Химический ринг

Урок-игра «Химический ринг» направлен не только на закрепление материала «Кислородсодержащие органические вещества», но и на подготовку к ЕГЭ по химии. Целесообразно проводить данный урок после изучения блока тем «Кислородсодержащие органические соединения» как обобщающий контроль. Поскольку работая в поселковой школе, при разработке данного урока, я учитывала не только индивидуальные умственные особенности учащихся, но и специфику работы школы. В конце урока мы подвели итоги своей работы. Ребята, заполняя анкету, помогли не только оценить свое настроение на уроке, но и мне, как учителю увидеть свои недочеты.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Дружба

Дятьковского района Брянской области



Химический ринг


Обобщающий урок-игра на тему: «Кислородсодержащие органические соединения» в рамках подготовки к ЕГЭ по химии

10 класс















составитель:

Леднева Д. Н.








п. Дружба

2014


Химический ринг


Цель: привести в систему знания о классах кислородсодержащих органических соединений.

Задачи:

  1. Образовательные:

- закрепить знания систематической номенклатуры, гомологии, изомерии веществ;

- закрепить умения предсказывать характерные химические свойства, умение использовать химическую терминологию, проводить, наблюдать и описывать химические эксперименты;

- закрепить знания по решению задач на определение молекулярной формулы кислородсодержащих соединений.


  1. Развивающие:

- развивать исследовательские умения; умения работать в паре, индивидуально, чётко и организованно;

- развивать умения объективно оценивать свою работу и работу окружающих;

- развивать кругозор учащихся


  1. Воспитательные:

- способствовать созданию на уроке ситуации успеха, самостоятельности и взаимовыручки.

Оборудование: пробирки, штатив, держатель, аммиачная вода, нитрат серебра, метаналь, карбонат кальция, уксусная кислота, мел, жиры, гидроксид натрия.

Тип урока: урок - обобщения знаний

Вид урока: урок-игра












Ход урока

  1. Организационный момент

Приветственные слова учителя:

Интересный урок будет у нас,

К нему готовился весь класс.

Чтоб получить оценку 5,

Надо знанья доказать.

Ведь уменье рассуждать

На ЕГЭ вам применять.

И, веря в каждого из вас,

Душой болею я сейчас.

  1. Актуализация знаний

Итак, мы завершили изучение темы: «Кислородсодержащие органические соединения». А как вы думаете, что мы должны делать на сегодняшнем уроке, ведь известно, что в будущем году некоторые из вас будут сдавать единый государственный экзамен по химии? Чтобы знания не прошли даром, мы сегодня попытаемся обобщить и закрепить их в приятной дружественной обстановке, проходящей в духе соревнований, ведь, как известно, сейчас в самом разгаре Сочинская олимпиада полным ходом идет в стране.

Итак, чтобы успешно и плодотворно поработать сегодня, давайте вспомним:

  1. Какие кислородсодержащие органические соединения мы уже изучили?

  2. Что общего в составе молекул этих веществ?

  3. Чем они отличаются?

  4. Исходя из вышеперечисленного, давайте сформулируем цель нашего урока (учащиеся формулируют цель)

Итак, цель урока: обобщить и систематизировать ЗУН по основным классам кислородсодержащих органических соединений.

Философ Сенека младший сказал однажды: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»

Как вы думаете, что хотел этим сказать мыслитель? (учащиеся дают свои предположения)

Именно сегодня мы будем применять наши способности для решения заданий, которые преимущественно используются в КИМах при сдаче ЕГЭ.

Игра начинается, и пусть победит сильнейший.

Сегодня будут соревноваться три команды: ГЛИЦЕРИН, ВЕСЁЛЫЙ АЛЬДЕГИД и ОЛИВКИ.

Представители команды по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса (интерактивная доска). При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, а при неправильном - такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его дает та команда, которая первая поднимет сигнальную карточку. Если ни одна из команд не ответит на вопрос, ответ дает ведущий.

Очерёдность команд определим с помощью задания - жеребьевки. Команда первая отгадавшая вещество - начинает игру:

  1. Задание-жеребьевка.

