Программа по химии (основная школа)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по предмету химия

на уровень основного общего образования


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету химия на уровень основного общего образования составлена в полном соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, с учетом требований к результатам освоения ООП основного общего образования, представленным во ФГОС ООО, и на основе предметного содержания, изложенного в Фундаментальном ядре содержания общего образования.

Цели и задачи данной рабочей программы:

1. Создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине - химия.

2. Создание условий для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом основного общего образования.

3. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

4. Создание условий для развития у учащихся всех основных видов деятельности, которые способствуют формированию у них способности к саморазвитию, непрерывному образованию и коммуникативной деятельности, а также овладение элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащей в основе формирования ценностно-ориентированной эстетической и физической культуры, формируемой в процессе изучения учебных предметов.

Программа предусматривает преподавание на уровне основного общего образования в объеме 136 часов, по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах.

Преподавание предмета химии с использованием данной рабочей программы будет проводиться на базовом уровне в 8-9 классах по УМК О.С.Габриеляна для 8-9 классов:

- Учебник c электронным приложением (на сайте издательства). 8, 9 классы. Автор: Габриелян О.С.

- Рабочая тетрадь. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Сладков С.А.
- Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Яшукова А.В.

- Контрольные и проверочные работы. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С. и др.

- Тетрадь для оценки качества знаний по химии. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Купцова А.В.

- Диагностические работы. 8 класс. Автор: Купцова А.В.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях. Учебное пособие. 8 класс. Авторы: Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А.

- Мультимедийное приложение. 8, 9 классы. Автор: Габриелян О.С.

- Методическое пособие. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Купцова А.В.

- Рабочие программы. 8-9 классы. Автор: Гамбурцева Т.Д.

Программа разработана на основе следующих документов:

1) ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. N 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014)

3) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

4) Фундаментальное ядро содержания общего образования.

5) Федеральный перечень учебников за 2014-2015.

5) Примерная основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации.

6) Примерная программа по химии.

7) Положение о системе контроля в образовательной организации.

8) Положение о проектной деятельности учащихся в образовательной организации.

Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Эти знания наряду с физическими находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства в том числе не связанных с химией непосредственно. Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

В связи с вышесказанным, программа курса химии основной общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8-9 классов. Программа построена таким образом, что главное внимание в ней уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью. В данной программе четко определены междисциплинарные связи, и произведен отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного естественно- научного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту.

Основная особенность детей 14-15 лет - происходит развитие познавательной сферы. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Учащиеся начинают овладевать теоретическим и рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование УУД обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных и личностных качеств.

На этапе получения основного общего образования происходит включение подростков в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как: умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса

Цели изучения химии в основной школе:

  1. Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности. Умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы и видеть связь критериев с определенной системой деятельности

  2. Формирование у обучающихся целостного представления о роли химии в современном мире, создание естественно-научной картины мира. Умение объединять объекты и процессы окружающей действительности;

  3. Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания самопознания и ключевых навыков имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решение проблем, принятие решений, поиск, анализ, обработка информации, коммуникативных навыков и обращения веществами в повседневной жизни.

  4. Формирование представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях.

  5. Овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

  6. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

  7. Применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Вклад предмета химия в достижение целей общего образования:

  1. Формирование системы химических знаний, как компонента естественно-научной картины мира,

  2. Приобретение опыта разнообразной деятельности, познание и самопознание, развитие личности обучающихся

  3. Интеллектуальное и нравственное совершенствование учащихся, формирование у них экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности

  4. Выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а так же формирование отношения к химии, как возможной области будущей деятельности

  5. Формирования умений безопасного обращения с веществами, используемых в повседневной деятельности

Описание курса, его структура, особенности

Химия входит в число естественных наук, изучающих природные явления, внешние по отношению к человеку. В центре внимания химии находятся вещества, их свойства и превращения, а также вытекающее из свойств применение. Поэтому изучение химии имеет как фундаментальные цели построения единой естественнонаучной картины мироздания, так и сугубо практические, связанные с применением конкретных веществ в технике, промышленности, сельском хозяйстве и в быту.

Важнейшими содержательными линиями школьного курса химии могут быть условно названы «вещество», «химическая реакция», «применение веществ» и «язык химии».

Блок «Вещество» включает знания о веществах: составе, строении и свойствах (физических и химических), включая анализ биологической активности и токсичности.

Блок «Химическая реакция» предусматривает знакомство с условиями и закономерностями протекания химических реакций, системой классификации химических реакций и способами управления реакциями. Особенно следует выделить реакции, осуществляемые в промышленности.

Блок «Применение веществ» несет в себе информацию об областях применения соединений. Эта информация должна логически следовать из анализа свойств веществ (блок «Вещество»), так как именно свойства веществ определяют их применение.

Блок «Язык химии» включает в себя важнейшие понятия и термины химии, а также химическую номенклатуру. В этот блок также входят и важнейшие теории и концепции - атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы, Периодический закон Д. И. Менделеева.

