Конспект урока по химии на тему Превращение веществ. Роль химии (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

8 класс.

Урок 2 Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии.

Цели и задачи: Закрепить понятия о химических явлениях их отличие от физических. Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран.

Ход урока

Слайд 2

1. Организационный момент.

Фронтальный опрос:.

  1. Что изучает химия?

  2. Что такое вещество?

  3. Что такое химический элемент?

  4. Какие формы существования химических элементов вы знаете?

  5. Что такое химическая реакция?

  6. Приведите примеры химических реакций и физических явлений.

  7. Перечислите признаки химических реакций.



Слайд 3




Слайд 4



Слайд 5








Слайд 6





Слайд 7



2. Объяснение нового материала.

Роль химии в жизни человека

Открыть учебник и провести беседу о роли химии по рисункам.

Вопрос. Если не было химии, то не было бы:

  • Современной металлургии

  • Синтетических волокон

  • Пластмасс, моющих средств, косметики

  • Минеральных удобрений

  • Лекарств

  • Ракеты не летали бы в космос (горючее для ракет, жаростойкие, прочные материалы)…ученики продолжают приводить примеры

Химическая промышленность развивается быстрее, чем любая другая и определяет научно-технический прогресс.

  • Однако химия - это также загрязнение окружающей среды различными отходами.

Источники загрязнения:

  1. тепловые электростанции

  2. предприятия черной и цветной металлургии

  3. горнодобывающая промышленность

  4. химические заводы

  5. предприятия для сжигания мусора

  6. автомобильный транспорт…(ученики также активно участвуют в перечислении источников загрязнения)

Угроза экологии

Опасные вещества, которые выбрасываются в:

  1. В атмосферу: СО, СО2, оксиды азота и серы, тяжелые металлы, соединения хлора и пыль.

  2. Шлаки металлургических производств и свалки занимают и загрязняют пахотную землю.

  3. Загрязнение воды бытовыми и сточными водами.

  • Таким образом: только грамотное применение достижений химии приносит человечеству пользу и этому необходимо учиться!

Периоды развития химии

Вспомним деление истории человечества на периоды:

Каменный век → медный век → бронзовый век → железный век.

Деление происходит по уровню развития технологий получения важных для человечества веществ - металлов.

3 -4 тыс. лет до н.э. умели выплавлять из руд металлы, производили керамику, краски, духи.

В III в. до н.э. был собран и описан значительный экспериментальный материал. В Александрийской библиотеке хранились описания таких процессов как:

  • Прокаливание

  • Возгонка

  • Перегонка

  • Фильтрование и др.

Греческий ученый Демокрит в V в. до н.э. высказал мысль, что все тела состоят из мельчайших невидимых, неделимых частиц - атомов.

Происхождение слова «химия» спорно.

  • На коптском языке хеми- означает черный, тайный, а также так назывался Египет. Получается - «наука черной земли». Арабы добавили свою приставку аль-, и получилось алхимия. (Цель алхимии поиск технологии превращения неблагородных металлов в благородные (золото, серебро) с помощью философского камня. Философский камень также способен исцелять болезни и дает бессмертие.)

  • Возможно происхождение слова химия также от греческого хюма- т.е. «литье металлов» (применялось в металлургии).

ПЕРИОДЫ

I - Наука древнего мира

II - Алхимия

III - Иатрохимия (или ятрохимия - с греческого иатрос- врач). Основатель Парацельс обозначил цель химии - не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств.

IV - Эпоха флогистона (носитель горючести тел) 17 в.- 18 в.
V - период научной химии (М.В.Ломоносов, А.Л.Лавуазье, Д.И.Менделеев).
VI - Современный период.

Алхимия, широкое распространение получила в средневековой Европе. На Руси по религиозным, мировоззренческим причинам, а также из-за туманности, сказочности целей не прижилась. Но различные химические технологии были очень востребованы. В Киевской Руси выплавляли металлы, производили стекло, выпаривали соль, краски, ткани.

Большой вклад в переход алхимии в науку химию внес Русский ученый М.В.Ломоносов, Проводя опыты с накаливанием металлов в запаянных сосудах он доказал, что в процессе химических реакций масса веществ никуда не исчезает и она равна массе веществ после окончания реакции. В 1748 году он впервые сформулировал закон сохранения массы веществ в химических реакциях:

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

Позже французский ученый А.Лавуазье на основании проведенных опытов независимо от М.В.Ломоносова также сформулировал «закона сохранения массы».

Слайд 8


3. Закрепление:

  1. Перечислите источники загрязнения окружающей среды.

  2. Чем загрязняется атмосфера, земля и вода

  3. На какие основные периоды делится развитие науки химии.

  4. Какие цели ставили пред собой алхимики.

  5. Сформулируйте закон Ломоносова-Лавуазье.

Слайд 9

4. Домашнее задание:

§2 (до конца), Упр.2, 3 §3 Упр.6. таблицу на стр. 31 наизусть до конца.

V5. Итоги урока. Оценки.

Список литературы.

1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

Конспект урока по химии на тему Превращение веществ. Роль химии (8 класс)

© 2010-2022