Ресурсы к коучингу Организация работы с одаренными детьми

Коучинг как инструмент поддержки педагога при работе с одаренными детьми   Современная образовательная ситуация требует от учителя, работающего с одаренными детьми, быть многопрофессиональным, грамотным специалистом: он должен владеть методикой, быть педагогом-исследователем, способным выстраивать отношения с социальными партнерами, быть наставником одаренному ребенку, владеть новейшими технологиями, включая информационные, уметь приспосабливать различные среды на благо развития личности ребенка...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коучинг как инструмент поддержки педагога при работе с одаренными детьми


Современная образовательная ситуация требует от учителя, работающего с одаренными детьми, быть многопрофессиональным, грамотным специалистом: он должен владеть методикой, быть педагогом-исследователем, способным выстраивать отношения с социальными партнерами, быть наставником одаренному ребенку, владеть новейшими технологиями, включая информационные, уметь приспосабливать различные среды на благо развития личности ребенка.


Модель наставника талантливых школьников предложили П. Торренс (США), П. Дебари-Ритзен (Франция). Специфическими качествами такого учителя ими названы энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику, прогнозировать его успех, увлеченность. Кроме этого, обязательно наличие гибкого профессионального мышления, открытость для общения, способность пробудить интерес к предмету, умение защитить своего ученика [1].


Как следствие приобретает особое значение важность общей профессиональной педагогической подготовки по развитию одаренности детей (предметной, психолого-педагогической, методических знаний, умений и навыков), основных профессионально значимых личностных качеств педагогов. Актуальным представляется и постоянное самообразование педагога.


В этой связи особенно востребованной становится разработка и внедрение программы коучинга для молодых и малоопытных специалистов, которым нужно помочь овладеть навыками работы с одаренными детьми. В 2009 г. кандидатами педагогических наук И.Н. Тоболкиной и Е.В. Пановой была разработана «Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования» [2].

Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей [3].


Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек - уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве.

Особенности коучинга заключаются в том, что взаимодействие «коуча» и «клиента» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного работника, а следовательно, и имеют большой эффект. Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений педагогических задач, раскрывая творческий потенциал «клиента», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов, которые изменят статус «клиента» в личностной карьере.


Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.


Коуч - это специалист, помогающий «клиенту» реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные, управленческие и профессиональные умения, осуществляющий профессиональную адаптацию «клиента» к корпоративной культуре учреждения, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению специалиста за учебным заведением.


Клиент - личность, нуждающаяся в наставничестве, тьюторстве по ускоренной передаче социального и профессионального опыта; особенностей культуры конкретного учебного заведения с целью формирования необходимых компетентностей.


Универсальность коуч-программы заключается в том, что она относится к программе повышения квалификации учителей нового поколения, удовлетворяющей запросы поставленных задач КПМО, ориентированные на широкие вариативные возможности, в том числе и индивидуальный коучинг, направленный на подготовку педагога для работы с одаренными детьми.


Цель программы коучинга состоит в профессиональном содействии субъекту образования в определении и достижении его личностных и профессиональных целей за минимальное время и с минимальными усилиями; в развитии уникального творческого поля деятельности специалиста через приобретенные новые профессиональные навыки и умения; в сохранении устойчивого контингента профессиональных педагогов в лицее, в понимании задач КПМО и создании условий их реализации на региональном уровне.

Задачи:
• разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи специально организованных инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания клиента, наблюдения коуча, обучение и совместное нахождение профессиональных путей преодоления барьеров;
• стимулирование клиента к самообучению;
• полное раскрытие потенциала клиента;
• повышение мотивации педагогической деятельности клиента;
• получение позитивного результата деятельности через внешнюю профессиональную экспертизу.

В целях создания системы поддержки молодых и малоопытных педагогов и системы непрерывного образования и самообразования в сентябре - октябре 2009 г. была создана творческая группа «Корпоративная культура ОУ - новые люди», в которую попарно вошли коучеры и клиенты (молодые специалисты и малоопытные учителя).


Группа помогает решать педагогам задачи, возникающие при работе с одаренными детьми, и работает по программе индивидуального коучинга.

Цель деятельности проблемной группы: осуществление профессиональной адаптации молодых и малоопытных педагогов к учебно-воспитательной среде в условиях инновационного учебного заведения.

