Конспект урока Общие химические свойства металлов

На данном уроке используются приемы активизации познавательной деятельности учащихся, работа в группах, применяются  элементы проблемно-модульного обучения, проводится исследовательская работа в парах, учащимися выполняется  лабораторная работа. На уроке совершенствуются умения записывать уравнеия химических реакций, применяются знания на практике в соответствии с инструкцией и соблюдением правил техники безопасности и охраны труда. Развивается  активность учащихся, вырабатывается умение анализи...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общие химические свойства металлов

Цель урока: сформировать представления о металлах как восстановителях, выяснить причину разной активности металлов, изучить общие химические свойства металлов.

Задачи:

Образовательные:

- проверить знания о строении металлов и их физические свойства;

- сформировать понятия об общих химических свойствах металлов;

- выделить основные свойства металлов;

- выяснить причину разной активности металлов;

- научить грамотному использованию металлических изделий;

- научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды.

Развивающие:

- совершенствовать умение записывать уравнения химических реакций, применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда;

- развивать познавательную активность обучающихся, вырабатывать умение анализировать, делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- создавать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

- устанавливать межпредметные связи, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;

- закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций методом электронного баланса.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов);

- воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы:

- приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся;

- групповая деятельность;

- ИКТ;

- элементы проблемно-модульного обучения;

- исследовательская работа в парах;

- выполнение лабораторной работы.

Реактивы и оборудование:

- экран, проектор, ноутбуки;

- оборудование для демонстрации эксперимента;

- оборудование для лабораторных опытов;

- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

- презентация: «Общие химические свойства металлов

-магний (в порошке), спиртовка, стеклянная палочка, стакан, вода, спички, стакан для отходов;

- железный порошок, порошок серы, держатель для пробирок, пробирка;

- натрий, лакмусовая бумага, фенолфталеин, кристаллизатор, вода,

демонстрационный столик, HCI;

-СиSО4, железный гвоздь, сульфат цинка, 2 пробирки, медная проволока;

-магний, цинк, медь, раствор серной кислоты, 3 пробирки;

- H2SO4(конц.), НNO3(конц)., медь, железо алюминий, 4 прбирки.

- 15 комплектов (медь, цинк, магний)

Ход урока: (Слайд)

  1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.

  2. Подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний.

а) положение металлов в периодической системе и их характеристика,

б)физические свойства металлов

  1. Изучение нового материала.

  2. Закрепление изученного материала.

  3. Домашнее задание.

Актуализация знаний.

Девиз урока: (Слайд) «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б.Шоу)

Звучит песня под гитару («Что такое химия, приятель?»)

В песне задан вопрос. Что такое химия? ( Позвольте мне на него ответить?)

«Химия - это наука о веществах и свойствах » А вы со мной согласны? (Да)

- С какими веществами вы знакомы?

(С простыми и сложными)

- Какие вещества относятся к простым?

(металлы и неметаллы).

Прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте заглянем в глубины нашего сознания и выясним, что мы уже знаем о металлах.

- В какой части периодической системы Д.И.Менделеева расположены металлы?

(В левом нижнем уголке).

- Как по периоду слева направо меняются металлические свойства? (уменьшаются).

- Как меняются металлические свойства в главных подгруппах сверху вниз? (увеличиваются).

- Какое числовое значение Э.О. имеют металлы?

(от 0 до 1)

-Какую степень окисления имеют металлы?

(в свободном состоянии: 0, в соединениях +1, +2,+3).

- Какую валентность могут иметь металлы?

(от 1 до 3).

- Назовите возможное число электронов на внешнем слое (1,2,3).

- Имея не более 3-х электронов на внешнем слое, они легко их отдают или присоединяют?

(отдают, проявляют восстановительные свойства).

Какими физическими свойствами обладают металлы?

Слайд (физические свойства)

А сейчас мы попросим наших юных исследователей рассказать о своих результатах работы.

1пара: Нам нужно было из коллекции веществ выбрать металлы и описать их свойства. Металлы: литий, натрий, калий, кальций, магний, железо, цинк, железо, алюминий, серебро, золото и другие. Они обладают металлическим блеском, твердостью, ковкостью, пластичностью, легкостью.

Какими еще физическими свойствами обладают металлы?

