Сценарий Экскурсия в кабинет химии ( для учащихся начальной школы

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ «ЭКСКУРСИЯ  В КАБИНЕТ ХИМИИ» Проводится для учащихся 5-х классов при изучении темы «Вещества. Физические и химические явления.» в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сонина. Экскурсия может проводиться как отдельное внеклассное мероприятие, и как часть урока по природоведению, в зависимости от загруженности кабинета химии. Цель: закрепить и расширить у учащихся 5ых классов знание понятий «вещество», «молекула», «атом», «химические и физи...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глухих Светлана Анатольевна

МБОУ СОШ №2 г.Урай Тюменская обл.

Учитель химии и биологии

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ «ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ»

Проводится для учащихся 5ых классов при изучении темы «Вещества. Физические и химические явления.» в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сонина. Экскурсия может проводиться как отдельное внеклассное мероприятие, и как часть урока по природоведению, в зависимости от загруженности кабинета химии.

Цель: закрепить и расширить у учащихся 5ых классов знание понятий «вещество», «молекула», «атом», «химические и физические явления», познакомиться с основными правилами техники безопасности при работе с различными веществами.

Оборудование: Опыт 1- 2 хим. стакана; опыт 2- 3 хим. стакана; опыт 3- носовой платок, спиртовка, тигельные щипцы; опыт 4- детский меч, вата; опыт 5- фильтровальная бумага, вата; опыт 6- подставка, стеклянная палочка, спиртовка.

Реактивы: опыт 1- раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария; опыт 2- раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенолфталеинового; опыт 3- вода, спирт; опыт 4-100 мл 3%-го раствора хлорида железа, 100 мл 3%-го раствора родонита калия, раствор фторида натрия; опыт 5- рисовый отвар, раствор иодида калия; опыт 6- дихромат аммония.

План.

  1. Подготовительный этап

  2. Основная часть

  3. Загадки.


Ход экскурсии.

1. Подготовительный этап

Среди учащихся старших классов подбираются помощники-ведущие. Их задача- подготовить текст выступления, с учителем подготовить и отработать технику проведения опытов. Особое внимание уделяется технике безопасности. С преподавателем природоведения оговаривается время экскурсии в учебном процессе.

2. Проведение экскурсии.

Учащиеся 5ых классов приходят в кабинет химии. Здесь их встречают старшеклассники в белых халатах. На столе находятся все реактивы и необходимое оборудование.

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня вы находитесь в самом необычном кабинете нашей школы. Здесь постоянно происходят всевозможные чудеса!

-А что такое чудеса? (ученики дают различные варианты ответов)

-В каких литературных произведениях чаще всего встречаются чудеса? (в сказках)

- Правильно!

Ведущий 2: В сказках постоянно происходят различные необычные явления-звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются чудесные реки из молока с кисельными берегами, а есть и опасные огненные реки. Герою приходится пройти множество чудесных испытаний и остаться живым.

Попробуем разобраться в сказочных превращениях. Мы 3ий (4ый) год занимаемся в этом кабинете, изучая химию, и для нас не составляет труда провести небольшие «чудеса»

Демонстрация опытов

  1. Получение «молока»;

Ведущий 1: Как часто в сказках в описании волшебной страны мы встречаем рассказ о «молочных реках и кисельных берегах»

Попробуем получить «молоко» из «воды»

Описание опыта: В стакан с раствором сульфата натрия приливаем раствор хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка, который во взвешенном состоянии напоминает «молоко».

  1. Получение «вишневого сока» из «воды» и обратное превращение;

Ведущий 2: Ох, как хочется пить! Но воду не хочу. Попробую получить вишневый сок

Описание опыта: В стакан с раствором гидроксида натрия добавляем раствор фенолфталеинового. Наблюдаем изменение окраски.

Ведущий 2: Нет, я передумал. Не хочу сок. Хочу воды

Добавляем в малиновый раствор соляной кислоты. Наблюдаем обесцвечивание раствора.

