Факультативный курс по химии 5 класс Химия и жизнь

Раздел Химия
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 12 среднего (полного) общего образования Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Рассмотрено на Согласовано Утверждено

на заседании ШМО учителей на заседании МС директор школы-интернат №12

_______ / / ________/Башкова М.П./ ОАО РЖД

Протокол №______ Протокол №_______ _________/Войтенко И.М./

от «___» _______2015 г. «___» _______2015 г. «_____» __________2015 г.





Рабочая программа

факультативного курса

«Химия и жизнь»

(5 класс)



Разработана:

Скворцовой Ольгой Павловной,

учителем химии

первой квалификационной категории

Пермь,2015 у.г

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3

  2. Общая характеристика факультатива……………………………...3

  3. Описание места факультатива в учебном плане………………….4

  4. Требования к результатам обучения……………………………….4

  5. Содержание курса……………………………………………………...5

  6. Учебно-методическое обеспечение…………………………………..5








1.Пояснительная записка

Данный курс факультатива предусматривает небольшое, доступное для учеников 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей. Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни. Изучение мира природы - одна из сторон деятельности человека. Знания, получаемые в школе по химии, возможно, применять в повседневной жизни. Химия - это источник знаний о здоровье человека, так как при её изучении ученики знакомятся с составом различных веществ, как эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, и в целом на саму жизнь человека, что полезно, в каких количествах, и что вредно.

Факультатив реализует связь школы с жизнью, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивая интерес и создавая связи между предметами, изучаемыми в школе.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволят сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Учебно - воспитательные задачи курса:

  • Развитие устойчивого интереса к курсу химии;

  • Ознакомление с первоначальными химическими сведениями (основными понятиями химии, химической символикой, важнейшими веществами, их свойствами, основами химического производства);

  • Отработка простейших экспериментальных умений, необходимых для проведения практических работ (формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности);

Формирование умений организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в классе, на

2.Общая характеристика факультатива.

В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует выработке подлинно научного мировоззрения. Разнообразный историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции этого курса с историей, географией, литературой, физической культурой. Программа позволит повысить уровень общей культуры учащихся, расширить их представления об использовании химических веществ в средствах гигиены. Программа факультатива «Химия и жизнь» разработана для учащихся 5 классов и носит межпредметный характер. Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, в быту, в косметологии, даёт понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека. Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека. Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью тем, что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной.

3.Описание места факультатива в учебном плане

Факультатив «Химия и жизнь» составлен на основе программы по химии. Проводится в 5 классе одну четверть. В неделю - 1 час. За курс - 8 часов.

Методы и приемы работы:

  • сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

  • практические (лабораторные работы, эксперименты);

  • коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).

4.Требования к результатам обучения.

Учащиеся должны:

-работать с лабораторным оборудованием

-знать формулы химических веществ

-работать группами или индивидуально

- применять компьютерные технологии

-создавать проектные работы и презентации

5.Содержание курса

№ п/п

тема

результат

содержание

1

Введение

Техника безопасности в кабинете химии.

2

Химия и здоровье

Доклад

Витамины, лекарственные препараты

3

Химия и красота

Сделать мыло в домашних условиях

Средства гигиены, косметика, моющие средства.

4

Химия и пища

Проект

Жиры, белки, углеводы. Аминокислоты. БАДы.

5

Химия и вода

Анализ домашней воды

Значение воды в жизни человека.

№п/п

Тема

Тип урока

Цель

Домашнее задание

1

Введение

Лекция-беседа

Дать понятие «химия» и ее значение для человека. Техника безопасности при работе с химическим оборудованием.

Доклад «Химия у тебя дома (в ванной, на кухне и т.д.)

2

Химия и здоровье

Лабораторный

Значение витаминов в жизни человека

Определить витамин С в лимоне

3-4

Химия и красота

лабораторный

Делаем экологически чистые продукты

сделать мыло для себя

5

Химия и пища

лабораторный

Польза и вред продуктов питания

Определить для своей семьи правильный рацион питания

6

Химия и вода

лабораторный

Анализ питьевой и водопроводной воды

Очистка воды в домашних условиях

7

Подведение итогов

Диалог, опрос

рефлексия


Тема1. Введение. Техника безопасности в кабинете химии, при проведении лабораторных и практических работ.

Тема2. Химия и здоровье. Что такое витамины? Классификация витаминов. Значение витаминов в жизни человека.

Лабораторная работа №1 «Определение витамина С в яблочном соке».

Лекарственные препараты, их классификация. Польза и вред лекарств.

Тема3. Химия и красота. Средства гигиены: мыло, зубная паста, шампунь, дезодорант, их состав и влияние на здоровье человека.

Лабораторная работа №2 «Варим мыло».

Косметика. Помада, тушь, пудра, косметические маски, духи. Составляющие компоненты. Влияние на здоровье человека.

Лабораторная работа №3 «Косметическая маска в домашних условиях».

Моющие средства. Стиральный порошок, бытовая химия для мытья кухни и посуды.

Тема4. Химия и пища. Что такое жиры, белки и углеводы. Их содержание в организме человека и продуктах питания. Значение для организма человека.

Лабораторная работа №4 «Содержание крахмала в черном и белом хлебе».

БАД. Польза и вред добавок.

Тема5. Химия и вода. Значение воды в жизни человека. Определение качества минеральной, питьевой и водопроводной воды.

Лабораторная работа №5 «Определение качества водопроводной воды разными методами»

6.Учебно-методическое обеспечение.

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5 - 6 классы, учебник для общеобразовательных учебных заведений, 2 - е изд., Москва, Дрофа, 2004 г.

  2. Ефимовский Е. С. След колесницы (истории в стихах), Ленинград, Детская литература, 1988 г.

