- Преподавателю
- Химия
- Дебаты о милосердии, нравственности и жизненных ценностях
Дебаты о милосердии, нравственности и жизненных ценностях
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Малышева Л.А. |
Дата | 17.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Коммунальное государственное учреждение
Имантауская средняя школа
Дебаты о милосердии, нравственности и жизненных ценностях.
(духовно-нравственная проблематика старшего звена)
Подготовила и провела:
Старшая вожатая ДО «Школьная Республика» Малышева Л. А.
Базовые ценности:
Воспитательные задачи
ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Воспитательный ИДЕАЛ»
качества личности
(цель)
ШКОЛА (ОУ)
Урочная
Опыт учебного взаимодействия
Учёба
- знания о ценностях
- оценки поступков
- выбор поступков
Опыт творческого поведения
Культурные практики
- участие в куль-турном событии
Представители властей
СМИ
Произведения культуры
Общественные
организации
(в т.ч. религиозные)
Круг общения (друзья, соседи, транспорт, магазины и т.п.)
Семьи
КРАСОТА
ПРИРОДА
ЗДОРОВЬЕ
ТРУД
СТРАНА
ДОБРО
Человек
Семья
Принятие или
отторжение
Внешкольная
Опыт гражданского поведения
Социальные практики
Решение общественно значимой задачи (или её модели)
Внеклассная
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Казахстана, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Казахстан, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, служение Отечеству; гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; традиционные казахстанские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
Цели:
- образовательные:
познакомить детей с таким нравственным понятием как милосердие с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- развивающие:
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, развивать такие личностные качества, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, критически осмыслять собственные нравственные поступки и поступки сверстников и одноклассников;
- воспитательные:
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
(Цель - всесторонне и гармонически развитая личность, развитие социальной активности, формирование ответственности, гражданского самосознания, развитие творческих способностей детей, создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек).
Оборудование:
- презентация на тему «Милосердное сердце»,
- сердечки, материал для изготовления сердечек.
Ход мероприятия
I. Организационный момент (вступительное слово педагога)
Дорогие ребята! Пусть сегодняшнее мероприятие принесет вам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
II. Мотивация. Определение темы занятия.
Стихотворение «Без сердца что поймем?»
Без сердца что поймем?
Как пожалеем, как полюбим,
Как чуткими и добрыми мы будем?
Как боль чужую разделить мы сможем,
Как слабому в беде его поможем?
Без сердца мы - лишь куклы заводные,
Бездушные, красивые, пустые.
Я лучшей в жизни похвалой считаю,
Когда сердечным человека называют.
Какие важные слова прозвучали в этом обращении?
Сердце, чуткость, добро, сердечность, отзывчивость…..
(учащиеся называют все возможные варианты ответов: доброта и жалость, благородство и честность, ответственность, добросердечность, душевность, доброжелательность, добродетель, добропорядочность).
Все ваши ответы верны!
Посмотрите на наше сердце, которое является символом стихотворения, и вы увидите, что все ваши ответы нашли место в нем. Главное, что все эти слова мы можем соединить в одно понятие - это милосердие.
Как вы думаете, в чем заключен смысл слова «Милосердие»? Милосердие - это многогранное и многоликое понятие.
Значение данного слова можно узнать из толкового словаря. Одно из толкований представлено на слайде.
Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. И не важно, какая это помощь: физическая, духовная или материальная. Главное - это желание оказать помощь человеку, который оказался в беде. Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека способно изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки.
III. Дебаты
Положительные и отрицательные стороны милосердия, нравственных принципов, общечеловеческих ценностей.
Каждый способен на милосердие! Просто надо его услышать! А мы с вами всегда ли слышим свое милосердие?
IV. Практическое занятие «Милосердное сердце»
Цель: закрепить знания о понятии «милосердие». Нравственная же составляющая практической части дебатов- это символизация открытости детского сердца навстречу взрослому сердцу, первый шаг навстречу, это новый шаг на пути к милосердию.
Ребята, на сегодняшнем занятии мы сможем подарить частицу своего сердца и наполнить добром и светом сердца ваших близких. Что мы для этого можем сделать? (ребята предлагают версии). Я предлагаю каждому из вас изготовить вот такое сердце, с обратной стороны которого вы напишите то качество человека, которое входит в понятие «милосердие». У каждого свое видение милосердия, напомню, что это понятие многогранно. Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека, способно изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки.
Вместе все наши сердца создадут самое большое милосердное сердце.
V. Вывод. Обобщение.
Ребята, держа в руках сердце нашего милосердия, давайте определимся, что же нового каждый из нас вынес для себя из нашей сегодняшней беседы.
Ребята делают выводы:
Милосердие - понятие многогранное.
Каждый человек способен на милосердие!
Просто нужно его услышать!
Важно видеть не только глазами, но и сердцем!
VI. Заключительное слово педагога.
Каждый день - это маленькая жизнь, в которой нужно увидеть главное. Жизнь - это счастье! Нужно это не забывать и видеть это самому и помогать видеть другим!
Милосердие в этом помогает человеку!
Вот таким стихотворением мне бы хотелось завершить наше мероприятие, посвященные автору программы нравственно - духовного образования «Самопознание» ко Дню рождения Первой Леди Республики Казахстан Сары Алпысовны Назарбаевой.
На земле есть много мам,
Все они дороги нам,
Но есть одна наша мама-
Это Назарбаева Сара!
Президент благотворительного фонда «Бөбек»
И будет она им вовек!
Очень любит лыжи, плавание,
Холодной водой обливания.
В глазах сияет радость, доброта
Обо всех детях заботится она.
Знает весь мир ее, благодарит,
Награждают нашу маму
И «ЮНИСЕФ» и «ДОСТЫК».
Всех наград ее не перечесть
И мы рады, что такая мама
В Казахстане есть.