- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии
Рабочая программа по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Морозова Т.М. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка 10-11 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии
-
с Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273 (ст.47 п.5 ч.3, ст.48 п.1 ч.1),
-
Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов МБОУ СОШ №17;
и на основании:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
-
Пример рабочей программы разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2005.).
Обоснование выбора программы обучения.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Учебное содержание должно базироваться на содержании программы О.С.Габриеляна, которое структурировано по пяти блокам: методы познания в химии; теоретические основы химии; неорганическая химия; органическая химия; химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Место и роль учебного курса в системе образования.
Программа обучения химии на старшей ступени обучения начинается с органической химии 10 класса и продолжается изучением основ общей химии в 11 классе, базируется на знаниях основного общего образования.
Нормативная продолжительность изучений содержания программы базового уровня определяется Федеральным базисным учебным планом из расчета 1 часа в неделю и дополняется школьным компонентом учебного плана из расчета 1 часа в неделю.
Системообразуюшими идеями содержания курса являются идеи материального единства веществ природы, обусловленности свойств веществ их составом и строением, а применение веществ их свойствами, познаваемости сущности химических превращений с помощью научных методов.
Цели курса: сформировать знания об особенностях химических явлении в органической химии, проводить химические эксперименты, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
Задачи курса: освоение важнейших знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формы организации образовательного процесса: классно- урочная.
Технология обучения: модульная технология.
Изменения, внесенные в программа:
10 класса
-
Количество часов, рекомендованное примерной программой, адаптировано к требованиям технологии модульного обучения, в соответствии с которыми, учебный материал должен быть выстроен в логике завершенного недельного цикла при удвоенном количестве часов по предмету на одной неделе и отсутствием учебного предмета на другой неделе.
-
Заменена Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» на более безопасную при выполнении и значимую работу «Обнаружение витаминов».
11 класса
-
Дополнены уроки: «Классификация неорганических соединений» и «Классификация органических соединений» (тема 4), т. к. данные уроки позволяют систематизировать материал о классах неорганических и органических соединений.
-
Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами:
- коллекция пластмасс и изделий из них, коллекция волокон и изделий из них, жесткость воды и способы ее устранения, образцы различных дисперсных систем (тема 2);
- примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа, воды (тема 3);
- коллекции образцов металлов, неметаллов, природных органических кислот, образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (П) (тема 4)
3. Взамен исключенных демонстраций добавлены несколько демонстрации из примерной программы:
- модель металлической кристаллической решетки (тема 2); растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш) (тема 3);
- возгонка йода, изготовление йодной спиртовой настойки, взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей, горение серы и фосфора в кислороде, взаимодействие меди с кислородом и серой (тема 4).
4. С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включена дополнительная тема «Химия и жизнь» в объеме 4-х часов (авторская программа рассчитана на 68 часов с резервом времени 2 часа) с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы.
Список практических занятий
10 класс
-
Качественный анализ органических соединений.
-
Углеводороды.
-
Спирты.
-
Альдегиды и кетоны.
-
Карбоновые кислоты.
-
Углеводы.
-
Амины. Аминокислоты. Белки.
-
Идентификация органических соединений.
-
Обнаружение витаминов.
-
Действие ферментов на различные вещества.
-
Анализ лекарственных препаратов.
Универсальные учебные действия
Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных способов деятельности и ключевых компетенций,необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение химии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд универсальных учебных действий в повседневной жизни
Метапредметные (с ориентацией на планируемый результат):
Познавательные УУД:
уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, таблицами, схемами и интернетом.
Регулятивные УУД:
целеполагание, формулировка задач, преднамеренные химические ошибки на уроках, поиск информации в предложенных источниках (учебнике, энциклопедии, интернете, раздаточном материале), химический диктант, взаимоконтроль, самоконтроль, диспут, заучивание материала на уроке в классе.
Коммуникативные УУД: работа в парах, группах.
Личностные:
необходимость формирования определенное поведение в химическом кабинете, основанного на гигиенических нормах и правилах, знание меры своих возможностей, разумного удовлетворения своих потребностей; уяснить значение химических веществ окружающих нас в повседневной жизни, оценки своей деятельности по отношению к природной среде с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
Основными механизмами их формирования следует считать формы организации учебной работы обучающихся на уроке: самостоятельная индивидуальная, парная, групповая работа; методы проблемно- диалогического обучения, дидактической игры.
Формы контроля.
К основным формам контроля, используемые мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний - пятибалльная.
В результате изучения химии ученик должен:
знать / понимать : •важнейшиехимическиепонятия: вещество,химическийэлемент,атом,молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь :
-
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-
определять: валентность и степень окисления химических
-
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
-
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
•определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
•оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
•безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
•приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
•критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Используемый УМК:
-
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2002.
-
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2006. - 218, [6] с.: ил.
