- Преподавателю
- Химия
- Интеллектуальная игра по химии Химия в загадках и кроссвордах (8 класс)
Интеллектуальная игра по химии Химия в загадках и кроссвордах (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мустафина С.К. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИГРА «Химия в загадках и кроссвордах»
Цель мероприятия, его воспитательные и развивающие задачи:
-
Повысить интерес учащихся к изучению предмета.
-
Обогатить интеллект и кругозор дополнительными знаниями по химии.
-
Вызвать положительные эмоции.
От каждого класса формируется команда участников, состоящая из 5 - 6 человек. Командам дается задание подготовить название. Игра начинается с представления участников и членов жюри.
Ведущий: Химия - наука удивительная. Она конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в микроскоп, со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами.
Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия - наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее, в ней до сих пор так много неясного и неоткрытого! Химия - наука серьезная, изучать ее нелегко. Но сегодня, разгадывая кроссворды, головоломки, загадки, вы убедитесь, что химия не так трудна и недоступна, как казалось раньше.
Конкурс 1.
Разминка
Ведущий задает вопросы по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
-
Какой элемент самый распространенный во Вселенной? (водород).
-
Кто автор атомно-молекулярного учения? (Ломоносов).
-
Как называются соли угольной кислоты? (карбонаты).
-
Назовите формулу едкого натра. (NаОН).
-
Какой металл называют «летающим»? (алюминий).
-
Какой цвет приобретает лакмус в щелочной среде? (Си- ний).
-
Какова атомная масса серы? (32).
-
Кто сформулировал периодический закон? (Менделеев).
-
Как называются заряженные частицы? (Ионы).
-
Назовите формулу известняка. (СаСО3).
-
Как называются вещества, увеличивающие скорость химических реакций? (Катализаторы).
-
Что стремились открыть древние алхимики? (Философский камень).
Конкурс 2.
«Поиграем в слова»
Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово команды получают 1 балл. (Оксид, токсин, сульфат, соль, сульфид, сульфит, кислота, лакмус, фенол, кетон, метил, медь, метан, декан).
Игра с болельщиками
Шуточные вопросы - загадки:
Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).
Какой элемент всегда рад? (Радон).
Какой неметалл является лесом? (Бор).
Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).
В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).
От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).
Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).
Какие простые вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (Бром, ртуть).
Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).
Как получить воду из огня? (При горении водорода).
Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).
Конкурс 3.
Загадки.
Ведущий читает загадки по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 1 балл.
-
Вы со мной уже встречались-
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(Водород).
-
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща, и легка,-
Я лед, я пот, я облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
(Вода).
-
Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.
(Хлор).
-
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг,
Без сомненья - он наш друг.
Если в атом он попал -
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра.
(Электрон).
-
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион…
А я нейтральный и зовусь …!
(Нейтрон).
-
Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня, и под водой
Оксид мой станет кислотой.
(Фосфор).
-
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот).
-
Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться мог
Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде … Я везде.
(Углекислый газ).
-
Обычно белый как мука,
От йода я синею.
Но как боюсь я кипятка,
В нем сразу стану клеем!
(Крахмал).
-
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь.
(Золото).
Конкурс 4.
«Решаем головоломки».
Заполнить пустые клеточки буквами, чтобы получились названия элементов (командам раздаются листы с головоломками).
-
Н
И
Й
Магний, алюминий, кремний.
О
Р
Хлор, фосфор, фтор.
-
С
Е
Р
Сера, серебро.
О
М
Бром, хром.
Конкурс 5.
«А теперь решим кроссворд»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
По горизонтали: 1 - атомы с одинаковым зарядом ядра, но разной массой; 4 - совокупность всех атомов с одинаковым номером и зарядом ядра; 5 - элемент номер четыре; 7 - вертикальная колонка элементов периодической системы; 9 - элемент с десятью протонами в ядре.
По вертикали: 2 - изотоп водорода с тремя нейтронами; 3 - горизонтальный ряд элементов в периодической системе; 4 - е-;
6 - атом, но заряженный; 8 - положительно заряженная частица в ядре атома.
Ответы
По горизонтали: 1 - изотопы; 4 - элемент; 5 - бериллий; 7 - группа, 9 - неон.
По вертикали: 2 - тритий; 3 - период; 4 - электрон; 6 - ион; 8 - протон.
Загадки для болельщиков.
По - античному наивно, откровенно, простовато
Совершенно неделимым называли греки атом.
Но теперь твердит наука: атом - непростая штука
И устроен он хитро. В центре плотное ядро,
А вокруг, как роем мошки, пляшут электроны - крошки…
В электронных облаках, как кораблик на волнах,
Плыть стремится каждый атом по своим координатам
В Менделеевской таблице. Дочитаем всю страницу…
Имена координат даст отгадка двух шарад.
-
Три буквы плода треугольного,
две буквы от стола от школьного,
«П» между этими фрагментами…
Все вместе - столбик с элементами.
-
Птичий мех, но не пух,
И без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин,
Что сажают дети за день;
Вместе - ряд горизонтальный
Получаем моментально.
Ах, что же я поделаю с собой -
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею:
Я - индикатор, и в кислотах я краснею.
(Лакмус).
Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой…
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь.
(Серная кислота).
Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня…
(Стекло).
Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:
Это - … (Натрия хлорид).
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу,
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (мелом).
В заключении демонстрируются занимательные опыты.
1. «Облако из колбы».
В колбу насыпают кристаллический карбонат натрия и
осторожно наливают раствор аммиака, слоем 2 мм. Затем тонкой
струйкой вливают концентрированной соляной кислоты. Из
колбы вырывается струя густого белого дыма, который стелется
по наружным стенкам колбы и по столу.
2. «Волшебный платок».
Пропитать платок в 50% растворе хлорида кобальта просушить.
Ткань окрашивается в голубой цвет. Если платок собрать в кулак
и подуть на него, окраска меняется на розовую.
Жюри подводит итоги игры. Победители награждаются дипломами.