2пара: наша задача заключалась в исследовании металлов на теплопроводность. Мы на дне металлической банки сделали отверстия и поместили алюминиевую, медную и железную проволоки с прикрепленными флажками. Сосуд поставили на плитку.

Первым флажок упал с алюминиевой проволоки, затем с медной, и последним с железной (температура плавления алюминия 660, меди 1083 и у железа 1540)

Об отношении металлов к магниту своими исследованиями поделится 3 пара обучающихся:

Все металлы делят на 3 группы:

1.Ферромагнитные - металлы способны намагничиваться под действием слабых магнитных полей (железо, кобальт, никель, полоний);

2.Парамагнитные - металлы проявляют слабую способность к намагничиванию (алюминий, титан, хром);

3.Диамагнитные - металлы не притягиваются к магниту, даже слегка отталкиваются от него (олово, висмут, медь).

Отчет о работе прошу сдать.

Зная физические свойства можно предположить и химические свойства металлов.

Прежде чем мы приступим к изучению общих химических свойств металлов, я прошу вас провести физминутку для глаз на тренажере «восьмерка»

Записываем тему урока: «Общие химические свойства металлов».

Цель урока: сформировать представления о металлах как восстановителях, выяснить причину разной активности металлов, изучить общие химические свойства металлов.

Изучение нового материала:

Основным химическим свойством металлов является способность их атомов легко отдавать свои валентные электроны и переходить в положительно заряженные ионы. Типичные металлы никогда не присоединяют электронов; их ионы всегда заряжены положительно и называются катионами.

Легко отдавая при химических реакциях свои валентные электроны, типичные металлы являются энергичными восстановителями. Способность к отдаче электронов проявляется у отдельных металлов далеко не в одинаковой степени.

Чем легче металл отдаёт свои электроны, тем он активнее, тем энергичнее вступает во взаимодействие с другими веществами.

Так ли это мы можем убедиться на практике, но для этого необходимо вспомнить правила техники безопасности и охрану труда:

Слайд ТБ и ОТ

•Чтобы не подвергнуть свою жизнь опасности,

Надо знать технику безопасности:

•делать нужно только то, что положено,

И при этом очень осторожно.

•Сначала задачу нужно решить теоретически,

Затем выполнить ее практически.

•В химической лаборатории нельзя никогда

Голыми руками брать вещества.

•Насыпать или наливать вещества необходимо аккуратно,

Не высыпать и не выливать вещества обратно.

•С химическими веществами нужно быть скупым-

Их количеством пользоваться небольшим.

•Опыты делать нужно тщательно

Над столом обязательно.

•Нельзя вдыхать пары и газы,

Если ты без противогаза.

•Вещества в лаборатории на вкус не изучаются-

Это строго настрого запрещается.

•Нельзя смешивать или сливать

Все химические вещества подряд.

•С едкими веществами (кислотами и щелочами)

Работать можно, но крайне осторожно.

•Если кислоты или щелочи на ученика попадают,

Их большим количеством воды немедленно смывают.

•Кислоту в воду добавляют-

Только так кислоту разбавляют.

•Если жидкость воспламеняется легко,

Работать с ней нужно от огня далеко.

•С приборами нагревательными

Работать нужно очень внимательно.

•На рабочем месте должен быть порядок и чистота,

Правило это необходимо выполнять всегда.

И об этом не забывать никогда.

слайд

Общие химические свойства металлов:

1. Металлы взаимодействуют с простыми веществами - с неметаллами:

а) окисляются кислородом (металлы I группы главной подгруппы окисляются кислородом воздуха, поэтому их хранят в запаянных ампулах, в керосине или в вазелине)

2Мg + О2 = 2МgО

в-ль о-ль оксид магния

Золото и платина не окисляются кислородом воздуха ни при каких условияэх;

б) взаимодействуют с серой (при нагревании):

Fe + S = FeS

сульфид железа

в) взаимодействуют с галогенами:

2Na + CI2 = 2NаСI

хлорид натрия

2.Металлы взаимодействую со сложными веществами:

а) металлы взаимодействуют с водой

2Na +2Н2О = 2NaOH + H2

гидроксид натрия

Капнули фенолфталеин. Почему раствор окрасился в малиновый цвет?