Два блока («Вещество» и «Применение веществ») включают в себя описательную часть - знакомство с конкретными веществами и областями их применения.

Два других блока («Химическая реакция» и «Язык химии») включают в себя основные термины, теории и учения современной химии. Именно они служат основой формирования теоретических представлений о химии как науке, указывают на место химии в ряду естественнонаучных дисциплин.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Основное общее образование направлено на подготовку учащихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, воспитание умения самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни за пределами школы.

В стандартах второго поколения выделены три главные цели основного общего образования. Это основанное на приобретенных знаниях формирование целостного представления о мире, приобретение опыта разнообразной деятельности и подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение химии на второй ступени общего образования должно обеспечить:

1) формирование системы химических знаний как части естественно-научной картины мироздания;

2) развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование гуманистических отношений, воспитание бережного отношения к природе и формирование экологически целесообразного образа жизни;

3) понимание потребности общества в развитии химии и возможности выбора химии в качестве будущей специальности;

4) приобретение навыка безопасной работы с веществами, включая те, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни (средства бытовой химии, лекарства, удобрения).

Изучение химии в 8-9 классах должно строиться по принципу интенсивного взаимодействия с другими дисциплинами - как естественнонаучными (физика, биология, экология), так и точными (математика, информатика) и гуманитарными (география, история, история культуры, литература).

Изучение химии в основной школе преследует четыре важнейшие цели.

1. Формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, важность химического знания для каждого индивида вне зависимости от области и сферы его деятельности,

2. Воспитание умения анализировать факты, сравнивать объекты и явления, проводить анализ объектов и их классификацию по различным признакам сравнения, использовать критерии оценки и связывать их с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию.

3. Формирование у учащихся целостного естественнонаучного представления о мире и о роли в нем химических знаний, умение объяснять сущность наблюдаемых процессов с использованием языка химии и химических концепций.

4. Приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых компетентностей, направленных как на решение конкретных жизненных проблем, так и на принятие решений, поиск, анализ и обработку информации, приобретение навыков сотрудничества, работы в коллективе, безопасного обращения с веществами.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное и культурное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

V. Содержание учебного предмета, курса

Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Химический анализ и синтез. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Проведение расчетов на основе формул и уравнений химических реакций.

Теоретические основы химии

Периодический закон Д. И. Менделеева. Атомы, ядра, протоны, нейтроны, электроны. Химический элемент. Периоды и группы. Понятие о строении электронных оболочек.

Валентные электроны. Степень окисления. Как пользоваться периодической таблицей.

Молекулы. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Ионы и ионная связь. Степень окисления и валентность химических элементов. Полярные и неполярные ковалентные связи. Пространственная структура молекул. Металлическая связь. Водородная связь.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Обусловленность свойств веществ их строением. Простые и сложные вещества. Представления о строении газообразных, жидких и твердых веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Чистые вещества, смеси, растворы. Растворение как физико- химический процесс. Гидратация ионов. Способы выражения концентрации растворов.

Физические и химические явления. Химическая реакция - процесс перестройки атомов в молекулах. Сохранность атомов в химических реакциях. Абсолютные и относительные массы атомов и молекул.

Моль - мера количества вещества. Закон Авогадро и объем моля газа. Число Авогадро. Признаки и условия протекания химических реакций. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Растворы. Растворимость. Растворы газов, жидкостей и твердых веществ. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Концентрация раствора и ее расчет. Тепловые явления при растворении.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация солей, кислот и оснований. Кислотность растворов, понятие о рН. Условия необратимости реакций в растворах. Понятие об аналитических качественных реакциях.

Химия и электрический ток. Электролиз. Катод и анод. Получение щелочных металлов и алюминия. Окислительно-восстановительные реакции как источник электрического тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Понятие о топливном элементе. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозионные покрытия.

Тепловые эффекты химических реакций. Закон сохранения энергии в химии. Энергия связи и теплота образования соединений. Стандартное состояние. Экзо- и эндотермические реакции. Теплота сгорания и растворения. Закон Гесса.

Топливо и его разновидности. Скорость реакций, ее зависимость от различных факторов. Энергия активации. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Основы неорганической химии

Металлы и неметаллы, их положение в периодической системе. Строение атомов неметаллов. Физические и химические свойства. Водородные и кислородные соединения элементов подгрупп галогенов, кислорода, азота, углерода.

Общая характеристика металлов главных и побочных подгрупп. Физические свойства металлов. Щелочные и щелочно-земельные металлы, алюминий, железо, медь, цинк и их соединения. Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Черные и цветные металлы, способы их получения. Сплавы. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

Основные классы неорганических соединений и реакции между ними. Оксиды. Водород. Гидриды. Гидроксиды. Кислоты, основания, щелочи, соли. Амфотерность. Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы. Связь между основными классами неорганических веществ.