Распределить по классам следующие вещества, указать их названия, общую формулу, суффиксы в названиях по международной номенклатуре ИЮПАК:

ROH; -аль; C3H7OH; C6H5OH; RCHO; CH3COH; -ол; CH3-CH=CH-CHO; -OH; (CH3)2C=O; -CO-; CH3-CH2-CH2-CH2CO-CH3; CnH2n-6O; CH2(OH)-CH2(OH); R-CO-R

Спирты

Фенолы

Альдегиды

Кетоны

Общая формула


Вещества и их названия


Суффикс и названия


Функциональная группа


Ответ:

Спирты

Фенолы

Альдегиды

Кетоны

Общая формула

ROH

CnH2n-6O

RCHO

R-CO-R

Вещества и их названия

C3H7OH

пропанол

CH2(OH)-CH2(OH)

этиленгликоль

C6H5OH

фенол

CH3COH

этаналь;

CH3-CH=CH-CHO

бутен-2-аль

(CH3)2C=O

диметилкетон

CH3-CH2-CH2-CH2CO-CH3

Суффикс и названия

-ол

-ол

-аль

-он

Функциональная группа

-ОН

-ОН

-СО-

-СО-

В игре четыре категории по пять вопросов.

  • Спирты и фенолы:

  • Альдегиды и кетоны

  • Карбоновые кислоты

  • Сложные эфиры и жиры

Номинации вопросов:

10 - теория строения кислородсодержащих органических соединений

20 - химические свойства

30- качественные реакции

40- цепочка превращений

50- задача на вывод формулы кислородсодержащего органического вещества


Спирты и фенолы

Номинации

10. «Животный вопрос»: гусеницы некоторых бабочек способны переохлаждаться до -380С за счет содержания в жидкостях тела до 40% этого вещества: СН2(ОН)- СН (ОН)- СН2(ОН). Укажите к классу, каких спиртов оно относится?

1) первичные 3) вторичные

2) третичые 4) четвертичные

Соберите шаростержневую модель данного вещества.

20. «Из опыта работы»…

Верно ли, что этанол взаимодействует со всеми веществами:

  1. метанолом 3) серной кислотой

  2. йодоводородом 4) кальцием

Свои предположения подтвердите опытным путем

30. «ЗАоблачный вопрос »…

Какое вещество является качественным реагентом на одноатомные спирты?

1) гидроксид меди 3) аммиачный р-р оксида серебра

2) оксид меди 4) раствор йода

Необходимо указать на облачке выбранный вами реагент и с помощью него определить, в какой пробирке находится этиловый спирт.

40. «Химическая эстафета»

Из карточек с приведенными органическими веществами необходимо собрать цепочку превращений органических веществ, представив не менее 4 уравнений реакций при ее осуществлении

С2Н4(ОNa)2

CH3 - NH - C2H5

С2Н5ОН

CH3


С2Н4(ОН)2

С2Н4



С2Н5Cl

C6H5CH3


50. «Маска, я тебя знаю»…

При сгорании 7,2 г вещества образовалось 9,9 г углекислого газа и 8,1 г воды. Плотность паров этого вещества по водороду равна 16.

Определите молекулярную формулу вещества и дайте ему название.

Альдегиды и кетоны

Номинации

10. «Животный вопрос»: некоторые виды муравьев и клопов для предупреждения соплеменников об опасности выделяют вещество гексаналь, которое является гомологом:

1) СН3 - СООН 2) СН3 - СН2 - СОН

3) СН3 -О - СН3 4) С2Н5-ОН

Определите данное вещество и соберите его шаростержневую модель

20. «Из опыта работы»…

В отличие от кетонов, альдегиды:

1) подвергаются гидролизу

2) восстанавливаются водородом в спирты

3) негорючи

4) вступают в реакцию серебряного зеркала

Свои предположения подтвердите опытным путем

30. «ЗАоблачный вопрос »…

Черный ящик. В ящике находится предмет, который радует всех, особенно детей, только раз в конце уходящего года, становясь изящным украшением большого зеленого чуда. Угадайте, что это за предмет, если известно, что при его производстве используется «драгоценная» реакция:

1) CH3-OH + Na2CO3 3) CH3COOH + Mg

2) CH3-COH + Ag2O 4) НСОН + Cu(OH)2

Необходимо указать на облачке выбранную вами качественную реакцию, дописать ее и определить, что в черном ящике.

40. «Химическая эстафета»

Из карточек с приведенными органическими веществами необходимо собрать цепочку превращений органических веществ, представив не менее 4 уравнений реакций при ее осуществлении

C3H7OH

(CH3)2CH-O-CH(CH3)2

C3H7-NH2

C3H6

C3H8

СН3СН2С-ОН

СН2СН(ОН)-СН3

C6H5CH3





50. «Маска, я тебя знаю»…

Массовые доли углерода, водорода и кислорода соответственно равны 54,55; 9,09 и 36,36%.

