- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по химии на тему Превращение веществ. Роль химии (8 класс)
Конспект урока по химии на тему Превращение веществ. Роль химии (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова Е.Д. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
3
8 класс.
Урок 2 Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии.
Цели и задачи: Закрепить понятия о химических явлениях их отличие от физических. Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран.
Ход урока
Слайд 2
1. Организационный момент.
Фронтальный опрос:.
-
Что изучает химия?
-
Что такое вещество?
-
Что такое химический элемент?
-
Какие формы существования химических элементов вы знаете?
-
Что такое химическая реакция?
-
Приведите примеры химических реакций и физических явлений.
-
Перечислите признаки химических реакций.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
2. Объяснение нового материала.
Роль химии в жизни человека
Открыть учебник и провести беседу о роли химии по рисункам.
Вопрос. Если не было химии, то не было бы:
-
Современной металлургии
-
Синтетических волокон
-
Пластмасс, моющих средств, косметики
-
Минеральных удобрений
-
Лекарств
-
Ракеты не летали бы в космос (горючее для ракет, жаростойкие, прочные материалы)…ученики продолжают приводить примеры
Химическая промышленность развивается быстрее, чем любая другая и определяет научно-технический прогресс.
-
Однако химия - это также загрязнение окружающей среды различными отходами.
Источники загрязнения:
-
тепловые электростанции
-
предприятия черной и цветной металлургии
-
горнодобывающая промышленность
-
химические заводы
-
предприятия для сжигания мусора
-
автомобильный транспорт…(ученики также активно участвуют в перечислении источников загрязнения)
Угроза экологии
Опасные вещества, которые выбрасываются в:
-
В атмосферу: СО, СО2, оксиды азота и серы, тяжелые металлы, соединения хлора и пыль.
-
Шлаки металлургических производств и свалки занимают и загрязняют пахотную землю.
-
Загрязнение воды бытовыми и сточными водами.
-
Таким образом: только грамотное применение достижений химии приносит человечеству пользу и этому необходимо учиться!
Периоды развития химии
Вспомним деление истории человечества на периоды:
Каменный век → медный век → бронзовый век → железный век.
Деление происходит по уровню развития технологий получения важных для человечества веществ - металлов.
3 -4 тыс. лет до н.э. умели выплавлять из руд металлы, производили керамику, краски, духи.
В III в. до н.э. был собран и описан значительный экспериментальный материал. В Александрийской библиотеке хранились описания таких процессов как:
-
Прокаливание
-
Возгонка
-
Перегонка
-
Фильтрование и др.
Греческий ученый Демокрит в V в. до н.э. высказал мысль, что все тела состоят из мельчайших невидимых, неделимых частиц - атомов.
Происхождение слова «химия» спорно.
-
На коптском языке хеми- означает черный, тайный, а также так назывался Египет. Получается - «наука черной земли». Арабы добавили свою приставку аль-, и получилось алхимия. (Цель алхимии поиск технологии превращения неблагородных металлов в благородные (золото, серебро) с помощью философского камня. Философский камень также способен исцелять болезни и дает бессмертие.)
-
Возможно происхождение слова химия также от греческого хюма- т.е. «литье металлов» (применялось в металлургии).
ПЕРИОДЫ
I - Наука древнего мира
II - Алхимия
III - Иатрохимия (или ятрохимия - с греческого иатрос- врач). Основатель Парацельс обозначил цель химии - не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств.
IV - Эпоха флогистона (носитель горючести тел) 17 в.- 18 в.
V - период научной химии (М.В.Ломоносов, А.Л.Лавуазье, Д.И.Менделеев).
VI - Современный период.
Алхимия, широкое распространение получила в средневековой Европе. На Руси по религиозным, мировоззренческим причинам, а также из-за туманности, сказочности целей не прижилась. Но различные химические технологии были очень востребованы. В Киевской Руси выплавляли металлы, производили стекло, выпаривали соль, краски, ткани.
Большой вклад в переход алхимии в науку химию внес Русский ученый М.В.Ломоносов, Проводя опыты с накаливанием металлов в запаянных сосудах он доказал, что в процессе химических реакций масса веществ никуда не исчезает и она равна массе веществ после окончания реакции. В 1748 году он впервые сформулировал закон сохранения массы веществ в химических реакциях:
Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.
Позже французский ученый А.Лавуазье на основании проведенных опытов независимо от М.В.Ломоносова также сформулировал «закона сохранения массы».
Слайд 8
3. Закрепление:
-
Перечислите источники загрязнения окружающей среды.
-
Чем загрязняется атмосфера, земля и вода
-
На какие основные периоды делится развитие науки химии.
-
Какие цели ставили пред собой алхимики.
-
Сформулируйте закон Ломоносова-Лавуазье.
Слайд 9
4. Домашнее задание:
§2 (до конца), Упр.2, 3 §3 Упр.6. таблицу на стр. 31 наизусть до конца.
V5. Итоги урока. Оценки.
Список литературы.
1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.