- Преподавателю
- Химия
- Информационно-исследовательский проект «Железо и здоровье человека»
Информационно-исследовательский проект «Железо и здоровье человека»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орел С.А. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
г. Ярцево, Смоленской области.
Информационно-исследовательский проект
«Железо и здоровье человека».
Учебный предмет: химия.
Выполнила: ученица 9 «А» класса
Куликова Маргарита.
Научный руководитель проекта:
Учитель биологии, химии
Орел Светлана Александровна.
2015 год.
Цель:
1)Выяснить значение железа для организма человека.
2)Выяснить из кого источника вода наиболее обогащена железом.
Задачи:
1)Изучить информацию о значение железа в жизни человека.
2)Провести исследование образцов воды из разных источников на предмет содержания железа.
а)Колодезная(родниковая)
б)Речная
в)Водопроводная
1
Содержание.
1)Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2)Железо- важнейший химический микроэлемент………………………………………4-5
3)Железо в организме человека…………………………………………………………………….6-7
4)Функции железа в организме……………………………………………………………………….8
5)Усвоение железа организмом……………………………………………………………………9-11
6)Причины дефицита…………………………………………………………………………………….12-14
7)Избыток железа…………………………………………………………………………………………….15
8)Содержание железа в продуктах………………………………………………………………16-17
9)Содержание железа в воде.
Исследования:
9.1-Фильтрованная
9.2- Колодезная(родниковая)
9.3-Речная
9.4-Водопроводная
10)Железное здоровье.
11)Вывод
12)Используемая литература
2
1.Введение.
Этот проект направлен на изучение химических процессов, происходящих с железом в организме человека, влияние железа на организм человека, а так же на выяснение из кого источника вода наиболее обогащена железом. Данную тему важно разрабатывать с целью снижения риска заболеваний, связанных с недостатком и избытком железа в организме. Актуальность рассматриваемых вопросов не вызывает сомнений, так как сбережение здоровья в условиях нарастающих экологических проблем - важнейшая задача человечества.
3
2.Железо- важнейший химический микроэлемент.
Желе́зо - элемент восьмой группы (по старой классификации - побочной подгруппы восьмой группы) четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с атомным номером 26. Обозначается символом Fe (лат. Ferrum). Один из самых распространённых в земной коре металлов (второе место после алюминия).
Простое вещество железо (CAS-номер: 7439-89-6) - ковкий металл серебристо-белого цвета с высокой химической реакционной способностью: железо быстро корродирует при высоких температурах или при высокой влажности на воздухе. В чистом кислороде железо горит, а в мелкодисперсном состоянии самовозгорается и на воздухе.
Собственно, железом обычно называют его сплавы с малым содержанием примесей (до 0,8 %), которые сохраняют мягкость и пластичность чистого металла. Но на практике чаще применяются сплавы железа с углеродом: сталь (до 2,14 вес. % углерода) и чугун (более 2,14 вес. % углерода), а также нержавеющая (легированная) сталь с добавками легирующих металлов (хром, марганец, никель и др.). Совокупность специфических свойств железа и его сплавов делают его «металлом № 1» по важности для человека.
4
В природе железо редко встречается в чистом виде, чаще всего оно встречается в составе железо-никелевых метеоритов. Распространённость железа в земной коре - 4,7 % (4-е место после O, Si, Al). Считается также, что железо составляет бо́льшую часть земного ядра.
5
3.Железо в организме человека.
Содержание железа в организме человека (масса тела 70 кг.) составляет по некото-рым данным-3,5 г. Распределение железа в организме человека (в процентах от общей массы железа) показано в таблице 1.
Возраст человека
Костный мозг, плазма
Мышца
Печень, селезенка
Эритроциты (кровь)
Новорожденные дети раннего возраста
1
7-9
10-12
80
Дети среднего и старшего возраста, взрослые
1
20-22
10-15
65-70
Небольшая часть железа расходуется на рост покровных тканей организма кожи и ногтей. Железо входит в состав пигмента, окрашивающего волосы (рыжие волосы содер-жат в 5 раз больше железа, чем любые другие). Как видно из приведенных выше дан-ных, основная масса железа находится в крови эритроцитах. Это стало известно благодаря открытию француза Мери в XIX веке. Эритроциты-красные кровяные клетки, главная функция которых заключается в осуществлении газообмена организма с окружающей средой, т.е. эритроциты переносит в организме кислород, поступающий при дыхании.
