Поурочный план Понятие о жесткости воды

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Химия

Класс: 9 «Б» (девочек: 7, мальчиков: 10)

Дата: 16 января 2016 год

Преподаватель: Жукова Анастасия Юрьевна

Тема урока: «Понятие о жесткости воды и способы их устранения. Биологическая роль кальция. Генетическая связь соединений кальция»

Цель: формирование знаний о понятии жесткость воды

  • получат представление о жесткости воды и ее устранении;

  • ознакомятся с биологической ролью кальция в организме человека;

  • рассмотрят генетическую связь соединений кальция.

Тип урока: изучение нового материала

Форма работы: индивидуальная

Ресурсы: таблица Д.И.Менделеева, видеоролик «Роль кальция в организме человека», интерактивная доска, презентация.

Литература:

Н. Н. Нурахметов 9 класс. Алматы. Мектеп, 2013 г.

Н.С. Аяхметов Общая и неорганическая химия, учебник для вузов, Москва, 1981 г.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление нового материала

  5. Ознакомление с домашним заданием


Вид деятельности

время

Действие учителя

Действие ученика

  1. Организационный момент







  1. Актуализация знаний

1,5 минут





2 минуты

Проверить готовность класса к уроку, подготовить мысленно учащихся к уроку.



Проигрывает ролик «Все в твоих руках».



Учитель: Доброе утро, настроились на урок, и сегодняшний урок, как и в просмотренном ролике в ваших руках.

Тема урока сегодня: «Понятие о жесткости воды и способы их устранения. Биологическая роль кальция. Генетическая связь соединений кальция»

Какая основная цель урока и каковы ее задачи?

На слайде высвечивается тема урока и ее цели.



Просматривают ролик

Мысленно настраиваются на урок.

Записывают тему урока

Отвечают на поставленный вопрос.

(Ответы обучающихся: узнать какую роль играет кальций в жизни человека. Узнаем что такое жесткость воды)

III.Изучение нового материала

3.1 Объяснение нового материала

























3.2 Просмотр ролика

3.3 Работа обучающихся

29 минут

Кальций - один из наиболее распространенных элементов на Земле (2.0 мол. Доли, %). Большая часть содержится в виде силикатов и алюмосиликатов в изверженных горных породах (граниты, гнейсы). Из других пород наиболее распространены известняк и мел, состоящие в основном из минерала кальцита СаСО3. Значительно реже встречается окристаллизованная форма смеси кальцита и доломита - мрамор. Широко распространены ангидрид CaSO4 и гипс CaSO4 · nH2O. Важны для промышленности минералы флюорит CaF2, апатит. В качестве продуктов выветривания минералов соединения кальция содержатся в большинстве природных вод и в основном обуславливают их жесткость.

Что же такое жесткость воды?

Жесткость воды обусловлена такими соединениями, как соли кальция и магния. Если мы возьмем, к примеру, наш быт, то мы встречаемся с жесткой водой очень часто. Бывает что в воде овощи, мясо плохо разваривается, мыло плохо пенится, а в чайнике образуется сильная накипь, это и доказывает, что в воде присутствуют соли кальция и магния.

Различают временную и постоянную жесткость. Жесткость воды устраняют физическими и химическими методами. Временная жесткость устраняется кипячением воды. При этом гидрокарбонаты переходят в нерастворимые карбонаты.

Са(НСО3)2 = СаСО3 + СО2 + Н2О

Химическое умягчение основано на введении в воду реагентов, обогащающих ее анионами СО3- и ОН-, в результате чего образуются малорастворимые СаСО3 и Mg(OH)2. Для этого природную воду обрабатывают гашенной известью или содой:

CaSO4 (р) + Na2CO3 (р) = CaCO3 (т) + Na2SO4 (р)

Са(НСО3) (р) + Ca(OH)2 (р) = 2CaCO3 (т) + H2O (ж)



Кальций также огромную роль играет в жизни человека, а именно биологическую.

Прежде всего, кальций является важнейшим структурным компонентов костей и зубов. Участвует в мышечных сокращениях, регулирует проницаемость клеточных мембран участвует в проводимости сигнала по нервным клеткам, регулирует сердечную деятельность, участвует в свертывании крови. Содержится в пищевых продуктах растительного происхождения (орехи, миндаль, фасоль, капуста, петрушка, курага, лук), а также молочные продукты.

Просмотрите небольшой ролик о биологической роли кальция в жизни человека

Что вы узнали из данного ролика, какие важные моменты вы услышали

Рассмотрим также генетическую связь соединений кальция, но прежде чем мы рассмотрим.

Вспомним на какие классы делятся вещества.

Генетическая связь - это связь между веществами, которые относятся к разным классам. Вы сейчас их назвали.

Приведем пример.

Необходимо решить химическую цепочку, указанную на слайде.

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2



Что необходимо прибавить к веществам и получите новые вещества указанные в цепочке.

Таким образом генетический ряд - это ряд веществ, которые представляют разные классы неорганических соединений, являются соединениями одного и того же химического элемента. В данной работе у нас постоянный элемент - это кальций.

Записывают основные соединения кальция и их названия.











Записывают типы жесткости воды и ее устранение (химические реакции)















Просматривают ролик «Роль кальция в организме человека»

Отвечают на поставленный ответ.



Отвечают на вопрос.

Вещества делятся на простые и сложные.

К простым относятся: металлы и неметаллы, к сложным относятся: соли, оксиды, кислоты, основания.



Ученик решает у доски, а класс самостоятельно решает в тетради.



  1. 2Са + О2 = 2СаО

  2. СаО + Н2О = Ca(OH)2

  3. Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O

IV.Закрепление материала.

6 минут

Вопросы:

  1. Какие существуют виды жесткости воды?



  1. Как устранить временную жесткость?



  1. Какие продукты содержат кальций?



  1. Какую роль играет кальций в организме человека?



Преподаватель: Подведем итоги, и так что вы узнали на уроке сегодня?

Отвечают на вопросы.

  1. Существует временная и постоянная жесткость.

  2. Временную жесткость устраняют кипячением воды.

  3. Кальций содержится в молочных продуктах, орехах, кураге, капусте и в луке.

  4. Кальций играет роль: является компонентом зубов и костей, участвует в свертывании крови, регулирует сердечную деятельность.

V.Ознакомление с домашним заданием

1,5 минуты

§34 ответить на вопросы, конспект в тетради

Записывают домашнее задание



© 2010-2022