- Преподавателю
- Химия
- Программа элективного курса «Химия и мы»
Программа элективного курса «Химия и мы»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Канифова А.Н. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУ «Управление образования Альметьевского муниципального района»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11» г. Альметьевска РТ
Элективный курс по химии
для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
«Химия и мы»
Автор: Канифова Анна Николаевна
учитель химии первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №11»
- 2014 г -
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Химия и мы» разработана для учащихся 9 классов. Ученикам среднего звена важно сделать правильный выбор в профиле следующего класса. Данный курс предназначен расширить кругозор выпускников в области химии и географии. Элективный курс раскрывает материальные основы окружающего мира и химическую картину природы, показывает практическое применение знаний по данным предметам в жизни и на производстве.
Любому современному человеку неизбежно приходится сталкиваться в быту, на производстве или сельском хозяйстве со свойствами различных веществ: их прочностью, токсичностью, способностью взаимодействовать с другими веществами… Большинство веществ человек получает из природных соединений - минералов и горных пород. Данный курс предназначен для того, чтобы расширить и углубить знания учеников, помочь ответить на вопросы - из чего, каким способом получают, какими свойствам обладают и где применяются различные виды стекла, изделия из глины и металлов. Межпредметная связь географии и химии раскрывает единую картину окружающего мира. Какие горные породы используются для их получения, где находятся места их добычи, строятся заводы по переработке - на эти вопросы помогает ответить курс географии. Химическая переработка, вещества и материалы, их свойства и применение - изучаются в курсе химии. Элективный курс формирует информационную компетентность по химии и географии, способствует расширению практических навыков при работе с различными источниками информации, способствует личностному росту учащихся. Отличие данного курса от других заключается в том, что он показывает полностью весь процесс получения вещества - от залежей природных соединений, последующей химической переработки до свойств и применения полученных материалов.
Цель курса:
- развитие знаний учащихся о прикладном аспекте химии;
- развитие информационной компетентности учащихся.
Задачи курса:
- углубить представления ребят о составе горных пород и минералов, получении различных веществ из природных соединений, их свойствах и применении;
- развивать умение работать в группе и паре, вести дискуссию;
- сформировать умение работать с научно-популярной литературой и электронными источниками информации;
- сформировать убеждения в практической ценности знаний химии и географии;
- дать возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- из каких природных соединений получают стекло, керамику, фарфор, фаянс, медь, чугун и сталь;
- где находятся залежи этих полезных ископаемых, ведётся добыча, и имеются производства по их переработке;
- химические способы получения этих веществ;
- свойства полученных материалов и их применение.
Учащиеся должны уметь:
- работать с контурными картами, научно-популярной литературой и электронными источниками информации;
- использовать знания по географии и химии для осознания единой материальной основы мира;
- работать в группе, паре, выстраивать ответ, вести дискуссию.
Данный курс рассчитан на 17 часов. Для разработки курса было использовано учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений И.М.Титовой «Химия и искусство».
Основным методом изучения курса является лично - деятельностный подход в обучении через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Формы организации учебных занятий: обзорные и проблемные лекции, семинары, проблемно - поисковая деятельность, урок - конференция.
Методом оценивания полученных знаний будут являться реферативные работы и выступления учащихся по темам:
-
Алюминий. Получение, свойства, применение.
-
Удобрения, их виды и применение.
-
Легированные стали. Получение, свойства и применение.
-
Природные залежи нефти, её переработка и использование.
-
История глины для изготовления посуды и изделий из неё.
Учебно-тематический план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Виды деятельности
теория
практика
всего
Тема 1. Стекольное производство
1
Развитие стекольного производства. Оксиды как основа стекла
1
1
Обзорная лекция,
выбор тем реферативных работ
2
Современное производство стекла
1
1
Проблемная лекция,
дискуссия
3
Виды стекла: Богемское, Венецианское, Византийское…
1
1
Проблемно - поисковая деятельность, сообщения учащихся
4
Применение стекла в современной жизни и искусстве
1
1
Проблемно - поисковая деятельность, сообщения учащихся
Тема 2. Глины и их применение
5
Нахождение глин в природе их состав и происхождение
1
1
Мини - лекция, проблемно - поисковая деятельность
6
Производство строительной керамики - кирпича и черепицы
1
1
Лекция-дискуссия,
проблемно-поисковая деятельность
7
Производство современного фарфора
1
1
Обзорная лекция,
поисковая деятельность учащихся
8
Керамика в производстве посуды и искусстве
1
1
2
Поисковая деятельность учащихся, сообщения учащихся
Тема 3. Металлы: от получения до применения
9
Железо. Нахождение в природе. Получение чугуна и стали.
1
1
2
Мини - лекция, проблемно - поисковая деятельность
10
Применение чугуна и стали в промышленности и искусстве
1
1
Лекция-дискуссия,
проблемно-поисковая деятельность
11
Медь. Природные соединения и получение.
1
1
2
Лекция-дискуссия,
проблемно-поисковая деятельность
12
Применение меди и её сплавов.
