Оксиды углерода (II и IV)

Я являюсь сертифицированным учителем - в 2012 году прошла курсы повышения квалификации по Программе 3 (базового) уровня. Разработала  урок химии с применением новых технологий, урок изучения нового материала в группах, задания дифференцированные. в начале урока создается благоприятный климат класса, учащиеся делятся на группы , получают дифференцированные задания. В группах выбирается спикер, который позже защищает выполненный проект. Учитель выполняет роль наставника, организатора.  В конце  ур...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное учреждение

«Пресновская средняя школа »

Северо-Казахстанской области Кызылжарского района



Конспект урока химии в 9 классе



Тема: «Оксиды углерода (II и IV)».





Подготовила: учитель химии

Белоусова Екатерина Павловна





2012-2013 учебный год

Класс: 9

Тема: Оксиды углерода (II и IV)

Цель: Изучение новых химических веществ - оксидов углерода.

Задачи:

- Образовательные - усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет.

- Воспитательные - воспитание бережного отношения к своему здоровью, окружающей природе, развитие ответственного отношения к учебе, познавательного интереса к химии, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умений парной и групповой работы.

- Развивающие - раскрытие причинно-следственных связей, развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, определять способы действий и соотносить с планируемыми результатами.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы: словесные, наглядные, исследовательские

Методические приемы: объяснение, беседа, индивидуальная и групповая работа, таблица «Знал - хочу узнать - узнал»

Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, мультимедиа проектор.

Оборудование и реактивы для учащихся: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок, химические стаканы), реактивы (уксусная кислота, гидрокарбонат натрия (сода), гидроксид кальция).

Ход урока:


Этапы урока и время

Деятельность учителя

Формы организации и

Деятельность учащихся

Планируемый результат для учащихся



Организационный момент

4 мин

Приветствие учащихся. Настрой на сотрудничество путем создания атмосферы сотрудничества. Игра «Клубок пожеланий»

Коллективная .

Приветствуют учителя, говорят друг другу пожелания на урок, стоя в кругу. Оксиды углерода (II и IV)

Настроятся на рабочий лад, учебное сотрудничество



Актуализация опорных знаний


2 мин















С целью актуализации имеющихся знаний, для привлечения внимания и концентрации его организует ДИАЛОГ:

С каким химическим элементом мы познакомились на прошлом уроке? Что образуется при сгорании углерода? Помните ли вы, что это за оксиды? Предлагаю отгадать загадки. Отгадками будут являться вещества, о которых вы слышали и с которыми неоднократно сталкивались в обычной жизни.

1.Чтоб появиться, я сумел,

Прокаливают белый мел.

Я в газированной воде,

Я в хлебе, в соде; я везде.

И фотосинтез без меня

И не туда и не сюда.

И пламя маленькой свечи

И нужно только сделать вдох

Чтоб я на свет явиться мог.

Меня дает огонь в печи

(Углекислый газ или оксид углерода (IV))

2. Горю я синим пламенем

Угаром угрожаю,

Когда совсем сгораю я,

Из печки улетаю.

(Угарный газ или оксид углерода(II))


Коллективная, индивидуальная.

Высказывают мнения, отгадывают загадки, называют формулы (СО, СО2).



Оксиды углерода (II и IV)


Вспомнят, сформулируют и аргументрируют свое мнение, учтут разные взгляды; выразят свои мысли, заинтересуются

постановка учебной задачи


4 мин

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Предлагает поставить цели урока:

Чему вы сможете научиться в течение урока?

С целью развития мышления, повышения интереса к теме предлагает заполнить таблицу «ЗХУ» каждому учащемуся по данной темеОксиды углерода (II и IV)

Коллективная. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. Высказывают мнения, определяют задачи урока

Индивидуальная. Двое -трое зачитывают что хотели бы узнать

Оксиды углерода (II и IV)

Логически рассуждают, вспоминают, определяют, трансформируют свои знания, преобразуют, выдвигают гипотезы




деление класса на группы

2 мин


Знаете ли вы , какую роль играют оксиды в природе? Хватит ли нам этих знаний? А что же еще нам нужно знать об этих веществах? И как мы будем это делать?

Зная способности учащихся , тип характера, темперамент,

Предлагает учащимся взять карточки , с помощью которых формирует 3 группы, различные по способу изучения предлагаемого нового материала

.


Индивидуальная

Определяются, каким образом они желают изучить материал (репродуктивно или творчески), выбирают цвет карточки (синий, зеленый, красный), образуют группы


самоопределятся «заглянув внутрь себя» со способом достижения целей

Работа по усвоению новых знаний

10 мин


Выдает задание и раздаточный материал каждой группе (приложения № 1, 2,3)

Уточняет задачи учащихся

Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся; задает вопросы


  1. Групповая.

  2. Работают по выполнению задания; используют учебник и ресурсы интернет; отвечают на вопросы задания; определяются с ролью каждого в группе

Планируют совместную работу, распознают и выделяют информацию, учитывают разные мнения, определяются с ролью, формулируют свое мнение, выбирают, анализируют

защита своих работ

10 мин

  1. С целью коррекции знаний учитель задает вопросы учащимся;

  2. Отвечает на вопросы учащихся;

Обобщает и подводит итоги творческих групп.

  1. Групповая.

  2. Выступают по очереди с отчетом о проделанной работе (используют магнитную, интерактивную доски)

  1. Отвечают на вопросы учителя , конспектируют то, что понравилось в работе другой группы. Оценивают работу каждой группы

Развивают речевые навыки, слушают друг друга, задают вопросы, мыслят, сравнивают


Первичное закрепление

3 мин

Для улучшения и поднятия внутреннего удовлетворения учащихся от работы, для коррекции знаний , Предлагает учащимся в парах ответить на вопросы : (приложение № 4), с

обсуждением каждого ответа

Парная.