Ведущий 2 пытается выпить полученный раствор, но первый ведущий его останавливает:

Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных превращениях! А если серьёзно, то помните всегда- в кабинете химии нужно соблюдать технику безопасности:

  • Не трогайте реактивы руками;

  • Не пробуйте вещества на вкус;

  • Все превращения проводите только под контролем и с разрешения главного Волшебника- Учителя!

«Несгораемый платок»;

Ведущий 2: Да, несоблюдение правил безопасности может привести к серьёзным проблемам- отравлениям, ожогам, пожару.

Но сказочные герои проходят и огонь, и воду, и медные трубы. Как же им это удается? Может у них специальная одежда?

Описание опыта: Заранее носовой платок смачивают в воде и слегка отжимают. Затем перед зрителем эту заготовку смачивают в спирте и поджигают, используя тигельные щипцы. Спирт сразу вспыхивает - создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым.

  1. «Кровь без раны»;

Ведущий 1: Да уж, сказочным героям приходится нелегко- а им хоть бы что! И в огне не горят, и в воде не тонут, а если мечом их и поранят- так на то и «живая вода» есть!

Описание опыта: Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа- «обеззараживают», а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». После окончания опыта ладонь протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия и тщательно моют руки.

  1. «тайные письмена»;

Ведущий 1 ведущему2, который демонстративно что-то пишет «гусиным пером»: Что ты там делаешь?

Ведущий 2: Как любой волшебник я должен уметь в тайне хранить свои знания от плохих людей, вот я тренируюсь- составляю рецепт «невидимых чернил».

Ведущий 1: Ну и как? Получается?

Ведущий 2: А вот посмотри! (показывает «чистый» листок фильтровальной бумаги). Здесь записана формула и название самого распространенного на Земле вещества.

Ведущий 1: Где? Тут же ничего нет!

Ведущий 2: Но это же «секретные» чернила! Ребята, как вы думаете, название какого вещества здесь записано? (учащиеся 5ого класса уже знают, что это вода). Проверим, так ли это.

Описание опыта: заранее готовится рисовый отвар, которым на фильтровальную бумагу наносится слово «вода» и её формула. Бумагу просушивают и используют уже эту заготовку. Её смачивают раствором иодида калия («йодом»). Надпись «проявляется».

  1. «Вулкан» («волшебная палочка»);

Ведущий 1: Ой, подумаешь- невидимые чернила! Ха, зато у меня есть волшебная палочка! (показывает стеклянную палочку).

Ведущий 2: И что же в ней волшебного?

Ведущий 1: А вот посмотри!

Описание опыта: На подставку холмиком насыпают дихромат аммония. Стеклянную палочку нагревают в пламени спиртовки и опускают в центр этого холмика до начала реакции, затем её убирают.

Ведущий 2: Как много чудес встречаем мы в сказках! Но, оказывается, нет ничего чудесного в этих превращениях и многие секреты этих «превращений» раскрывает наука ХИМИЯ!

Далее проходит беседа с учащимися 5ых классов. За каждый правильный ответ ученик получает 1 Химон- бумажную монетку с химической символикой. Старшеклассники объясняют, что по количеству Химонов ученики получат оценку за урок природоведения.

-А что это за наука- химия? (наука о веществах и их превращениях)

-что такое вещества? (это то, из чего состоят все физические тела)

-из чего состоят вещества? (из молекул)

- А молекулы из чего состоят? (из атомов)

-Что происходит с веществами при химических явлениях? (состав молекул меняется)

-Приведите примеры химических явлений, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

- А при физических явлениях что происходит? (состав молекул не меняется)

-Приведите примеры физических явлений.

Ведущий 1: А теперь отгадайте наши загадки! (ведущие по очереди задают загадки, награждая победителя Химоном)

А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю (вода)

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ... (мелом)

Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:

Это-натрия хлорид (соль)

Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое - медь

Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь. (золото)

Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (азот)

Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня стекло.

Ведущие: Ребята, какие же вы молодцы! Мы очень надеемся, что вам понравилась экскурсия в кабинет чудес- в кабинет химии и вы с таким же интересом будете изучать этот предмет в старших классах!


© 2010-2022