Входя в состав железосодержащего пигмента - гемоглобина, железо определяет красную окраску этого вещества, а также цвет крови.
6
Молекула гемоглобина состоит из двух частей из белка - глобина (основная часть молекулы, которая у разных животных организмов имеет разное строение) и железосодержащей группы - тема, который у всех организмов один и тот же. В составе молекулы гемоглобина четыре тема и в каждом - по одному атому железо, на их долю приходится всего лишь 0,35 % массы огромной молекулы.
Именно железо помогает захватывать кислород и отдавать его там, где он нужен. В организме человека циркулирует около 25 трлн. эритроцитов (в них находится большая часть всего железа, имеющегося в организме), благодаря деятельности, которых мы можем дышать. Срок жизни эритроцитов 3-4 месяца, после чего, выполнив свою функцию, они разрушаются.
"Производство" новых эритроцитов - функция кроветворных органов, главный из которых - костный мозг. У здорового человека он каждые сутки вырабатывает около 200 млрд. эритроцитов, за среднюю человеческую жизнь (70 лет) их поступает в кровь в количестве 5*1023 с общей массой около 500 кг. Каждый из этого несметного числа эритроцитов нужно "зарядить" гемоглобином, а значит, и железом. Чтобы приготовить 0,5 т. эритроцитов, требуется примерно 0,5 кг железа. Однако поступление железа в ор-ганизм с пищей измеряется считанными миллиграммами в сутки, десятками граммов за всю человеческую жизнь.
7
4.Функции железа в организме .
Железо играет крайне важную роль для всего организма человека, без него просто было бы невозможным нормальное функционирование множества систем и органов. Перечислим некоторые особо важные функции железа:
1) транспорт электронов (цитохромы, железосеропротеиды);
2) транспорт и депонирование кислорода (миопюбин, гемоглобин);
3) участие в формировании активных центров окислительно-восстановительных ферментов (оксидазы, гидроксилазы, СОД);
4) активация перекисного окисления, предварительно подготовленного ионами меди"
5) транспорт и депонирование железа (трансферрин, ферритин, гсмосидерин, сидерохромы, лактоферрин);
6) участие в синтезе ДНК, делении клеток;
7) участие в синтезе простагландинов, тромбоксанов, лейкотриенов и коллагена;
8) участие в метаболизме гормонов мозгового вещества надпочечников;
9) участие в метаболизме альдегидов, ксантина;
10) участие в катаболизме ароматических аминокислот, пероксидов;
11)лекарственная детоксикация.
Железо жизненно необходимо для нормального функционирования иммунной системы (T-лимфоциты, фагоцитоз). Этот микроэлемент необходим для формирования костей и нервной системы, для работы желудочно-кишечного тракта, эндокринных желез.
8
5.Усвоение железа организмом.
Чтобы железо было усвоено, оно подвергается сложнейшим превращениям. В пищевых продуктах железо находится в трехвалентной форме. Клетки же слизистой оболочки кишечника пропускает железо в двухвалентной форме - в виде соли хлорида железа или сульфата железа. Двухвалентным оно бывает только в составе специальных лекарственных препаратов (таблица 2).
Препарат
Время приема
Железо восстановленное Лактат железа
Во время и после еды
Гемостилулин (с сухой кровью), содержит медь, которая активизирует всасывание железа
Во время еды, запивая разбавленной соляной кислотой (15-20 капель на 0,5 стакана воды), пить отдельными глотками
Гемофер
За 1,5 минуты до еды через соломинку
Ферроплекс
(FeSO4+ витамин C)
После еды
Сироп алоэ с железом
По 1-2 чайной ложке на прием в 0,25 стакана воды
Разберем подробно, в каких продуктах питания содержится больше железа, что мешает и помогает его усвоению.
