Конспект урока по химии на тему: Строение атома. Изотопы

Предмет: химия Возраст учащихся: 8 класс  Тема урока : «Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Базовый учебник: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара «Химия. 8 класс» /Москва:  Вентана- Граф, 2014   Цели урока:     Образовательные: сформировать понятие атома, показав, что этимологическое начало понятия «атом» («неделимый») не соответствует действительности- атом делим. Дать понятие атома и состава атомного ядра.       Развивающие: расширить  имеющиеся знания по теме, раз...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестуемый педагог: Ершова Анна Валерьевна, МБОУ СОШ № 43 г.Пензы.

Предмет: химия

Возраст учащихся: 8 класс

Тема урока : «Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.

Базовый учебник: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара «Химия. 8 класс» /Москва: Вентана- Граф, 2014

Цели урока:

Образовательные: сформировать понятие атома, показав, что этимологическое начало понятия «атом» («неделимый») не соответствует действительности- атом делим. Дать понятие атома и состава атомного ядра.

Развивающие: расширить имеющиеся знания по теме, развивать анализировать рисунки, работать над развитием речи, продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся, развивать мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов

Воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; рефлексии учебной деятельности

Оборудование:

  • Эбонитовая палочка, кусочки бумаги;

  • плакат «Строение атома»;

  • рисунки и схемы учебника.

Тип урока по дидактической цели:

- усвоение новых знаний и способов действий

По характеру познавательной деятельности учащихся:

- комбинированный

Методы ( по характеру познавательной деятельности учащихся):

- частично- поисковый

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.

Содержание этапа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент.

Цель:

- создать положительный настрой на уроке;

-повысить интерес к изучению данной темы;

- настроить на дальнейшее восприятие материала;

- продолжить формировать логическое мышление.

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.

Целью данного этапа является развитие у учащихся умений самостоятельного припоминания и актуализации определений понятий, необходимых для «открытия» нового знания.


Знакомство с целями урока.



Ребята, сегодня наш девиз к уроку:

Дорога к знанию?

Ну, что же, ее легко понять.

Ответить можно сразу;

Вы ошибаетесь, ошибаетесь,

И ошибаетесь опять,

Но меньше, меньше,

Меньше с каждым разом.

Термин «атом» был введён ещё в V веке до н. э. Демокритом, основывавшемся на абстрактных размышлениях: «Сладость и горькость, жара и холод суть определения, на самом же деле [есть только] атомы и пустота» . В XIX веке умозрительная теория получила научное подтверждение. Демокрит полагал, что свойства того или иного вещества определяются формой, массой, пр. характеристиками образующих его атомов. Так, скажем, у огня атомы остры, поэтому огонь способен обжигать, у твёрдых тел они шероховаты, поэтому накрепко сцепляются друг с дружкой, у воды - гладки, поэтому она способна течь. Даже душа человека, согласно Демокриту, состоит из атомов.

Но современные представления о строении атома отличаются от представлений 19 века.

Запишите тему урока «Строение атома»

Попробуем определить цели.

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?


Определяют тему урока.







Определяют главные вопросы урока.

-Какая тема урока?

- Чем отличается современное представление о строении атома от древних?

- Какое строение атома?

-Что входит в состав атома?

-Почему атом-это все же делимая частица?

2




























3



4



5

Изучение нового материала.

Цель:

-сформировать понятие атом, выявить существование нескольких теорий о строении атома,;

- продолжить формировать навыки групповой работы с учебным материалом - продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;

- развить у учащихся умения выделять главное,

существенное в изучаемом материале;

- способствовать формированию познавательной активности учащихся через составление схемоконспекта;

- способствовать формированию метапредметных связей между химией и физикой;



Групповая работа.

Цель:

-нахождение числа протонов, используя ПС;

-нахождение числа электронов, используя ПС;

- нахождение числа нейтронов, используя формулу;

- организация группового мыследеятельностного взаимодействия












Цель:

-выявление причинно- следственных связей между всеми характеристиками в строении атома;

-организация индивидуального мыследеятельностного процесса;


Закрепление учебного материала.

Цель:

-обобщить знания полученные на уроке;

- уточнить насколько усвоен материал;

- внести коррективы, после обсуждения результатов

Рефлексия.

Цель: основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Задание на дом

Цель

-закрепить изученный материал;

- продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

- развивать логическое мышление.

Используя информацию в учебнике на стр.163-164 и дополнительно в информационной карте № 1 (см. приложение 1), ответьте на следующие вопросы:

-Какие представления о строении атома существовали до появления современного?

-Назовите отличительные характеристики современного представления об атоме от предыдущих?



Вывод: Атом-делимая частица, состоящая из нескольких более мелких частиц: электронов, протонов и нейтронов.