Аg, Аu , Рt, Нg, Сu с водой не взаимодействуют

(Слайд) 3. Металлы взаимодействуют с растворами солей:

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

сульфат железа

ZnSO4 + Cu ≠ (медь расположена правее цинка)

Скорость данной реакции медленная, поэтому я подготовила результаты реакции заранее для сравнения.

(Слайд.) Ряд Бекетова Н.Н.

Вытеснение одних металлов из соединений другими металлами было изучено в Бекетова называют «электрохимическим рядом напряжений металлов». Чем левее находится металл в этом ряду, тем он активнее. И может вытеснить менее активный металл из соли, что и происходит при реакции железа с медным купоросом.

(Слайд) 4. Металлы взаимодействуют с кислотами:

Металлы, стоящие в ряду напряжений левее водорода, вытесняют его из растворов кислот. С концентрированными кислотами - водород не выделяется.

У вас на столах имеется 3 пробирки с металлами. Выполните лабораторную работу. В каждую пробирку нужно капнуть кислоту

Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

сульфат магния

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

сульфат цинка

Cu + H2SO4(р-р)

Металлы по разному взаимодействуют с концентрированными кислотами

Cu + 2 H2SO4(k) =CuSO4 +SO2 +2 H2O

Cu +4 HNO3(k) = Cu(NO3)2 +2NO2 + H2O

На щелочные металлы правило не распространяется

Железо и алюминий с концентрированной азотной кислотой не взаимодействуют, они пассивируются, т.е. покрываются оксидной пленкой

Закрепление материала

Пока мы закрепляем материал, 3 ваших одноклассника поработают с Интернетом и сообщат о наибольшем содержании катионов металлов

(К, Мg,Ca,Nа, Fе, Zn, Мn, Со, Сu) в продуктах питания

Задание для класса:

расставить коэффициенты методом электронного баланса

Zn0 + S0 → Zn+2S-2

Восст. Окисл.

Zn0 - 2e → Zn+2

S0 + 2e → S-2

(Слайд) Допишите практически осуществимые реакции:

Fe + HCI →

Ag + H3PO4

AI + HCI →

Zn + Pb(NO3)2

Fe + MgCI2

Проверка данной работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь обучающимся.

Полученные знания на уроке мне хотелось бы проверить путём отгадывания загадок.

(Слайд) Домашнее задание:

1. Выучить общие химические свойства металлов.

2.Задача:

Смесь магниевых и медных опилок массой 1,5 грамма обработали избытком соляной кислоты. B результате реакции выделился газ объёмом 560 мл (н.у.). Определите массовую долю меди в смеси.










Наибольшее содержание катионов металлов в продуктах питания

Металл

Продукт питания

Кальций

Сыры, молоко, творог, кефир, фасоль, петрушка, лук зеленый

Магний

Отруби пшеницы, морская капуста, овсяная крупа, чернослив, пшено

Калий

Фасоль, морская капуста, чернослив, изюм, горох, картофель, сухофрукты, абрикосы, виноград, вишня.

Натрий

Сыры, колбаса вареная, колбаса копченая, рыба копченая, рыба соленая, капуста квашеная

Железо

Печень, почки, язык, гречневая крупа, фасоль, горох, земляника, картофель, шоколад, грибы белые, черника, свекла, редис, дыня, тыква, петрушка, помидоры

цинк

Морковь, чеснок, свекла. Зеленый горошек, сладкий перец, черная смородина, огурец, зеленый лук, картофель, крыжовник

марганец

Огурцы, чеснок, свекла, бобовые культуры, зеленый горошек, баклажан, сладкий перец, спаржа, укроп, брусника

кобальт

Морковь, чеснок, салат, редис, помидор, свекла, виноград

медь

Баклажан, тыква, редис, земляника, свекла, крыжовник, лук, зеленый горошек, черная смородина, чеснок







Анализ урока «Общие химические свойства металлов»

Урок отличает строгая, логически продуманная композиция, соответствующая методике преподавания. Все этапы урока соблюдены и отвечают требуемым временным рамкам.

Очень важно на уроке создать атмосферу комфортности, положительный эмоциональный настрой. Это было организовано, в первую очередь, доброжелательным тоном и словами учителя, а также с помощью песни «Что такое химия», исполненной обучающимися 10 «А» класса под аккомпанемент гитары.

