмся в мир кислот в немного необычной обстановке.

Мы посетим химическое кафе «Соляная кислота и её соли». (записывается тема урока).

В этом кафе подаются блюда для усвоения знаний о соляной кислоте и её солях. Это кафе необычно ещё и тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот.

Но, чтобы зайти в это кафе вашему вниманию предлагается понятийный тест- тест с продолжением. Я начну, а вы должны закончить предложения.

1 Кислотами называются сложные вещества, которые содержат…

2 По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на…

3 Формула соляной кислоты…

4 Валентность кислотного остатка в соляной кислоте равна…

5Основность соляной кислоты равна…

6 Универсальный индикатор в соляной кислоте окрашивается в…

7 Солями называются вещества, в состав которых входят…

Итак, мы вошли в кафе. Ознакомьтесь с меню нашего кафе.

Меню.

1 Дегустация

2 Химическое печенье

3 Бутерброды

4 Коктейль

5 Десерт «Фантазия»

6 Фирменное блюдо.

1Дегустация.

Сейчас мы с вами вспомним правила техники безопасности при обращении с кислотами, для того чтобы правильно и свободно вести себя в кафе.

Демонстрация опытов:

Конц. серная кислота + капрон;

Конц. азотная кислота + шерсть

К воде приливаем соляную кислоту.

Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Вам предлагается попробовать аскорбиновую кислоту ( витамин С). Приятного аппетита!

2 Химическое печенье.

Запишите в пустые клетки таблицы формулы соответствующих солей соляной кислоты.

Формула кислоты

Ca

K

Al

Zn

Na

Mg

HCl


Какой вид химической связи в соответствующих солях?

Что вы сможете сказать о физических свойствах этих веществ?

3 Бутерброды.

Пользуясь рядом активности металлов и справочником совместными усилиями напишем уравнения возможных реакций веществ с разб. соляной кислотой.

Задание. С какими из перечисленных веществ: HNO3, CuO, Na2CO3/ Zn, Cu, NaOH будет реагировать соляная кислота?

А будет ли гидроксид железа (3) взаимодействовать с соляной кислотой?

Для того, чтобы исследовать химические свойства соляной кислоты, нам нужно наметить план работы.

Обсуждение: смешать вещества, наблюдать имеет ли место реакция (признаки реакции), объяснить наблюдение, возможно ли разделение полученных продуктов.

Демонстрация: взаимодействие гидроксида (3) с соляной кислотой.

Учащиеся записывают уравнение реакции, делают вывод- химические свойства кислоты обусловлены содержанием в ней водорода, который замещается на атомы металлов или обменивется на атомы металлов, входящих в соединения.

4 Коктейль.

Учитель проводит опыты, а учащимся необходимо отгадать какие вещества были взяты.

  1. Коктейль «Тархун» CuO+ HCl=

  2. Коктейль «Молочный» HCl + AgNO3=

  3. Коктейль «Содовый» CaCO3 + HCl=

  4. Коктейль «Шипучий» Zn+ HCl=

  5. Коктейль «Хамелеон» NaOH+ фенолфталеин + HCl=

5 Десерт « Фантазия»

Х→Х2О3→ [ХCl3

Расшифровать Х,выполнить схему превращений, указать тип реакций.

(х- алюминий)

6 Фирменное блюдо.

Необходимо выполнить исследовательскую работу и продемонстрировать эрудицию.

Задания.

  1. Исследуйте среду в пробирке с желудочным соком.

  2. К образцу желудочного сока прилейте несколько капель нитрата серебра. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Объясните наблюдение.

HCl+ AgNO3=

  1. К 2 мл желудочного сока прилейте 2мл препарата «Маалокс» и исследуйте среду в образовавшейся системе индикатором. Объясните наблюдение. Напишите уравнение реакции.HCl + Mg(OH)2=

Вопросы.

1) Какая кислота является компонентом желудочного сока?

2) В каком физиологическом процессе участвует зта кислота?

3)Почему при повышенной кислотности желудочного сока рекомендуют принимать «Маалокс»?

4) Почему в желудочном соке хищников, питающихся падалью, повышено содержание кислоты в желудке?

5) Какое вещество объединяет никелированный чайник и желудок?

6) Где применяется соляная кислота?

7 Подведение итогов работы, выставление оценок за работу.

Примечание. Материал урока рассчитан на 2 часа.

© 2010-2022