Читают вопросы, отвечают по очереди, учитель спрашивает одного из парыОксиды углерода (II и IV)

Усвоят , переформулируют, докажут, произведут , проговорят, слушают



Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.


5 мин

Для проверки усвоения знаний, для оценивания предлагает проверочный тест:

Выберите из предложенных утверждений те, которые справедливы:

I вариант: - для угарного газа (CO)

II вариант: - для углекислого газа (СО2)

1. Бесцветный газ, без запаха.

2. Газообразный при обычных условиях.

3. Ядовит.

4. Не ядовит.

5. Хорошо растворим в воде.

6. Плохо растворим в воде.

7. Газ легче воздуха.

8. Газ тяжелее воздуха.

9. Проявляет кислотные свойства.

10.Степень окисления углерода +2.

11.Степень окисления углерода +4.

12. В реакциях может быть и окислителем, и восстановителем.

13. В реакциях может быть только окислителем.

14. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение.

Варианты ответов проецируются на экран:

отметка «5» - 10 и более правильных ответов

«4» - 8 - 9

«3» - 7-6

«2» - 5 и менее

Индивидуальная. Учащиеся выполняют тест письменно и

Парная

осуществляют взаимопроверку по эталону (обмениваются тетрадями)

Выделяют информацию, анализируют услышанный и увиденный за урок материал, рассуждают, выстраивают логическую цепочку. контролируют себя, оценивают

Рефлексия деятельности


2 мин

Ребята, что нового вы узнали на уроке? Запишите эту информацию в своих таблицах «ЗХУ» дома.

Оцените свое внутреннее состояние на уроке и удовлетворенность своими действиями ( имеются 4 картинки - радость, позитив, огорчение, разочарование).

Индивидуальная.

Выставляют себе оценку, завершая урок анализом полученных знаний.

Выражают отношение к уроку (Стикеры со своим именем приклеивают к соответствующей картинке - смайлику)Оксиды углерода (II и IV),

Оксиды углерода (II и IV)

формулируют и арументируют свое мнение, выражают свои ощущения


Домашнее задание


2 мин

  1. Доделать таблицу «ЗХУ» (всем)

  2. Прочитайте параграф 26 (всем)

  3. ** с 93 задача 3

  4. *** с 93 задача 4

  5. ***придумайте синквейн о любом из рассмотренных сегодня веществ.

Благодарит учащихся за урок

Записывают домашнее Оксиды углерода (II и IV)задание.

самоопределяются с уровнем работы

Приложение № 4.


  1. Формула угарного газа

  2. Формула углекислого газа

  3. Характер оксидов углерода

  4. Физические свойства угарного газа

  5. Как действует угарный газ на организм

  6. Как распознать углекислый газ

  7. Где применяется углекислый газ


Приложение № 1.

Заполните пропуски в тексте, используя ваши знания, учебник, ресурсы Интернет.

Углерод - это неметалл, при сгорании образуются 2 ……., они являются …………….. Формула оксида углерода () - ….., второе его название …………………….. , потому что ………………………………………………………………………………………………………… Физические свойства оксида углерода () следующие:………………………………………….. Чтобы спасти человека, в первую очередь необходимо ………………………………………..

Получают угарный газ в результате реакций:…………………………………………………. Угарный газ применяют в качестве…………………….., например происходят такие реакции:………………………………..

Формула второго оксида - оксида углерода () - ……., но чаще его называют ………………. По физическим свойствам - это……………………………………………………. В природе он появляется в результате………………………….. А в лаборатории его получают следующим образом:………………………………………………………………. Как типичный кислотный оксид, углекислый газ взаимодействует с :…………………………………………………………..

Чтобы распознать углекислый газ, необходимо ………………………………………., тогда …………………… Углекислый газ широко применяется для……………………………

Приложение № 2.

Заполните сравнительную таблицу, используя ваши знания, учебник, ресурсы Интернет.

Признаки сравнения

СО (угарный газ)

СО2 (углекислый газ)

Строение молекулы

Физические свойства

Химические свойства

Способы получения

Применение

Проведите лаб.опыт, доказывающий качественную реакцию на СО2 :

Соберите прибор для получения газов. В пробирку поместите немного гидрокарбоната натрия , по каплям прилейте уксусную кислоту ( помнить правила ТБ!). Вставить газоотводную трубку, конец которой опущен в стакан с известковой водой. Объясните наблюдения.

Приложение № 3

Задание 1: с помощью диаграммы Венна найдите общие и отличительные признаки двух оксидов углерода.

Задание 2. Заполните таблицу, используя дополнительный материал (предоставляется учащимся)

Признаки сравнения

СО (угарный газ)

СО2 (углекислый газ)

Физиологическое действие на организм

Соединяясь с гемоглобином красных кровяных телец, переносчиков кислорода от легких к тканям организма, угарный газ вызывает кислородное голодание, и человек может погибнуть. При вдыхании воздуха, содержащего до 0,1% CO человек может потерять сознание и умереть.

Оказывает на человека наркотическое действие, раздражает кожу и слизистые оболочки, оказывает центральное сосудосуживающее и местное сосудорасширяющее действие, вызывает повышение содержания аминокислот в крови, ингибирует действие ферментов в тканях. При его концентрации в воздухе до 3% у человека наблюдается учащенное дыхание, более 10% потеря сознания, смерть.

© 2010-2022