Педагогический проектРазвитие творческого потенциала школьников на уроках

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МДОУ «Большебичинская ООШ»



Инновационный образовательный проект:

«Развитие творческого потенциала школьников на уроке »






Педагогический проект разработала


учитель химии Черноусова Т.А
















Большая Бича


2015




Оглавление:

1. Обоснование актуальности проекта. Стр.2-5

2. Цель проекта. Стр.5

3.Задачи проекта. Стр.5

4. Гипотеза проекта. Стр.5-6

5.Участники. Стр.6

6.Объект исследования. Стр.6

7.Предмет исследования. Стр.6

8. Сущность проекта. Стр.6-7

9. Трансляция опыта. Стр.7

10. Уровни реализации проекта. Стр.7

11.Этапы реализации проекта. Стр.8

12. Планируемые результаты. Стр.8-9

13.Предложения. Стр.9

14.Личная концепция учителя. Стр.9

15. Выводы. Стр.9

16.Концепция творческого потенциала. Стр.10

17. Практическая реализация проекта. Стр.10-14

18. Список литературы. Стр.14-15










«Пробудите в ребенке волшебника,

и вы откроете простор для развития

и расцвета его творчества».

1. Обоснование актуальности проекта.

Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира.

Психолого-педагогический анализ стандартов второго поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение «творческий потенциал».

В педагогической науке дают разное определение понятию « творческий потенциал»

Одни определяют «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

С точки зрения других, творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития,

Третьи определяют творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

Следовательно, обеспечить достижение результатов, заложенных в ФГОС-2, можно, развивая творческий потенциал учащихся через следующие направления психолого-педагогической работы:

  1. Создание условий для самореализации учащихся:

  • создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка;

  • обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей;

  • рефлексивная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность, как психолога, учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность;

  • формирование положительного образа «Я». Основная цель развития положительной «Я» концепции помочь учащемуся самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

  1. Развитие творческой активности:

  • обучение учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу;

  • организация коллективной творческой деятельности;

  • создание эмоциональной основы возникновения творческого процесса;

  • использование на уроках наглядного моделирования и составление логико-смысловых (логико-образных) моделей.

  1. Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности:

  • создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты;

  • организация совместной деятельности участников образовательного процесса (коммуникация и кооперации), где рефлексия является механизмом выхода в позиции «над», «вне», обеспечивающие координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров;

  • развитие самосознания учащихся, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. И задача современного психологического и педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка.

Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть, важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь, 2003)

Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в творчестве, гибкость и критичность мышления, способность к аналогии и образному воображению, к обобщению и интуиции. Поэтому разница в проявлениях творчества выражается в конкретном материале, в масштабах достижений и их общественной значимости. Но сущность творческого процесса одинакова для всех и для любого вида творчества - научного, технического, художественного. Начало творческого процесса связывается со столкновением с новым, необычным, парадоксальным, с осознанием противоречия новых фактов с ожидаемыми. В результате возникает удивление, новизна переживаний и формулируется вопрос.

Таким образом, в настоящее время сложились противоречия:

- между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений;

- между нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность и неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития, способствующих воспитанию необходимых установок в деятельности ребенка по осознанию ценности обретения творческого опыта в интеллектуальной сфере деятельности и необходимостью проведения этой работы в связи с требованиями, предъявляемыми к современной школе;

- между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно, и отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы не формированию у учащихся нормативных знаний, а формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств, обеспечивающих возможность реализации интеллектуально-творческого потенциала.

2. Цель проекта:

- создание образовательной среды, модели школьного образования, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе через интеграцию учебной и познавательной деятельности.

Цели развития творческого потенциала учащихся можно рассматривать с различных точек зрения:

с психолого-педагогической - изменение принципа организации усвоения содержания образования, основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);

с социальной - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;

с дидактической - решение назревших проблем школы путем создания методологической системы развития творческой личности учащихся на мотивационной основе.

3.Задачи проекта:

  • Реализация деятельностного подхода в образовании;

  • Обновление содержания образования и образовательной технологии;

  • Включение обучающихся в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в экономических и социокультурных условиях;

  • Обновление критериев оценивания обучающихся;

  • Развитие у учащихся:

1) стремления к получению новых знаний в области школьных предметов;

2) способность к самостоятельному добыванию знаний и исследованию научных фактов;

3) умения использовать полученные знания на практике;

4) творческих способностей и инициатив.

4. Гипотеза проекта

основана на предположении о том, что творческий потенциал учащихся в современных условиях обеспечивается ориентацией педагогического процесса на парадигму личностно-ориентированного образования и определяется совокупностью педагогических условий и средств, способствующих личностному развитию при активном участии педагогов и самого учащегося.