Ребята, решите учебную задачу, используя эбонитовую палочку и одно из ее свойств, знакомое из курса физики- электризация, существование каких частиц мы докажем?

Вывод:

Ребята, давайте подведем итог полученным знаниям: как записываются электроны, протоны и нейтроны, как рассчитать их численное значение, используя Периодическую систему?

Чтобы ответить на вопросы, используйте информацию в учебнике на стр. 165 в виде таблицы

Контролирует выполнение задания учащимися.

Дискуссия: Ребята, что будет, если изменить число протонов в ядре?

Проблемный вопрос:

-Предположите, что изменится число нейтронов в ядре? Можно ли будет ожидать образование другого химического элемента?

Чтобы ответить на эти вопросы, используйте текст учебника на стр.166-168

Выводом могут послужить два положения:

  1. Химическим элементом называют вид атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е. одинаковым числом протонов

  2. В результате изменения числа нейтронов в ядре атома образуются разновидности тог же самого элемента, различающиеся массовыми числами- изотопы

Составьте причинно-следственные связи: зная относительную атомную массу химического элемента как определить значение составляющих частиц атома. Заполните таблицу (см. приложение 2)



Ребята, зная все об атоме и его свойствах, уточните и объясните следующий постулат: в современной формулировке атом имеет свойство корпускулярно- волнового дуализма.



Закончите предложения:

Сегодня на уроке я научился…

Мне понравилось…

Я узнал…

Я составил…

Я самостоятельно разработал…

Я научился…

Параграф 39, пересказ; с.169 № 2, 5 письменно в тетради

Работая в группах, отвечают на выявившиеся проблемные вопросы, сопоставляют, сравнивают и дают определение современного представления о строении атома

(каждая группа дает характеристику отдельной теории).

Составляют сжатый конспект по изучаемым вопросам.



Каждая группа решает учебную задачу, пытаясь трением наэлектризовать эбонитовую палочку и доказать это явление

Работая в группе, определяют роль Периодической системы в нахождении числового выражения электронов, протонов, нейтронов


Записывают вывод в тетрадь.


Фронтальная беседа:

анализируют образование ядра с новым зарядом и как следствие, образование нового химического элемента

Работая в группе, выявляют разновидности одного и тог же химического элемента, но с разными значениями относительных атомных масс.

Самостоятельно выходят на новое понятие «изотоп».

Определяют чем изотопы отличаются друг от друга.

Записывают вывод в тетрадь




Индивидуальная работа учащихся по заполнению таблицы, в которой выявляют зависимость всех характеристик атома



Обобщают полученные знания об атоме, выявляя, что атом ведет себя как «корпускула» (частица), доказывая свойствами, и как волна, объясняя явлением радиоактивности, открытое А. Беккерелем.

Проводят самооценку и самоанализ работы на уроке. Дописывают предложения индивидуально


Записывают домашнее задание.







Приложение 1.

Информационная карта.

Теории строения атома.

Атом делим, что доказали явления фотоэффекта, радиоактивности, электролиза и др. Изучение этих явлений определило разработку различных моделей строения атома как сложной частицы.

В 1904 г. В работе «О структуре атома» Дж. Томсон дал описание своей модели, получившей образное название «пудинг с изюмом». В этой модели атом уподоблен пудингу сферической формы, имеющему положительный заряд. Внутрь сферы вкраплены, как изюм в пудинге, отрицательно заряженные электроны. Электроны совершают колебательные движения, благодаря которым атом излучает электромагнитную энергию.

Согласно планетарной модели, предложенной Э. Резерфордом, атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, движущихся вокруг ядра по замкнутым орбитам, подобно движению планет вокруг Солнца. Модель Э. Резерфорда не смогла объяснить излучению и поглощение энергии атомом.

В 1913 г. Н. Бор предложил квантовую модель строения атома, основанную на постулатах. Нильс Бор использовал традиционные понятия механики, рассматривая электрон как частицу, движущуюся со строго определенной скоростью по строго определенным траекториям. Его теория была построена на противоречиях.

Приложение 2.

Заполните таблицу:



Элементарные частицы

Изотопы

35Сl

37Cl

P+

n0

ȇ


Алгоритм работы на уроке.

  1. Определить тему урока.

  2. Определить цель и задачи урока.

  3. Выявить существование нескольких теорий о строении атома.

  4. Определить отличительные особенности современного строения атома от остальных.

  5. Выяснить особенности элементов, входящих в состав атома : электроны, нейтроны, протоны.

  6. Работая в группе, определить численное выражение всех элементов, входящих в состав атома, используя Периодическую систему.

  7. Дать понятие изотопам.

  8. Определить взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число.

  9. Обобщить знания об атоме, доказав что он имеет свойство корпускулярно- волнового дуализма.

  10. Записать домашнее задание.

© 2010-2022