Потребное для организма железо бывает двух видов:
- гемовое - содержится в мясной продукции, особенно - в печени, почках, кровяной колбасе),
- негемовое - содержится в гораздо большем объеме в растительных продуктах: бобах, фасоли, сое, чечевице, и других.
9
Гемовое железо усваивается сразу и полностью, негемовое железо усваивается хуже, и требует дополнительного окисления.
В качестве окислителя выступает витамин С, и все продукты, его содержищие. Они должны применяться, как продукты-компаньоны, для нормального усвоения негемового железа, например, фасоль нужно кушать с зеленью, и т.п.
Какие продукты мешают усвоению железа:
Важно не только употреблять в пищу продукты, содержащие железо, но и не препятствовать его усвоению. Дело в том, что железо из мясосодержащих продуктов организм усваивает до 20 % , тогда как из растительных продуктов железо в том же объеме усваивается только на 6%.
Препятствуют усвоению железа:
Чай
Кофе
Молоко
Продукты, богатые кальцием: сыр, творог, сметана, петрушка
Продукты, способствующие усвоению железа
Содержащие витамин С фрукты и овощи. Легко усваивается железо из продуктов, богатых одновременно Fe и витамином С:
Малина, Смородина
Капуста красная
Брюссельская капуста
10
Круговорот железа в организме человека
(Таблица 3)
Железо из продуктов питания
Кишеч-ник
Потеря крови
Депо
Плазма крови
Ткани
Эритроцит
Разрушен-ный эритроцитыы
Костный мозг
11
6.Причины дефицита.
При нехватке железа в организме человека возникает его дефицит. В общем виде дефицит железа развивается при нарушении баланса между поступлением и потерями железа из организма. Его выделение ограничено.
Основными причинами дефицита железа могут быть:
Различные по объёму кровопотери, недостаточное поступление и усвоение железа из пищи, его повышенные затраты при занятиях физической культурой, интенсивном росте и беременности. Определенную роль в происхождении обеднения организма железом могут играть нарушения пищеварения в связи с заболеваниями желудка и кишечника. Некоторые инфекционно-воспалительные заболевания могут привести к перераспределению железа в организме, но истинного дефицита в этих случаях не наблюдается. То же самое можно сказать и об опухолях различных организмов и систем.
Клинические симптомы дефицита железа:
• бледность кожи и слизистых оболочек;
• быстрая утомляемость при физической работе;
• снижение успеваемости в учебе и ослабление способности концентрироваться;
• одышка;
• тахикардия;
• болезненные трещины в уголках рта;
• сухая и потрескавшаяся кожа;
• гипохромная анемия;
• миоглобиндефицитная атония скелетных мышц;
12
• повышенная утомляемость и легкая возбудимость, переходящая в депрессию;
• головные боли, головокружение, обмороки;
• миоглобиндефицитная миокардиопатия, боли в области сердци,сердцебиения;
• атрофический глоссит, гингивит;
• ломкость волос и раннее поведение;
• ломкость, упрощение, поперечная испорченность ногтей, койлонихия;
• сухость слизистой оболочки полости рта и языка;
• сидеропенический атрофический ринит;
• атрофический гастрит;
• желудочная диспепсия, извращение аппетита и вкуса;
• сидеропеническая дисфагия - синдром Пламмера-Винсона, проявляющийся атрофией слизистой оболочки пищевода, желудка и кишечника с задержкой пищевого комка на уровне перстневидного хряща, формированием ложковидных ногтей, себорейным дерматитом лица, диффузным гиперкератозом, блефароконъюнктивитом; кератитом; куриной слепотой и пр.;
• порфиринурия;
• частые позывы на мочеиспускание и энурез как проявления слабости мышечных сфинктеров;
• иммунодефицитные состояния, проявляющиеся частыми инфекционными заболеваниями: снижение Т-клеточного иммунитета и эффективность фагоцитоза, которые обеспечивают защиту от различного рода инфекций; к тому же в условиях дефицита железа микроорганизмы усиленно продуцируют вещества, которые захватывают железо человеческого организма и используют его для своих нужд, способствуя прогрессированию анемии.