Для этого необходимо:

  • мотивировать обучающегося, вызвать личностный интерес для освоения школьного предмета;

  • создать психологический комфорт обучающемуся;

  • создать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» обучающегося в образовательном пространстве;

  • создать среду для развития мыслительных способностей обучающегося;

  • в образовательном пространстве урока применять проблемные, эвристические, рефлексивные методы;

  • учебно-воспитательный процесс строить на субъективном характере отношений;

  • обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности обучающегося на занятиях, деятельность обучающегося проектировать с опорой на зону ближайшего его развития и осуществлять перевод в зону ближайшего развития.

5.Участники:

Учащиеся школы

Учителя школы

Администрация школы

Родители школьников.

6.Объект исследования:

процесс развития творческого потенциала учащихся.

7.Предмет исследования:

система специальных мер педагогического воздействия как комплекс условий и средств, стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся.

8. Сущность проекта:

Реализация задач данного проекта в действительности требует применения новых форм, методов, технологий в организации учебного процесса. Чтобы достичь желаемого результата необходимо, чтобы каждый обучающийся стал активным участником учебного процесса, то есть стал субъектом учения, имел потребность и желание познавать учебный материал и применять его к практическим задачам, а это невозможно без соответствующей мотивации обучения. Формирование ключевых компетенций, в том числе и социальных, возможно лишь на основе реализации деятельностного подхода в образовании. Организация деятельностного подхода осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Во время урока включение учащихся в деятельность идет через использование современных технологий личностно-ориентированной направленности, а именно использование следующих технологий:

  • уровневой дифференциации;

  • проблемного обучения;

  • проектного обучения;

  • обучение в сотрудничестве;

  • имитационно-моделирующего обучения;

  • информационного обучения;

  • рефлексивного.

Для достижения наилучшей работы в этом направлении необходимо:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт детей;

  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи);

  • анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • акцентирование внимания учащихся на содержании применяемых логических операций;

  • акцентирование личностных перспектив развития целостной системы знаний;

  • включение учащихся с первых уроков в исследовательскую деятельность.

9. Трансляция опыта:

- обсуждение на заседания школьного и районного МО учителей ;

- посещение другими учителями внеклассных мероприятий и открытых уроков;

- защита учащимися исследовательских работ на школьном, районном и краевом уровнях;

- участие в олимпиадах различного уровня;

- доклады на тематических педсоветах школы;

- семинары учителей с представлением своего опыта;

- мастер-классы по предмету и подготовке уроков;

- публикации в СМИ и интернет-сообществах.

10. Уровни реализации проекта:

по месту - школьный,

по времени - долгосрочный,

по содержанию - интегративный.

11.Этапы реализации проекта:

1.Организационный этап (ноябрь2015-декабрь 2015 года).

  • - Формирование гипотезы проекта.

  • - Выявление приоритетных проблем.

  • - Изучение и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и учебно - методической литературе.

  • - Построение модели проекта.

2 . Диагностический этап (январь 2015-февраль2015)

  • - Анкетирование учащихся с целью определения развития мотивации личности к познанию и творчеству.

  • - Разработка концепции проекта, составление плана работы с учащимися по проблеме.

  • - Отбор наиболее продуктивных методов и приемов для решения проблемы.

3. Практический этап (февраль2015-февраль2016)

  • - Апробация программ образования интеллектуальной направленности;

  • - работа по предмету, направленная на подготовку обучающихся к участию в

олимпиадном и конкурсном движении;

  • - работа школьного научно-исследовательского общества учащихся;

  • - организация проектной деятельности обучающихся;

  • - сопровождение дистанционного обучения школьников;

  • - расширение программ обучения (элективные курсы);

  • - повышение мотивации личности к познанию и творчеству;

  • - отслеживание успешности решения проблемы.

4. Обобщающий этап (февраль2016-декабрь 2017)

  • - Степень реализации проекта.

  • - Подведение итогов проекта.

12. Планируемые результаты:

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе.

  • Разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, их реализация на основе деятельностного подхода.

  • Создание образовательного пространства, единого по целям, но с широкими возможностями для учащихся, в интересах соблюдения их права на получение качественного образования.

  • Разработка более гибких критериев оценивания достижений обучающихся.

  • Формирование всесторонне развитой личности, легко адаптирующейся к любым социальным ситуациям.

  • Усвоение учащимися образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности.

  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

  • Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

13.Предложения:

- разработка методических рекомендаций по развитию творческого потенциала учащихся.

14.Личная концепция учителя:

  • поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

  • организация и поддержка творческих инициатив учеников;

  • ориентация учащихся на исследовательскую, поисковую, проектную работу в рамках предметного обучения;

  • включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

  • усиление практической направленности обучения на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

  • привлечение в образовательный процесс родителей учащихся;

  • создание атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

15. Выводы:

Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если:

  • будут найдены педагогически стимулирующие факторы и новые методические подходы , адекватные особенностям возрастного развития и интеллектуальному опыту учащихся, повышающие продуктивность мышления;

  • за счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности;

  • учебная информация будет рассматриваться педагогом и учащимся как культурно-образовательный материал, отражающий интеллектуальное и научное наследие человечества и имеющий открытый характер;

  • учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества;

  • результат интеллектуального труда будет оцениваться им самим и педагогом как самоценный продукт, отражающий динамику его мыслительной деятельности, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития;

  • творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.

