- Преподавателю
- Химия
- Модульный урок по теме Уравнение химической реакции
Модульный урок по теме Уравнение химической реакции
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Русакова Н.А. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Модульный урок для 8 класса по новому учебнику «Химия 8» П. А. Оржековского, Л. М. Мещерякова, М.М. Шалашова.
Тема урока: Уравнение химической реакции.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель модуля: научиться составлять уравнения химической реакции, понимать сущность химической реакции с точки зрения атомно-молекулярной теории.
Модуль 1 Проверка знаний по предыдущим темам.
УЭ 0 (тест)
А 1. Простым является вещество:
-
состоящее из атомов одного химического элемента;
-
не содержащее примесей;
-
состоящее из одинаковых молекул;
-
находящееся в газообразном состоянии.
А 2. Такую же валентность, как и в сероводороде H2S, сера имеет в соединении
-
SF6 2. SO3 3. CaS 4.SO2.
А 3. Соотношение числа атомов азота и кислорода в оксиде азота (IV)
-
1:2 2. 2:1 3. 1:4 4.4:1.
А 4. Массовая доля кислорода наибольшая в веществе, формула которого
1.K2O 2.Na2O 3.N2O 4.Cl2O.
A 5. К химическим явлениям относится процесс
-
Свёртывание белка при варке яйца
-
Затвердевание углекислого газа при охлаждении
-
Размягчение стекла при нагревании
-
Появление света при включении электрической лампочки.
В 1. Установите соответствие между описанием вещества и обозначением
описание
обозначение
А) 4 молекулы хлора
1) О2
Б) 8 атомов водорода
2) 6Н2
В) молекула кислорода
3) 4Cl2
4) 8H
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Проверяем тестовое задание.
После выполнения тестового задания класс разбивается на 5 групп, в каждой группе 4-5 обучающихся.
Модуль 2. Изучение нового материала.
В этом модуле вы узнаете что, используя химические формулы веществ, можно составить схему химической реакции, а применяя закон сохранения массы веществ - уравнение химической реакции.
План модуля.
-
Что такое схема химической реакции?
-
Что такое уравнение химической реакции?
-
Что показывает уравнение химической реакции?
УЭ 1.
-
Сущность химической реакции с позиции атомно-молекулярной теории заключается в том, что продукты реакции образуются из атомов, входивших в состав исходных веществ, т.е. атомы из которых состояли вещества до реакции перегруппировались и вошли в состав новых, образовавшихся веществ. Вспомним, что при разложении воды, которая состояла из химических элементов - водорода и кислорода, образовались простые вещества водород и кислород. Попробуем записать это с помощью химических формул: Н2О→О2+Н2 Факт течения химической реакции обозначим стрелкой. Эта запись называется схемой реакции.
-
Алгоритм составления схемы реакции: написать схему реакции горения фосфора в кислороде или взаимодействия фосфора с кислородом.
-
В левой части уравнения пишу формулы веществ, вступающих в реакцию, а затем ставят стрелку. При этом надо помнить, что молекулы газообразных веществ почти всегда состоят из двух атомов (О2, Н2, Cl2 и т. д.).
Р + О2 →
-
В правой части (после стрелки) пишут формулы веществ, образующихся в результате реакции, при этом нужно составить формулы образующихся веществ ( проставить валентность и составить формулу):
P + O2→P2O5 .
-
Составьте схемы реакций взаимодействия:
1. алюминия с кислородом
2. магния с кислородом
3. серы (IV) с кислородом.
Не забудьте составить формулы образующихся веществ.
УЭ 2.
-
Схема не полностью отражает сущность химической реакции и, если вы заметили, закон сохранения массы веществ. Количество атомов каждого элемента до стрелки не равно количеству атомов каждого элемента после стрелки в схеме химической реакции. Чтобы образовалась одна молекула кислорода, в реакцию должно вступить две молекулы воды. Но из двух молекул воды образуется не одна, а две молекулы водорода. Используя коэффициенты (это цифры, стоящие перед формулой молекулы или атома - множитель), напишем снова уравнение реакции:
2 Н2О→О2+2Н2
Итак, количество атомов каждого элемента до реакции теперь равно количеству атомов каждого элемента после реакции. Таким образом, вы записали уравнение химической реакции.
-
Теперь составим уравнение химической реакции из УЭ 1. Это достигается расстановкой коэффициентов. Посмотрим , атомов какого элемента в схеме реакции больше всего - кислорода. По нему и начнём расставлять коэффициенты. До реакции кислорода - 2 атома, а после реакции - 5. Найдём наименьшее общее кратное - 10. Тогда в левой части уравнения перед кислородом поставим коэффициент - 5, а в правой перед всем веществом коэффициент - 2.
P + 5O2→2P2O5 , получилось по 10 атомов кислорода и до реакции и после. А вот после реакции атомов фосфора стало 4, поэтому в левой части реакции мы должны поставить коэффициент 4. Получилось:
4P +5O2→2P2O5. Количество атомов каждого элемента до реакции равно количеству атомов каждого элемента после реакции.
-
А теперь попробуй те составить уравнения химических реакций из схем, которые вы составили в УЭ 1, задании 2. Если у вас не получается, позовите на помощь учителя.
УЭ 3.
Что же показывает уравнение химической реакции? Уравнение химической реакции отражает сущность химического процесса на макро- и микроуровнях. На микроуровне коэффициенты показывают какое количество молекул исходных веществ и продуктов реакции вступило в реакцию и образовалось в результате реакции. Если рассматривать реакцию разложения воды, то из двух молекул воды образуется одна молекула кислорода и две молекулы водорода, если рассматривать реакцию взаимодействия фосфора с кислородом, то на 2 атома фосфора приходится 5 молекул кислорода и образуется 2 молекулы оксида фосфора (V). На макроуровне коэффициенты показывают количества веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате реакции, т.е. в процессе разложения из 2 моль воды образуется 1 моль кислорода и 2 моль водорода или в процессе образования оксида фосфора (V) из 4 моль фосфора и 5 моль кислорода образуется 2 моль оксида фосфора (V).
УЭ 4. 1.Обучающие задания. Выполните задание из учебника стр.89.
2.Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций:
1.Ca+O2 →
2.Al+O2→
3.Si+O2 →
4.CH4+O2→CO2+H2O
5.Fe +O2 →Fe3O4 6. NH3+O2→NO+H2O
Домашнее задание: п.16, упр. А1, А2, стр. 90