• Преподавателю
  • Химия
  • Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся

Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся

    Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся Щеголева Т.В. МБОУ «Инсарская  средняя общеобразовательная школа №2»                                                                                         В современных условиях возникает острая потребность в деятельных, творчески мыслящих людях, способных осуществлять осмысленные и ответственные жизненные выборы, решать проблему собственной самореализации в обстановке рыночно-конкурентных условий. Основопол...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся

Щеголева Т.В.

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»



В современных условиях возникает острая потребность в деятельных, творчески мыслящих людях, способных осуществлять осмысленные и ответственные жизненные выборы, решать проблему собственной самореализации в обстановке рыночно-конкурентных условий. Основополагающие образовательные документы Российской Федерации акцентируют внимание на необходимости создания специально организованной образовательной среды, способствующей жизненному и профессиональному самоопределению школьников, созданию условий для их самореализации. Необходимо, чтобы в современной школе были созданы условия для формирования определённых способностей, основанных на социальных потребностях и ценностях. К числу таких задач можно отнести развитие исследовательской деятельности учащихся, формирование системы работы с одарёнными детьми.

С 2009 года в МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» реализуется программа республиканской экспериментальной площадки «Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся».

Цели эксперимента: создание модели развивающей образовательной среды школы, способствующей формированию познавательных, созидательных способностей личности.

Реализация программы осуществляется посредством решения задач: предоставление реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для учащихся сферах; максимальное раскрытие творческих способностей; формирование взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка; социальная адаптация учеников к условиям реальной жизни.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися осуществляется через: информационное обеспечение (нормативно-правовое, программное обеспечение, наличие комплекта информационно-методических материалов, издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов), организационно-методическое обеспечение. Последнее подразумевает создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми, повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе, изучение обобщения опыта работы педагогов, мониторинг работы системы.

Реализация эксперимента осуществляется через этапы:

Проектировочный - осмысление практики работы школы и проблем развития, освоением научного опыта и составлением программы эксперимента.

Экспериментальный - разработка проекта, моделирование инновационной среды формирования исследовательских навыков учащихся. На этой стадии осуществляется подготовка плана мероприятий, получение запрограммированного результата; определение путей и средств достижения целей, разработка директивного, календарного и сетевых графиков с указанием конкретных исполнителей.

Третий этап переход в режим функционирования в ходе которого осуществляется апробация модели развивающей инновационной среды для развития творческих способностей учащихся, документальное оформление результатов экспериментальной работы, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований образовательной среды и педагогической системы.

Ожидаемый результатом реализации проекта является обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы; формирование системы исследовательской деятельности учащихся; творческая самореализация выпускника школы; повышение квалификации педагогов в связи с переходом на новые образовательные стандарты.

Для работы с одаренными учащимися разработаны методические условия обеспечения проекта:

Информационные:

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Положение о НОУ "Поиск"

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О научно - практической конференции

  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

Организационно-методические:

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

Основными формами внеурочной образовательной деятельности являются:

элективные курсы - учёт индивидуальных возможностей, повышение степени самостоятельности учащихся;

ученическая конференция - развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, обобщение и систематизация знаний по учебным предметам, формирование информационной культуры учащихся;

предметные недели - повышение мотивации учеников к изучению образовательной области, развитие творческих способностей учащихся;

научное общество учащихся - привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности, формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

кружки - развитие творческих способностей учащихся, содействие в профессиональной ориентации, самореализация учащихся во внеклассной работе.

Организация исследовательской работы учащихся в школе осуществляется через этапы:

Подготовительный этап 1 - 4 классы: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся. Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции, школьные олимпиады.

Творческий этап 5-7 классы: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Краеведческая конференция Кружки. Секции.

Развивающий этап 8-9 классы: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. НОУ. Факультативы. Конференция. Элективные курсы (9 классы). Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Спецкурс "Основы исследовательской деятельности".

Исследовательский этап 10-11 классы: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. Формы: Урок. Внеклассная работа. Олимпиады. Профильные спецкурсы. НОУ. Факультативы. Предметные недели. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. Спецкурс «Основы исследовательской деятельности».

Результатами реализация программы «Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся» стали следующие мероприятия:

- анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за последние 3 года;

- пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися;

- участие в муниципальном и республиканском туре предметных олимпиад;

- организация деятельности школьного научного общества учащихся "Поиск»;

- разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов;

- проведение научно-методического семинара для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся";

- создание банка олимпиадных заданий;

- участие в республиканских научно-практических конференциях и конкурсах школьников («Интеллектуальное будущее Мордовии», «Дерево Земли, на которой я живу» и др.);

- участие школьников во Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы»;

- Всероссийских открытых заочных конкурсах-олимпиадах «Познание и творчество».

Реализация проектных целей и задач станет успешной при условии осуществления перехода на новые образовательные стандарты, формирование и развитие культуры мышления учащихся, тесное сотрудничество педагогического и ученического коллективов, создание условий для непрерывного развития творческого потенциала учителей, преобразование методической деятельности учителя в исследовательскую, внедрение системы дополнительного образования.



© 2010-2022