16.Концепция творческого потенциала:

Творческий потенциал включает компоненты:

  • мотивационно-целевой;

  • содержательный;

  • операционно-деятельностный;

  • рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

- мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

- мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности.

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

17. Практическая реализация проекта:

Целенаправленное развитие творческого потенциала учащихся закладывает такие цели, как

  • осознание школьником своих способностей и своих возможностей к творческому решению задач различного характера;

  • знание степени соответствия своих возможностей требованиям со стороны педагогов, родителей и общества в целом;

  • знание степени своего признания в мини-сообществе (класс, группа, компания и др.);

  • оценка предпосылок последующего развития способностей и самореализации;

  • знание слабых и сильных сторон и путей самосовершенствования, знание своих индивидуальных способов творчески успешного действия, поиск индивидуального стиля творчества;

  • отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности; представление о своем будущем в перспективе избранной профессии;

  • контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими.

Решение таких задач и достижение соответствующих целей требует определения условий организации учебно-воспитательного процесса и построения стратегий, обеспечивающих потребность и возможность достижения соответствующего уровня творческого потенциала учащихся, их дальнейшее творческое развитие и высокую конкурентоспособность как будущих профессионалов.

Целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы по эффективному формированию и повышению творческого потенциала учащихся может быть продуктивной при соответствии его следующей концепции развития:

  • основной целью образования в условиях общеобразовательной школы становится актуализация личностного роста учащихся как субъектов саморазвития;

  • организация и методы развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы основываются на различных видах диалога и направлены на ломку личностных стереотипов, разработку стратегии и формирование технологий личностных изменений.

Основные компоненты творческой активности учащихся:

  • потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

  • готовность к преобразующей деятельности;

  • эвристический потенциал;

  • сама преобразующая деятельность.

Развивающие творческий потенциал учащихся технологии включают:

- наличие программы самосовершенствования школьника,

- формирование потребности к самореализации, оптимальной деятельности и
продуктивной коммуникации,

- развитие творческого субъективного потенциала, необходимого для эффективного
учебного труда,

- оказание психологической поддержки и обучение навыкам работы.

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

  • беседы;

  • дискуссии;

  • игры;

  • состязания;

  • конкурсы;

  • турниры;

  • олимпиады;

  • творческий труд;

  • поисковые эксперименты;

  • индивидуальные занятия;

  • художественно-эстетическая деятельность.

Обоснование использования технологий

Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы - как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Так должно быть. Но как часто, уже с детства, ребенок не верит в себя. Поэтому главная задача педагога: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. Этой цели способствуют современные образовательные технологии:

  • информационно-коммуникативная;

  • проектно-исследовательская;

  • технология развития критического мышления;

  • личностно-ориентированная;

  • игровая;

  • здоровьесберегающая;

  • технология «дебаты».

Использование этих современных образовательных технологий способствует раскрытию творческого потенциала, обеспечивает развитие и саморазвитие личности школьника.

Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умению работать с первоисточниками. Использование здоровьесберегающей технологии, целью которой является укрепление и развитие физического и психического здоровья учащихся, позволяет создавать благоприятный психологический фон, условия для самовыражения.

Исследовательские работы часто требуют родительского участия, но при этом важным условием является разъяснение сути методов проектов и его значимости для развития личности детей. Родителям необходимо раскрыть основные этапы проектной деятельности и формы их возможного в ней участия, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций. Учитываются индивидуальные способности учащихся : сильным - сложное задание, слабым - по их реальным возможностям.

Исследовательский метод даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях, формирует лидерские черты творческой личности и является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

Формой работы является НОУ. В основе концепции образования важное место занимает включение старшеклассников в процесс активного творчества. Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через научное общество учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески одаренных детей.

Всё это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

Активное использование в работе технологии критического мышления позволяет «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

  • активизация познавательной деятельности;

  • осмысление материала через активное чтение и слушание;

  • через размышление и анализ к творческой интерпретации.

Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность.

К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также таких качеств, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

Традиционным стало участие в различных литературно-творческих конкурсах на школьном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся и позволяют прогнозировать ситуацию успешности.

Интеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности позволяет сделать школьное образование не строго академическим, но интересным, увлекательным и полезным, следовательно, развивающим творческий потенциал.

18. Список литературы:

1.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

2.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность.- М., 2004.

3. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.

4. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности. - М.: 2003.

5. Круглова О.С. Технология проектного обучения. "Завуч" № 6,1999, с.90-94.

6.Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование.№8.2001.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М.: 2000.

8.Панов Б.Т. Внеклассная работа. - М.: Просвещение, 1980.

9.Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». - 1998. № 3.

10.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998..

11. О Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 24. 09.2007 № 06-1549)./ « Вестник образования» №22,2007г., стр.52-78.

12.Материалы сайта prescol.km.ru/

13.Материалы сайта lib.direktor.ru

14.Материалы сайта vestniknews.ru



© 2010-2022