Учитель продумал плавный переход от песни к теме и девизу урока, а затем к фронтальной беседе по изученному ранее материалу, во время которой применялись демонстрационные и аналитические приёмы обучения, групповые и фронтальные формы организации повторения материала.

Методику преподавания Позолотиной Н.А. отличает то, что она на каждом этапе урока обобщает ответы обучающихся, подводит итог наблюдениям, как бы фиксируя в памяти детей основные положения темы.

Обучающиеся на предшествующем уроке получили индивидуальные задания исследовательского характера. Дети учатся наблюдать, исследовать, обобщать, делать выводы (т.е. проводить анализ и синтез). Причём мы видим, что учитель объективно использует возможности каждого ученика, привлекает к работе обучающихся с разной подготовкой и способностями, помогает, если ребёнок испытывает затруднения. В конце каждого выступления учащихся делает выводы. Фиксирует результаты наблюдений с помощью слайдов презентации. Замечательно, что учитель всегда обращается к бытовому применению знаний по химии, осуществляя связь с жизнью, а следовательно, формируя надпредметные знания и умения.

Надежда Александровна с помощью детей определила цели и задачи урока. Учитель применяет на уроке здоровьесберегающие технологии (тренажёр «восьмёрка»). Во время выполнения упражнения для глаз, не привлекая внимания окружающих, учитель надевает специальную одежду, чтобы подготовиться к проведению опытов. В соответствии с требованиями к уроку и в оригинальной форме было организовано повторение правил по ТБ и ОТ (в стихотворной форме).

При изучении нового материала учитель применяет и дедуктивные, и индуктивные методы обучения. Знания, полученные в течение урока, постоянно иллюстрируются бытовым применением знаний по предмету. Логически продумано чередование опытов, демонстрируемых учителем, и опытов, проведённых учащимися. Во время исследования создавались проблемные ситуации, которые были успешно решены обучающимися. Ненавязчиво были преподнесены сведения об исключениях (межпредметная связь). В конце каждого исследования учителем обобщены результаты.

Во время опытов Надежда Александровна подробно комментирует свои действия, умело привлекает внимание обучающихся, используя образную и эмоционально окрашенную лексику.

В течение всего урока использовалась мультимедийная презентация, которая выполняла ряд функций:

1) фиксировала опорные положения урока, опираясь на наглядно-образное мышление обучающихся;

2) демонстрировала необходимые на уроке таблицы;

3) создавала ситуацию успеха в случае затруднений;

4) экономила время при демонстрации заданий.

Неоднократно в продолжение урока Позолотина Н.А. обращалась к целям и задачам данного занятия, и поэтому они были полностью реализованы.

Оригинально были проверены знания по теме урока: индивидуальные задания на ноутбуках получили 3 обучающихся, остальные ученики выполняли задания в тетрадях. ИКТ в течение урока использовалось рационально и в соответствии с нормами СанПин.

В конце урока обучающимся было предложено дифференцированное домашнее задание: все дети получили обязательную базовую часть домашнего задания, а также были заданы мини-исследования для тех, кому изучаемый материал особенно интересен.

Ситуация успеха поддерживалась учителем в течение всего урока, поэтому при оценивании многие дети получили высокие отметки. Своё внимание учитель уделил каждому ученику: не было ни одного ученика, кто не ответил бы на уроке ни разу. Цели и задачи, поставленные в начале урока, были решены в полном объеме.

Заместитель директора по УВР _________ /Фролова И.А./







Пояснительная записка

Работа представлена по естественно - научному направлению.

Тема урока «Общие химические свойства металлов» (9класс).

Программа основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриелян М.: Дрофа, 2008г.

Учебник О.С. Габриелян Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2008.

Раздел «Металлы». В неделю 2 часа, 68 часов в год.

На уроке создана атмосфера комфортности, положительный эмоциональный настрой. Все этапы урока отвечали требуемым временным рамкам.