  3. Энциклопедический словарь юного химика (сост. Крицман В. В., Станцо Д. В.), Москва, Педагогика, 1990 г.

  4. Энциклопедия для детей, том 17, Химия, Москва, Аванта+, 2003 г.

  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Химия (авт. - сост. Л. А. Савина), Москва, АСТ - ЛТД, 1998 г.

Лабораторная работа №1 «Определение витамина С в яблочном соке».

Цель: Определить содержание витамина С в пакетированном и натуральном соке.

Оборудование: пробирки, держатель, вода, крахмал, йод, сок из пакета, яблоко.

Ход работы:

1)В пробирку налили 2 мл сока и добавили воды, доведя объем до 10 мл.

2) Добавили немного крахмального клейстера.

3) Затем по каплям до появления устойчивого синего окрашивания на 10-15 сек добавляют раствор йода. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Лабораторная работа №2 «Варим мыло».

Цель: научиться изготавливать мыло в домашних условиях для своего типа кожи.

Оборудование: детское мыло, плитка, оливковое масло, молоко, травы (мята, берёзовые листья), сахар, кофе, эфирные масла, вода, формочки, пульверизатор.

Ход работы:

1)Первым делом нужно нарезать мыльную основу небольшими кусочками или натереть детское мыло на терке, это поможет им скорее расплавиться.

2)Теперь растапливаем мыльную основу на водяной бане, периодически помешивая ее. Добавляем к мылу оливковое масло из расчета 3 чайных ложки на 100 грамм основы.

3)Пока основа плавится, необходимо иногда подливать немного молока, чтобы получилась сметанообразная масса. Вместо молока можно добавить капельку отвара трав. 4)Когда мыльная основа полностью растоплена, снимаем ее с огня и добавляем различные ингредиенты: 5 капель эфирного масла, чайную ложку глицерина, красители, ароматизаторы, кофе.

5)Теперь нужно перелить мыло в формочку и сбрызнуть поверхность мыла спиртом из пульверизатора.

6)Оставляем мыло в формочках до полного застывания.

Лабораторная работа №3 «Косметическая маска в домашних условиях».

Цель: приготовить маску для определённого типа кожи лица в домашних условиях.

Оборудование: лимон, обезжиренная сметана, мёд, яйцо, молоко, овсяные хлопья, венчик, вода, чашка для смешивания, банка для хранения.

Ход работы:

1)Для жирной кожи:

- две чайные ложки меда, 20 капель сока лимона и столовая ложка обезжиренной сметаны. Перемешайте, доводя смесь до однородного состояния. Держать от 20 минут. Маска добавит вашей коже ровный цвет и здоровое сияние.

2) Для сухой кожи:

- яичный желток, две чайные ложки молока и неполная столовая ложка мелких овсяных хлопьев. Залить овсяные хлопья очень теплым молоком и дать размокнуть. Взбить вилкой яичный желток и перемешайте с хлопьями. Маску держать 20 минут. Эта смесь придаст сухой коже нежность и бархатистость, избавив от шелушения и ощущения стянутости.

Лабораторная работа №4 «Содержание крахмала в черном и белом хлебе».

Цель: определить содержание количества крахмала в черном и белом хлебе.

Оборудование: хлеб белый и черный, йод.

Ход работы:

1)Отрезать кусок черного и белого хлеба.

2)Капнуть по капле йода.

3)Определить содержание крахмала.

Лабораторная работа №5 «Определение качества водопроводной воды разными методами».

Цель: определение пригодности водопроводной воды для питья.

Оборудование: мерный цилиндр, лист бумаги, книжный текст.

Ход работы:

1)5-балльная шкала оценки вкуса и запаха

0 баллов - вода не имеет ни вкуса, ни запаха;

1 балл - вкус или запах настолько легкие, что могут быть замечены лишь специалистом;

2 балла - очень легкие вкус или запах, которые могут быть обнаружены обычным человеком;

3 балла - явный запах или привкус;

4 балла - выраженные вкус или запах, которые заставляют человека воздержаться от питья;

5 баллов - крайне выраженные запах или привкус, делающие воду непригодной для употребления внутрь.

По ГОСТу, если запах или привкус воды оценены самим человеком на 3 и более балла, воду пить нельзя.

Запах воде чаще всего придают микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, реже - такие растворенные в ней вещества, как аммиак, хлор.

2)Определяем цветность воды

В лабораторных условиях для определения цветности воду смешивают с реактивами, после чего сравнивают ее цвет с эталонными образцами. Дома такой шкалы, конечно же, нет, но в первом приближении этот показатель все же можно определить, налив в стеклянную емкость воду и изучив ее на свет. Перед оценкой необходимо предварительно поместить за цилиндром с водой белый лист бумаги.

3)Определяем прозрачность воды

Вода, пригодная для питья, должна быть прозрачной.

Самостоятельное определение и оценка качества воды, а точнее, уровня ее прозрачности, может быть осуществлено следующим образом. Налейте в стеклянную емкость воду и посмотрите сквозь воду на свет. Оцените степень мутности, оперируя следующими определениями:

вода прозрачная;

вода опалесцирующая (имеет легкий перламутровый оттенок, поскольку мельчайшие частицы, содержащиеся в ней, отражают свет);

вода слабо мутная;

вода очень мутная.

Безопасной для питья по этому показателю является абсолютно прозрачная вода. В лаборатории прозрачность определяют не качественно (как в приведенном выше варианте), а количественно, при помощи специального прибора - колориметра.

4)Определяем жесткость воды

Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи - долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.

Жесткость воды влияет на ее органолептические свойства (соли магния придают воде горький вкус), но не оказывает существенного влияния на здоровье.



© 2010-2022