Задачи:
1. Освоить процедуры и операции вхождения в реализацию педагогом основных положений КПМО.
2. Выстроить план индивидуальной коуч-программы (коуч - клиент).
3. Разработать индивидуальный план учителя по организации личной предметной деятельности в рамках подходов к пониманию стандартов второго поколения на необходимой ступени обучения.
4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный витагенный опыт.
5. Научить выстраивать личную карьерограмму (личные жизненные результаты, метапредметные результаты и умения, предметные результаты, позитивные изменения своего «ЭГО»).
6. Владеть организацией, аналитикой, мониторингом собственных образовательных результатов.
7. Усвоить корпоративные нормы учреждения.
8. Научиться использовать технологии деятельностного подхода как в учебных, так и во внеучебных видах работы с одаренными детьми.


За три года участниками этой программы стали 19 клиентов и 14 коучей. Исходя из запроса клиента, в начале учебного года составляется план индивидуального коучинга на год.
Он включает вопросы теоретического и практического характера.
Например, к теоретическим вопросам можно отнести:
• обучение и воспитание как подсистемы целостного процесса образования; современные требования к образованию; определение профессионального «Я»; определение понятия деятельностной педагогики, функций субъектов образования в новой образовательной парадигме;
• ноу-хау лицея: устав, правила внутреннего распорядка, традиции и корпоративная культура, концепция и нормативная база, программа развития и базовая образовательная программа;
• требование к оформлению классного журнала, журналам по ПДОУ; факультативов и кружков (сходство и различие); требования к учебным предметным программам; оформление календарных планов, планов по самообразованию;
• современный урок: структура и конструирование «Анализ урока. Виды анализа»;
• классификация современных образовательных технологий. Выбор оптимальных технологий в образовательную практику учителя. Возможности ИТ в преподавании;
• современные методы и средства обучения и воспитания. Методика работы с родителями;
• деятельностный метод обучения в системе современных технологий;
• формы презентации опыта молодых учителей. Индивидуальные проекты, программы; персональные выставки достижений.

Большое внимание уделяется и вопросам практики:
• составление портфолио учителя как самоанализа педагогической деятельности. Организация профильных проб, практик, стажировок во внеучебной и учебной деятельности;
• оформление социальных листов обучающихся (предложений учителя по «пробам» в предметной области);
• проверка документации учителя; замечания, предложения; составление с коучем вариантов углубления, обогащения учебной программы; календарных планов, индивидуальных планов по работе с одаренными детьми;
• индивидуальный исследовательский проект учителя; составление с коучем карьерограммы учителя;
• проблемы организации проектной и исследовательской работы с учениками;
• разработка исследовательских тем и плана их сопровождения;
• методика проведения внеклассных мероприятий; организации аудиторной и неаудиторной занятости учеников; методика мониторинговых исследований учителя по учебной и внеучебной деятельности.

Диагностика индивидуальных результатов учебной и внеучебной деятельности учителя:

• цикл открытых уроков как педагогический «проб»; конструирование уроков различного типа;
• разработка надпредметного курса;
• карта индивидуального выбора педагогических технологий с описанием вариантов использования; демонстрация навыка использования ИТ на уроке и во внеурочное время (вариативность);
• составление отчета (анализа) индивидуальных показателей учи-
теля за определенный период по представляемым критериям оценки качества лицея.


К положительным результатам работы группы можно отнести закрепление молодых учителей в ОУ, развитие инициативы и творчества в их работе. Но итогом совместной деятельности является и взаимное обогащение коуча и клиента. Происходит передача традиций лицея, обобщение опыта работы учителей-стажистов. Для коучей участие в программе является стимулом к самообразованию и саморазвитию.

Список литературы

1. Тоболкина И.Н. Концепция Академического лицея по работе с одаренными детьми: Научно-методическое пособие. Томск: Томский ЦНТИ, 2005.
2. Тоболкина И.Н., Панова Е.В. Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования. Томск: Томский ЦНТИ, 2009.
3. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.

ИКТ как один из способов использования коучинг-метода в работе с одаренными детьми.