На занятии использовалась фронтальная беседа; демонстрационные и аналитические приемы обучения; групповые и индивидуальные формы повторения материала; обобщались ответы обучающихся; применялась исследовательская деятельность; дети проводили анализ и синтез; осуществлялась связь с жизнью; формировались надпредметные знания и умения; использовались здоровьесберегающие технологии (тренажёр «восьмерка»); применялись дедуктивные и индуктивные методы обучения; создавались проблемные ситуации; осуществлялись межпредметные связи; использовалась образная эмоционально окрашенная лексика.

На уроке применялась мультимидийная презентация, которая выполняла ряд функций: а) фиксировала опорные положения урока, опираясь на

наглядно-образное мышление обучающихся;

б) демонстрировала необходимые на уроке таблицы;

в) создавала ситуацию успеха в случае затруднений;

г) экономила время при демонстрации заданий.

Обучающиеся выполняли индивидуальное задание на ноутбуках.

ИКТ в течение урока использовалось рационально в соответствии с нормами СанПин.

Дети получили дифференцированное домашнее задание (обязательная базовая часть, а также мини-исследования, кому изучаемый материал особенно интересен). Работа детей на уроке оценена, особо активные получили отметки.

Цели и задачи, поставленные в начале урока, решены в полном объеме.




Социальная характеристика класса

В 9 Б классе 29 обучающихся.

Классный руководитель Зыбин Владислав Владимирович.

В классном коллективе 15 девочек, 14 мальчиков.

23 обучающихся проживают с двумя родителями, 6 детей проживают с одним родителем, 5 учеников из многодетных семей.

Опекаемых учеников - нет.

Из малообеспеченных семей - нет.

Обучающихся склонных к правонарушениям в данном классе нет.

Детей из неблагополучных семей нет.

Учащихся, обучающихся на дому нет.

Одаренных детей в 9 Б классе - 7.

Во внеурочное время дети посещают кружки, секции, факультативы, курсы.

Художественная школа - 5.

Хореографический ансамбль - 8

Спортивная школа (секция) - 6

Курсы «Альтернативный репетитор» (Центр довузовского образования уфимского государственного нефтяного технологического университета. Некоммерческая организация фонд «Школа - ВУЗ») посещают 17 выпускников 9 Б класса.

Состояние здоровья детей: очень часто дети болеют простудными заболеваниями

Каждый ребенок в классе имеет поручение. Выполняют поручения добросовестно и в нужный срок.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 9 Б КЛАССА


Параметры диагностики

Уровень развития

Высокий

Выше среднего

Средний (норма)

Ниже среднего

Низкий

1.

Внимание (концентрация)

+


2.

Память

Слуховая

+

Зрительная

+


Логическая

+


3.

Мышление

Понятийное

Интуитивное

+

Логическое

+


Категоризация

+


Абстрактное

+


Визуальное

+


4.

Уровень развития интеллекта

+


5.

Развитие речи

+


6.

Сформированность навыка чтения (понимание текста)

+


7.

Уровень познавательной мотивации

+


8.

Уровень тревожности

+

9.

Уровень работоспособности

+


Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ №5 / Иркабаева Н.И./

Классный руководитель / Зыбин В.В./

Анкета - заявка

на участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок» по естественно - научному направлению 2011-2012 уч. год

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) - Позолотина Надежда

Александровна

2.Год, месяц, день рождения - 1968.06.05.

3.Место работы - МОБУ СОШ №5 г.Благовещенска РБ

полный адрес: индекс - 453434 город - Благовещенск, улица Комарова, 19

федеральный телефонный код города телефон/факс

e-mail -

4.Должность - учитель

5.Педагогический стаж работы - 20 лет

6.Преподаваемый предмет - химия

7.Класс проведения урока - 9 Б, количество детей в классе - 29

8.Домашний адрес автора (полностью) индекс - 453434, г. Благовещенск РБ,

улица - Седова, дом - 110, квартира - 6

область федеральный телефонный код города - 34766

телефон - 32759 сотовый телефон - 89053577519

e-mail - [email protected]

9.Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения - Кузнецова Татьяна

Николаевна

телефон для связи федеральный код города

телефон 8 34766 (31582) факс e-mail

10.Рекомендации по итогам первого этапа (занятое место)

11.Название органа управления образования, направившего участника на финал

Подпись председателя жюри

Участие в финале гарантируем

Директор школы: /Т.Н.Кузнецова/

М.П.

Дата заполнения


© 2010-2022