13
Особая проблема - дефицит железа во время беременности. Известно, что 20 - 50 % беременных женщин страдают дефицитом железа, многие вступают в период беременности с уже истощенным депо.
Возможные последствия дефицита железа при беременности:
• невынашивание;
• атонические маточные кровотечения;
• развитие геморрагического шока при кровотечениях;
• повышение риска гестоза;
• опасность инфекции и нарушения процесса заживления ран; нарушение обеспечения кислородом плода;
• увеличение риска преждевременных родов и рождения мертвого ребенка.
14
7.Избыток железа.
Суточная потребность взрослого человека в железе определяется масштабами физиологических процессов кроветворения и кроверазрушения.
Токсичной дозой железа в сутки считается количество 200 мг, летальной - 7 - 35г.
Причины избытка железа в организме:
-
Излишнее количество поступления микроэлемента извне, к примеру, при повышенном уровне в питьевой воде.
-
Болезни поджелудочной железы, печени, селезенки, включая, вследствие хронического алкоголизма.
-
Нарушения обмена железа.
Симптомы избытка железа:
-
Накопление и отложение микроэлемента в органах и тканях, сидероз.
-
Повышенная утомляемость, упадок сил, головные боли, головокружения.
-
Возникновение пигментации кожи.
-
Тошнота, рвота, изжога, боли в области желудка, запор либо диарея, повреждения слизистой оболочки кишечника.
-
Снижение аппетита, потеря массы тела.
-
Печеночная недостаточность.
-
Увеличение вероятности возникновения артритов, диабета, атеросклероза, заболеваний сердца и печени и т.д.
-
Подавление работы иммунной системы.
-
Повышение вероятности развития инфекционных и опухолевых патологий.
15
8.Содержание железа в продуктах.
(Таблица 4)
-
Животного происхождения
-
Растительного происхождения
-
Печень свиная
-
19,0
-
Белые грибы сушеные
-
35,0
-
Легкие
-
10,0
-
Патока
-
19,5
-
Печень говяжья
-
9,0
-
Пивные дрожжи
-
18,1
-
Печень куриная
-
8,5
-
Капуста морская
-
16,0
-
Яичный желток
-
7,2
-
Тыквенные семечки
-
14,0
-
Сердце куриное
-
6,2
-
Какао
-
12,5
-
Язык
-
5,0
-
Чечевица
-
11,8
-
Мясо кролика
-
4,4
-
Кунжут
-
11,5
-
Яйца перепелиные
-
3,2
-
Гречка
-
8,3
-
Говядина
-
3,1
-
Горох
-
7,0
-
Икра черная
-
2,5
-
Черника
-
7,0
-
Курица
-
2,1
-
Халва
-
6,4
-
Свинина
-
2,0
-
Фасоль
-
5,9
-
Баранина
-
2,0
-
Бобы
-
5,5
-
Гематоген
-
4,0
-
Грибы свежие
-
5,2
-
Смородина черная
-
5,2
-
Курага
-
4,7
-
Миндаль
-
4,4
-
Персики
-
4,1
-
Хлеб ржаной
-
3,9
-
Изюм
-
3,8
-
Шпинат
-
3,5
-
Грецкий орех
-
2,9
-
Кукуруза
-
2,4
-
Шоколад
-
2,3
-
Яблоки
-
2,2
-
Хлеб пшеничный
-
1,9
-
Малина
-
1,7
-
Макароны
-
1,6
-
Морковь
-
0,9
-
Картофель
-
0,8
-
Бананы
-
0,8
Таким образом, как видно из вышесказанного, необходимо контролировать количество поступаемого и потребляемого железа, который необходим для правильного функционирования и развития организма в целом.
Следует избегать как его дефицита, так и избытка, чтобы не причинить вред своему здоровью.
17
9.Содержание железа в воде.
Железо является четвертым из наиболее распространенных по массе элементов в земной коре. В воде оно встречается главным образом в двух- и трехвалентных состояниях. Для подачи воды потребителям в распределительные сети используются как чугунные, так и стальные трубы. Различные соли железа применяются в качестве коагулирующих агентов в подготовке питьевой воды.