Основы органической химии

Электронное строение атома углерода - причина уникальности его соединений. Способность атомов углерода образовывать цепи. Гомология и изомерия - причины многообразия органических соединений. Простые и кратные связи.

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Химия и жизнь

Белки. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Жиры. Углеводы. Химия и здоровье. Рациональное питание. Калорийность пищи. Витамины. Лекарственные вещества. Вред, причиняемый наркотическими веществами.

Химия в сельском хозяйстве. Круговорот азота и фосфора в природе. Минеральные и органические удобрения (азотные, фосфорные, калийные). Средства защиты растений.

Бытовые поверхностно-активные соединения. Моющие и чистящие вещества. Органические растворители. Бытовые аэрозоли. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии.

Общие принципы химического производства. Основные продукты промышленной химии (аммиак, серная кислота, минеральные удобрения). Понятие о нефтехимии.

VI. Тематическое планирование (ТП) с определением основных видов учебной деятельности

Примерный вариант календарно-тематического плана

№ п/п

Содержание учебного материала

(разделы, темы)

Количество часов

Планируемая дата занятия

Фактическая дата занятия

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Требования к метапредметным и предметным результатам освоения программы

Контрольно-оценочная деятельность

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

вид

форма







Для удобства составления КТП содержание учебного предмета распределяется по темам, распределение часов по темам учитель делает самостоятельно, в каждой теме следует определить количество часов, отводимых на практические и лабораторные работы.

№ п/п

Раздел/ тема

Количество часов

Лабораторные работы

Практические работы

Раздел

1

Тема 1

2

Тема 2

3

Тема 3

Итого:


VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исход­ных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.

Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов. Для проведения химических опытов коллекции исполь­зовать нельзя.

Химические реактивы и материалы.

Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопас­ности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все не­обходимые меры предосторожности указаны в соответствующих до­кументах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии.

Наиболее часто используемые реактивы и материалы:

  1. простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера;

  2. оксиды - меди (II), кальция, железа (III), магния;

  3. кислоты - соляная, серная, азотная;

  4. основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидро­ксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;

  5. соли - хлориды натрия, меди (II), железа(III); нит­раты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия;

  6. органические соединения - крахмал, глицерин, уксусная кислота, мети­ловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы. Хи­мическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химичес­ких процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегат­ных состояниях:

1) приборы для работы с газами - получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;

2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми ве­ществами - перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жид­костью, твердыми веществами.

Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры:

1) для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация за­кона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического равновесия;

2) для иллюстрации химических основ заводских способов полу­чения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.).

Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы, различные приспособления для выполнения опытов.

Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы.

В преподавании химии используются модели кристалли­ческих решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), иода, железа, меди, магния. Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул при изу­чении органической химии.

Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирова­ния: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделе­ева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Элект­рохимический ряд напряжений металлов».

Для организации самостоятельной работы обучающихся на уро­ках используют разнообразные дидактические материалы: кар­точки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.

Учебно-методический комплекс:

1. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. М., «Дрофа», 2015

2. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. М., «Дрофа», 2015

Литература для учителя:

1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян.-5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 78, [2] с.

2. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. -2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2003. -416 с.

3. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы по учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М. : Дрофа, 2003. -160 с.

4. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» для учащихся и учителей- 5 -е изд., испр. И доп.- Москва: «БЛИК и К», 2004.-224 с.

5. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - М. : Дрофа, 2002. -400 с.

6. Химия. 9 класс: Контрольные и проверочные работы по учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М. : Дрофа, 2003. -176 с.

7. Габриелян О. С., Остроумов И. Г.. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия-9» для учащихся и учителей общеобразовательных учебных заведений - 1 -е изд.,.- Москва: «БЛИК и К», 2003.-256 с.

Литература для ученика:

1. Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 1997

2. Л.Ю. Аликберова. Занимательная химия. М., «АСТ-ПРЕСС», 2002

3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Глав. Ред. В. А. Володин.-М.: Аванта +, 2001.- 640с.

Цифровые образовательные ресурсы

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (school-collection.edu.ru/).

him.1september.ru/index.php - журнал «Химия».

him.1september.ru/urok/- 15. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

Медиаресурсы.

CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)

Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)


VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник научится:

характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

различать химические и физические явления;

называть химические элементы;

определять состав веществ по их формулам;

определять валентность атома элемента в соединениях;

определять тип химических реакций;

называть признаки и условия протекания химических реакций;

выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

составлять формулы бинарных соединений;

составлять уравнения химических реакций;

соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

получать, собирать кислород и водород;

распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

раскрывать смысл закона Авогадро;

раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

характеризовать физические и химические свойства воды;

раскрывать смысл понятия «раствор»;

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

называть соединения изученных классов неорганических веществ;

характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

определять вид химической связи в неорганических соединениях;

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

определять степень окисления атома элемента в соединении;

раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

определять возможность протекания реакций ионного обмена;

проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

определять окислитель и восстановитель;

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

классифицировать химические реакции по различным признакам;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


© 2010-2022