Содержание рабочей программы
10 класс
Модуль 1. Введение. Строение органических соединений. 8часов
Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Функциональные группы органических веществ. Признаки классификации органических веществ (наличие кратных связей и функциональных групп). Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия). Химические формулы и модели молекул в органической химии. Основы номенклатуры органических соединений. Изомерия и ее виды
Основные понятия: органическая химия. Гомологический ряд. Изомерия. Химические связи. Гибридизация орбиталей. Функциональная группа. Алканы. Алкены. Алкадиены. Алкины. Галогенопроизводные углеводородов. Простые эфиры. Сложные эфиры. Карбоциклические соединения.
Персоналии: Й. Я Берцелиус. В. Фридрих. Ф. А Кекуле. А.М Бутлеров
Демонстрации:
-
Коллекция органических веществ и изделий из них
-
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
Лабораторные опыты:
-
Изготовление моделей молекул углеводородов
-
Определение элементного состава органических соединений
Модуль 2. Углеводороды и их природные источники. 16часов
Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств. Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств. Получение полиэтилена реакцией полимеризации. Применение полиэтилена на основе его свойств. Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена . Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе. Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств. Вычисления по химической формуле и химическому уравнению.
Основные понятия : Углеводороды. Крекинг. Природный газ. Алканы. Алкены. Алкины. Алкадиены. Циклоалканы.
Персоналии: Н.Н. Семенов. В.В.Марковников. С. В. Лебедев.
Демонстрации:
-
Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде.
-
Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия.
-
Коллекция изделий из полиэтилена.
-
Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность.
-
Получение и свойства ацетилена.
-
Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
-
Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты:
-
Изготовление моделей молекул алканов.
-
Изготовление моделей молекул алкенов.
-
Изготовление модели молекулы ацетилена.
-
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Контроль:
Контрольная работа №1
Модуль 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. 20 часов
Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола на основе его свойств. Алкоголизм его последствия. Глицерин как представитель предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе его свойств. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Состав и строение молекулы фенола.
Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств. Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;
химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Уксусная кислота: состав и строение молекулы, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты - представители высших жирных кислот. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза - полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид - глюкоза). Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (спиртовое и молочнокислое). Применение глюкозы на основе свойств.
Основные понятия : Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетонами. Жиры. Углеводы. Крахмал.
Демонстрации:
-
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
-
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
-
Качественные реакции на фенол.
-
Окисление спирта в альдегид.
-
Реакция «серебряного зеркала».
-
Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П).
-
Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров.
-
Коллекция эфирных масел .
-
Ознакомление с образцами углеводов.
-
Переходы: этанол - этилен - этиленгликоль - этиленгликолят меди (П); этанол - этаналь - этановая кислота.
Лабораторные опыты:
-
Свойства этилового спирта.
-
Свойства глицерина.
-
Свойства формальдегида.
-
Свойства уксусной кислоты.
-
Свойства жиров.
-
Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка.
-
Свойства крахмала.
-
Свойства глюкозы.
Практикум:
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений
Контроль:
Контрольная работа №2.
Модуль 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. 4 часа.
Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина. Анилин - ароматический амин: состав и строение, получение из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств. Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты - амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Основные понятия : Амины. Аминокислоты. Белки.
Персоналии: Н. Н. Зинин.
Демонстрации:
-
Реакция анилина с бромной водой
-
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот
-
Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити
Лабораторные опыты:
Свойства белков
Контроль
Контрольная работа №3
Модуль 5. Биологически активные органические соединения. 4 часа
Ферменты - биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Основные понятия: Витамины. Ферменты. Гормоны.
Демонстрации.
-
Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля.
-
Коллекция СМС, содержащих энзимы.
-
Коллекция витаминных препаратов.
-
Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки.
-
Коллекция витаминных препаратов.
Практикум:
Обнаружение витаминов.
Модуль 6. Искусственные и синтетические органические соединения. 4 часа
Понятие об искусственных полимерах - пластмассах и волокнах. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Понятие о синтетических полимерах - пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Полиэтилен и полипропилен: их получение, свойства и применение. Классификация волокон. Классификация синтетических волокон, их свойства и применение. Классификация синтетических каучуков. Резина. Термореактивные и термопластичные полимеры.
Применение синтетических каучуков.
Демонстрации:
-
Коллекция изделий из пластмасс.
Лабораторные опыты:
-
Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон.
-
Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.
11 класс.
Модуль 1. Строение атома. 8 часов.
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Электронные облака. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Электронные конфигурации атомов химических элементов. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в группах (главных подгруппах) и периодах. Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира.
Основные понятия : Атом . Изотопы.
Персоналии : Менделеев .Д.И.
Демонстрации:
Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
Модуль 2. Строение вещества. 20 часов
Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой. Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов). Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химических связей. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Неорганические полимеры. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак и этилен. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства. Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Коагуляция и синерезис. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Закон постоянства состава веществ. Молекулярная формула (формульная единица). Массовая и объемная доля компонента в смеси. Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля примесей. Массовая доля выхода продукта реакции.