Формы железа в воде:
Железо может содержаться в воде в нескольких формах. Но для нас будут важными следующие:
1. Двухвалентное железо - оно растворимо в воде. Поэтому, вода, имеющая повышенное содержание двухвалентного железа, прозрачна и бесцветна. Но если вы нальете ее в открытую емкость и дадите постоять некоторое время, на дно выпадет бурый осадок.
2. Трехвалентное железо - не растворимо в воде. При его повышенной концентрации вода имеет желтоватый цвет. А при отстое выпадает бурый осадок.
3. Органические соединения железа - соединения железа с органическими молекулами. Чаще всего, вода, содержащая такие соединения, имеет желтую окраску, но при отстаивании не образует осадка.
Стоит сказать еще об одной форме железа - так называемое «бактериальное железо». Вода, содержащая бактериальное железо, часто имеет специфическую радужную пленку на поверхности и образовывает желеобразные отложения в водопроводной системе.
18
Исследования.
Опыт №1
1)2,5 мл Н2О+2 капли HNO3(конц.)
+2 капли Н2О2
0,1 раствора родонита калия
Результаты исследования.
№
Образцы
ПДК
1.
Фильтрованная
0,2 мл/л
2.
Колодезная
0,3 мл/л
3.
Речная
0,3 мл/л
4.
Водопроводная
0,4 мл/л
Вывод: Во всех исследуемых пробах воды присутствуют катионы железа.
Опыт №2
Оборудование:Н2О,NH4O4 (Сульфосалициловая кислота)
1)25мл Н2+1мл NH4O4
1
Через 15 минут делаем вывод о наличии(или отсутствии) катион Fe.
Мы видим, что в пробирке №2 образец Н2О-самый светлый ,это свидетельствует о наименьшем содержание Fe в Н2О.
Опыт №3
Оборудование: марганцовка и Н2О
Ход:
Чтобы определить наличие Fe-светло-розовый раствор KH4O4 смешивают с образцами Н2О. В случае положительной реакции цвет среды меняется на желтовато-бурый.
Во всех исследуемых пробах катионы Fe присутствуют в допустимой концентрации.
Норма гемоглобина.
Возраст
пол
Уровень гемоглобина
Менее 2 недель
ж/м
135-200
2 нед-1 мес
ж/м
115-180
1-2 мес
ж/м
90-130
2-6 мес
ж/м
95-140
6-12 мес
ж/м
105-140
1-5 лет
ж/м
100-140
5-12лет
ж/м
115-145
12-15 лет
Ж
М
112-152
120-160
15-18 лет
Ж
М
115-153
117-160
18-65 лет
Ж
М
120-155
130-160
Старше 65лет
Ж
М
120-157
125-165
Проблемные вопросы.
1)Каким образом связано железо и здоровье человека?
2)Влияет ли железо на дыхание в живых организмах?
3)Могут ли соли железа быть восстановлены железом?
4)Железо друг или враг?
5)Что такое «обезжелезивание» воды?
Дидактическая цель:
Формирование компетентности в сфере самостоятельного достоверной информации и учебной,научно-популярной лит-ри,
Гипотеза
«Человек не может обойтись без металлов…Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей».
Самые опасные животные.Топ 10.
1)Лягушка пятнистый древолаз.
2)Самые опасные лягушкаобразные- банановый паук
3)Австралийская пубомидуза или морская оса.
4)Коквцевидный осьминог
5)2 змеи-Внутриматериновый тайпан и Египетспеля
6)Медведь
7)Африканский слон
8)Лев-самый опасные представитель
9)Самые опасные рыбы-пираньи
10)Скорпион Лейурус
11)Крокодилы
12)Носорог
13)Большая белая анупа
Язык и общение животных.Особенности языка и общение животных язык и речь.Язык и речь животных.Язык обезьян,дельфинов,собак.
Эксперименты по обучению человечнообразных обезьян-по
Психологические основы человеческой речи.Общение животных.
10.Железное здоровье.
Красные клетки (эритроциты) содержат гемоглобин - переносчик кислорода, а белые (лимфоциты) ответственны за иммунитет. Таким образом, железо помогает обеспечить клетки кислородом и поддерживает иммунитет. Наконец, железо входит в состав антиокислительных ферментов каталазы и пероксидазы, которые оберегают клетки от разрушительного действия продуктов окисления.