Выведите его формулу, назовите его, рассчитайте молярную массу

Карбоновые кислоты

Номинации

10. «Животный вопрос»: самки обезьян для привлечения самцов выделяют вещества состава CH3-CH2-CHOOH и CH3COOH, которые являются:

1) структурными изомерами 3) гомологами

2) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом

Определите верный ответ, доказав его на шаростержневой модели.

20. «Из опыта работы»…

Уксусная кислота реагирует с каждым из двух веществ:

1) метанол и серебро;

2) гидроксид меди(II) и метанол;

3) серебро и гидроксид меди(II);

4) магний и серебро

Свои предположения подтвердите опытным путем

30. «ЗАоблачный вопрос »…

Карбоновые кислоты можно распознать с помощью:

1) Аммиачного раствора оксида серебра

2) Раствора хлорида железа(III)

3) Бромной воды

4) Лакмуса

Необходимо указать на облачке выбранный вами реагент и с помощью него определить, в какой пробирке находится уксусная кислота.

40. «Химическая эстафета»

Из карточек с приведенными органическими веществами необходимо собрать цепочку превращений органических веществ, представив не менее 4 уравнений реакций при ее осуществлении

НСООН

C6H6

C8H18

C2H5СОН

НСООC2H5

C2H5ОН

CаС2

C2H2


50. «Маска, я тебя знаю»…

Некоторая предельная одноосновная кислота массой 6г прореагировала с 6г спирта, при этом получилось 10,2г сложного эфира.

Определить формулу кислоты.

Сложные эфиры и жиры

Номинации

10. «Растительный вопрос»: Черный ящик. В нем находится предмет, добавляемый хозяйками в суп, аромат обусловлен эфиром. При гидролизе данного эфира образуется лауриловый спирт СН3- (СН2)10 - СН2ОН и лауриновая кислота СН3-(СН2)10 - СООН, общие формулы которых соответственно равны:

1) R-OH и R-COH 2) R-COH и R-COOR

3) R-COOR и R-COOH 4) R-OH и R-COOH

Определите верный ответ, доказав его на шаростержневой модели. Установите, что за предмет в черном ящике.

20. «Из опыта работы»…

Химическая реакция, в результате которой из жиров получаются мыла относится именно к этому типу гидролиза:

1)ферментативный 3) щелочной

2)водный 4) кислотный

Установите верный ответ, подтвердив его опытным путем

30. «ЗАоблачный вопрос»:

Какой из жиров растительного происхождения является твердым?

1) подсолнечное масло

2) кокосовое масло

3) кукурузное масло

4) оливковое масло

Необходимо указать на облачке выбранный вами ответ и определить его из представленных видов жиров

40. «Химическая эстафета»

Из карточек с приведенными органическими веществами необходимо собрать цепочку превращений органических веществ, представив не менее 4 уравнений реакций при ее осуществлении

CH3COOC2H5

C2H5Сl

C2H2

CH3COH

С4Н10

C2H5ОН

CH3COOH

CH4


50. «Маска, я тебя знаю»…

Некоторый сложный эфир массой 7,4г подвергнут щелочному гидролизу. При этом получено 9,8г калиевой соли предельной одноосновной кислоты и 3.2г спирта.

Установите формулу этого эфира

Выступление учащийся 10 а класса Азаренко Елены с проектом: «Решение задач С5 для подготовки к ЕГЭ по химии» (см. приложение)

Подведение итогов

Жюри подсчитывает правильные ответы.

Заключительная речь учителя

Вспомните - для чего мы начали сегодняшний путь. Достигли ли вы поставленных задач. Да! Мы вспомнили основные классы кислородсодержащих соединений, вспомнили функциональные группы, повторили номенклатуру, вспомнили основные химические свойства. И прорешали задания из ЕГЭ. Вы плодотворно поработали, прежде чем достигли вершины.

Рефлексия

Предлагаю ответить на вопросы анкеты:

  1. Понравился ли тебе урок-соревнование?

  2. Какой конкурс понравился больше всего?

  3. какой конкурс не понравился?

  4. Что бы ты изменил. Дополнил в содержании такого урока?

  5. Какие формы уроков хотел бы ты предложить для проведения в дальнейшем (ролевая игра. КВН, диспут, путешествие, зачет и т.д.)?

Список литературы:

  1. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

  2. Органическая химия. Весь школьный курс в таблицах/ сост. С.А. Литвинова, Н. В. Манкевич. - Минск: Букмастер: Кузьма, 2012. - 6-е изд.

  3. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10 класс. Бзаовый уровень»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.

  4. Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кдасс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова.- 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.


© 2010-2022