Основные понятия : Ионная химическая связь. Ковалентная химическая связь. Пластмасса. Полимеры. Парниковый эффект. Эмульсии. Суспензия. Гели.
Практикум:
-
Получение, собирание и распознавание газов
Демонстрации:
1. Модель кристаллической решетки хлорида натрия.
-
Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.
-
Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток.
-
Модели металлических кристаллических решеток.
-
Модель молекулы ДНК.
-
Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты).
-
Модель молярного объема газов.
-
Три агрегатных состояния воды.
-
Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления.
-
Приборы на жидких кристаллах.
-
Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты:
-
Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них.
-
Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.
-
Ознакомление с минеральными водами.
-
Ознакомление с дисперсными системами.
Контроль:
Контрольная работа №1.
Модуль 3. Химические реакции. 16 часов.
Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. .Изомеры и изомерия. Причины многообразия веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения . Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Необратимые и обратимые химические реакции.
Понятие о химическом равновесии. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты. Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение воды, образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии. Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Основные понятия : Доля. Молярная концентрация. Аллотропия. Скорость химической реакции. Необратимые и обратимые реакции. Водные растворы. Электролиты. Кислоты. Основания. Соли. Гидролиз. Степень окисления. Электролиз.
Демонстрации:
-
Модели молекул изомеров и гомологов.
-
Получение аллотропных модификаций серы и фосфора
-
Озонатор
-
Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой
-
Модель « кипящего слоя»
-
Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш)
-
Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации
-
Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления Взаимодействие лития и натрия с водой.
-
Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.
-
Образцы кристаллогидратов
-
Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция
-
Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)
-
Модель электролизера; модель электролизной ванны для получения алюминия
Лабораторные опыты:
-
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
-
Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля).
-
Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.
-
Разные случаи гидролиза солей.
-
Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
Контроль:
Контрольная работа №2.
Модуль 4. Вещества и их свойства. 16 часов.
Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные); классификация кислот и оснований. Соли средние, кислые, основные. Углеводороды: Алканы, алкены и диены, алкины, арены. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты и белки. Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества - металлы: Общие физические и химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, хлором серой), с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Значение металлов в природе и жизни организмов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы - простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями. Благородные газы. Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот. Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш).
Основные понятия : Коррозия. Соли (средние. кислые ,основные).
Демонстрации:
Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью
Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодействие меди с кислородом и серой. Алюминотермия
Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания
Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Практикум:
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений
Лабораторные опыты:
-
Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами
-
Ознакомление с коллекцией кислот
-
Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями.
-
Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами
-
Ознакомление с коллекцией оснований
-
Получение и свойства нерастворимых оснований
-
Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли
-
Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов
Контроль:
Контрольная работа №3
Модуль 5. Химия и жизнь. 4 часа.
Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ на примере производства серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Демонстрации:
Д. Образцы средств гигиены и косметики
Д. Модели производства серной кислоты
Лабораторные опыты
Л. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению
Учебно- тематический план
10 класс, базовый уровень (2 ч в неделю, всего 68 часов, из них 8 часов резервное время).
№
Тема
Кол - во
Часов.
Кол-во практических работ
Кол-во контрольных работ
1
Модуль 1.
Введение. Строение органических соединений
12
-
1
2.
Модуль 2 .Углеводороды и их природные источники.
16
-
1
3
Модуль 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе.
20
1
1
4.
Модуль 4.
Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе.
4
-
1
5
Модуль 5. Биологически активные органические соединения.
4
1
-
6
Модуль 6. Искусственные и синтетические органические соединения.
4
-
-
ИТОГО
60
2
4
Учебно- тематический план
11 класс, базовый уровень (2 ч в неделю, всего 68 часов, из них 4 часа резервное время)
№
Тема
Кол - во
Часов.
Кол-во практических работ
Кол-во контрольных работ
1
Модуль 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева
8
-
-
2.
Модуль 2. Строение веществ.
20
1
1
3
Модуль 3. Химические реакции
16
-
1
4.
Модуль 4. Вещества и их свойства
16
1
1
5
Модуль 5. Химия и жизнь
4
-
-
ИТОГО
64
2
3
Литература.
1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. - М.: Дрофа, 2004.
-
Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс - М.: Дрофа, 2003.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. - М.: Дрофа, 2004.
-
Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. - М.: Просвещение, 2005.
-
Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. - М.: Просвещение, 2005.
-
Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. - М.: Дрофа, 2005
-
Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. - М.: дрофа, 2003-2004.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. - М.: Дрофа, 2005.
-
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
-
Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. - М.: Блик плюс, 2000.
-
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.
-
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. - М.: Дрофа, 2003-2004.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. - М.: Дрофа, 2003.
-
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2004.
-
Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2001.