Если уровень железа падает развивается железодефицитная анемия - малокровие. Количество эритроцитов и лимфоцитов уменьшается. Снижается иммунитет, и увеличивается риск инфекционных заболеваний. У детей задерживается рост и умственное развитие, взрослые ощущают постоянную усталость.
Особо ранимы при дефиците железа эпителиальные ткани - кожа, слизистые оболочки полости рта, желудочношечного тракта и дыхательных путей. Это может быть одной из причин дерматитов, экзем и других заболеваний кожи.
Иногда человек получает достаточное количество железа, но все равно страдает от анемии. Это бывает в том случае, когда наблюдаеттся дефицит витаминов, участвующих в кроветворении, в частности витаминов В6, В12 и фолиевой кислоты. В таких случаях говорят о В6-зависимой, В12-зависимой или фолатзависимой анемии.
19
11.Вывод.
1)Ионы железа играют огромную роль в жизнедеятельности человека, так как являются составной частью белков (гемоглобина, трансферрина, ферритина), ответственных за дыхание
2)Избыток или недостаток ионов железа может привести к разным заболеваниям
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОвания и их анализ опыт №1
Оборудование:
пробирка, исследуемая вода,
концентрированная азотная
кислота, перекись водорода,
раствор роданида калия.
Ход работы:
В начале опыта в пробирку взять 2,5 мл исследуемой воды, добавить 2 капли концентрированной азотной кислоты. Затем к полученному раствору добавить 2 капли перекиси водорода и примерно 0,1 мл. раствора роданида калия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ
№
Образец
ПДК
1
фильтрованная
0,2 мг/л
2
колодезная
0,3 мг/л
3
речная
0,3 мг/л
4
водопроводная
0,4 мг/л
Вывод: во всех исследуемых пробах воды присутствуют катионы железа!
Опыт№2
Оборудование:
вода,
нашатырный спирт,
раствор сульфосалициловой кислоты,
аммиак.
Ход работы:
к 25 мл. воды добавляют 1 мл. нашатырного спирта, 1 мл сульфосалициловой кислоты (продается в аптеке) и 1 мл аммиака. Спустя 15 минут можно делать выводы о наличии (или отсутствии) в пробе катионов железа.
Мы видим, что образец воды во второй пробирке самый светлый, а это свидетельствует о наименьшем содержании желез
ОПЫТ №3
Оборудование:
марганцовка,
исследуемая вода .
Ход работы:
для того чтобы определить наличие железа светло-розовый раствор перманганата калия смешивают с образцами пробы. В случае положительной реакции цвет среды меняется на желтовато-бурый.
Во всех пробах исследуемой воды катионы железа присутствуют в допустимой концентрации!
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ В ВОДЕ
Fe 0.3 мг/л
12.Используемая литература.
1. Андреева Е.А. Химия жизни.- Л.: Дет. лит., 1967. - 254 с.
2. Демина Л.С., Гухман Г.И. Земля.- М.: Мирос ,1994.- 176 с.
3. Добрынина Н.А. Биологическая роль некоторых химических элементов// Химия в школе.- 1991г.- №2. - С.58-62.
4. Зернов Н.Г., Поляков В.Е. Железо внутри нас// Химия и жизнь.- 1974 г.- № 6.-С. 56-61.
5. Кириева З.В., Коробейникова Л.А. Викторина «Химия и медицина»// Химия в школе.- 1992 г.- №3. - С.15; №4.- С.32.
6. Майский В.В., Муратов В.К. «Фармакология с рецептурой». М.: «Медицина», 1985 г.
7. Макарова К. А. Химия и здоровье.- М.: Просвещение, 1985.- 184 с.
8. Неумывакин И.И. Действие основных продуктов питания на организм.//Химия и жизнь.- 1995 г.- № 2.- С. 24-27.
9. Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 1991.- 174 с.
10. Петровский К. С. Минеральные вещества и внутренняя среда .- М.: Химия, 1981.- 134 с.
11.Интернет .