1
1
Мини - лекция,
поисковая деятельность учащихся,
13
Итоговое занятие
2
2
Выступление учащихся, защита рефератов
Всего часов
7
10
17
Содержание элективного курса
Тема.1. Стекольное производство (4 часа)
Основные компоненты для варки стекла, их нахождение в природе. Физические свойства стекла и их виды. Состав стекла. Классификация оксидов: стеклообразующие, модифицирующие, промежуточные. Современная технология производства стекла. Компоненты и процессы, протекающие при варке стекла. Формование стеклянных изделий: выдувание, прессование, прокатка, вытягивание. Богемское, Венецианское, Византийское стеклоделие. Их применение в мозаичном искусстве, изготовление кубков и ваз, зеркал и хрустального и листового стекла. Мозаики М.В.Ломоносова. Витражное искусство. Художественные эмали. Применение стекла в оконном производстве, лабораторной посуды, кварцевого стекла в медицине, хрустального стекла для производства линз и призм, люстр, зеркал, посуды…
Тема 2. Глины и их применение (5 часов)
Кремний и его соединения в природе. Алюмосиликаты. Происхождение и состав глин. Свойства глинистых материалов и их деление на легкоплавкие и тугоплавкие. Группы глин и их применение. Керамика. Производство строительной керамики: красного кирпича, черепицы, её свойства и применение. Классификация керамических изделий: фаянс, майолика, полуфарфор, твёрдый и мягкий фарфор. Современное производство фарфора: природные соединения, переработка, формование изделий, первый обжиг, подглазурная роспись, глазурование, второй обжиг, надглазурная роспись. Свойства, применение грубокерамической и художественной керамики. Глазурованная керамика. Итальянская майолика. Фаянс. Китайский и российский фарфор.
Тема 3. Металлы: от получения до применения (8 часов)
Природные залежи руд, их добыча и переработка. Металлургия. Области развития чёрной и цветной металлургии. Производство чугуна в доменной печи. Устройство доменной печи и химические реакции. Производство стали мартеновским способом. Устройство мартеновской печи и химические процессы. Применение чугуна и стали в промышленности - машиностроении, станкостроении, трубопроизводстве… Применение чугуна и стали в архитектуре, художественном литье, изготовлении и декорировании оружия. Нахождение меди в природе. Получение и свойства чистой меди и её сплавов: бронзы, латуни, мельхиора. Применение меди в радио - и электротехнике, химическом аппаратостроении. Бронзовое литьё при изготовлении статуй, колокольное дело, холодная ковка меди.
На итоговом занятии учащиеся представляют свой доклад, защищают рефераты по выбранным темам, отвечают на вопросы оппонентов.
Литература
-
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России 8 класс./ В.П.Дронов.- М: Дрофа, 2011
-
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России 9 класс./В.П.Дронов. - М: Дрофа, 2008
-
Даньшин А.И., Марченко Н.А., Низовцев В.А. Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география России./ А.И. Даньшин. - М: Айрис-пресс, 2003
-
Дронов В.П. География 8-9 класс. Атлас. Россия: природа, население, хозяйство. / В.П.Дронов. - М: ОАО «Издательство «Просвещение», 2006
-
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных организацийс приложением на электронном носителе (DVD) / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман -18-е изд. - М: Просвещение, 2014
-
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.Володин; вед. науч. ред. И. Леенсон. - М: Аванта+, 2005
-
Титова И.М.. Химия и искусство: 10-11 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / И.М. Титова. - М: Вентана-Граф, 2007
-
Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. / И.Г.Дудоров. - М: Стройиздат, 1987
-
Августиник А.И. Керамика. / А.И. Августиник. - Л: Стройиздат, 1975
-
Технология производства стекла. [Электронный ресурс] -
energosteklo.ru/articles/steklo/kak-delayut-steklo.html
-
Силикатная промышленность. [Электронный ресурс] -
ppt4web.ru/khimija/silikatnaja-promyshlennost.html
-
Керамика, фарфор. [Электронный ресурс]-
youtube.com/watch?v=qwmkyectBDQ
-
Глина, её состав и свойства. [Электронный ресурс]-
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0#.D0.9C.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.8B.2C_.D1.81.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.B0.D1.89.D0.B8.D0.B5.D1.81.D1.8F_.D0.B2_.D0.B3.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D1.85
-
Получение и применение железа. [Электронный ресурс]-
youtube.com/watch?v=usUCPkoqtrU
-
Чёрная металлургия. [Электронный ресурс]- ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F
-
Производство чугуна в доменной печи. [Электронный ресурс]-
kurs.ido.tpu.ru/courses/Tech_proc_in_mech/tema2/tema2.html
-
Производство стали. [Электронный ресурс]-
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8
-
Цветная металлургия. [Электронный ресурс]-
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F
-
Получение меди. [Электронный ресурс]-ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/neorg/uchpos/text/g4_5_5.html
-
Медь. [Электронный ресурс]-
xumuk.ru/encyklopedia/2469.html