Уильям Глассер считает, что у каждого из нас две потребности: любить и быть любимым , а также ценить себя и чувствовать, что тебя ценят окружающие. Большинство проблем, возникающих у людей, психолог Глассер связывает с недостатком любви и заниженной самооценкой. Чтобы этого избежать, во время обучения и воспитания ребенок должен испытать теплоту и чувствовать себя ячейкой общества. Глассер считает, что учителя ведут себя слишком авторитарно по отношению к школьнику, вследствие чего они чувствуют постоянное давление и унижение своей личности. Для устранения проблемы необходимо изменить учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно и увлекательно учиться. И помогут нам в этом коуч-технологии. Существует шесть определений коучинга:

1)это действие, имеющее цель достижение поставленных задач;

2)это возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал;

3)это процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап его развития, т. е. открыть ему глаза на многие полезные вещи;

4)это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов;

5)это процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно;

6)это процесс, в котором человек, в него вовлеченный, получит большую радость от своих успехов и достижений.

Суммируя эти определения , можно выявить ключевые понятия: процесс, результат, радость.

Учитель-коуч, используя систему «волшебных» вопросов, побуждает ребенка к творчеству, продумывает индивидуальный маршрут его развития, а ребенок приобретает свободу выбора и возможность стать успешным.

Учитель-коуч должен изучить потенциальные возможности ребенка. Как я это делаю? В течение учебного года заполняю карту индивидуального маршрута каждого ученика. Первый раздел данной карты составляют итоги заочного тура по литературе. Вопросы составляются таким образом, что требуют от поступающего в лицей ребенка творческого подхода, нестандартного решения, способности анализировать, сопоставлять, выдвигать гипотезу, делать выводы. Например, предлагается следующее задание: 1. Прочитайте стихотворение Тимура Кибирова «У монитора»

У монитора
в час полнощный
муж-юноша сидит.
В душе тоска, в уме сомненья,
и, сумрачный, он вопрошает Яndex
и другие поисковые системы -

«О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку!!»

И Rambler отвечает,
на все вопросы отвечает Rambler!

Проще простого
Click - и готово:

Вы искали: Смысл жизни,
найдено сайтов: 111444,
документов: 2724010,
новых: 3915

Попробуйте сделать небольшой анализ данного поэтического текста, опираясь на следующие вопросы:

- В какой тональности написано стихотворение? Какие чувства к лирическому герою (юноше у монитора) стремится пробудить автор? Он сочувствует ему или иронизирует?

- Как «сделано» стихотворение? Что бросается вам в глаза в первую очередь, что делает этот текст необычным? Чего пытается достичь автор таким приемом?

- О чем это стихотворение, как вы думаете?

Второй раздел заполняется после вступительного экзамена .Фиксирую свое мнение об уровне начитанности поступающего, о навыках анализа художественного текста, об опыте исследовательской деятельности.

В начале учебного года провожу диагностику и анкетирование, целью которых является выявление отношения ребенка к уроку литературы, предпочтение видов деятельности. Узнаю, что нравится на уроках, что вызывает затруднение, каким видится процесс обучения, чтобы он был максимально продуктивным и не вызывал внутреннего неприятия у школьника. И снова все фиксируется и берется на заметку. Повторное анкетирование проводится в конце учебного года для того, чтобы спланировать виды деятельности на будущее, понять , что удалось ребенку, что вызвало негативное восприятие. Хочется привести несколько примеров из ответов учащихся на вопрос о том, что им больше всего понравилось на уроках литературы. Дети пишут: «возможность высказывать свое мнение», «практика использования презентаций и проектов», «привлечение документального материала, связь с историей и МХК, просмотр фильмов и спектаклей», «возможность во время урока выходить в интернет для получения необходимых сведений, для работы с электронными словарями», «использование на уроках ноутбуков, прослушивание музыкальных произведений» и т.п. Кроме того, 95%процентов школьников отметили, что с удовольствием участвовали в дистанционных олимпиадах и творческих конкурсах. Популярным был ответ о полезности онлайн-тестирования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что детей привлекают уроки с использованием ИКТ. А что дают такие уроки учителю? Они интенсифицируют информационное взаимодействие между субъектами информационно- коммуникативной предметной среды, увеличивают плотность урока, нацеливают на комплексную реализацию деятельностного , коммуникативно- когнитивного и социокультурного подходов к обучению.

В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: учитель-коуч должен широко использовать ИКТ, т.к. это поможет и в составлении индивидуального маршрута развития, и даст ребенку информационное поле, и спрогнозирует ситуацию успеха.
















© 2010-2022